Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Человечество перед лицом глобальных проблем. Проблемы и перспективы современной цивилизации↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 50 из 50 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Как выясняется, человечество может существовать не иначе как в рамках достаточно узкого диапазона параметров его физической среды, био- и социосферы. Это обстоятельство неоднократно подчеркивал в последние годы академик Н.Н.Моисеев. Человечество как в физическом, так и в биологическом и в социальном смысле "держится на острие" (удачное, на наш взгляд, выражение Н.Н.Моисеева). Ускорение процессов развития человечества сопровождается понижением уровня его стабильности. Естественно, ход процессов развития человечества сопровождается состоянием неустойчивости, возникают новые системные качества, новые аттракторы. Так как человечество в облике ноосферы приобрело всепланетарный статус, то вновь возникающие проблемы часто имеют глобальный характер. Речь идет о: предотвращении катастрофического загрязнения человеком окружающей среды, обеспечении общества необходимыми вещественными, энергетическими и продовольственными ресурсами, выходе из состояния экологического кризиса, регулировании роста населения в ареалах нищеты и голода, обеспечении мира между народами и недопущении войн с применением оружия массового уничтожения людей, преодолении забвения достижений культуры, нравственности, образования. Список глобальных проблем человечества можно при желании продолжить, они характерны для экономической, социальной, политической, эстетической и этической жизни человека. При анализе глобальных проблем важно не упускать из виду, что их разрешение представляется делом отнюдь не простым, а весьма сложным и даже опасным. Нет простых решений для преодоления глобальных проблем современности. Безусловно, уничтожение ядерного оружия, развертывание безотходных технологий, экономия природных ресурсов во многих отношениях решающим образом способствовали бы улучшению нынешнего состояния человечества. Но даже осуществление перечисленных масштабных преобразований не привело бы к отмене глобальных проблем, ибо на смену уже разрешенным проблемам неминуемо пришли бы другие. Суть в том, что человечество как часть ноосферы вступило в эпоху необратимого развития, а с последним связаны различного рода катаклизмы глобального характера. На наш взгляд, Н.Н.Моисеев справедливо подчеркивает, что предотвращение "деградации человечества как элемента биосферы сводится по существу к формированию новой цивилизации (или новых цивилизаций). И этот вопрос остается открытым". А это означает, согласно Н.Н.Моисееву, удачно использующему богатый арсенал философских, математических, синергетических и кибернетических идей, что актуальнейшей задачей становится разработка "Стратегии Человека", согласованной со "Стратегией Природы". Под стратегией человечества понимается характер совокупных действий различных цивилизаций, способных обеспечить совместную эволюцию (коэволюцию) человека и окружающей среды. Под стратегией человечества понимается высшее искусство управления развитием ноосферы, способное предохранить человечество от катастроф. В этой связи вполне уместно введение представлений об экологическом и нравственном императиве. Н.Н.Моисеев понимает экологический императив как некоторое множество свойств окружающей среды, изменение которых человеческой деятельностью недопустимо ни при каких условиях, и ясно почему. С другой стороны, нравственный императив понимается как обновленная нравственность, заслоняющая людей от опасностей социального порядка. Разумеется, и экологический, и нравственный императив — это не более чем органические составляющие стратегии человечества, вне этой стратегии они неминуемо предстанут в форме табу, недостаточно обоснованных догматов, приверженность которым опять же небезопасна. Итак, стратегия человечества выступает как органический идеал его целеполагающей деятельности в планетарном масштабе в чрезвычайно рискованных условиях. Актуальнейшей задачей стало создание планетарного гражданского общества как института, в рамках которого только и возможна эффективная реализация стратегии человечества, сопровождаемая необходимыми формами контроля международных организаций. Стратегия человечества не может быть реализована одним или несколькими избранными народами, это идеал международного сообщества в целом. Стратегия человечества — это необходимость последовательной, шаг за шагом, бдительной и ответственной реализации философского, научного, эстетического и этического потенциала современного человека, приемлемого для него развития той системы отношений, в которую он включен. К концу XX в., как никогда ранее, выявилась неуместность надуманно-надменного отношения человека к данным наук, к ценностям повседневной жизни, к философствованию как одному из методов разрешения проблемных ситуаций. Поступь международного сообщества показывает, что так называемые простые решения с их ориентацией на стихийно складывающееся непроясненное общественное мнение все чаще ведут в тупик. Именно поэтому речь идет об обновлении стратегии управления развитием человечества. Старые ориентиры далеко не во всем убедительны. С этих позиций вырисовываются контуры новых цивилизаций, при обсуждении которых нам бы не хотелось идти по пути фантазий или же простой экстраполяции существующего положения дел в будущее. Вместе с тем выделим характер той основной озабоченности, с которой футурологи заглядывают в XXI в. Абсолютное большинство авторов, рассуждающих о новой эпохе, обеспокоено тем, что в наиболее развитых цивилизациях XX в., а именно в странах Запада, технико-экономическая компонента не только доминировала, но подчас и подавляла культурно-этическую составляющую. В этой связи ставится задача перехода от техногенной, в том числе информационной, цивилизации к антропогенной цивилизации, где основной ценностью был бы человек (а не техника). С другой стороны, весьма энергично обсуждаются ценностные составляющие грядущих цивилизаций. Какие именно станут в них доминирующими: удовольствие, свобода, справедливость, национальная принадлежность, мир, счастье? Ответ на поставленный вопрос по необходимости увел бы нас в глубь обширных историко-сравнительных исследований, что не входит в наши намерения. Итак, стратегия человечества стремится достойно встретить новые модернизации. А для этого ей нужна, между прочим, и новая философия.
