Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Уровни биологической организации↑ Стр 1 из 16Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
КАРАГАНДИНСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Рахимжанова Р.И. Исабаев А.С. ЭКОЛОГИЯ Учебно- практическое пособие для дистанционного обучения студентов всех специальностей КАРАГАНДА 2003 ВВЕДЕНИЕ Экология стала для всего человечества не только наукой, но и способом мышления, поведения, реальностью действий. Она стала одной из сторон гуманизма, включающей в себя понимание единства человека с природой, высокую культуру, интеллект. Слово "экология" впервые употребил Э. Геккель, обозначив им биологическую науку, изучающую взаимоотношения организмов с окружающей их средой. В соответствии с принятой сейчас классификацией любое изменение в среде обитания входит в компетенцию экологии. Одной из важнейших задач экологии является оптимизация взаимоотношений между человеком, с одной стороны, отдельными видами и популяциями, экосистемами, с другой. Сохранение всех видов, популяций и экосистем на нашей планете считается экологически и экономически целесообразным, а концепция полезных и вредных—несостоятельна. Оптимизация взаимоотношений человека с природой рассматривается как необходимое условие существования человека с различными взаимоотношениями, которые должны проявляться в минимальном ущербе живым организмам и неживой природе. Появление на нашей планеты экологических катастроф говорит о необходимости, по уменьшению выбросов вредных веществ в окружающую среду и ее загрязнения, созданию малоотходных и безотходных технологий, охраны природы. Большое значение имеет экологическое воспитание и образование людей. Многие просто не знают о надвигающейся беде и тех отрицательных последствиях, которые вызываются загрязнением окружающей среды. Понятием, созвучным с термином "экология", в большинстве случаев является любое взаимодействие человека и природы или ухудшение качества окружающей среды, вызванное хозяйственной деятельностью человека. Экология как наука имеет собственные цели, объекты и методы исследования, а также различные направления: общая экология, прикладная экология, популяционная экология, аутэкология и др. Существуют два подхода: экосистемный и популяционный. Экосистемный базируется на понятии экосистемы — совокупности организмов и неживых компонентов. При таком подходе экологию рассматривают как науку об системах, и любое изучаемое явление представляет интерес прежде всего в том, что оно является составной частью экосистемы. Популяционный обращает внимание на популяциях, т. е. совокупностях особей одного вида, населяющих определенное пространство и обитающие в пределах одного биогеоценоза. В отличие от экосистемного подхода, популяционный подход более склонен к аналитическому объяснению. В настоящее время бытует представление, что все связанное с загрязнением окружающей среды и с уменьшением вредного воздействия человеческой деятельности на природу является экологией. Основу экологии составляет изучение функционирования особей, популяций, сообщества, человека и их взаимодействий с окружающей средой при воздействии экологических факторов, проявляющихся в физических, химических и биологических изменениях. Здесь любые изменения особей, популяций, сообществ, человека являются своеобразными индикаторами окружающей среды и ее загрязнения. Характерной чертой экологии является то, что она является междисциплинарной наукой. По мере своего развития и освоения человеком новых дисциплин экологические знания должны подниматься по спирали вверх.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКОЛОГИИ 1.1 Что такое экология. Термин "экология" (буквально от греч. oikos — жилище, местопребывание, дом и logos— наука) был предложен Эрнстом Геккелем в 1866 г. Это наука, изучающая организацию и функционирование систем различных уровней. В настоящее время современная экология изучает также взаимодействия человека и биосферы, производства с окружающей его природной средой и другие проблемы. В зависимости от объекта и предмета исследований, экология подразделяется как: 1. Часть биологии, изучающая отношения организмов (особей, популяций, биоценозов и т. п.) между собой и окружающей средой, называется биоэкологией. 2. Дисциплина, изучающая общие законы функционирования экосистем различного уровня. 3. Комплексная наука, исследующая среду обитания живых существ (включая человека). 4. Наука о способах ограничения потребления ресурсов биосферы для удовлетворения нужд хозяйственной деятельности человека. В настоящее время развивается экологизация различных дисциплин, под которой понимается процесс внедрения систем технологических, управленческих и других решений, позволяющих эффективно использовать природные ресурсы. В связи с этим экология распалась на ряд научных отраслей и дисциплин, далеких от первоначального понимания экологии как биологической науки об отношениях живых организмов с окружающей их средой. Но в основе всех современных направлений экологии лежат фундаментальные идеи биоэкологии. Экологию по размерам объектов изучения делят на географическую, объектами изучения которой являются крупные геосистемы, географические процессы с участием живого и глобальную экологию — учение о биосфере Земли. По отношению к предметам изучения экологию подразделяют на экологию микроорганизмов, грибов, растений, животных, человека, сельскохозяйственную, прикладную, инженерную и т.