Зоопсихология и сравнительная Психология 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зоопсихология и сравнительная Психология



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В ЗООПСИХОЛОГИЮ

Тема 1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ЗООПСИХОЛОГИИ

 

Объект и предмет зоопсихологии. Особенности изучения психики животных. Задачи зоопсихологии и сравнительной психологии. Место зоопсихологии и сравнительной психологии в системе наук, ее связь с другими психологическими отраслями и науками о поведении животных.

Теоретическое и практическое значение зоопсихологии. Зоопсихологические аспекты природоохранного дела, ветеринарии, кинологии и т.д. Прикладная зоопсихология и анималотерапия. Прикладная зоопсихология и педагогика. Зоопсихология и биоэтика.

Разнообразие конкретно-научных методов исследования в зоопсихологии. Наблюдение и эксперимент как методы зоопсихологии, их возможности и ограничения. Специфика использования наблюдения в зоопсихологических исследованиях. Наблюдение за животными в природных условиях и в неволе. Виды экспериментов, применяемых в зоопсихологии (лабораторный, полевой, формирующий). Конкретные способы получения данных (методы лабиринта, обходного пути, проблемной клетки, дифференцированной дрессировки, задачи орудийного типа и др.). Использование зоопсихологией методов смежных наук.

Тема 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗООПСИХОЛОГИИ

Отражение представлений о душе животных в древних религиях и фольклоре. Античные философы о душах животных и человека. Взгляды мыслителей средневековья на психику животных. Развитие представлений о психической деятельности животных в XVI-XVIII вв. «Новая зоопсихология». Влияние трудов Р. Декарта, Г. Лейбница, Ж. О. Ламетри, Э. Б. Кондильяка, Ш. Ж. Леруа на развитие зоопсихологических взглядов.

Формирование зоопсихологии как науки. Ж. Л. Бюффон о поведении животных. Роль эволюционных теорий Ж. Б. Ламарка, К. Ф. Рулье, Ч. Дарвина, Г. Спенсера в развитии зоопсихологии.

Возникновение этологии, ее основные положения, направления и методы исследований. Экспериментальные исследования психики животных У. Мак-Дауголла, Р. Йеркса, Э. Торндайка. Противостояние зоопсихологии и этологии в начале XX в., пути их сближения. Исследования К. Лоренца, Н. Тинбергена. Зоопсихология и бихевиоризм. Изучение мышления животных в школе гештальт-психологии. Эксперименты В. Келера.

Зоопсихологические исследования в России. Разработка теоретических основ эволюции психики в работах В. А. Вагнера, А. Н. Северцова, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева. Сравнительно-психологические исследования Н. Н. Ладыгиной-Котс, А. Я. Марковой, В. С. Мухиной.

Теоретические проблемы и перспективные направления исследований современной зоопсихологии и сравнительной психологии.

Раздел 2. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ И ПОВЕДЕНИЯ

Раздел 5. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Зорина З. А. Зоопсихология. Элементарное мышление животных / З. А. Зорина, И. И. Полетаева. – М.: Аспект-пресс, 2001. – 320 с.

2. Правоторов Г. В. Зоопсихология для гуманитариев / Г. В. Правоторов. – Новосибирск: ЮКЭА, 2001. – 392 с.

3. Резникова Ж. И. Интеллект и язык: Животные и человек в зеркале экспериментов / Ж. И. Резникова. – М.: Наука, 2000. – 278 с.

4. Фабри К. Э. Основы зоопсихологии / К. Э. Фабри. – М.: Рос. психолог. о-во, 1993. – 336 с.

5. Филиппова Г. Г. Зоопсихология и сравнительная психология / Г. Г. Филиппова. – М.: Академия, 2004. – 544 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Вагнер В. А. Сравнительная психология / В. А. Вагнер. – М.: Ин-т практической психологии, 1998. – 187 с.

2. Выготский Л. С. Этюды по истории поведения / Л. С. Выготский, А. Р. Лурия. – М.: Педагогика-Пресс, 1993. – 221 с.

3. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо: Юрайт, 2002. – С. 169-197.

4. Гриффин Д. Перелет птиц. Биологические и физические аспекты ориентации / Д. Гриффин. – М.: Мир, 1966. – 162 с.

5. Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных / Ч. Дарвин. – СПб.: Питер, 2001. – 365 с.

6. Дьюсбери Д. Поведение животных / Д. Дьюсбери. – М.: Мир, 1981. – 479 с.