Заключение Философия в современном мире
В заключение обратимся к тем тенденциям современной философии, которые увлекают ее в будущее и, возможно, определят его. Философия есть творчество по пониманию человеком жизни и обеспечению ее будущего. Философия направлена против краха, кризиса, упадка цивилизации, культуры и духовности человека. Философия есть рефлексия, творчество по обретению человеком свободы. Добиться успехов в философском деле, конечно же, не просто. В современном мире с его многообразием знаний, гуманистических ценностей, жизненных ориентиров осуществление желаемого синтеза, создание целостного образа мира оказывается задачей, которая заведомо неподвластна отдельным личностям, будь они семи пядей во лбу. Но задачу эту решать надо, ибо в противном случае человечеству уготовлено безвольное барахтанье в оврагах технократизма, сциентизма, наконец, даже моральной неполноценности. Человечество, однажды осознав роль и значение философии, всегда будет обращаться к арсеналу ее идей, стремясь выявить, постигнуть и развить глубинные смыслы своего собственного бытия, которые оно вынуждено облекать в различные символические формы — языковые, культурные, технические и другие. Вместе с тем следует откровенно признать, что небосвод над современной философией отнюдь не безоблачен. Часто появляющиеся публикации о кризисе философии также небезосновательны. Можно указать в этой связи на то, что философия в своих традиционно умозрительных формах не всегда поспевает за стремительной поступью современных научных и технологических новаций, ее прогнозы достаточно часто запаздывают, а их практическое значение оставляет желать лучшего. Наивные люди, особенно из числа позитивистски ориентированных ученых, даже полагают, что философия устарела, что она якобы должна быть заменена некоторым новым положительным знанием. Такого рода сентенции неизменно опровергаются самим ходом исторического прогресса, проблемные аспекты и беды которого самим своим наличием указывают на необходимость развития философии. Заметим, что кризисные явления существуют во всех науках, во всех областях культуры. Так что в этом смысле философия не может быть неким исключением. Однако наряду с этим следует признать, что кризисные явления в философии в немалой степени являются следствием невнимания к ее запросам власть предержащих. Кризис философии — это не столько результат творческой немощи профессиональных философов, сколько прямое проявление философского уровня данного общества. Каждое общество имеет такую философию, какой оно достойно. Что же касается потребности в новой философии, в дальнейшем прогрессе современной философии, то она огромна. Именно в этой связи мы оптимистично оцениваем будущее философии. Не случайно в современной философии наблюдается сдвиг в сторону духовной проблематики, появляется много работ этического и эстетического содержания, препятствующих разрастанию экзистенциального вакуума. Еще одна тенденция современной философии состоит в конкретизации философского знания с тщательным использованием аппарата науки. Неуклонно возрастает значимость аналитических, рационалистических тенденций в философии. Дальнейшее развитие получают неоклассические тенденции, разумеется, при сохранении преемственности с классикой. Все более продуктивным становится диалог различных философских направлений. Наконец, вся человеческая жизнь в целом становится в философском отношении все более насыщенной. Чем больше в мире новаций, творчества, тем больше философия необходима человеку. Глубокоуважаемый читатель! Позвольте закончить текст стихами Г.Гессе, которые будут понятны тому, кто неравнодушен к духовным высотам философии:
Пристанищ не искать, не приживаться, Ступенька за ступенькой, без печали, Шагать вперед, идти от дали к дали, Все шире быть, все выше подниматься!
