Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о концепции устойчивого развития

Поиск

Концепция устойчивого развития вошла в природоохран­ный лексикон после Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.).

По первоначальному определению устойчивое развитие формулировалось как «модель движения вперед, при котором достигается удовлетворение жизненных потребностей нынеш­него поколения без лишения такой возможности будущих по­колений. В широком смысле стратегия устойчивого развития направлена на достижение гармонии между людьми (друг с другом) и между Обществом и Природой».

В рамках Глобального экологического форума в Рио-де-Жанейро (1992) были сформулированы следующие основные принципы о неразрывности эколого-экономических связей:

— экономическое развитие в отрыве от экологии ведет к пре­вращению планеты в пустыню;

— упор на экологию без экономического развития закрепляет нищету и несправедливость.

Особо подчеркивалось, что понятие устойчивого развития общества подразумевает обеспечение возможности удовлетво­рения потребности людей без угрозы возможностям удовлет­ворения потребностей будущих поколений.

Решение этих задач возможно лишь в рамках такого эконо­мического развития страны, при котором не будет происходить разрушения естественного биотического механизма регуляции окружающей природной среды, а улучшение качества жизни людей будет обеспечиваться в пределах допустимой хозяйствен­ной емкости биосферы.

Основными направлениями перехода к устойчивому развитию были приняты следующие:

— создание правовой основы перехода к устойчивому разви­тию, включая совершенствование действующего законода­тельства;

— разработка системы стимулирования хозяйственной деятель­ности и установление пределов ответственности за ее эконо­мические результаты, при которые биосфера воспринимает­ся уже не только как поставщик ресурсов, а как фундамент жизни, сохранение которого должно быть непременным ус­ловием;

— оценка хозяйственной емкости локальных и региональных экосистем страны, определение допустимого на них антропогенного воздействия;

— формирование эффективной системы организации устойчи­вого развития и создания соответствующей системы воспи­тания и обучения.

Переход нашей страны к устойчивому развитию — это весь­ма длительный процесс, который потребует решения огром­ных по масштабу эколого-экономических и социальных задач, поэтому он будет осуществляться поэтапно. Основные вехи на этом пути: решение сложнейших социальных и экономичес­ких проблем оздоровления окружающей среды, в первую оче­редь, в зонах экологического бедствия; существенная экологизация всего процесса экономического развития; гармонизация взаимодействия с природой всего мирового сообщества и др.

Особо следует отметить, что переход к устойчивому разви­тию потребует безусловного искоренения стереотипов мышле­ния, пренебрегающих возможностями биосферы и порождаю­щих безответственное отношение к обеспечению экологичес­кой безопасности. Как считают многие ведущие ученые и специ­алисты, именно движение человечества к устойчивому разви­тию в конечном счете должно привести к формированию пред­сказанной В. И. Вернадским сферы разума (ноосферы), к дос­тижению гармонии между Обществом и Природой.

Контрольные вопросы

1. Каковы особенности нового экономического механизма охраны окружающей природной среды?

2. Что такое лицензия, договор и лимиты на природопользо­вание?

3. Какими способами в современных условиях повышают за­интересованность природопользователя в сохранении ре­сурсов и их рациональном использовании?

4. В чем смысл модели устойчивого развития общества?

 

Тесты для самопроверки

1. Какие из ниже приведенных объектов окружающей природной среды подлежат охране?

а) Земля

b) вода

с) ландшафт

d) атмосферный воздух

е) все ответы верны

2. Природные ресурсы классифицируют

а) характеру использования в основных секторах производства

b) ресурсы прямого потребления

c) исчерпаемые и неисчерпаемые

d) косвенные и реальные

e) в соответствии с развитием производительных сил общества

3.Причины совместного гармоничного развития человека и природы называется:

а) корреляцией;

b) адаптацией;

c) коэволюцией;

d) адддитивностью;

e) сукцессией.

4. Какие методы оценки воздействий производства на природную среду существуют:

а) размер способности природно-антропогенного окружения, пределы физико-химических bозможностей среды;

b) степень стойкости живых существ, метод количественно выражать способность удовлетворения нужды человека;

c) методы диаграммы потоков, матрих, степень совмещенного анализа карт;

d) методы матриц, стойкости живых существ, объема загрязняющих веществ не приводящих к нарушению;

e) методы сложения за процессами, удельного расхода ресурсов.

5.Когда был введен в действие Закон Республики Казахстан "Об охране окружающей природной среды"?

а) 18 июня 1995г.

b) 12 мая 1996г.

с) 15 июля 1997г.

d) 20 апреля 1993г.

е) 15 сентября 1994г.

 

14. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ

Гармонизация международных экологических отноше­ний — один из основных путей выхода мирового сообщества из экологического кризиса. Общепризнанно, что реализовать стратегию выхода из него можно лишь на основе единства при­родоохранных действий всех государств. Сегодня ни одна страна не в состоянии решить свои экологические проблемы в оди­ночку или сотрудничая лишь с небольшой группой стран. Не­обходимы четкие согласованные усилия всех государств, коор­динация их действий на строгой международно-правовой осно­ве.

Природа не знает государственных границ, она всеобща и едина. Поэтому нарушения в экосистеме одной страны неми­нуемо вызывают ответную реакцию в сопредельных. Напри­мер, если промышленные предприятия Германии или Англии вы­брасывают в атмосферу дымовые газы с недопустимо высоким процентом вредных примесей, то это негативно сказывается не только на экологическом состоянии этих стран, но наносит зна­чительный ущерб флоре и фауне соседних Скандинавских стран. Понятно, что не признают государственных границ и все дру­гие компоненты природной среды (речной сток, морские аква­тории, мигрирующие виды животных и т. п.).

