Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уровни биологической организации

Поиск

КАРАГАНДИНСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Рахимжанова Р.И.

Исабаев А.С.

ЭКОЛОГИЯ

Учебно- практическое пособие для дистанционного обучения студентов всех специальностей

КАРАГАНДА 2003

ВВЕДЕНИЕ

Экология стала для всего человечества не только наукой, но и способом мышления, поведе­ния, реальностью действий. Она стала одной из сторон гуманизма, вклю­чающей в себя понимание единства человека с природой, вы­сокую культуру, интеллект.

Слово "экология" впервые употребил Э. Геккель, обозначив им биологическую науку, изучающую взаимоотношения организмов с окружающей их средой.

В соответствии с принятой сейчас классификацией любое изменение в среде обитания входит в компетенцию экологии. Одной из важнейших задач экологии является оптимизация взаимоот­ношений между человеком, с одной стороны, отдельными видами и попу­ляциями, экосистемами, с другой. Сохране­ние всех видов, популяций и экосистем на нашей планете считается эколо­гически и экономически целесообразным, а концепция по­лезных и вредных—несостоятельна. Оптимизация взаимоотношений че­ловека с природой рассматривается как необходимое условие существо­вания человека с различными взаимоотношениями, которые должны проявляться в мини­мальном ущербе живым организмам и неживой природе. Появление на нашей планеты экологических катастроф говорит о необходимости, по уменьшению выбросов вредных веществ в окружающую среду и ее загрязнения, созданию малоотходных и безот­ходных технологий, охраны природы.

Большое значение имеет экологическое воспитание и образование людей. Многие просто не знают о надви­гающейся беде и тех отрицательных последствиях, которые вызываются загрязнением окружающей среды.

Понятием, созвучным с термином "экология", в боль­шинстве случаев является любое взаимодействие человека и природы или ухудшение качества окружающей среды, вызванное хозяйственной дея­тельностью человека. Экология как наука имеет собственные цели, объекты и методы ис­следования, а также различные направления: общая экология, приклад­ная экология, популяционная экология, аутэкология и др. Существуют два подхода: экосистемный и популяционный. Экосистемный базируется на понятии экосистемы — совокуп­ности организмов и неживых компонентов. При таком подходе экологию рассматривают как науку об системах, и любое изучае­мое явление представляет интерес прежде всего в том, что оно является составной частью экосистемы. Популяционный обращает внимание на популяциях, т. е. совокупностях особей одного вида, населяющих определенное пространство и обитающие в пределах одного биогеоценоза. В отличие от экосистемно­го подхода, популяционный под­ход более склонен к аналитическому объяснению.

В настоящее время бытует представление, что все связанное с загряз­нением окружающей среды и с уменьшением вредного воздействия чело­веческой деятельности на природу является экологией. Основу экологии составляет изучение функционирования особей, популяций, сообщества, человека и их взаи­модействий с окружающей средой при воздействии экологических факто­ров, проявляющихся в физических, химических и биологических измене­ниях. Здесь любые изменения особей, популяций, сообществ, человека яв­ляются своеобразными индикаторами окружающей среды и ее загряз­нения.

Характерной чертой экологии является то, что она яв­ляется междисциплинарной наукой. По мере своего развития и освоения человеком новых дис­циплин экологические знания должны подниматься по спирали вверх.

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКОЛОГИИ

1.1 Что такое экология. Термин "экология" (буквально от греч. oikos — жилище, местопребы­вание, дом и logos— наука) был предложен Эрнстом Геккелем в 1866 г. Это наука, изучающая организацию и функционирование систем различных уровней. В настоящее время современная экология изучает также взаимодействия человека и биосферы, про­изводства с окружающей его природной средой и другие проблемы.

В зависимости от объекта и предмета исследований, экология подразделяется как:

1. Часть биологии, изучающая отношения организмов (особей, попу­ляций, биоценозов и т. п.) между собой и окружающей средой, называется биоэкологией.

2. Дисциплина, изучающая общие законы функциониро­вания экосистем различного уровня.

3. Комплексная наука, исследующая среду обитания живых существ (включая человека).