7. Ильичев В. Д. Пространственная ориентация птиц / В. Д. Ильичев, Е. К. Вилкс. – М.: Наука, 1978. – 286 с.

8. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта / Ф. Кликс. – М.: Прогресс, 1983. – 302 с.

9. Корытин С. А. Запахи в жизни животных / С. А. Корытин. – М.: Знание, 1978. – 64 с.

10. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. – М.: Изд-во МГУ, 1981. – 584 с.

11. Лоренц К. Агрессия / К. Лоренц. – М.: Амфора, 1994. – 272 с.

12. Мак-Фарленд Д. Поведение животных / Д. Мак-Фарленд. – М.: Мир, 1988. – 520 с.

13. Меннинг О. Поведение животных / О. Меннинг. – М.: Мир, 1982. – 358 с.

14. Моррис Д. Голая обезьяна / Д. Моррис. – М.: Эксмо, 2009. – 269 с.

15. Панов Е. Н. Механизмы коммуникации у птиц / Е. Н. Панов. – М.: Наука, 1978. – 304 с.

16. Понугаева А. Г. Импринтинг (запечатление) / А. Г. Понугаева. – Л.: Наука, 1973. – 103 с.

17. Прайор К. Не рычите на собаку! / К. Прайор. – М.: Селена, 1995. – 413 с.

18. Сравнительная психология и зоопсихология: Хрестоматия / [сост. Г. В. Калягина]. – СПб.: Питер, 2001. – 412 с.

19. Стишковская Л.Л. О чем говорят животные / Л.Л. Стишковская. – М.: Агропромиздат, 1989. – 190 с.

20. Тинберген Н. Социальное поведение животных / Н. Тинберген. – М.: Мир, 1993. – 152 с.

21. Фабри К. Э. Задачи современной зоопсихологии / К. Э. Фабри // Психол. журн. – 1981. – Т. 2. – N. 5. – С. 68-80.

22. Фабри К. Э. Игра у животных / К. Э. Фабри. – М.: Знание, 1985. – 64 с.

23. Фабри К. Э. Игры животных и игры детей (сравнительно-психологические аспекты) / К. Э. Фабри // Вопр. психологии. – 1982. – N. 3. – С. 26-34.

24. Фабри К. Э. Орудийные действия животных / К. Э. Фабри. – М.: Знание, 1980. – 62 с.

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Вопросы для обсуждения

1. Представления о душе животных в древних религиях и фольклоре.

2. Античные философы о душах животных и человека.

3. Взгляды мыслителей средневековья на психику животных.

4. Развитие представлений о психической деятельности животных в XVI-XVIII вв. (Ж. О. Ламетри, Э. Б. Кондильяк и др.).

5. Роль эволюционных теорий Ж. Б. Ламарка, К. Ф. Рулье, Ч. Дарвина, Г. Спенсера в развитии зоопсихологии.

6. Формирование зоопсихологии как науки (У. Мак-Дауголл, Р. Йеркс, Э. Торндайк, В. Келер и др.).

7. Возникновение этологии (К. Лоренц, Н. Тинберген).

8. Зоопсихологические исследования в России (В. А. Вагнер, А. Н. Северцов, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Н. Н. Ладыгина-Котс, А. Я. Маркова, В. С. Мухина и др).

Основная литература

1. Зорина З. А. Зоопсихология. Элементарное мышление животных / З. А. Зорина, И. И. Полетаева. – М.: Аспект-пресс, 2001. – С. 19–48.

2. Правоторов Г. В. Зоопсихология для гуманитариев / Г. В. Правоторов. – Новосибирск: ЮКЭА, 2001. – С. 23–43.

3. Филиппова Г. Г. Зоопсихология и сравнительная психология / Г. Г. Филиппова. – М.: Академия, 2004. – С. 18–42.

 

Вопросы для обсуждения

1. Понятие психики, ее функциональное значение.

2. Проблема объективного критерия психики.

3. Возникновение психики. Тенденции ее развития.

4. Периодизации развития психики А. Н. Леонтьева, К. Э. Фабри.

5. Элементарная сенсорная психика.

6. Перцептивная психика.

7. Стадия интеллекта.

Основная литература

1. Фабри К. Э. Основы зоопсихологии / К. Э. Фабри. – М.:: Рос. психолог. о-во, 1993. – С. 176–289.

2. Филиппова Г. Г. Зоопсихология и сравнительная психология / Г. Г. Филиппова. – М.: Академия, 2004. – С. 77–83, 111–123, 261–334.