д. По средам и компонентам различают экологию суши, водоемов, морскую, высокогорную, химическую. По подходам к предмету исследования - аналитическую и динамическую экологию. В системе экологии человека выделяют социальную экологию, изучающую взаимоотношения социальных групп общества, так и человека в целом. 1.2 Задачи экологии В зависимости от решаемых задач экологию подразделяют на общую, исследующую основные принципы организации и функционирования различных систем, и частную, сферой которой является изучение конкретных групп. Общая экология классифицируется по уровням организации. Популяционная экология изучает популяции — совокупности особей одного вида объединяемых общей территорией. Биоценология исследует структуру и динамику природных сообществ — совокупностей совместно обитающих популяций разных видов. В настоящее время многие разделы экологии имеют выраженную практическую направленность и имеют большое значение для развития различных отраслей хозяйства. Основной задачей экологии на современном этапе является изучение количественными методами основ структуры и функционирования природных и созданных человеком систем. Окружающая нас живая природа не является беспорядочным сочетанием живых существ. Она представляет собой устойчивую и организованную систему, сложившуюся в процессе эволюции органического мира. Любые явления, связанные с воздействиями человека на природу, обратными влияниями природы на человека и его экономику, с хозяйственными процессами называются экологической проблемой. Взаимоотношение человека с видами и сообществами может быть достигнута за счет усилий со стороны человека. Этим может быть достигнуто решение многих хозяйственных проблем: —интенсификация производства ряда отраслей; — сохранение и экономия дорогостоящего сырья; — увеличение продолжительности жизни и уменьшение заболеваемости людей; — совершенствование механизмов взаимодействия общества и природы.
1.3 Значение экологического образования В настоящее время развитие взаимоотношений с природой представляет опасность для существования не только отдельных объектов, территорий, стран и т. п., но и для всего человечества. Это объясняется тем, что человек тесно связан с живой Природой происхождением, материальными и духовными потребностями, но, в отличие от других организмов, эти связи достигли таких масштабов и форм, что это может привести к полному вовлечению живого покрова планеты (биосферы) в жизнеобеспечение современного общества. Человек, благодаря разуму, стремится обеспечить себе условия среды, быть независимым от физических факторов, например, от климата, от нехватки пищи, избавиться от вредных для него животных и растений и т. п. Поэтому человек, прежде всего, отличается от других видов тем, что взаимодействует с природой через создаваемую им культуру, Остановить стихийное развитие событий помогут лишь знания о том, как ими управлять, что возможно через всеобщее экологическое образование людей. Как справедливо отметил американский эколог Б. Коммонер в начале 70-х гг., «поиски истоков любой проблемы, связанной с окружающей средой, приводят к неоспоримой истине, что коренная причина кризиса заключена не в том, как люди взаимодействуют с природой, а в том, как они взаимодействуют друг с другом...». Экология, как мы уже показали выше, возникла для решения задач изучения взаимодействия всего живого с неживой природой и организмов между собой. Человек — тоже такой же организм, и изоляция его от природы существенно сказывается на его здоровье. Изменение, а тем более уничтожение этой природной среды, влечет за собой отрицательные последствия для жизни человека. Экологические знания позволяют ему принимать правильное решение с целью охраны природы. Они дают понять, что человек и природа — единое целое и представления о господстве его над природой примитивны. Экологически образованный человек не допустит стихийного отношения к окружающей его среде жизни. Он будет бороться против экологического варварства, а если в таких людей станет большинство, то они обеспечат нормальную жизнь своим потомкам, преобразуя и совершенствуя саму цивилизацию, находя наилучшие «экологически чистые» варианты взаимоотношения природы и общества. Отсюда следует, что в настоящее время остановить нарушение экологических законов можно, только подняв на должную высоту экологическую культуру каждого члена общества, что возможно сделать, прежде всего, через образование, через изучение основ экологии. Это особенно важно для всех специалистов в первую очередь для специалистов технического профиля.