4. Наука о способах ограничения потребления ресурсов биосферы для удовлетворения нужд хозяйственной дея­тельности человека.

В настоящее время развивается экологизация различных дис­циплин, под которой понимается процесс внедрения систем технологических, управленческих и других реше­ний, позволяющих эффективно использовать природные ресурсы. В связи с этим экология распалась на ряд научных отраслей и дисцип­лин, далеких от первоначального понимания экологии как биоло­гической науки об отношениях живых организмов с окружающей их сре­дой. Но в основе всех современных направлений экологии лежат фунда­ментальные идеи биоэкологии.

Экологию по размерам объектов изучения делят на географическую, объектами изучения которой являются крупные геосистемы, географические процессы с участием живого и глобальную экологию — учение о биосфере Земли.

По отношению к предметам изучения экологию подразделяют на эко­логию микроорганизмов, грибов, растений, животных, человека, сель­скохозяйственную, прикладную, инженерную и т.д.

По средам и компонентам различают экологию суши, водо­емов, морскую, высокогорную, химическую.

По подходам к предмету исследования - аналитическую и ди­намическую экологию.

В системе экологии человека выделяют социальную экологию, изу­чающую взаимоотношения социальных групп общест­ва, так и человека в целом.

1.2 Задачи экологии В зависимости от решаемых задач экологию подразделяют на общую, исследующую основные принципы организации и функционирования различных систем, и частную, сферой которой являет­ся изучение конкретных групп.

Общая экология классифицируется по уровням организации. Популяционная экология изучает популяции — сово­купности особей одного вида объединяемых общей территорией. Биоценология исследует структуру и ди­намику природных сообществ — совокупностей совместно обитающих популяций разных видов.

В настоящее время многие разделы экологии имеют выраженную практическую направленность и имеют большое значение для развития различных отраслей хозяйства. Основной задачей экологии на современном этапе является изучение количественными методами основ структуры и функциониро­вания природных и созданных человеком систем. Окружающая нас живая природа не является беспорядочным сочетанием живых су­ществ. Она представляет собой устойчивую и организованную систему, сложившуюся в процессе эволюции органического мира. Любые явления, связанные с воздействиями человека на природу, обратными влияниями природы на человека и его экономику, с хозяйственными процессами называются экологической проблемой.

Взаимоотношение человека с видами и сообществами может быть достигнута за счет уси­лий со стороны человека. Этим может быть достигнуто решение многих хозяйственных проблем:

—интенсификация производства ряда отраслей;

— сохранение и экономия дорогостоящего сырья;

— увеличение продолжительности жизни и уменьшение заболевае­мости людей;

— совершенствование механизмов взаимодействия общества и приро­ды.

 

1.3 Значение экологического образования

В настоящее время развитие взаимоотношений с природой представляет опасность для существования не только отдельных объектов, территорий, стран и т. п., но и для всего человечества.

Это объясняется тем, что человек тесно связан с живой Природой происхождением, материальными и духовными потребностями, но, в отличие от других организмов, эти связи достигли таких масштабов и форм, что это может привести к полному вовлечению живого покрова планеты (биосферы) в жизнеобеспечение современного общества.

Человек, благодаря разуму, стре­мится обеспечить себе условия среды, быть независимым от физических факторов, например, от климата, от нехватки пищи, избавиться от вредных для него животных и растений и т. п. Поэтому человек, прежде всего, отли­чается от других видов тем, что взаимодействует с природой через создаваемую им культуру, Остановить стихийное развитие событий помогут лишь знания о том, как ими управлять, что возможно через всеоб­щее экологическое образование людей. Как спра­ведливо отметил американский эколог Б. Коммонер в на­чале 70-х гг., «поиски истоков любой проблемы, связанной с окружающей средой, приводят к неоспоримой истине, что коренная причина кризиса заключена не в том, как люди взаимодействуют с природой, а в том, как они взаимодей­ствуют друг с другом...».

