Управление запасами на предприятии осуществляется через управление закупкой и поставками сырья и материалов, Т. Е. Того вида зaпасов, который находится в начале производственного процесса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление запасами на предприятии осуществляется через управление закупкой и поставками сырья и материалов, Т. Е. Того вида зaпасов, который находится в начале производственного процесса.



При необходимости нарастить запасы сырья увеличивают размер или частоту поставок. Если запасы надо сократить, поступают наоборот. Но, во-первых, необходимо знать величину рационального заказа, который потребуется для пополнения запаса, от чего он зависит и как его определить. Во-вторых, надо уметь определять время очередного заказа, так как чем меньше продолжительность между заказами, тем выше их частота и наоборот.

Определение рационального запаса финансовых средств

Хотя существует поговорка, что «запас карман не тянет», из нее нельзя делать вывод, будто содержание запаса ничего не стоит предприятию, так как на создание запаса тратятся деньги, кото­рые никогда не бывают лишними. Чаще всего их не хватает, и предприятие вынуждено обращаться в банк за кредитом и платить за него проценты, которые увеличивают себестоимость производ­ства и, следовательно, сокращают прибыль.

В случае, когда у предприятия нет нужды в заимствованиях, так как достаточно собственных средств, ему совсем необязательно их инвестировать в запасы. Вкладывая деньги в запасы, предприятие лишает себя возможности инвестировать их в другие активы, спо­собные принести ему прибыль. Эта неполученная прибыль пред­ставляет собой издержки упущенных возможностей (или альтерна­тивные издержки), являющиеся прямым результатом инвестирова­ния в запасы, а не в активы, приносящие доход. При определении ' величины заказа эти издержки необходимо учитывать, дополняя ими некоторые бухгалтерские затраты.

В тех случаях, когда запасы создаются за счет заемных средств, издержки упущенных возможностей отсутствуют, но вместо них надо платить проценты за пользование кредитом. Эти проценты представляют собой расходы на финансирование и включаются в себестоимость продукции.

Издержки упущенных возможностей и проценты за пользова­ние заемными средствами — важнейшие составляющие затрат на содержание запасов, величина которых напрямую зависит от их размера.

К затратам на содержание запасов относят также утрату стоимости запасов, обусловленную физическим (порча изделий, усушка и т.д.) и моральным (устаревание изделий, утрата ими товар­ного вида и др.) износом. Эти потери — вторая важнейшая составляющая расходов на содержание запасов, которая в зависимости от обстоятельств может достигать 20 % и более от их среднегодо­вой стоимости. Следует отметить, что среднегодовая стоимость за­паса — это средняя взвешенная по дням нахождения на складе стоимость запаса. Ее нельзя путать со среднегодовым расходом запасов, который может, например, равняться 100 млн руб., в то вре­мя как средний запас, т.е. средняя стоимость находящихся в те­чение года на складе материалов, составляет всего 1 млн руб.

Третьим элементом затрат на содержание запаса сырья являются складские расходы, т.е. затраты на содержание склада (освещение, отопление, охрана, амортизация и т.д.) и складирование запасов.

Четвертая составляющая издержек на содержание запасов — это затраты на страхование запасов и складов.

Затраты на пополнение запасов

Наиболее эффективным методом сокращения затрат на содер­жание запасов является снижение величины запасов. Однако при заданном объеме потребления запасов чем меньше будет величи­на запаса, тем чаще его нужно будет пополнять и соответственно нести связанные с этим расходы. Их суммарная (за плановый пе­риод) величина, естественно, будет расти пропорционально коли­честву заказов на пополнение запасов. В основном они состоят из издержек на оформление заказа и оплату транспортных расходов. Они относительно невелики, но с ростом числа заказов будут воз­растать. У предприятий с круглогодичной транспортной доступ­ностью перевозочные затраты обычно относительно невелики. Их значения колеблются в пределах 3...5 % стоимости перевозимого запаса. Однако при ограниченной транспортной доступности за­траты на доставку запасов, за исключением ограниченного пери­ода времени, могут быть так велики, что единственно приемлемым вариантом становится однократный завоз, создающий запас в раз­мере годовой потребности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.231.245 (0.003 с.)