 

Дополнительная литература

1. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.:: ЧеРо: Юрайт, 2002. – С. 169–197.

2. Крушинский Л. В. Биологические основы рассудочной деятельности: эволюционные и физиолого-генетические аспекты поведения / Л. В. Крушинский. – М.: Изд-во МГУ, 1977. – 271 с.

3. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. – М.: Изд-во МГУ, 1981. – С. 15–160.

4. Мак-Фарленд Д. Поведение животных / Д. Мак-Фарленд. – М.: Мир, 1988. – С. 22–108, 280–320.

 

Вопросы для обсуждения

1. Развитие двигательной активности на разных стадиях эволюции психики. Таксис, тропизм, рефлекс.

2. Проблема соотношения инстинкта и научения.

3. Инстинкт: общая характеристика, функции, внешние и внутренние факторы, фазы инстинктивного поведения.

4. Научение: общая характеристика и формы.

5. Навык и дрессировка.

6. Подражание.

7. Интеллектуальное поведение.

 

Основная литература

1. Зорина З. А. Зоопсихология. Элементарное мышление животных / З. А. Зорина, И. И. Полетаева. – М.: Аспект-пресс, 2001. – С. 86–117.

2. Правоторов Г. В. Зоопсихология для гуманитариев / Г. В. Правоторов. – Новосибирск: ЮКЭА, 2001. – С. 80–143, 280–301.

3. Фабри К. Э. Основы зоопсихологии / К. Э. Фабри. – М.: Рос. психолог. о-во, 1993. – С. 26–90, 176–289.

4. Филиппова Г. Г. Зоопсихология и сравнительная психология / Г. Г. Филиппова. – М.: Академия, 2004. – С. 173–210.

 

Дополнительная литература

1. Выготский Л. С. Этюды по истории поведения / Л. С. Выготский, А. Р. Лурия. – М.: Педагогика-Пресс, 1993. – 221 с.

2. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо: Юрайт, 2002. – С. 169–197.

3. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта / Ф. Кликс. – М.: Прогресс, 1983. – С. 56–75.

4. Мак-Фарленд Д. Поведение животных / Д. Мак-Фарленд. – М.: Мир, 1988. – С. 22–108, 280–320.

5. Меннинг О. Поведение животных / О. Меннинг. – М.: Мир, 1982. – С. 32–75.

6. Прайор К. Не рычите на собаку! / К. Прайор. – М.: Селена, 1995. – 413 с.

Вопросы для обсуждения

1. Проблема врожденного и приобретаемого в пренатальном периоде.

2. Развитие двигательной активности в пренатальном периоде. Развитие сенсорных способностей и элементов общения.

3. Зрело- и незрелорождающиеся животные.

4. Врожденное узнавание. Импринтинг.

5. Развитие сенсорных способностей и элементов общения в раннем постнатальном периоде.

6. Общая характеристика игры у животных. Основные концепции игры у животных. Функциональное значение игры.

7. Виды игр у животных.

8. Игровая сигнализация.

9. Игра и исследовательское поведение.

Основная литература

1. Фабри К. Э. Основы зоопсихологии / К. Э. Фабри. – М.: Рос. психолог. о-во, 1993. – С. 91–175.

 

Дополнительная литература

1. Дьюсбери Д. Поведение животных / Д. Дьюсбери. – М.: Мир, 1981. – С. 130–199.

2. Мак-Фарленд Д. Поведение животных / Д. Мак-Фарленд. – М.: Мир, 1988. – С. 22–60, 328–341.

3. Понугаева А. Г. Импринтинг (запечатление) / А. Г. Понугаева. – Л.: Наука, 1973. – 103 с.

4. Фабри К. Э. Игра у животных / К. Э. Фабри. – М.: Знание, 1985. – 64 с.

5. Фабри К. Э. Игры животных и игры детей (сравнительно-психологические аспекты) / К. Э. Фабри // Вопр. психологии. – 1982. – N. 3. – С. 26–34.

Вопросы для обсуждения

1. Понятие, особенности и функции семейного поведения животных.

2. Формы ухода за потомством.

3. Особенности и постепенное усложнение родительского поведения членистоногих.

4. Семейное поведение рыб.

5. Формы ухода за потомством у земноводных и пресмыкающихся.

6. Родительское поведение птиц.

7. Семейное поведение млекопитающих. Родительское поведение высших приматов.

Основная литература

1. Правоторов Г. В. Зоопсихология для гуманитариев / Г. В. Правоторов. – Новосибирск: ЮКЭА, 2001. – С. 160–165.

2. