Всемирная торговая организация (ВТО): позиции, последствия, условия и региональные аспекты присоединения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Всемирная торговая организация (ВТО): позиции, последствия, условия и региональные аспекты присоединения.



 

ВТО служит институционным центром обеспечения наблюдения, пересмотра, имплементации соглашении, урегулирования разногласии и споров по всему "пакету" конвенционных правовых актов ВТО.

Основными правовыми принципами, лежащими в основе системы
ВТО, являются: принципы наибольшего благоприятствования, не дискриминации, национального режима, "связанности" национального таможенно-тарифного режима, признаваемого принципиально важнейшим средством внешнеторговой политики. Принципы эти двоякого в целом прикладного правового значения, - обеспечивают интересы, как национальных экспортеров, так и иностран­ных импортеров в отношении доступа на внутренние рынки. Международ­но-правовые нормы и принципы ВТО представляют собой устойчивую правовую систему регулирования с высокой степенью обязательности, включая возможность применения санкций за их нарушения.

В контексте перспективы последовательного вхождения России в
глобальную систему мирохозяйственных связей присоединение России к ВТО становится неизбежным. Однако присоединение это несет для России не только выгоды (это, прежде всего, возможности - с использованием особенно процедуры разрешения споров - защиты от торговой дискрими­нации России на иностранных рынках), но также и предвидимые неблаго­приятные последствия с точки зрения усиления иностранной конкуренции для неокрепшей национальной экономики России.

Вступление России в ВТО требует в максимальной степени обеспе­чения международно-правовыми, договорными средствами защиты ее на­циональной экономики от неблагоприятных конкурентных последствии открытия своего внутреннего рынка. Это может быть осуществлено посредством предоставления России специальных, в том числе временных, льготных условий, как стране формально с переходной системой экономи­ки, в виде, в частности, сохранения на достаточно длительные сроки ввоз­ных таможенных пошлин, которые эффективно защищали бы националь­ное производство, количественных ограничений импорта, а также возможных экспортных субсидий.

Среди конвенционных международно-правовых актов системы ВТО, имеющих преимущественно положительное значение для России, можно выделить, в частности: так называемый Антидемпинговый кодекс ГАТТ; Соглашение по техническим барьерам в торговле; Соглашение по текстильным товарам и одежде; Соглашение по защитным мерам; Соглашение о предотгрузочной инспекции; Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности; и, наконец, особенно по­лезную для России Договоренность о процедуре урегулирования споров.

Среди правовых актов системы ВТО, применение которых к тор­говле России может привести на настоящем этапе ее экономического по­ложения к потенциально неблагоприятным последствиям, можно на­звать: будущие неизбежные соглашения со странами ВТО о тарифных ус­тупках со стороны России; Генеральное соглашение по торговле услугами; Соглашение по сельскому хозяйству.

Цели и принципы. Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 г. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли.

Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание постоянно действующего форума стран-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, и контроля за реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений (включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности) и имеет гораздо большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров.

Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО являются: торговля без дискриминации, т.е. взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле и взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения; регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных и иных ограничений; транспарентность торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т.д.

Важнейшими функциями ВТО являются: контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда; проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами; разрешение торговых споров; мониторинг национальной торговой политики стран-членов; техническое содействие развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО; сотрудничество с международными специализированными организациями.

Общие преимущества от членства в ВТО можно суммировать следующим образом:- создание более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики;

- доступ к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов, если они ущемляются партнерами, и таким образом устранение дискриминации;

- возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли.

Все страны-члены ВТО принимают обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином "Многосторонние торговые соглашения" (МТС). Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами.

Высшим органом ВТО является Министерская конференция, объединяющая представителей всех участников организации. Сессии конференции проходят не реже одного раза в два года, на которых обсуждаются и принимаются решения по принципиальным вопросам, связанным с пакетом соглашений Уругвайского раунда.

Процедура присоединения к Всемирной торговой организации, выработанная за полвека существования ГАТТ/ВТО, многопланова и состоит из нескольких этапов. Как показывает опыт стран-соискателей, этот процесс занимает в среднем 5-7 лет. Все указанные ниже процедуры присоединения полностью распространяются и на Россию.

На первом этапе в рамках специальных Рабочих групп (в РГ по присоединению России к ВТО 67 стран, включая всех основных торговых партнеров) происходит детальное рассмотрение на многостороннем уровне экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО. После этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя в данной организации. Эти консультации и переговоры, как правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами-членами РГ.

Прежде всего переговоры касаются "коммерчески значимых" уступок, которые присоединяющаяся страна будет готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынки (фиксируются в двусторонних Протоколах по доступу на рынки товаров и услуг), а также по формату и срокам принятия на себя обязательств по Соглашениям, вытекающих из членства в ВТО (оформляется в Докладе Рабочей группы).В свою очередь присоединяющаяся страна, как правило, получает права, которыми обладают и все другие члены ВТО, что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках. (Хотя, например, Китай не смог добиться получения всех этих прав в полном объеме). В случае противоправных действий со стороны какого-либо члена организации, любая страна сможет обращаться с соответствующей жалобой в Орган по разрешению споров (ОРС), решения которого обязательны для безусловного исполнения на национальном уровне каждым участником ВТО. В соответствии с установленной процедурой результаты всех проведенных переговоров по либерализации доступа на рынки и условия присоединения оформляются следующими официальными документами:

- Докладом Рабочей группы, где изложен весь пакет прав и обязательств, которые страна-соискатель примет на себя по итогам переговоров;

- Списком обязательств по тарифным уступкам в области товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства;

-Перечнем специфических обязательств по услугам и Списком изъятий из РНБ;

- Протоколом о присоединении, юридически оформляющим достигнутые договоренности на дву- и многостороннем уровнях.

Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда.

На заключительном этапе присоединения происходит ратификация национальным законодательным органом страны-соискателя всего пакета документов, согласованного в рамках Рабочей Группы и утвержденного Генеральным советом. После этого указанные обязательства становятся частью документов ВТО и национального законодательства, а сама страна-кандидат получает статус члена ВТО.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.200.211 (0.008 с.)