Экология, как мы уже показали выше, возникла для решения задач изучения взаимодействия всего живого с неживой природой и орга­низмов между собой. Человек — тоже такой же организм, и изоляция его от природы су­щественно сказывается на его здоровье. Изменение, а тем более уничтожение этой природной среды, влечет за собой отрицательные последствия для жизни человека. Экологические знания позволяют ему принимать правильное решение с целью охраны природы. Они дают понять, что человек и природа — единое целое и пред­ставления о господстве его над природой примитивны.

Экологически образованный человек не допустит сти­хийного отношения к окружающей его среде жизни. Он бу­дет бороться против экологического варварства, а если в таких людей станет большинство, то они обес­печат нормальную жизнь своим потомкам, преобразуя и совершенствуя саму цивилиза­цию, находя наилучшие «экологически чистые» варианты взаимоотношения природы и общества.

Отсюда следует, что в настоящее время остановить нару­шение экологических законов можно, только подняв на долж­ную высоту экологическую культуру каждого члена общест­ва, что возможно сделать, прежде всего, через образование, через изучение основ экологии. Это особенно важно для всех спе­циалистов в пер­вую очередь для специалистов технического профиля.

 

Контрольные вопросы

1. Дайте определение экологии.

2. Можно ли "Охрану природы" или "Охрану окружающей среды" на­звать экологией? Если нет, то почему?

3. В чем заключается основная задача экологии?

4. Что такое экологическая проблема?

5.Решению каких народнохозяйственных проблем способствует эко­логия?

 

Тесты для самоконтроля:

1. Экология - наука изучающая

а) влияние загрязнений на окружающую среду

b) влияние загрязнений на здоровье человека

c) влияние деятельности человека на окружающую среду

d) взиамоотношения организмов с окружающей их средой обитания (в том числе многообразие взаимосвязей их с другими организмами и сообществами)

2. Одним из основоположников экологии как науки, давшим ей название науки о взаимоотношениях живых организмов и условий среды, был:

а) К.Минней (ХУШ)

b) М.Б. Латарк (ХУШ)

c) Г.Гаузе (ХХ)

d) Э.Геккель (Х1Х)

3. Система жизнеобеспечения Земли включает несколько важнейших сфер, человек является частью той из них которую называют:

а) литосферой

b) географической оболочкой

c) гидросферой

d) биосферой

4. Все проблемы экологии могут быть выражены одной фразой:

а) океан и суша связаны между собой

b) все неживое взаимодействует между собой

c) все неживое связано между собой и с окружающей средой

d) компоненты географической оболочки изолированы

e) обмен веществ и информации

Лимитирующие факторы

Впервые на значение лимитирующих факторов обратил внимание Ю. Либих. Он устано­вил закон минимума: урожай (продукция) зависит от фак­тора, находящегося в минимуме. Если в почве полезные ком­поненты в целом представляют собой уравновешенную систему и только какое-то вещество, например фосфор, содержится в количествах, близких к минимуму, то это может снизить урожай. Но оказалось, что даже те же самые мине­ральные вещества, очень полезные при оптимальном содер­жании их в почве, снижают урожай, если они в избытке. Значит, факторы могут быть лимитирующими, находясь и в максимуме.

Таким образом, лимитирующими экологическими фак­торами следует называть такие факторы, которые ограничивают развитие организмов из-за недостатка или их избытка по сравнению с потребностью. Их иногда называют ограничивающими факторами.

Различия в совокупном и изолированном действиях отно­сятся и к другим факторам. Например, действие отрицатель­ных температур усиливается ветром и высокой влажностью воз­духа, но, с другой стороны, высокая влажность ослабляет дей­ствие высоких температур, и т. д. Но несмотря на взаимовлияние факторов, все-таки они не могут заменить друг друга, что и нашло отражение в законе независимости факторов В. Р. Вильямса: условия жизни равнозначны, ни один из фак­торов жизни не может быть заменен другим. Например, нель­зя действие влажности (воды) заменить действием углекисло­го газа или солнечного света, и т. д.

