Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Ценность. Философия как аксиология
Содержание книги
- Философия как практическое действие
- Глава 1.1 Античная философия
- Теоцентризм. Монотеизм. Бог. Принцип абсолютной личности
- Символизм. Средневековая герменевтика
- Откровение и вера. Филосовский смысл заповедей Христа
- Антропоцентризм — принцип возрожденческой философии
- Философия Джордано Бруно. Пантеизм
- Глава 1. 4 европейская философия XVII В.
- Философия Декарта (картезианство)
- Галилей и Ньютон: создание теоретической механики
- Выработка нового юридического мировоззрения. Правовые идеи философии локка
- Философия французского Просвещения. Вольтер и Руссо
- Философия в Германии. Кант и Фихте
- Глава 1.6 От философии Гегеля к диалектическому материализму
- От антропологического материализма Фейербаха к диалектическому материализму Маркса
- Глава 1. 7 от философии жизни К герменевтике
- Глава 1.8 От позитивизма к аналитизму
- Неопозитивизм. Рассел, Витгенштейн, Карнап
- Постпозитивизм. Поппер, Лакатос, Фейерабенд, Кун
- Лингвистическая философия Витгенштейна
- Характерные черты русской философии
- Часть 2. Систематический курс философии
- Основные категории метафилософии
- Философия о природе человека
- Единство чувственного и рационального познания. Эйдетическое познание
- Сознательное и бессознательное, надсознателыюе. Фрейдизм
- Объяснение, вчувствование, понимание
- Ценность. Философия как аксиология
- Эмоции. Воля. Вера. Сомнение. Идеал
- Глава 2. 3 философия символического мира человека. Человек В мире культуры
- Единство и многообразие языков. Метаязык. Формализованный язык. Машинные языки. Знаковая форма языка. Философия как язык
- Философия культуры. Что есть культура? Культура и цивилизация
- Эстетика. Красота и прекрасное
- Философия практики. Что есть практика?
- Добро. Три этики. Личность, проблемы свободы и ответственности
- Пути понимания природы общества
- Социальное. Структура общества
- Возможна ли Наука об обществе. Роль рациональности В развитии общества
- Философия истории. Многообразие культур, цивилизаций. Запад — Россия — Восток
- Исторические формы отношения человека к природе
- Происхождение Вселенной. Уровни организации универсума
- Экологическая философия. Биоэтика. Экогуманизм
- Теоретический уровень исследования. Природа научных абстракций
- Становление научной теории и рост теоретического знания
- Соотношение философской, религиозной и научной картин мира
- Происхождение и природа техники
- Основные проблемы философии техники
- Человек в информационном обществе
- Глава 2.8 Стратегия будущего
- Человечество перед лицом глобальных проблем. Проблемы и перспективы современной цивилизации
Похожие статьи вашей тематики
Человек самим фактом своего существования выделен из мира. Это вынуждает человека дифференцированно относиться к фактам своего бытия. Человек едва ли не постоянно находится в состоянии напряженности, которое он пытается разрешить ответом на знаменитый вопрос Сократа "Что есть благо?". Человека интересует не просто истина, которая представляла бы объект таким, каким он является сам по себе, а значение объекта для человека, для удовлетворения его потребностей. Индивид дифференцирует факты своей жизни по их значимости, дает им оценку, реализует ценностное отношение к миру. Общепризнанным фактом является различная оценка людьми, казалось бы, одних и тех же ситуаций. Вспомните притчу о строительстве собора в средневековом городе Шартре. Один считал, что он совершает трудную работу и только. Второй сказал: "Зарабатываю хлеб семье". Третий промолвил с гордостью: "Я строю Шартрский собор!".
Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. Количественной характеристикой этого смысла является оценка, которая часто выражается в так называемых лингвистических переменных, т. е. без задания числовых функций. Чем занимается жюри на кинофестивалях и конкурсах красоты как не оценкой в лингвистических переменных. Ценностное отношение человека к миру и себе приводит к ценностным ориентациям личности. Для зрелой личности обычно характерны достаточно устойчивые ценностные ориентации. В силу этого пожилые люди часто медленно перестраиваются даже тогда, когда этого требуют исторические обстоятельства. Устойчивые ценностные ориентации приобретают характер норм, они определяют формы поведения членов данного общества. Ценностное отношение личности к себе и миру реализуется в эмоциях, воле, решимости, целеполагании, идеалотворчестве. Философское учение о ценностях называется аксиологией. В переводе с греческого "аксиос" означает "ценность".
Учение о ценностях (аксиология) не сразу стало достоянием философов, а лишь после того, как удалось развести понятия бытия и блага. Это произошло в философии Канта, который противопоставил сферу нравственности сфере природы, а практический разум — теоретическому разуму. Выделение феномена значимости бытия для человека и привело к философии ценностей с ее основным вопросом "А что, собственно, есть ценность, в чем скрыты ее истоки?" Как обычно, поиск ответа на новый содержательный философский вопрос затянулся.
Одни философы видели источник ценности в субъекте, в воле, в чувстве, в особенностях трансцендентального субъекта. Неокантианцы обнаружили источник ценностей в разумной воле, обеспечивающей акты выбора. Брентано обвинял неокантианцев в интеллектуализации понятия ценностей и считал, что источником ценностей являются эмоциональные акты любви и ненависти.
Философы материалистического направления видели источник ценностей в не зависящих от субъекта реалиях, в материальных благах. Марксизм выдвинул на первый план ценности общественного порядка.
Часто проблему ценностей понимают в самом общем плане, тогда в качестве ценностей выступают истина, добро и красота. При большей детализации выделяют экономические, политические, эстетические, нравственные, религиозные ценности. Шелер считал, что ранг ценности тем выше, чем она долговечнее и чем большее удовлетворение она вызывает. В этой связи он ставил на первое место ценность приятного, связанного с удовлетворением чувственных наклонностей человека.
Учет проблематики ценности позволяет понять, чтб есть воля, эмоции, сомнение, вера, цель, идеал.
|