Приложение: 100 вопросов на понимание курса философии
К Введению 1. Уступает ли философия науке в рациональности? 2. Уступает ли философия искусству в образности? 3. Уступает ли философия религии в нравственном отношении? 4. Обладает ли философия практической действенностью? 5. В каком отношении философия превосходит науку, искусство и религию? К главе 1.1 6. Вопреки мнению натурфилософов все существующее не состоит из первовещества. Между тем в утверждениях натурфилософов содержатся элементы гениальных прозрений. Каковы они? 7. В чем состоит основное достижение школы Пифагора? 8. Свидетельствуют ли апории Зенона о том, что элеаты глубже других понимали природу вещества, пространства и времени? 9. Чьим детищем является атомарная гипотеза: философов или физиков? Чем отличается древний атомизм от современного? 10. В споре софистов и сократиков на чьей стороне находятся ваши симпатии и почему? 11. Гениален ли Платон как философ? Если да, то в чем? 12. По мнению К.Поппера, философия Платона вредна для демократического общества. Справедливо ли это мнение? 13. Аристотель видел источник движения в форме, эйдосе. Согласны ли вы с ним? 14. Аристотель сформулировал три закона формальной логики. Достоин ли он Нобелевской премии? Если да, то в силу каких оснований? 15. Античные стоицизм, эпикуреизм, скептицизм — какое учение вам более симпатично? Почему? 16. В чем состоит жизненность неоплатонизма? К главе 1.2 17. Каковы философские истоки теоцентризма? 18. Каковы философские истоки монотеизма? 19. Имеет ли креационизм научное обоснование? 20. Каковы достоинства средневекового символизма? 21. Почему и поныне не утихает спор между номиналистами и реалистами? 22. В чем состоит философский смысл заповедей Христа? 23. Действительно ли в средние века философия была служанкой богословия? 24. Какие черты средневековой философии сохранили свою актуальность? К главе 1.3 25. Почему доминирующим аспектом возрожденческой философии является эстетическое? 26. Действительно ли главным принципом возрожденческой философии является антропоцентризм? 27. Каковы философские истоки ренессансного гуманизма? 28. Кузанский объединял религиозные и математические прозрения. Состоятельно ли такое объединение? 29. Каковы сильные стороны философии Дж. Бруно? К главам 1.4, 1.5 30. Каковы общие черты философии Бэкона и Декарта? 31. Каково философское значение открытий Галилея и Ньютона? 32. Каковы философские основания юридического мировоззрения Нового времени? 33. В чем состоит главный принцип трансцендентального идеализма Канта? К главе 1.6 34. В чем вы видите основные достоинства идеализма Гегеля? 35. В чем вы видите основные достоинства философии Маркса? 36. В какой степени состоятельна диалектика? К главе 1.7 37. Каковы достоинства философии жизни? 38. Преодолел ли экзистенциализм психологизм философии жизни? 39. Феноменология сочетает рациональное и чувственное. Не является ли такое сочетание чем-то эклектичным? 40. В чем заключается новаторство герменевтов? К главе 1.8 41. В чем состоит преемственность "первого", "второго" и "третьего" позитивизма? 42. Проверяем ли принцип верификации? 43. Является ли принцип фальсификации более философски значимым, чем принцип верификации? 44. Каковы основания лингвистического поворота в философии XX в.? К главе 1.9 45. Каковы общие черты философии славянофилов и западников? 46. Сохранила ли свою актуальность философия всеединства? 47. Кто на русских философов внес максимальный вклад в мировую философию? 48. Каковы характерные черты русской философии? 49. Каковы характерные черты восточной философии? 50. В каком смысле происходит интеграция философии Запада и Востока? К главе 2.1 51. Какая категория открывает список категорий метафилософии? 52. Является ли категория бытия идеализацией? 53. В чем состоит смысл, реальность общего? 54. Чем отличается сущность от общего? 55. Выражает ли закон несущественное? 56. Является ли символическое чем-то реальным? 57. О мире судят по теориям, но теории противоречивы. Вопрос: противоречив ли мир? 58. Как отличить реальную возможность от мнимой? 59. Какие связи более универсальны, необходимые или случайные? 60. В чем состоит отличие категорий философии от понятий наук? К главе 2.2 61. Чем является психическое: нематериальным, идеальным или символическим? 62. Образуется ли от слияния чувственного и рационального новая системная характеристика? 63. К какой сфере познания — чувственной, рациональной или эйдетической — относите вы интуицию? 64. В свете роста научного знания существует ли абсолютная истина? 65. Кто прав в споре "лириков" и "физиков"? 66. Чем отличается философская вера от религиозной веры? 67. Является ли идеал конкретным образом конкретного будущего? 68. Почему часто идеалотворчество превращается в идолотворчество? К главе 2.3 69. В какой мере выражает язык специфику человеческого? 70. Обречены ли народные массы на отрыв от культуры? 71. В чем состоит тайна красоты? 72. Что есть добро? 73. Образуют ли истина, красота и добро единство? 74. В чем состоит кризис системы образования? К главе 2.4 75. Чем отличается социальное от психического? 76. Удовлетворяет ли социология критериям науки? 77. В чем состоит смысл истории? К главе 2.5 78. Что явилось первоисточником нашей Вселенной? 79. Какова специфика временных свойств биологических явлений? 80. Каковы философские истоки экологических бед человечества? К главе 2.6 81. Каковы основные ценности науки? 82. Нагружено ли эмпирическое знание теоретическим? 83. Каковы основные этапы процесса измерения? 84. В чем состоит смысл идеализации? 85. Каковы характерные черты аксиоматического метода? 86. Каковы характерные черты гипотетико-дедуктивного метода? 87. В чем состоит особенность феноменологических теорий? 88. Каковы идеалы науки? 89. Стоит ли наука вне этики? К главе 2.7 90. Каково соотношение техники и науки? 91. Как проводится оценка техники? 92. Каковы основные этические принципы инженерного отношения к миру? 93. Каковы основные черты информационного общества? 94. В чем состоит смысл реализуемого в компьютерной культуре изоморфизма? К главе 2.8 95. В какой степени предсказуемо будущее в свете синергетических представлений? 96. Какие императивы вы считаете актуальными в свете проблематики глобальных идей? 97. Каковы, в вашем понимании, идеалы будущего? К Заключению 98. К какому философскому направлению принадлежите вы? 99. Каковы пути преодоления кризисных черт философии? 100. Спасет ли философия мир?