Наиболее полно и в наиболее общем виде всю сложность влияния экологических факторов на организм отражает закон толерантности В. Шелфорда: отсутствие или невозможность процветания определяется недостатком (в качественном или ко­личественном смысле) или, наоборот, избытком любого из ря­да факторов, уровень которых может оказаться близким к пре­делам переносимого данным организмом. Эти два предела на­зывают пределами толерантности. Организ­мы, для жизни которых требуются условия, ограниченные уз­ким диапазоном толерантности по величине температуры, на­зывают стенотермными («стено» — узкий), а способных жить в широком диапазоне температур — эвритермными («эври» — широкий) (рис. 3.2).

Подобно температуре действуют и другие лимитирующие факторы, а организмы по отношению к характеру их воздей­ствия называют, соответственно, стенобионтами и эврибионтами. Например, говорят: организм стенобионтен по отно­шению к влажности, или эврибионтен к климатическим фак­торам, и т. п. Организмы, эврибионтные к основным клима­тическим факторам, наиболее широко распространены на Зем­ле.

Организмы и сами способны снизить лимитирующее действие факторов, создав, например, определенный микроклимат (микро-­

Рис. 3.2. Сравнение относительных пределов толерантности стенотермных и звритермных организмов

 

среду). Здесь возникает своеобразная компенсация факторов, которая наиболее эффективна на уровне сообществ, реже — на видовом уровне.

Компенсация факторов, которая наиболее эффективна на уровне сообществ, реже — на видовом уровне.

Такая компенсация факторов обычно создает условия для физиологической акклиматизаци, имеющего широкое распространение, который, акклиматизируясь в дан­ном конкретном месте, создает своеобразную популяцию, экотип, пределы толерантности которой соответствуют местным условиям. Значит в природных условиях организмы зависят от состоя­ния критических физических факторов, от содержания необхо­димых веществ и от диапазона толерантности самих организ­мов к этим и другим компонентам среды.

 

Популяции.

Для ответов на вопросы о причинах изменений численности тех или иных видов растений и животных, о влиянии хо­зяйственной деятельности человека на окружающую приро­ду необходимы знания свойств не только отдельных орга­низмов, но и их групп, обладающих свойствами самовос­производства, — популяций.

 

Понятия о популяции

Популяция — основная функциональная еди­ница живой природы. Она является элементами сооб­ществ, экосистем, участвует в основных процессах транс­формации вещества и переноса энергии.Популяции обладают характерными показателями, при­сущими только им. Некоторые характеристики популяций взаимосвязаны: смертность оп­ределяет структуру, рождаемость — плотность и т. д.

Процессы изменений популяций во времени называются популяционной динамикой. Эти изменения — результат действия множества факторов окружающей среды, а также внутренних механизмов популяционной регуляции.

Популяция — совокупность особей одного вида, изолиро­ванная в пространстве и времени от других совокупностей одного и того же вида. Популяция — «ячейка» биоты, которая являет­ся основой ее существования: в ней происходит самовоспро­изводство живого вещества, она обеспечивает выживание ви­да благодаря наследственности. Выделяют две группы количе­ственных показателей — статические и динамические. Статические показатели характеризуют состояние попу­ляции на данный момент времени.

К статическим показателям популяций относятся их чис­ленность, плотность и показатели структуры. Численность количество особей одного вида в пределах пространственной единицы. Плотность число особей, приходящихся на единицу пло­щади, например, плотность населения — количество человек, приходящееся на один квадратный километр, или для гидробионтов — это количество особей на единицу объема, на литр или кубометр. Показатели структуры: половой — соотноше­ние полов, размерный — соотношение количества особей раз­ных размеров, возрастной — соотношение количества особей различного возраста в популяции.

Динамические показатели характеризуют процессы, протекающие в популяции за какой-то промежуток времени. Основными динамическими показателями популяций являются рождаемость, смертность и ско­рость роста популяций.

Рождаемость это число особей, рождающихся в популяции за единицу времени. При рассмотрении экосистем пользуются другим динамическим показателем — продукцией — суммой прироста массы всех особей (независимо от того, сколько они прожили) за определенный проме­жуток времени.