Контрольные вопросы 1. Дайте определение экологии. 2. Можно ли "Охрану природы" или "Охрану окружающей среды" назвать экологией? Если нет, то почему? 3. В чем заключается основная задача экологии? 4. Что такое экологическая проблема? 5.Решению каких народнохозяйственных проблем способствует экология?
Тесты для самоконтроля: 1. Экология - наука изучающая а) влияние загрязнений на окружающую среду b) влияние загрязнений на здоровье человека c) влияние деятельности человека на окружающую среду d) взиамоотношения организмов с окружающей их средой обитания (в том числе многообразие взаимосвязей их с другими организмами и сообществами) 2. Одним из основоположников экологии как науки, давшим ей название науки о взаимоотношениях живых организмов и условий среды, был: а) К.Минней (ХУШ) b) М.Б. Латарк (ХУШ) c) Г.Гаузе (ХХ) d) Э.Геккель (Х1Х) 3. Система жизнеобеспечения Земли включает несколько важнейших сфер, человек является частью той из них которую называют: а) литосферой b) географической оболочкой c) гидросферой d) биосферой 4. Все проблемы экологии могут быть выражены одной фразой: а) океан и суша связаны между собой b) все неживое взаимодействует между собой c) все неживое связано между собой и с окружающей средой d) компоненты географической оболочки изолированы e) обмен веществ и информации Лимитирующие факторы Впервые на значение лимитирующих факторов обратил внимание Ю. Либих. Он установил закон минимума: урожай (продукция) зависит от фактора, находящегося в минимуме. Если в почве полезные компоненты в целом представляют собой уравновешенную систему и только какое-то вещество, например фосфор, содержится в количествах, близких к минимуму, то это может снизить урожай. Но оказалось, что даже те же самые минеральные вещества, очень полезные при оптимальном содержании их в почве, снижают урожай, если они в избытке. Значит, факторы могут быть лимитирующими, находясь и в максимуме. Таким образом, лимитирующими экологическими факторами следует называть такие факторы, которые ограничивают развитие организмов из-за недостатка или их избытка по сравнению с потребностью. Их иногда называют ограничивающими факторами. Различия в совокупном и изолированном действиях относятся и к другим факторам. Например, действие отрицательных температур усиливается ветром и высокой влажностью воздуха, но, с другой стороны, высокая влажность ослабляет действие высоких температур, и т. д. Но несмотря на взаимовлияние факторов, все-таки они не могут заменить друг друга, что и нашло отражение в законе независимости факторов В. Р. Вильямса: условия жизни равнозначны, ни один из факторов жизни не может быть заменен другим. Например, нельзя действие влажности (воды) заменить действием углекислого газа или солнечного света, и т. д. Наиболее полно и в наиболее общем виде всю сложность влияния экологических факторов на организм отражает закон толерантности В. Шелфорда: отсутствие или невозможность процветания определяется недостатком (в качественном или количественном смысле) или, наоборот, избытком любого из ряда факторов, уровень которых может оказаться близким к пределам переносимого данным организмом. Эти два предела называют пределами толерантности. Организмы, для жизни которых требуются условия, ограниченные узким диапазоном толерантности по величине температуры, называют стенотермными («стено» — узкий), а способных жить в широком диапазоне температур — эвритермными («эври» — широкий) (рис. 3.2). Подобно температуре действуют и другие лимитирующие факторы, а организмы по отношению к характеру их воздействия называют, соответственно, стенобионтами и эврибионтами. Например, говорят: организм стенобионтен по отношению к влажности, или эврибионтен к климатическим факторам, и т. п. Организмы, эврибионтные к основным климатическим факторам, наиболее широко распространены на Земле. Организмы и сами способны снизить лимитирующее действие факторов, создав, например, определенный микроклимат (микро- Рис. 3.2. Сравнение относительных пределов толерантности стенотермных и звритермных организмов
среду). Здесь возникает своеобразная компенсация факторов, которая наиболее эффективна на уровне сообществ, реже — на видовом уровне. Компенсация факторов, которая наиболее эффективна на уровне сообществ, реже — на видовом уровне. Такая компенсация факторов обычно создает условия для физиологической акклиматизаци, имеющего широкое распространение, который, акклиматизируясь в данном конкретном месте, создает своеобразную популяцию, экотип, пределы толерантности которой соответствуют местным условиям. Значит в природных условиях организмы зависят от состояния критических физических факторов, от содержания необходимых веществ и от диапазона толерантности самих организмов к этим и другим компонентам среды.