Литература [2]
К Введению Введение в философию. М.: Политиздат, 1989. Ч.1. С. 10–73. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях великих философов. М.: Мысль, 1986. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М.: Политиздат, 1988. Мир философии. М.: Политиздат, 1991. 4.1. С. 10–129. Сагатовский В.Н. Вселенная философа. М.: Мол. гвардия, 1972. К главе 1.1 Аристотель. Метафизика//Соч. В 4 т. М.: Мысль, 1975. Т.1. Асмус В.Ф. Античная философия. М.: Высшая школа, 1976. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М.: Мысль, 1989. Лосев А.Ф. Эллинистическая римская эстетика I–II вв. н. э. М.: Изд-во МГУ, 1979. Платон. Государство//Соч. В 3 т. М.: Мысль, 1971. Т.З. X.1. Плотин. О бессмертии души//Вопросы философии. 1994. № 3. С. 155–172. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 2 т. СПб.: Петрополис, 1994. Т.1. К главе 1.2 Введение в философию. М.: Политиздат, 1989. Ч.1. С. 115–134. Гвардини Р. Конец Нового времени// Вопросы философии. 1990. № 4. С. 127–135. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М.: 1992. С. 302–337. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М.: Мысль, 1979. Мир философии. М.: Политиздат, 1991. Ч.1. С. 14–15, 193–196, 483–485, 612–615; Ч.2. С. 375–377. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 2 т. СПб.: Петрополис, 1994. Т.2. Соколов В.В. Средневековая философия. М.: Высшая школа, 1979. К главе 1.3 Блинников Л.В. Краткий словарь философов. М.: Наука, 1994. С. 41–44, 171–172, 179. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М.: Высшая школа, 1980. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Политиздат, 1978. Мир философии. М.: Политиздат, 1991. Ч.1. С. 196–198; Ч.2. С. 9–15, 419–422. К главе 1.4 Бэкон Ф. Новый органон//Соч. В 2 т. М.: Мысль, 1972. Т.2. Декарт Р. Сочинения. В 2 т. М.: Мысль, 1989. Т.1. Лейбниц Г.В. Монадология//Соч. В 4 т. М.: Мысль, 1982. Т.1. Мир философии. М.: Политиздат, 1991. Ч.1. С. 17–34, 249–254, 309–310, 320–329, 367–371. Спиноза Б. Этика// Избранные произведения. В 2 т. М.: Госполитиздат, 1957. Т.1. Соколов В.В. Европейская философия XV–XVII веков. М.: Высшая школа, 1984. К главе 1.5 Блинников Л.В. Краткий словарь философов. М.: Наука, 1994. С. 58–60, 70–71, 74–81, 206–208. Вольтер. Философские сочинения. М.: Наука, 1983. Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII — начала XIX века. М.: Высшая школа, 1989. Мир философии. М.: Политиздат, 1991. Т.2. С.15, 19–24, 175–179, 182–186, 422–448. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVIII века. М.: Высшая школа, 1973. К главе 1.6 Вопросы философии. 1995. № 1. С. 118–158 (подборка статей о современном состоянии диалектики). Гегель. Энциклопедия философских наук. М.: Мысль, 1974. Т.1. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVII — начала XIX века. М.: Высшая школа, 1989. Маркс К. Предисловие. К критике политической экономии// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. С. 6–7. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.З. С. 1–4. К главе 1.7 Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и транцендентальная феноменология// Вопросы философии. 1992. № 7. С. 136–176. Ницше Ф. Сочинения. В 2 т. М.: Мысль, 1990. Т.1. Т.2. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм//Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. С. 319–344. Хайдеггер М. Что это такое — философия?//Вопросы философии. 1993. № 8. С. 113–123. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. К главе 1.8 Аналитическая философия: Избранные тексты. М.: Изд-во МГУ, 1993. Витгенштейн Л. О достоверности//Вопросы философии. 1991. № 2. С. 67–120. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1977. Поппер К. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1983. Современная философия науки: Хрестоматия. М.: Наука, 1994. К главе 1.9 Бердяев Н.А. Самопознание. Опыт философской автобиографии. М.: Книга, 1991. Взгляд на русскую философию//Вопросы философии. 1994. № 1. С. 54–72. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. М.: Наука, 1995. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Высшая школа, 1991. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М.: Политиздат, 1991. Соловьев В.С. Вера, разум и опыт//Вопросы философии. 1994. № 1. С. 111–128. Соловьев В.С. Оправдание добра. М.: Республика, 1996. Соловьев В.С. Сочинения. В 2 т. М.: Мысль, 1990. Т. 1, 2. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М.: Правда, 1990. Т.1, ч.1; Т.2, ч.2. К главе 2.1 Введение в философию. М.: Политиздат, 1989. 4.2. С. 95–184. Глой К. Проблема последнего обоснования динамических систем//Вопросы философии. 1994. № 3. С. 94–105. Материалистическая диалектика. В 5 т. М.: Мысль. Т.1., 1981; Т.2, 1982; Т.З, 1983; Т.4, 1984; Т.5, 1985. Мир философии. М.: Политиздат, 1991. 4.1. С. 282–394. К главе 2.2 Аксиология//Современная западная философия: Словарь. М.: Политиздат, 1991. С. 11–14. Диалектика познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. Козлова М.С. Вера и знание. Проблема границы//Вопросы философии. 1991. № 2. С. 58–66. Мир философии. М.: Политиздат, 1991. Ч.1. С. 412–658; 1991. 4.2, С. 8–142. Налимов В.В. Спонтанность сознания. М.: Прометей, 1989. Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. Симонов П.В. Мозг и творчество//Вопросы философии. 1992. № 11. С. 3–24. Теория познания. М.: Мысль, 1991. Т.1, 2. К главе 2.3 Банфи Н.А. Философия искусства. М.: Искусство, 1989. Буткевич О. Красота. Природа. Сущность. Формы. Л.: Художник РСФСР, 1983. Гулыга А.В. Принципы эстетики. М.: Политиздат, 1987. Гусейнов А.А. Великие моралисты. М.: Республика, 1995. Мир философии. М.: Политиздат, 1991. 4.2. С. 285–405. Образование в конце XX века (Материалы "круглого стола") //Вопросы философии. 1992. № 9. С. 3–21. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991. Этика: словарь афоризмов и изречений. М.: Аспект-пресс, 1994. К главе 2.4 Мир философии. М.: Политиздат, 1991. Ч.2. С. 407–496. Момджян К.Х. Социум. Общество. История. М.: Наука, 1994. Россия и Запад: взаимодействие культур (Материалы "круглого стола")// Вопросы философии. 1992. № 6. С. 3–49. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. С. 156–175. К главе 2.5 Биоэтика: проблемы, трудности, перспективы (Материалы "круглого стола")//Вопросы философии. 1992. № 10. С. 3–28. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста М.: Наука, 1988. Концепции самоорганизации: становление нового образа научного мышления. М.: Наука, 1994. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М.: Мол. гвардия, 1990. Панченко А.И. Философия, физика, микромир. М.: Наука, 1988. Философия природы: коэволюционная стратегия. М, 1995. Хёсле В. Философия и экология. М.: Изд. фирма "Ками", 1994. К главе 2.6 Поппер К. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1983. Современная философия науки: Хрестоматия. М.: Наука, 1994. Степин В.С. Философская антропология и философские науки. М.: Высшая школа, 1992. Традиции и революции в истории науки. М.: Наука, 1991. Философия и методология науки. М.: SVR-Аргус, 1994. Ч.1, 2. Яковлев В.А. Диалектика творческого процесса в науке. М.: Наука, 1989. К главе 2.7 Канке В.А. Этика. Техника. Символ. — Обнинск: Обнинский ин-т атомной энергетики, 1996. Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат, 1991. Стенин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М.: КонтактАльфа, 1995. Философия техники // Вопросы философии. 1993. № 10. С. 24–151 (подборка статей). Философия техники в ФРГ. М.: Прогресс, 1989. К главе 2.8 Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.: Прогресс, 1990. Мир философии. М.: Прогресс, 1991. Ч.2. С. 497–585. Моисеев Н.Н. Универсальный эволюционизм (Позиция и следствия)//Вопросы философии. 1991. № 3. С. 3–28. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. К Заключению Налимов В.В. Размышления о путях развития философии//Вопросы философии. 1993. № 9. С. 85–93. Торосян В.Г. Ценность философии//Там же. С. 94–96. Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб.: Алетейя, 1994.