Смертность это число особей, погибших в популяции в единицу времени. Но убыль или прибыль организмов в популяции зависит не только от рождаемости и смертности, но и от скорости их иммиграции и эмиграции, т. е. от количества особей, прибывших и убыв­ших в популяции в единицу времени.

Рождаемость, или скорость рождаемости, выражают отношением:

DNn/Dt,

где DNn — число особей, родившихся за некоторый про­межуток времени Dt. Но для сравнения рождаемости в раз­личных популяциях пользуются величиной удельной рож­даемости: отношением скорости рождаемости к исходной численности (N):

DNn/NDt.

За бесконечно малый промежуток времени (Dt —> 0) мы получим мгновенную удельную рождаемость, которую обо­значают латинской буквой «b». Эта величина имеет размер­ность «единица времени -1» и зависит от интенсивности раз­множения особей: для бактерий — час, для фитопланктона — сутки, для насекомых — неделя или месяц, для крупных мле­копитающих — год.

Смертность — величина обратная рождаемости, но изме­ряется в тех же величинах и вычисляется по аналогичной фор­муле. Если принять, что DNm — число погибших особей (не­зависимо от причины) за время Dt, то удельная смертность:

DNm/NDt,

а при Dt ® 0 имеем мгновенную удельную смертность, которую обозначают буквой «d».

Величины рождаемости и смертности по определению могут иметь положительное значение, либо равное нулю.

Продолжительность жизни вида зависит от условий (фак­торов) жизни. Смертность и рождаемость у организмов сущест­венно изменяется с возрастом. Если в популяции не происходит существен­ных изменений то можно построить кривые выживания. Они отражают зависимость количества доживших до определен­ного возраста особей от продолжительности интервала с момента рождения организмов.

Выделяют три типа основных кривых выживания (рис.4.1), к которым в той или иной мере приближаются все и известные кривые

Кривая I типа, когда на протяжении всей жизни смертность ничтожно мала, резко возрастая в конце нее, характерна для насекомых (ее и на­зывают «кривой дрозофилы»), к ней приближаются кривые выживания человека в развитых странах, а так же некоторых круп­ных млекопитающих.

Кривая 111 типа — это случаи массовой гибели особей в на­-

чальный период жизни. Некоторые ор­ганизмы, которые не заботятся о потомстве и выживают за счет ог­ромного числа личинок, икринок, семян и т. п.

 

Рис. 4.1. Различные типы кривых выживания

 

Кривая П типа характерна для видов, у ко­торых смертность остается примерно постоянной в течение всей жизни. Такое распределение смертности не столь редкое явление среди организмов. Встречаются они среди рыб, пре­смыкающихся, птиц, многолетних травянистых растений.

 

БИОТИЧЕСКИЕ СООБЩЕСТВА

 

Когда речь идет об экосистемах, под биотическим сооб­ществом понимается биоценоз, поскольку сообщество пред­ставляет собой население б иотопа — места жизни биоцено­за.

 

Биоценоз определение

Биоценоз — это система, состоящая из трех компонентов: растительности, животных и микроор­ганизмов. В такой системе отдельные виды, популяции и груп­пы видов могут заменяться соответственно другими без осо­бого ущерба для содружества, а сама система существует за счет уравновешивания сил антагонизма между видами. Ста­бильность сообщества определяется количественной регуля­цией численности одних видов другими, а его размеры зави­сят от внешних причин — от величины территории с однород­ными абиотическими свойствами, т. е. биотопа. Функциони­руя в единстве биоценоз и биотоп образуют биогеоценоз, или экосистему. Границы биоценоза совпадают с границами биотопа и, следовательно, с границами экосисте­мы. Биотическое сообщество (биоценоз) — это более высо­кий уровень организации, чем популяция, которая является его составной частью. Биоценоз обладает сложной внутрен­ней структурой. Выделяют видовую и пространственную струк­туры биоценозов.

 

Видовая структура биоценоза

Для существования сообщества важна не только величина численности организмов, но и видовое разнообра­зие. Разнообразие вида является основой стабильно­сти в развитии популяций, разнообразие между видами и, сле­довательно, популяциями — основа существования биоценоза как основной части экосистемы.