Популяции. Для ответов на вопросы о причинах изменений численности тех или иных видов растений и животных, о влиянии хозяйственной деятельности человека на окружающую природу необходимы знания свойств не только отдельных организмов, но и их групп, обладающих свойствами самовоспроизводства, — популяций.
Понятия о популяции Популяция — основная функциональная единица живой природы. Она является элементами сообществ, экосистем, участвует в основных процессах трансформации вещества и переноса энергии.Популяции обладают характерными показателями, присущими только им. Некоторые характеристики популяций взаимосвязаны: смертность определяет структуру, рождаемость — плотность и т. д. Процессы изменений популяций во времени называются популяционной динамикой. Эти изменения — результат действия множества факторов окружающей среды, а также внутренних механизмов популяционной регуляции. Популяция — совокупность особей одного вида, изолированная в пространстве и времени от других совокупностей одного и того же вида. Популяция — «ячейка» биоты, которая является основой ее существования: в ней происходит самовоспроизводство живого вещества, она обеспечивает выживание вида благодаря наследственности. Выделяют две группы количественных показателей — статические и динамические. Статические показатели характеризуют состояние популяции на данный момент времени. К статическим показателям популяций относятся их численность, плотность и показатели структуры. Численность — количество особей одного вида в пределах пространственной единицы. Плотность — число особей, приходящихся на единицу площади, например, плотность населения — количество человек, приходящееся на один квадратный километр, или для гидробионтов — это количество особей на единицу объема, на литр или кубометр. Показатели структуры: половой — соотношение полов, размерный — соотношение количества особей разных размеров, возрастной — соотношение количества особей различного возраста в популяции. Динамические показатели характеризуют процессы, протекающие в популяции за какой-то промежуток времени. Основными динамическими показателями популяций являются рождаемость, смертность и скорость роста популяций. Рождаемость — это число особей, рождающихся в популяции за единицу времени. При рассмотрении экосистем пользуются другим динамическим показателем — продукцией — суммой прироста массы всех особей (независимо от того, сколько они прожили) за определенный промежуток времени. Смертность — это число особей, погибших в популяции в единицу времени. Но убыль или прибыль организмов в популяции зависит не только от рождаемости и смертности, но и от скорости их иммиграции и эмиграции, т. е. от количества особей, прибывших и убывших в популяции в единицу времени. Рождаемость, или скорость рождаемости, выражают отношением: DNn/Dt, где DNn — число особей, родившихся за некоторый промежуток времени Dt. Но для сравнения рождаемости в различных популяциях пользуются величиной удельной рождаемости: отношением скорости рождаемости к исходной численности (N): DNn/NDt. За бесконечно малый промежуток времени (Dt —> 0) мы получим мгновенную удельную рождаемость, которую обозначают латинской буквой «b». Эта величина имеет размерность «единица времени -1» и зависит от интенсивности размножения особей: для бактерий — час, для фитопланктона — сутки, для насекомых — неделя или месяц, для крупных млекопитающих — год. Смертность — величина обратная рождаемости, но измеряется в тех же величинах и вычисляется по аналогичной формуле. Если принять, что DNm — число погибших особей (независимо от причины) за время Dt, то удельная смертность: DNm/NDt, а при Dt ® 0 имеем мгновенную удельную смертность, которую обозначают буквой «d». Величины рождаемости и смертности по определению могут иметь положительное значение, либо равное нулю. Продолжительность жизни вида зависит от условий (факторов) жизни. Смертность и рождаемость у организмов существенно изменяется с возрастом. Если в популяции не происходит существенных изменений то можно построить кривые выживания. Они отражают зависимость количества доживших до определенного возраста особей от продолжительности интервала с момента рождения организмов. Выделяют три типа основных кривых выживания (рис.4.1), к которым в той или иной мере приближаются все и известные кривые Кривая I типа, когда на протяжении всей жизни смертность ничтожно мала, резко возрастая в конце нее, характерна для насекомых (ее и называют «кривой дрозофилы»), к ней приближаются кривые выживания человека в развитых странах, а так же некоторых крупных млекопитающих. Кривая 111 типа — это случаи массовой гибели особей в на- чальный период жизни. Некоторые организмы, которые не заботятся о потомстве и выживают за счет огромного числа личинок, икринок, семян и т. п.
