Сущность и классификация мотивационных теорий
Содержание книги
- По специальности 080507 «Менеджмент организации»
- Понятие и основные элементы организации. Внешняя и внутренняя среда организации.
- Основные теории и концепции научной и административной школы управления.
- Основные теории и концепции школы человеческих отношений и поведенческих наук.
- Основные задачи и компоненты организации как общей функции менеджмента.
- Основные методы мотивации труда.
- Сущность и классификация мотивационных теорий
- Принципы менеджмента. Эволюция научных представлений о принципах менеджмента.
- Процесс выработки, принятия и реализации управленческих решений.
- Понятие и характеристики организационной культуры. Факторы, определяющие культуру организации.
- Управление процессом адаптации человека и организации.
- Природа и типы конфликтов в организации. Фазы развития конфликта.
- Причины конфликтов в организации и методы их разрешения.
- Понятие и характеристика основных стилей управления.
- Эталонные (базисные) стратегии развития организации.
- Деловая среда организации. Стратегические группы конкурентов и партнеров по бизнесу.
- Факторы и показатели конкурентоспособности организации, оценка ее конкурентных позиций.
- Этапы и основные направления современной экономической теории.
- Экономические институты: сущность, формальные и неформальные институты, функции, объекты, субъекты.
- Собственность и формы хозяйствования. Методы изменения форм собственности
- Деньги. Эволюция форм денег. Закон денежного обращения.
- Экономический механизм спроса и предложения. Эластичность и ее виды.
- Рынок факторов производства и распределение факторных доходов.
- Издержки и прибыль фирмы. Классификация, методы расчета.
- Институты, институциональные изменения и функционирование экономики.
- Макроэкономика, ее важнейшие показатели. Система национальных счетов (СПС).
- Макроэкономическая нестабильность. Циклические колебания экономики. Длинные волны в экономике.
- Инфляция как многофакторный процесс и антиинфляционные меры.
- Денежно-кредитная политика. Новые тенденции и проблемы в банковской системе России.
- Госбюджет, бюджетный дефицит и государственный долг. Пути преодоление бюджетного дефицита и госдолга.
- Внешняя торговля. Платежный баланс. Уровень участия России в мировой торговле в современных условиях.
- Валютный рынок. Международные валютные системы. Валютная интервенция.
- Всемирная торговая организация (ВТО): позиции, последствия, условия и региональные аспекты присоединения.
- Ввп и способы его измерения.
- Личность в организационном поведении. Научение. Принципы и виды научения.
- Сущность и значимость восприятия. Атрибуция, ошибки при восприятии. Управление впечатлением.
- Природа установки. Виды, функции, изменение установки, ее значение в управленческой деятельности.
- Факторы группового поведения. Исследования Шехтера. Сплоченность и эффективность группы.
- Конфликты, типология, причины возникновения. Управление конфликтами.
- Стресс и стрессоры, причины стресса. Организационные и личностные способы управления стрессом.
- Деловые переговоры, виды, принципы, этапы переговорного процесса. Тактика ведения переговоров.
- Набор, отбор и наем персонала.
- Система управления персоналом, ее основные подсистемы.
- Анализ результатов аттестации
- Адаптация персонала, ее направления. Технология управления адаптацией.
- Современные факторы мотивации персонала организации. Система стимулирования, основные формы, функции.
- Оценка деятельности кадровой службы.
- Базовые конкурентные стратегии компании и основные предпосылки их использования. Матрица конкуренции М. Портера.
- Основные направления и инструменты анализа внешней среды организации.
- Анализ движущих сил конкуренции и ключевых факторов успеха в отрасли.
Содержательные теории мотивации.
Содержательные теории мотивацииосновываются на идентификации тех внутренних побуждений (потребностей), которые заставляют людей действовать так, а не иначе. С помощью содержательных моделей делаются попытки определить, что мотивирует людей на рабочем месте (например, самореализация, ответственность или рост). К ним относятся теории Абрахама Маслоу, Дэвида Мак-Клэлланда, Фредерика Герцберга.
Теория Маслоу.
Маслоу считал, что мотивирующие потребности человека можно расположить в иерархическом порядке. Он полагал, что если потребности определенного уровня удовлетворены, они перестают играть роль мотивирующих факторов. Чтобы мотивировать человека к труду, необходимо активизировать следующий, более высокий уровень потребностей.
В иерархии потребностей Маслоу выделил пять уровней.
- самый первый, базовый уровень в иерархии — физические потребности, (примерами могут служить голод, жажда, сон и секс). В соответствии с теорией, как только эти потребности удовлетворены, они перестают мотивировать человека.
- потребность в безопасности - Маслоу выделяет как эмоциональную, так и физическую безопасность. Весь организм может стать механизмом поиска безопасности.
- социальные потребности - необходимость в социальном окружении. В общении с людьми, поддержка.
- потребность в уважении - уровень потребности в уважении включает более высокие потребности человека. Как составные этого уровня могут рассматриваться потребности во власти, достижениях и статусе. Маслоу обращает особое внимание на то, что уровень признания включает как самоуважение, так и уважение со стороны других людей.
- потребность в самовыражении - т.е. потребность в собственном росте и в реализации своих потенциальных возможностей.
Маслоу полагал, что в какие-то моменты индивидуумом движет дефицит потребности и тогда он стремиться уменьшить напряжение. В другое время его ведут за собой возрастающие потребности, и тогда он стремиться усилить напряжение, пользуясь этим как средством реализовать свой личностный потенциал.
Результаты большинства исследований показывают, что идеи Маслоу не являются окончательным ответом на все вопросы, касающиеся трудовой мотивации. И все же эта теория стала крупным вкладом в науку, дав менеджерам представление о разнообразных потребностях людей в условиях трудовой деятельности.
Долг руководителя заключается в том, чтобы тщательно наблюдать за своими подчиненными, своевременно выяснять, какие активные потребности движет каждым из них, и принимать решения по их реализации с целью повышения эффективности работы сотрудников.
Теория МакКлэлланда.
структура потребности высшего уровня сводиться к 3м факторам:
- стремление к успеху – личное достижение,
- стремление к власти – умение работать в коллективе,
- стремление к признанию – умение общаться, быть лидером.
Управлять этими потребностями можно подготавливая работника к переходу на новую должность при помощи аттестации, повышения квалификации и др. действий, которые способствуют к расширению круг общения.
Теория Герцберга.
Герцберг выделяет гигиенические факторы и мотивации.
Гигиенические факторысвязаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа. К ним относятся:
- политика фирмы и администрации,
- условия работы,
- достаточный уровень заработной платы,
- межличностные отношения,
- степень непосредственного контроля за работой.
При отсутствии или при недостаточной степени наличия гигиенических факторов у человека возникает неудовлетворение работой. Однако, если они достаточны, то сами по себе не вызывают удовлетворения работой и не могут мотивировать человека на что-либо.
Мотивации связаны с самим характером и сущностью работы. К ним относятся:
- успех,
- продвижение по службе,
- признание и одобрение результатов работы,
- высокая степень ответственности,
- возможности творческого и делового роста.
Отсутствие или неадекватность мотивации не приводит к неудовлетворению работой, зато наличие их в полной мере вызывает удовлетворение и мотивирует работников на повышение эффективной деятельности.
|