Именной указатель
Абеляр П. (1079–1142) 42, 53 Августин А. (354–430) 42, 43, 45, 55, 228, 241 Авенариус Р. (1843–1896) 113, 114 Аврелий М. (121–180) 35 Аксаков К.С. (1817–1860) 129 Александр Македонский (356–323 до н. э.) 35 Альберти Л.Б. (1404–1472) 61 Анаксимандр Милетский (610–547 до ' н. э.) 10, 11 Анаксимен Милетский (588–525 до н. э.) 10 Ансельм Кентерберийский (1033–1109) 42, 51, 55 Антифонт (5 в. до н. э.) 23 Антонович М.А. (1835–1918) 172 Аристотель (384–322 до н. э.) 7, 30, 36, 45, 48, 56, 111, 141, 142, 150, 154, 157, 161, 162, 172, 186, 218, 246, 258, 281 Архимед (ок.287–212 до н. э.) 258 Баадер Ф.К. (1765–1841) 173 Бакунин М.А. (1814–1876) 131, 132 Барт К. (1886–1968) 195 Баумгартен А.Г. (1714–1762) 211 Бахтин М.М. (1895–1975) 209 Бейль П. (1647–1706) 77 Белинский В.Г. (1811–1848) 131 Белый А. (1880–1934) 155 Бентам И. (1748–1832) 219 Бергсон А. (1859–1941) 102, 173, 181, 209 Бердяев Н.А. (1874–1948) 128, 135 — 137, 241 Бёме Я. (1575–1624) 128 Бор Н.(1885–1962) 261 Боэций (ок. 480–524) 49 Брентано Ф. (1838–1917) 176, 194 Бродский И. (1940–1996) 52 Бруно Дж. (1548–1600) 58, 64,65, 246 Бубер М. (1878–1965) 279 Булгаков С.Н. (1871–1944) 135 Бэкон Р. (ок. 1214–1292) 42 Бэкон Ф. (1561–1626) 68, 70, 72, 77, 80, 142, 143, 176, 214, 217 Валла Л. (1405–1457) 63 Вебер М. (1864–1920) 191, 231, 238, Вернадский В.И. (1863–1945) 247, 299 Винер Н. (1894–1964) 262, 292 Витгенштейн Л. (1889–1951) 116, 123, 127, 143, 201, 236 Вольтер (1694–1778) 80 Гадамер Г. (р. 1900) 109 Галилей Г. (1564–1642) 73 Гаман Г. (1730–1788) 173 Гассенди П. (1592–1655) 77 Гегель Г.В.Ф. (1770–1831) 3, 4, 12,23, 66, 70, 89, 95, 111, 128, 130, 136, 142, 148, 150, 156, 159, 161, 165, 169, 172, 187, 214, 218, 226, 242, 280 Гедель К. (1906–1978) 270 Гельмгольц Г.Л.Ф. (1821–1894) 114 Гейзенберг В. (1901–1976) 31 Гемпель К.Г. (р. 1905) 187, 190, 236 Гераклит Эфесский (544–483 до н. э.) 13, 241 Гербарт И.Ф. (1776–1841) 226 Гердер И.Г. (1744–1803) 172, 242 Герцен А.И. (1812–1870) 128, 131 Гессе Г. (1877–1962) 192, 304 Гёте И.В. (1749–1832) 172 Гиппократ (ок. 460 — ок. 377 до н. э.) 289 Глинка М.И. (1804–1857) 128 Гоббс Т. (1588–1679) 76, 81, 176, 214, 228 Гольбах П. (1723–1789) 80, 82 Грамши А. (1891–1937) 215 Григорьев А.А. (1822–1864) 130,132 Гумбольдт В. (1767–1835) 200, 226 Гуссерль Э. (1859–1938) 4, 106, 172, 176, 215, 228 Гюго В.М. (1802–1885) 224 Дамаскин (6 в. н. э.) 54 Данте А. (1265–1321) 48, 63 Данилевский Н.Я. (1822–1885) 128, 130 Декарт Р. (1596–1650) 68, 70, 74, 76, 78, 80, 85, 137, 142,172, 176,181, 195, 292 Демокрит (460–371 до н. э.) 16,34, 36, 150, 199 Джемс У. (1842–1910) 187, 219 Дидро Д. (1713–1784) 80, 82 Дильтей В. (1833–1911) 108, 173, 190, 191, 238 Достоевский Ф.М. (1821–1881) 128, 130, 223 Дьюи Д. (1859–1952) 87, 219 Дюрер А. (1471–1528) 61 Евклид (3 в. до н. э.) 258 Заменгоф Л. (1859–1917) 204 Зенон Китийский (332–262 до н. э.) 34, 168 Зенон Элейский (ок. 490 — ок. 430 до н. э.) 13, 14 Зеньковский В.В. (1881–1962) 137 Зиммель Г. (1858–1918) 190 Зюсс Э. (1831–1914) 299 Ибн Рушд (1126–1198) 42, 51 Ибн Сина (ок. 980 — 1037) 42 Ильин И.