Рис. 4.1. Различные типы кривых выживания
Кривая П типа характерна для видов, у которых смертность остается примерно постоянной в течение всей жизни. Такое распределение смертности не столь редкое явление среди организмов. Встречаются они среди рыб, пресмыкающихся, птиц, многолетних травянистых растений.
БИОТИЧЕСКИЕ СООБЩЕСТВА
Когда речь идет об экосистемах, под биотическим сообществом понимается биоценоз, поскольку сообщество представляет собой население б иотопа — места жизни биоценоза.
Биоценоз определение Биоценоз — это система, состоящая из трех компонентов: растительности, животных и микроорганизмов. В такой системе отдельные виды, популяции и группы видов могут заменяться соответственно другими без особого ущерба для содружества, а сама система существует за счет уравновешивания сил антагонизма между видами. Стабильность сообщества определяется количественной регуляцией численности одних видов другими, а его размеры зависят от внешних причин — от величины территории с однородными абиотическими свойствами, т. е. биотопа. Функционируя в единстве биоценоз и биотоп образуют биогеоценоз, или экосистему. Границы биоценоза совпадают с границами биотопа и, следовательно, с границами экосистемы. Биотическое сообщество (биоценоз) — это более высокий уровень организации, чем популяция, которая является его составной частью. Биоценоз обладает сложной внутренней структурой. Выделяют видовую и пространственную структуры биоценозов.
Видовая структура биоценоза Для существования сообщества важна не только величина численности организмов, но и видовое разнообразие. Разнообразие вида является основой стабильности в развитии популяций, разнообразие между видами и, следовательно, популяциями — основа существования биоценоза как основной части экосистемы. Видовая структура биоценоза характеризуется видовым разнообразием и количественным соотношением видов, зависящих от ряда факторов. Главными лимитирующими факторами являются температура, влажность и недостаток пищевых ресурсов. Здесь могут выжить организмы, жизненные формы которых приспособлены к таким условиям. Богатые видами биоценозы — тропические леса, с разнообразным животным миром. Обычно бедными видами природные биоценозы считаются, если они содержат десятки и сотни видов растений и животных, богатые — это несколько тысяч или десятки тысяч видов. Видовое разнообразие — это число видов в данном сообществе. Оно взаимосвязано с разнообразием условий среды обитания. Чем больше организмов найдут в биотопе подходящих для себя условий по экологическим требованиям, тем больше видов в нем поселится. Виды, которые преобладают по численности, называют доминантными, или — доминантами данного сообщества. Но и среди них есть такие, без которых другие виды существовать не могут. Их называют эдификаторами (лат. — «строители»). Они определяют микросреду всего сообщества и их удаление грозит полным разрушением биоценоза. Как правило, эдификаторами выступают растения — ель, сосна, кедр, ковыль и лишь изредка — животные (сурки). «Второстепенные» виды — малочисленные и даже редкие — тоже очень важны в сообществе. Их преобладание — это гарантия устойчивого развития сообществ. В наиболее богатых биоценозах практически все виды малочисленны, но чем бедней видовой состав, тем больше видов доминантов. При определенных условиях могут быть увеличение численности отдельных доминантов. Для оценки разнообразия используют и другие показатели, которые значительно дополняют вышеуказанные. Обилие вида — число особей данного вида на единицу площади или объема занимаемого ими пространства.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ Любая единица, включающая все совместно функционирующие, организмы (биотическое сообщество) на данном участке и взаимодействующая с физической средой таким образом, что поток энергии создает определенные биотические структуры и круговорот веществ между живой и неживой частями, представляют собой экологическую систему, или экосистему».
