Источники экологического права. Понятие и виды. Общая характеристика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источники экологического права. Понятие и виды. Общая характеристика.



Под источниками экологического права понимаются нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и природы, т.е. экологические отношения.

Такая классификация может быть проведена по ряду оснований.

1. По юридической силе все нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты:

а) законы - нормативные правовые акты, принимаемые представительными органами государственной власти;

б) все иные нормативные правовые акты являются подзаконными актами. Это акты, принимаемые Президентом РФ, Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации, министерствами и ведомствами, органами местного самоуправления.

2. По предмету регулирования источники экологического права можно классифицировать на общие и специальные.

Общие характеризуются тем, что предмет их регулирования широк и охватывает как экологические, так и иные общественные отношения. К таким актам относится, в частности, Конституция РФ.

Специальные: Федеральный закон "Об охране окружающей среды", Водный кодекс РФ, Федеральный закон "О животном мире" и другие акты.

3. По характеру правового регулирования нормативные правовые акты можно подразделить на материальные и процессуальные.

4. По своему характеру нормативные правовые акты как источники права можно условно подразделить на кодифицированные и не являющиеся таковыми. Систему источников экологического права образуют:

- Конституция РФ,

- федеративные договоры,

- международные договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права,

- федеральные законы,

- нормативные правовые акты Президента РФ,

- нормативные правовые акты Правительства РФ,

- нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств,

- конституции, законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ,

- нормативные правовые акты органов местного самоуправления,

- локальные нормативные правовые акты,

- судебные решения.

5. Законы как источники экологического права. Природоохранное и природоресурсное законодательство. Федеральный закон «Об охране окружающей среды»: общая характеристика.

В правовом государстве основным источником экологического права должен быть закон. Это означает, что в законах должно определяться основное содержание правового регулирования общественных отношений собственности на природные ресурсы, по природопользованию и охране окружающей среды, должны быть адекватно урегулированы экологические права и интересы человека и гражданина, механизм их обеспечения и защиты.

Из этого вытекает требование о необходимости более полного регулирования в законе общественных отношений, не делегируя эту работу органам исполнительной власти, как это, как правило, происходит по действующему законодательству. Высокая степень детализации правовых норм и требований в законе, что характерно, к примеру, для зарубежного законодательства, весьма эффективно сказывается на практике осуществления охраны природы. Как правило, если в законе установлены лишь общие требования, требующие затем развития во многих подзаконных актах, это приводит к значительному затягиванию сроков "нормального" урегулирования, а также к противоречиям между ними.

Прежде всего, закон есть средство закрепления государственной экологической политики. Поэтому как акт, принимаемый органом представительной ветви государственной власти, он есть выражение воли народа в определении политики государства в сфере взаимодействия общества и природы.

Особое место закона в системе источников экологического права обусловлено также тем, что все другие акты как источники права носят подзаконный характер. Их правовое содержание предопределяется соответствием требованиям закона. Подзаконные акты, принятые с нарушением этого правила, не могут применяться.

5. Федеральный закон "Об охране окружающей среды": общая характеристика и место в системе источников экологического права

С принятием нового Федерального закона "Об охране окружающей среды потерял силу прежний Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды". Принятый 19 декабря 1991 г. Закон РСФСР знаменовал новый этап в развитии российского экологического законодательства как законодательства нового поколения. Его значение заключалось в том, что он заложил основы прогрессивного развития данной отрасли с учетом изменившихся политических, экологических, экономических, социальных условий развития общества и государства на современном этапе.

Новый Закон в основном заимствовал структуру прежнего. В нем содержатся:

- глава I. Общие положения;

- глава II. Основы управления в области охраны окружающей среды;

- глава III. Права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды;

- глава IV. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды;

- глава V. Нормирование в области охраны окружающей среды;

- глава VI. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза;

- глава VII. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

- глава VIII. Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций;

- глава IX. Природные объекты, находящиеся под особой охраной;

- глава X. Государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг);

- глава XI. Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль);

- глава XII. Научные исследования в области охраны окружающей среды;

- глава XIII. Основы формирования экологической культуры;

- глава XIV. Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и разрешение споров в области охраны окружающей среды;

- глава XV. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды;

- глава XVI. Заключительные положения.

Как говорится в преамбуле, этот Закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Он регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Учитывая в основном негативные оценки специалистов по поводу этого Закона, назовем некоторые его достоинства. При этом важно подчеркнуть, что сами достоинства носят условный характер. К таким достоинствам можно отнести, в частности, претензию законодателя на всестороннее (комплексное) регулирование отношений по охране окружающей среды. При этом имеется в виду попытка более широко, в сравнении с прежним Законом, предусмотреть механизм регулирования в данной сфере. Применительно к прежнему Закону высказывались обоснованные претензии по поводу отсутствия в нем требований об оценке воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду, экологической сертификации, экологическом аудите. В новом Законе, хотя и с дефектами, некоторые положения об этих инструментах появились. Так, об экологическом аудите говорится лишь в статье, определяющей основные понятия. Предусмотрены общие положения об экологическом предпринимательстве.

В контексте концепции устойчивого развития важное значение имеет регулирование нормирования допустимого изъятия компонентов природной среды (ст. 26). Особенно важно то, что Закон предусмотрел требование о нормировании допустимого изъятия ресурсов недр. В отличие от земель, лесов, вод, объектов животного мира, в отношении недр в действующем законодательстве требования о нормировании не установлены.

Законом установлен юридический критерий уровня проектирования предприятий и иных объектов. Таким критерием является внедрение наилучших существующих технологий. Под наилучшей существующей технологией понимается технология, основанная на последних достижениях науки и техники, направленная на снижение негативного воздействия на окружающую среду и имеющая установленный срок практического применения с учетом экономических и социальных факторов.

В виду дефектов практики введения в эксплуатацию предприятий и иных объектов, достоинством Закона является положение об административной и иной ответственности руководителей и членов комиссий по приемке в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов за приемку в эксплуатацию таких объектов, не соответствующих требованиям законодательства в области охраны окружающей среды (ст. 38).

В условиях развития рыночной экономики вполне обоснованным является требование статьи 53 о том, что при приватизации и национализации имущества обеспечиваются проведение мероприятий по охране окружающей среды и возмещение вреда окружающей среде.

Новый Закон предусматривает установление зон экологического бедствия (ст. 57). Им исключены зоны чрезвычайной экологической ситуации, которые регулировались Законом 1991 г. наряду с зонами экологического бедствия. В прежнем Законе отсутствовали четкие критерии, разграничивающие эти две зоны. На практике эти положения не применялись.

Повышению эффективности природоохранной деятельности может способствовать запрет на совмещение функций государственного контроля в области охраны окружающей среды и функций хозяйственного использования природных ресурсов (ст. 65).

Из нового Закона вполне обоснованно исключена статья о материальной ответственности за экологические правонарушения как не содержащая экологических характеристик.

В целом специалистами Федеральный закон "Об охране окружающей среды" резко критикуется по многим основаниям <41>. В нем не отражены подходы к охране окружающей среды и современные концепции государственной экологической политики России в XXI столетии, а также учтены два ряда факторов: а) произошедшие изменения социально-политического и экономического устройства; б) результаты проведенной в стране правовой реформы, в первую очередь созданное экологическое законодательство. Он содержит множество декларативных положений. В нем не использованы современные средства юридической техники. Не регулируются процессуальные отношения. Текст Закона изобилует стилистическими погрешностями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 1304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.250.1 (0.009 с.)