А. (1882–1954) 135 Ионас Г. (1903–1993) 221 Кампанелла Т. (1568–1639) 64 Камю А. (1913–1960) 104 Кант И. (1724–1804) 6, 52, 56, 60, 69, 80, 83, 89, 94, 96, 101, 106, 110, 114, 128, 142, 172, 176, 192, 193, 195, 196, 210, 214, 217, 219, 224 Карнап Р. (1891–1970) 116 Карнеад (ок. 214–129 до н. э.) 39 Карсавин Л.П. (1882–1952) 135 Кассирер Э. (1874–1945) 173, 200,209 Киреевский И.В. (1806–1856) 129 Клеанф (ок. 330–232 до н. э.) 35, 36 Ковда В.А. (р. 1904) 299 Кожевников В.А. (1852–1917) 138 Койре А. (1892–1964) 118 Конт О. (1798–1857) 110, 126, 228 Коперник Н. (1473–1543) 65, 66 Куайн У. (р. 1908) 118, 151 Кузанский Н. (1401–1464) 58, 64 Кун Т. (р. 1922) 119, 123, 126,167, 269 Кьеркегор С. (1813–1855) 5, 212 Кюнг О. (р. 1929) 279 Лавров П.Л. (1823–1900) 6 Лакан Ж. (1901–1981) 154 Лакатос (Лакатош) И. (1922–1974) 117, 121, 126 Лаплас П.С. (1749–1827) 163 Лапшин И.И. (1870–1950) 135 Ларошфуко Ф. (1613–1680) 224 Леви-Строс К. (р. 1908) 154 Левкипп (5 в. до н. э.) 14 Лейбниц Г. (1646–1716) 77, 140, 181, 187, 200, 292 Ленин В.И. (1870–1924) 98 — 100, 135, 200 Леонардо да Винчи (1452–1519) 8, 60, 62. Лермонтов МЛО. (1814–1841) 128 Ле-Руа Е. (р. 1911) 247, 299 Лихтенберг Г.К. (1742–1799) 179 Лобачевский И.И. (1792–1856) 182 Локк Дж. (1632–1704) 76, 143, 176, 214, 217, 228 Лосев А.Ф. (1893–1988) 9, 35, 128, 135, 136, 138, 155, 240 Лосский И.О. (1870–1965) 135, 137, 138, 181 Лукреций (ок. 99–55 до н. э.) 36 Льотар Ж.-Ф. (р. 1924) 220 Лютер М. (1483–1546) 76, 195 Макиавелли И. (1469–1527) 63 Мандельштам О.Э. (1891–1938) 202, 203 Маркс К. (1818–1883) 6, 94, 131, 132, 135, 143, 145, 150, 154, 173, 176, 216, 218, 231, 235, 242, 271 Марсель Г.О. (1889–1973) 104 Мартынов Л.Н. (1905–1980) 196 Мах Э. (1838–1916) 113, 116, 126 Мид Дж. Г. (1863–1931) 231 Микеланджело (1475–1564) 58, 60, 62 Милль Дж. С. (1806–1873) 219, 230 Моисеев Н.Н. (р.1917) 281, 297, 300, 301 Монтень М. (1533–1592) 277 Мор Т. (1478–1535) 64 Мусоргский М.П. (1839–1881) 128 Нейрат О. (1882–1945) 187 Ницше Ф. (1844–1900) 102,173,195, 280 Новалис(1772–1801) 172 Ньютон И. (1643–1727) 73, 94, 114, 121, 150, 253 Окнам У. (1285–1349) 42, 48, 49 Оппенгейм П. (1885–1977) 190 Нарменид Элейский (6 в. до и.э.) 14, 17, 169 Парсонс Т. (1902–1979) 231, 238 Паскаль Б. (1623–1662) 77, 224 Петр I Великий (1672–1725) 128 Перс Ч. (1839–1914) 155 Пико делла Мирандола (1463–1494) 59 Пирров из Элиды (360–270 до н. э.) 38 Писарев Д.И. (1840–1868) 132 Пифагор (6–5 вв. до н. э.) 3, 12 Платон (427–347 до н. э.) 18, 21, 25, 26,28, 30, 35, 45, 48, 94, 108, 110–112, 142, 150, 153, 154, 156, 197, 199, 217, 240, 241, 246, 281 Плеснер Г. (1892–1985) 173 Плотин (ок. 204 — ок. 270) 40, 44, 59 Плутарх (ок. 45 — ок. 120) 35 Поппер К. (1902–1994) 27, 99, 112, 119,126, 151, 189, 260, 268, 274 Пригожий И. (р. 1917) 297 Пришвин М.М. (1873–1954) 224 Протагор (480–410 до н. э.) 20, 21 Пушкин А.С. (1799–1837) 128, 203 Рахитов А.И. (р. 1928) 282 Рассел Б. (1872–1970) 116,151, 200, 218, 272, 280 Рафаэль Санти (1483–1520) 175 Рейхенбах Г. (1891–1953) 116 Рембрандт X. (1606–1669) 61 Решер Н. (р. 1928) 187 Рикёр П. (р. 1913) 155 Риккерт Г. (1863–1936) 190 Рублев А. (1360/1370 — ок.1430) 209 Руссо Ж.