Концепция экосистемы Главным предметом исследования в экосистеме становятся трансформации вещества и энергии между биотой и физической средой, биогеохимический круговорот веществ в целом (рис. 6.1). Это позволяет дать общую оценку результатов жизнедеятельности многих отдельных организмов, видов, как по биогеохимическим функциям, т. е. по характеру осуществляемых в природе процессов превращения вещества и энергии. Например, все высшие растения потребляют одни и те же вещества, все они используют свет и благодаря фотосинтезу, образуют близкие по составу органические вещества и выделяют кислород. Выделяют: микроэкосистемы (лишайники и т. п.); мезоэкосистемы (пруд, озеро, степь и др.); макроэкосистемы (континент, океан) и, наконец, глобальную экосистему (биосфера Земли) или экосферу — интеграция всех систем. Многие системы автономны — пруды, озера, океан, леса и др. Но даже биосфера Земли часть веществ отдает в космос и получает вещества из космоса. Таким образом, природные экосистемы — это открытые системы: они должны получать и отдавать вещества и энергию. Запасы веществ, усвояемые организмами и, прежде всего, продуцентами, в природе небезграничны. Если бы эти вещества не использовались многократно, а точнее не были бы вовлечены в этот вечный круговорот, то жизнь на Земле была бы вообще невозможна. Такой круговорот (рис. 6.1) биогенных компонентов возможен лишь при наличии функционально различных групп организмов, способных осуществлять и поддерживать поток веществ, извлекаемых ими из окружающей среды. Для поддержания круговорота веществ в экосистеме необходимы неорганические молекулы в усвояемой для продуцентов форме, консументы, питающиеся продуцентами и другими консументами, а также редуценты, восстанавливающие вещества. Рис. 6.1. Схема переноса вещества (сплошная линия) и энергии (пунктирная линия) в природных экосистемах С точки зрения пищевых взаимодействий организмов, трофическая структура экосистемы делится на два яруса: 1) верхний — автотрофный ярус, или «зеленый пояс», включающий фотосинтезирующие организмы, создающие сложные органические молекулы из неорганических простых соединений, и 2) нижний — гетеротрофный ярус, или «коричневый пояс» почв и осадков, в котором преобладает разложение отмерших органических веществ снова до простых минералов. Чтобы разобраться в сложных биологических взаимодействиях в экосистеме, следует выделить ряд компонентов: 1) неорганические вещества (С, N, СО2, Н2О, Р, О и др.), участвующие в круговоротах; 2) органические соединения (белки, углеводы, липиды, гумусовые вещества и др.), связывающие биотическую и абиотическую части; 3) воздушную, водную и субстратную среду, включающую абиотические факторы; 4) продуцентов — автотрофных организмов, в основном зеленых растений, способных производить пищу из простых неорганических веществ; 5) консументов, — гетеротрофы, в основном животные, питающиеся другими организмами или частицами органического вещества; 6) редуцентов — гетеротрофных организмов, в основном бактерий и грибов, получающих энергию путем разложения отмершей или поглощения растворенной органики. Фотосинтезирующие организмы и хемосинтезиующие, создают органические вещества на Земле продукцию в количестве 100 млрд т/год и примерно такое же количество веществ должно превращаться в результате дыхания растений в углекислый газ и воду. Однако этот баланс неточен.
Энергия экосистемы Энергетические потоки Жизнь на Земле существует за счетсолнечной энергии. Свет — единственный на Земле пищевой ресурс, энергия которого, в соединении с углекислым газом и водой, рождает процесс фотосинтеза. Фотосинтезирующие растения создают органическое вещество, которым питаются травоядные животные, ими питаются плотоядные и т. д. Энергия передается от организма к организму, создающих пищевую или трофическую цепь: от автотрофов, продуцентов к гетеротрофам, консументам и так с одного трофического уровня на другой. Трофический уровень — это место каждого звена в пищевой цепи. Первый трофический уровень — это продуценты, все остальные — консументы. Второй трофический уровень — это растительноядные консументы; третий — плотоядные консументы, питающиеся растительноядными формами; четвертый — консументы, потребляющие других плотоядных и т. д. Следовательно, можно и консументов разделить по уровням: консументы первого, второго, третьего и т. д. порядков (рис. 6.3). Четко распеределяются по уровням консументы, специализирующиеся на определенном виде пищи. Однако есть виды, которые питаются мясом и растительной пищей (человек, медведь и др.), которые могут включаться в пищевые цепи на любом уровне. Пища, поглощаемая консументом, усваивается не полностью — от 12 до 20% у некоторых растительноядных, до 75% и более у плотоядных. Энергетические затраты связаны прежде всего с поддержанием метаболических процессов, которые называют тратой на дыхание, оцениваемая общим количеством СО2 выделенного Рис.6.3. Пищевые взаимосвязи организмов в биогеоценозе организмом. Меньшая часть идет на образование тканей и некоторого запаса питательных