Видовая структура биоценоза характеризуется видовым разнообразием и количественным соотношением видов, за­висящих от ряда факторов. Главными лимитирующими фак­торами являются температура, влажность и недостаток пи­щевых ресурсов. Здесь могут выжить организмы, жизненные формы ко­торых приспособлены к таким условиям. Богатые видами био­ценозы — тропические леса, с разнообразным животным ми­ром.

Обычно бедными видами природные биоценозы считают­ся, если они содержат десятки и сотни видов растений и жи­вотных, богатые — это несколько тысяч или десятки тысяч ви­дов. Видовое разнообразие это число видов в данном сооб­ществе. Оно взаимосвязано с разнообразием условий среды обитания. Чем боль­ше организмов найдут в биотопе подходящих для себя условий по экологическим требованиям, тем больше видов в нем поселится. Виды, которые преобладают по численности, называют до­минантными, или — доминантами данного сообще­ства. Но и среди них есть такие, без которых другие виды существовать не могут. Их называют эдификаторами (лат. — «строители»). Они определяют микросреду все­го сообщества и их удаление грозит полным разрушением био­ценоза. Как правило, эдификаторами выступают растения — ель, сосна, кедр, ковыль и лишь изредка — животные (сур­ки).

«Второстепенные» виды — малочисленные и даже ред­кие — тоже очень важны в сообществе. Их преобладание — это гарантия устойчивого развития сообществ. В наиболее богатых биоценозах практически все виды малочисленны, но чем бед­ней видовой состав, тем больше видов доминантов. При опре­деленных условиях могут быть увеличение численности отдель­ных доминантов. Для оценки разнообразия используют и другие показате­ли, которые значительно дополняют вышеуказанные. Обилие вида число особей данного вида на единицу площади или объема занимаемого ими пространства.

 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

Любая единица, включающая все совместно функционирующие, организмы (биотическое сообщество) на дан­ном участке и взаимодействующая с физической средой таким образом, что поток энергии создает определенные биоти­ческие структуры и круговорот веществ между живой и нежи­вой частями, представляют собой экологическую систему, или экосистему».

 

Концепция экосистемы

Главным предметом исследования в экосистеме становятся трансформации вещества и энергии между биотой и физической средой, биогеохимический круговорот веществ в це­лом (рис. 6.1). Это позволяет дать общую оценку результатов жизнедеятельности многих от­дельных организмов, видов, как по биогеохимиче­ским функциям, т. е. по характеру осуществляемых в природе процессов превращения вещества и энергии. Например, все высшие растения потребляют одни и те же вещества, все они используют свет и благодаря фотосин­тезу, образуют близкие по составу органические вещества и вы­деляют кислород.

Выделяют: микроэкосистемы (лишайники и т. п.); мезоэкосистемы (пруд, озеро, степь и др.); макроэкосистемы (континент, океан) и, наконец, глобальную экосистему (биосфера Земли) или экосферу — интеграция всех систем. Многие сис­темы автономны — пруды, озера, океан, леса и др. Но даже биосфера Земли часть веществ отдает в космос и по­лучает вещества из космоса.

Таким образом, природные экосистемы — это открытые системы: они должны получать и отдавать вещества и энер­гию.

Запасы веществ, усвояемые организмами и, прежде всего, продуцентами, в природе небезграничны. Если бы эти вещест­ва не использовались многократно, а точнее не были бы вовле­чены в этот вечный круговорот, то жизнь на Земле была бы вообще невозможна. Такой круговорот (рис. 6.1) биогенных компонентов возможен лишь при наличии функ­ционально различных групп организмов, способных осуществ­лять и поддерживать поток веществ, извлекаемых ими из ок­ружающей среды.

Для поддержания круговорота веществ в экосистеме необ­ходимы неорганические молекулы в усвояемой для продуцен­тов форме, консументы, питающиеся продуцентами и други­ми консументами, а также редуценты, восстанавливающие вещества.