-Ж. (1712–1778) 80, 83, 247 Самарин Ю.Ф. (1819–1876) 129 Сартр Ж.-П. (1905–1980) 104, 105, 107, 151, 215, 221 Секст Эмпирик (II–III в.) 38 Сенека (4 г. до н. э. — 65 г. н. э.) 35 Сен-Мартэн Л. (1743–1803) 128 Сен-Симон К.А. (1760–1825) 131 Сеченов И.М. (1829–1905) 132 Сигер Брабантский (1235–1282) 42 Скот И.Д. (1266–1308) 42 Смит А. (1723–1790) 221 Сократ (ок.470 — ок. 399 до н. э.) 18, 20, 24, 48, 108, 162, 193, 199, 223 Соловьев В.С. (1853–1900) 128, 130, 132, 137, 192, 224, 241, 280 Сорокин П.А. (1889–1968) 242, 243 Софокл (496–406 до н. э.) 242 Спенсер Г. (1820–1903) 228 Спиноза Б. (1632–1677) 77,142, 181, 187 Сталин И.В. (1879–1953) 100, 202 Станиславский К.С. (1863–1938) 182 Станкевич Н.В. (1813–1840) 130 Страхов Н.Н. (1828–1896) 129 Тагор Р. (1861–1941) 223 Тарский А. (1902–1983) 186, 188 Тейяр де Шарден (1881–1955) 247 Тертуллиан (ок. 160 — после 220) 51 Тиллих П. (1886–1965) 279 Тойнби А.Д. (1889–1975) 242, 243 Толстой Л.Н. (1828–1910) 128, 224 Трубецкой Е.Н. (1863–1920) 137 Трубецкой С.Н. (1862–1905) 137 Тютчев Ф.И. (1803–1873) 203 Уилсон Э.О. (р. 1913) 229 Фалес (ок. 625 — ок. 647 до н. э) 10,12 Фейерабенд П. (1924–1995) 119,122, 127, 269 Фейербах Л. (1804–1872) 5, 94, 132, Фихте И. (1762–1814) 83,88,128,195 Фичино М. (1433–1499) 58, 59 Флобер Г. (1821–1880) 223, 131, 153 Флоренский П.А. (1882 — 1937) 128, 135,137, 152, 192 Фома Аквинский (1225–1274) 42, 48, 51, 55, 56, 59 Фразимах (5 — 6 вв. до н. э.) 21 Франк С.Л. (1877–1950) 135, 138 Фреге Г. (1848–1925) 205, 272 Фрейд 3. (1856–1939) 173,182, 184, 230 Фридман А. (1888–1925) 271 Хайдеггер М. (1889 — 1976) 7, 8, 104, 105,107, 108, 143, 151, 200, 215, 220, 280, 284 Хомяков А.С. (1804 — 1860) 128,129, 131 Хрисипп (ок. 280–208 до н. э.) 35 Цицерон (106 — 43 до н. э.) 35 Чаадаев П.Я. (1794–1856) 128, 131 195 Чернышевский Н.Г. (1828 — 1889) 128, 132, 172 Швейцер А. (1875–1965) 220 Шекспир У. (1564–1616) 231 Шелер М. (1874–1928) 173, 194 Шеллинг Ф. (1775–1854) 4, 90, 128, 131,153 Шлик М. (1882 — 1931) 116 Шопенгауэр А. (1788–1860) 101, 173, 195 Шпенглер О. (1880–1936) 130, 242 Шюц А. (1899 — 1959) 228 Эйнштейн А. (1879–1955) 32, 52, 115, 163, 196, 223, 226 Экхарт М. (1260–1327) 136 Эмпедокл (490–430 до н. э.) 11 Энгельс Ф. (1820 — 1895) 96–98, 131, 143 Эпикур (341–270 до н. э.) 36, 199 Эриугена И. (ок. 810 — ок. 877) 42 Юм Д. (1711–1776) 160 Якоби Ф.Г. (1743 — 1819) 173 Ясперс К. (1883–1969) 52, 104, 107, 195
[1]что за Дление? — может быть Тление? прим. OCR
[2]Список литературы составлен с расчетом как на студентов, проходящих курс бакалавриата или магистрата, так и на аспирантов, готовящихся к сдаче кандидатского экзамена по философии. Более половины литературы вполне по силам нормально успевающему студенту. В сложных случаях рекомендуется обращаться за разъяснениями к преподавателям философии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 506; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.226.158 (0.016 с.) |