веществ, т. е. на рост. Остальная часть пищи выделяется в виде экскрементов. Значительная часть энергии рассеивается в виде тепла при химических реакциях в организме. В конечном итоге вся энергия, превращается в тепловую и рассеивается в окружающей среде. Таким образом, входя в экосистему, поток лучистой энергии разбивается на две части, распространяясь по двум видам трофических сетей, но источник энергии общий — солнечный свет. Рис. 6.4. Упрощенная схема пирамиды Элтона В конечном итоге все три правила пирамид отражают энергетические отношения в экосистеме, а пирамида продукции (энергии) имеет универсальный характер. В природе, в стабильных системах, биомасса изменяется незначительно, т. е. природа стремится использовать полностью валовую продукцию. Человек получает достаточно много продукции от природных систем, основным источником пищи для него является сельское хозяйство. Создав агроэкосистемы, человек стремится получить как можно больше чистой продукции растительности, значительная часть продукции идет в промышленность и теряется в отбросах, т. е. и здесь теряется около 90% чистой продукции и только около 10% непосредственно используется на потребление человеком. В природных экосистемах энергетические потоки также изменяются по своей интенсивности и характеру, но этот процесс регулируется действием экологических факторов, что проявляется в динамике экосистемы в целом. Динамика экосистемы Экосистема испытывает те же процессы, что и ее популяции и сообщества: цикличность, смену популяций и биоценозов, и др. Цикличность Суточная, сезонная и многолетняя периодичность внешних условий. Суточные циклы наиболее резко выражены в условиях климата где значительная разница между дневными и ночными температурами. Например, в песчаных пустынях Средней Азии многие животные прячутся в норы или ведут ночной образ жизни летом, а некоторые — зимой переходят на дневной (змеи, пауки и др.). Однако суточные ритмы наблюдаются во всех географических зонах, и даже в тундре в полярный день растения закрывают и открывают свои цветки в соответствии с этими ритмами. Сезонная цикличность выражается в том, что на определенный период из биоценоза «выпадают» группы животных и даже целые популяции, впадающие в спячку, Многолетняя цикличность проявляется благодаря колебаниям климата. Многолетняя периодичность в изменении численности биоценоза, вызванная неравномерным выпадением осадков по годам, с периодическим повторением засух. Под экологической сукцессией понимает вообще весь процесс развития экосистемы. Более конкретное определение дает этому явлению Н. Ф. Реймерс: «Сукцессия — последовательная смена биоценозов, возникающая на одной и той же территории (биотопе) под влиянием природных факторов или воздействия человека». Изменения в сообществе в результате сукцессии носят закономерный характер и обусловлены взаимодействием организмов между собой и с окружающей абиотической средой. Экологическая сукцессия происходит в определенный отрезок времени, в который изменяется видовая структура сообщества и абиотическая среда его существования вплоть до его развития возникновения стабилизированной системы. Такую стабилизированную экосистему называют климаксом. В этом состоянии система находится тогда, когда в ней на единицу энергии приходится максимальная биомасса и максимальное количество связей между организмами. Система проходит ряд стадий развития, первые из которых часто называют стадией первых поселенцев. Поэтому, в более узком смысле, сукцессия — это последовательность сообществ, сменяющих друг друга в данном районе. Для возникновения сукцессии необходимо свободное пространство. В зависимости от первоначального состояния субстрата, различают первичную и вторичную сукцессии. Первичная сукцессия — это если формирование сообществ начинается на первоначально свободном субстрате, а вторичная сукцессия — это последовательная смена одного сообщества, существовавшего на данном субстрате, другим, более совершенным для данных абиотических условий. Первыми, как правило, на свободное пространство начинают внедряться растения посредством перенесенных ветром спор и семян. Ельник — это последняя климаксная стадия развития экосистемы в климатических условиях Севера. Вначале же здесь развиваются березняки, ольховники, осинники, под пологом которых растут ели. Постепенно они перерастают березу и вытесняют ее, захватывая пространство (рис. 6.5). Береза растет намного быстрее чем ель. Под кронами берез возникает уже свой микроклимат, обилие опада листьев способствует формированию особых почв, поселяются многие животные, появляется разнообразный травянистый покров. А ель продолжает расти в столь благоприятной обстановке и, наконец, береза не выдерживает конкуренции с ней за пространство и свет и вытесняется елью. Классическим примером природной сукцессии является «старение» озерных экосистем — эвтрофикация. Она выражается в зарастании озер растениями от берегов к центру. Здесь наблюдается ряд стадий зарастания — от начальных — д
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.95.170 (0.015 с.) |