Рис. 6.1. Схема переноса вещества (сплошная линия) и энергии (пунктирная линия) в природных экосистемах

С точки зрения пищевых взаимодействий организмов, тро­фическая структура экосистемы делится на два яруса: 1) верх­ний — автотрофный ярус, или «зеленый пояс», включающий фотосинтезирующие организмы, создающие сложные органи­ческие молекулы из неорганических простых соединений, и 2) нижний — гетеротрофный ярус, или «коричневый пояс» почв и осадков, в котором преобладает разложение отмерших орга­нических веществ снова до простых минералов. Чтобы разобраться в сложных биологических взаимо­действиях в экосистеме, следует выделить ряд компонентов: 1) не­органические вещества (С, N, СО2, Н2О, Р, О и др.), участвую­щие в круговоротах; 2) органические соединения (белки, угле­воды, липиды, гумусовые вещества и др.), связывающие био­тическую и абиотическую части; 3) воздушную, водную и суб­стратную среду, включающую абиотические факторы; 4) про­дуцентов — автотрофных организмов, в основном зеленых рас­тений, способных производить пищу из простых неорганиче­ских веществ; 5) консументов, — гетеротрофы, в основном животные, питающиеся дру­гими организмами или частицами органического вещества; 6) редуцентов — ­ ге­теротрофных организмов, в основном бактерий и грибов, полу­чающих энергию путем разложения отмершей или поглоще­ния растворенной органики.

Фотосинтезирующие организмы и хемосинтезиующие, создают органические вещества на Земле про­дукцию в количестве 100 млрд т/год и примерно такое же количество веществ должно превращаться в результате дыха­ния растений в углекислый газ и воду. Однако этот баланс не­точен.

 

Энергия экосистемы

Энергетические потоки Жизнь на Земле существует за счетсолнечной энергии. Свет — единственный на Земле пищевой ресурс, энергия кото­рого, в соединении с углекислым газом и водой, рождает про­цесс фотосинтеза. Фотосинтезирующие растения создают орга­ническое вещество, которым питаются травоядные животные, ими питаются плотоядные и т. д. Энергия передается от организма к организму, создающих пищевую или трофическую цепь: от автотрофов, продуцентов к гетеротрофам, консументам и так с одного трофического уровня на другой.

Трофический уровень это место каждого звена в пищевой цепи. Первый трофический уровень — это продуценты, все ос­тальные — консументы. Второй трофический уровень — это растительноядные консументы; третий — плотоядные консумен­ты, питающиеся растительноядными формами; четвертый — консументы, потребляющие других плотоядных и т. д. Следо­вательно, можно и консументов разделить по уровням: консу­менты первого, второго, третьего и т. д. порядков (рис. 6.3).

Четко распеределяются по уровням консументы, спе­циализирующиеся на определенном виде пищи. Однако есть ви­ды, которые питаются мясом и растительной пищей (человек, медведь и др.), которые могут включаться в пищевые цепи на любом уровне. Пища, поглощаемая консументом, усваивается не полно­стью — от 12 до 20% у некоторых растительноядных, до 75% и более у плотоядных. Энергетические затраты связаны прежде всего с поддержанием метаболических процессов, ко­торые называют тратой на дыхание, оцениваемая общим коли­чеством СО2 выделенного

Рис.6.3. Пищевые взаимосвязи организмов в биогеоценозе

организмом. Меньшая часть идет на образование тканей и некоторого запаса питатель­ных веществ, т. е. на рост. Остальная часть пищи выделяется в виде экскрементов. Значительная часть энергии рассеивается в виде тепла при химических реакциях в организме. В конечном итоге вся энергия, превращается в тепло­вую и рассеивается в окружающей среде.

Таким образом, входя в экосистему, поток лучистой энер­гии разбивается на две части, распространяясь по двум видам трофических сетей, но источник энергии общий — солнечный свет.

Рис. 6.4. Упрощенная схема пирамиды Элтона

В конечном итоге все три правила пирамид отражают энер­гетические отношения в экосистеме, а пирамида продукции (энергии) имеет универсальный характер.

В природе, в стабильных системах, биомасса изменяется незначительно, т. е. природа стремится использовать полно­стью валовую продукцию.

