Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ движущих сил конкуренции и ключевых факторов успеха в отрасли.

Поиск

 

Конкурентный анализ отрасли включает в себя несколько разделов (этапов), которые рассматриваются ниже.

Определение главных экономических характеристик отрасли

Под отраслью понимается группа предприятий, чья продукция имеет общие потребительские характеристики и которые конкурируют на одном потребительском рынке.

В рамках этого этапа анализа необходимо получить ответы на следующие вопросы:

o размер рынка;

o темпы роста рынка и позиция отрасли в жизненном цикле (раннее развитие, быстрый рост, зрелость, насыщение, старение и стагнация, сокращение рынка и продаж);

o масштаб конкуренции (локальный, региональный, национальный, группа стран, глобальный);

o количество конкурентов и их сравнительные размеры;

o количество покупателей и их сравнительные размеры;

o наличие в отрасли вертикальной интеграции;

o легкость или сложность входа в отрасль и выхода из нее;

o темпы технического прогресса в отрасли;

o степень дифференциации продукции конкурентов (сильно дифференцирована, слабо дифференцирована или практически идентична);

o наличие фактора экономии на масштабах;

o является ли достигнутый уровень производительности критическим для снижения издержек;

o уровень рентабельности в отрасли в сравнении со средним в народном хозяйстве.

Движущие силы развития отрасли

Этот этап анализа должен дать понимание того, что движет развитием отрасли и в каком направлении она будет изменяться. Необходимо проанализировать следующие факторы:

o общеэкономические тенденции;

o изменение состава покупателей и способов использования традиционной продукции отрасли;

o появление новых продуктов с качественно другими характеристиками;

o изменения в технологии, новые возможности производить более высококачественную или более дешевую продукцию;

o маркетинговые нововведения, дифференциация продукции, появление новых методов распределения продукта;

o появление в отрасли новых крупных фирм или выход крупной фирмы из отрасли;

o распространение технологических знаний и секретов производства;

o растущий масштаб отраслевого рынка;

o государственное регулирование отрасли;

o изменения в издержках производства, например под влиянием изменения цен на сырье;

o демографические изменения;

o изменения социального характера или изменения стиля жизни;

o сокращение неопределенности и снижение рисков инвестиций в отрасль.

Оценка сил конкуренции

При оценке сил конкуренции используется модель М. Портера, по которой конкуренция в любой отрасли есть взаимодействие пяти конкурентных сил:

o конкуренция среди существующих в отрасли фирм;

o потенциальная угроза входа в отрасль новых конкурентов;

o предприятия других отраслей, производящие товары-заменители;

o поставщики;

o потребители.

Наиболее значимой конкурентной силой является обычно конкуренция среди существующих в отрасли фирм. Она проявляется в стремлении соперничающих предприятий улучшить свою рыночную позицию, в наступательных действиях с целью подняться над конкурентами или победить отдельного конкурента, в защитной тактике с целью отстоять занимаемые позиции. Инструментами внутриотраслевой конкуренции являются: цены, качество продукции, внешний вид продукции и упаковки, гарантии, дополнительные услуги, реклама, способность к реализации нововведений, мощь собственной или партнерской распределительной сети и другие. На данном этапе анализа задача заключается в общей характеристике внутриотраслевого соперничества, определении правил, по которым она ведется в данной отрасли, и оценке силы внутриотраслевой конкуренции в настоящее время и в перспективе.

Угроза появления в отрасли новых фирм — следующая сила конкуренции, которая должна быть проанализирована. Серьезные последствия появления таких фирм проявляются в снижении доходности деятельности отрасли, борьбе за передел рынков, увеличении маркетинговых затрат. Величина угрозы появления новых фирм зависит от рентабельности отрасли по отношению к средней в народном хозяйстве и от наличия и значительности входных барьеров. Входные барьеры представляют собой препятствия, которые необходимо преодолеть для успешной конкуренции, создав для этого необходимые резервы, и которые обычно не существуют для фирм внутри отрасли. К входным барьерам относятся:

Экономия на масштабах. Если этот фактор действует в отрасли, то новичку необходимо сразу же выходить на большие объемы, чтобы быть конкурентоспособным. Это требует серьезных капиталовложений и наличия организационного опыта.

Трудность доступа к производственному опыту и секретам производства.

Ориентация покупателей на известные торговые марки и их приверженность известной им продукции.

Большая потребность в капитале, не связанная с экономией на масштабах.

Специфические отраслевые преимущества уже действующих фирм, априорно обеспечивающие им возможности более низких издержек. Например, это может быть связано с доступом к сырью или другим ресурсам или с наиболее выгодным местоположением.

Доступ к каналам распределения. Существующие фирмы так или иначе стараются привязать к себе участников каналов распределения, что создает дополнительные сложности перед новичками.

Государственная политика регулирования в отношении данной отрасли.

Международные торговые ограничения.

Поставщики как сила конкуренции могут оказывать воздействие на конкурентное положение в отрасли за счет повышения цен на свою продукцию. В какой мере им удается это сделать или насколько сильна угроза этого, зависит от силы поставщиков. Считается, что поставщики обладают большой силой при наличии следующих условий:

Продукция, которую они поставляют, имеет решающее значение для качества продукции данной отрасли.

Конкуренция со стороны товаров-заменителей слаба или отсутствует.

Концентрация у поставщиков выше, чем в данной отрасли.

Продукция поставщиков дифференцирована.

Отрасль не является одним из важнейших заказчиков.

Покупатели, как и поставщики, могут с большей или меньшей силой оказывать влияние на конкурентную ситуацию в отрасли. Считается, что покупатели обладают большой силой, когда:

o продукция стандартизирована и не дифференцирована;

o покупатели нечувствительны к издержкам, связанным с заменой поставщиков;

o от продукции отрасли не зависит решающим образом качество продукции у покупателей;

o покупатели хорошо информированы о положении в отрасли.

Наиболее неприятная конкурентная ситуация в отрасли складывается, когда конкуренция среди функционирующих фирм сильна, входные барьеры низкие, конкуренция со стороны товаров-заменителей сильная, а поставщики и потребители обладают достаточной силой, чтобы влиять на ситуацию в отрасли, добиваясь своих целей. Однако, даже когда все пять сил конкуренции значительны, отрасль может сохранять привлекательность для отдельных фирм, которым в рамках своих стратегий удается защитить свои позиции.

 

Удачная стратегия должна решать две задачи в отношении сил конкуренции:

o как можно сильнее изолировать свое предприятие от негативного влияния отраслевых сил конкуренции;

o использовать сложившуюся в отрасли ситуацию и правила игры в свою пользу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.20.66 (0.007 с.)