Высокая приоритетность экологического фактора в между­народных отношениях постоянно возрастает, что связано с про­грессирующим ухудшением состояния биосферы. Все основ­ные слагаемые экологического кризиса (парниковый эффект, истощение озонового слоя, деградация почв, радиационная опас­ность, трансграничный перенос загрязнений, исчерпание энер­гетических и других ресурсов недр планеты, и т. п.) становятся экологическими императивами и определяют новые нормы и правила взаимодействия государств. Есть все основания пола­гать, что в XXI в. экология войдет в разряд высших приорите­тов глобальной системы международных отношений. Уже сей­час некоторые государственные деятели считают целесообраз­ным создание такого надгосударственного органа, который бы управлял охраной и рациональным использованием окружаю­щей природной среды во всех государствах и регионах.

14.1. Международные объекты охраны окружающей природной среды

Объекты охраны окружающей среды подразделяются на на­циональные (внутригосударственные) и международные (обще­мировые).

К национальным (внутригосударственным) объектам от­носятся земля, воды, недра, дикие животные и другие элемен­ты природной среды, которые находятся на территории госу­дарства. Национальными объектами государства распоряжаются свободно, охраняют и управляют ими на основании собствен­ных законов в интересах своих народов.

Международные объекты охраны окружающей природ­ной среды — это объекты, которые находятся либо в пределах международных пространств: Космос, атмосферный воздух, Мировой океан и Антарктида)(рис.14.1), либо перемещаются по территории различных стран (мигрирующие виды живот­ных). Эти объекты не входят в юрисдикцию государств и не являются чьим-либо национальным достоянием. Их осваива­ют и охраняют на основании различных договоров, конвенций, протоколов, отражающих совместные усилия международного сообщества.

Рис.14.1. Классификация международных объектов охраны окружающей природной среды

 

Существует еще одна категория международных объектов природной среды, которая охраняется и управляется государст­вами, но взята на международный учет. Это, во-первых, при­родные объекты, представляющие ценность и при­нятые на международный контроль (заповедники, национальные парки, резерваты, памятники природы); во-вторых, исче­зающие и редкие животные и растения, занесенные в между­народную Красную книгу и, в-третьих, разделяемые природ­ные ресурсы, постоянно или значительную часть года находя­щиеся в пользовании двух или более государств (река Дунай, Балтийское море и др.).

Одним из важнейших объектов международной охраны яв­ляется Космос. Ни одна страна в мире не имеет каких-либо прав на космическое пространство. Космос — достояние всего человечества. Этот и другие принципы отражены в междуна­родных Договорах по использованию космического простран­ства. В них международным сообществом признаны: недопус­тимость национального присвоения частей космического про­странства, включая Луну и другие небесные тела; недопусти­мость вредного воздействия на Космос и загрязнения космиче­ского пространства. Мировой океан также представляет собой объект междуна­родной охраны. Он содержит огромное количество полезных ископаемых, биологических ресурсов, энергии. Велико и транс­портное значение океана. Освоение Мирового океана должно проводиться в интересах всего человечества.

Попытки оформления национальных притязаний на мор­ские ресурсы и пространства предпринимались давно и вызвали необходимость юридическо­го регулирования освоения Мирового океана. Эти вопросы рас­сматривались на трех международных конференциях и завер­шились подписанием более чем 120 странами Конвенции ООН по морскому праву (1973 г.). Конвенцией ООН признается су­веренное право прибрежных государств на биоресурсы в 200-мильных прибрежных зонах. Подтверждена незыблемость принципа свободного мореплавания (за исключением террито­риальных вод, внешняя граница которых установлена на 12-мильном расстоянии от берега).

Антарктиду справедливо называют материком мира и ме­ждународного сотрудничества. В 1959 г. СССР, США, Англия, Франция, Аргентина и ряд других стран заключили Договор об Антарктиде, в котором провозглашалась свобода научных ис­следований, использование этого материка только в мирных целях, определялся международно-правовой режим Антаркти­ды. Новые, более жесткие меры по охране животного и расти­тельного мира, удалению отходов и предупреждению загряз­нения отражены в Протоколе, подписанном в октябре 1991 г. в Мадриде по итогам международного сотрудничества в Антарк­тиде.

Еще один важнейший международный объект охраны ок­ружающей среды — атмосферный воздух. Усилия междуна­родного сообщества нацелены главным образом на предупреж­дение и устранение трансграничного переноса загрязнителей атмосферы и охрану озонового слоя от разрушения.

Международные отношения в этих вопросах регулируются Конвенцией 1979 г. о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния. Монреальскими (1987) и Венскими (1985) соглашениями по озоновому слою. Конвенцией о трансгранич­ном воздействии промышленных аварий (1992) и другими со­гласованными документами.

Особое место среди международных конвенций и соглаше­ний по охране воздушного бассейна имел Московский договор 1963 г. о запрещении испытания ядерного оружия в атмосфе­ре, космическом пространстве и под водой, заключенный меж­ду СССР, США и Англией, другие соглашения 70—90-х гг. об ограничении, сокращении и запрещении ядерного, бактериоло­гического, химического оружия в различных средах и регио­нах. В 1996 г. в ООН был подписан Договор о всеобъ­емлющем запрещении ядерных испытаний.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 447; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.207.112 (0.01 с.)