Человек получает достаточно много продукции от природ­ных систем, основным источником пищи для него является сельское хозяйство. Создав агроэкосистемы, че­ловек стремится получить как можно больше чистой продук­ции растительности, значительная часть продукции идет в промыш­ленность и теряется в отбросах, т. е. и здесь теряется около 90% чистой продукции и только около 10% непосредственно используется на потребление человеком.

В природных экосистемах энергетические потоки также из­меняются по своей интенсивности и характеру, но этот процесс регулируется действием экологических факторов, что проявля­ется в динамике экосистемы в целом.

Динамика экосистемы

Экосистема испытывает те же процессы, что и ее популяции и сообщества: цикличность, смену популяций и биоценозов, и др. Цикличность Суточная, сезонная и многолетняя периодичность внешних условий. Суточные циклы наиболее резко выражены в условиях климата где значительная раз­ница между дневными и ночными температурами. Например, в песчаных пустынях Средней Азии мно­гие животные прячутся в норы или ведут ночной образ жизни летом, а некоторые — зимой переходят на дневной (змеи, пау­ки и др.). Однако суточные ритмы наблюдаются во всех гео­графических зонах, и даже в тундре в полярный день расте­ния закрывают и открывают свои цветки в соответствии с эти­ми ритмами. Сезонная цикличность выражается в том, что на опреде­ленный период из биоценоза «выпадают» группы животных и даже целые популяции, впадающие в спячку,

Многолетняя цикличность проявляется благодаря колебаниям климата. Многолетняя периодичность в изменении чис­ленности биоценоза, вызванная неравномерным выпаде­нием осадков по годам, с периодическим повторением засух.

Под экологической сукцессией понимает вообще весь процесс развития экосистемы. Более конкретное определение дает этому явлению Н. Ф. Реймерс: «Сук­цессия — последовательная смена биоценозов, возникающая на одной и той же территории (биотопе) под влия­нием природных факторов или воздействия человека». Измене­ния в сообществе в результате сукцессии носят закономерный характер и обусловлены взаимодействием организмов между собой и с окружающей абиотической средой. Экологическая сукцессия происходит в определенный от­резок времени, в который изменяется видовая структура сооб­щества и абиотическая среда его существования вплоть до его развития возникновения стабилизированной сис­темы. Такую стабилизированную экосистему называют климак­сом. В этом состоянии система находится тогда, когда в ней на единицу энергии приходится максимальная биомасса и макси­мальное количество связей между организма­ми. Система про­ходит ряд стадий развития, первые из которых часто называют стадией первых поселенцев. Поэтому, в более узком смысле, сукцессия — это последовательность сообществ, сменяющих друг друга в данном районе.

Для возникновения сукцессии необходимо свободное про­странство. В зависимости от первоначального состояния суб­страта, различают первичную и вторичную сукцессии. Пер­вичная сукцессия — это если формирование сообществ начина­ется на первоначально свободном субстрате, а вторичная сук­цессия — это последовательная смена одного сообщества, су­ществовавшего на данном субстрате, другим, более совершен­ным для данных абиотических условий. Первыми, как правило, на свободное пространство начина­ют внедряться растения посредством перенесенных ветром спор и семян. Ельник — это последняя климаксная стадия развития эко­системы в климатических условиях Севера. Вначале же здесь развиваются березняки, ольховни­ки, осинники, под пологом которых растут ели. Постепенно они перерастают березу и вытесняют ее, захватывая простран­ство (рис. 6.5). Бе­реза растет намного быстрее чем ель. Под крона­ми берез возникает уже свой микроклимат, обилие опада ли­стьев способствует формированию особых почв, поселяются многие животные, появляется разнообразный травянистый по­кров. А ель продолжает расти в столь благоприятной обстановке и, на­конец, береза не выдерживает конкуренции с ней за простран­ство и свет и вытесняется елью.

Классическим примером природной сукцессии является «старение» озерных экосистем — эвтрофикация. Она выража­ется в зарастании озер растениями от берегов к центру. Здесь наблюдается ряд стадий зарастания — от начальных — д



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.95.170 (0.015 с.)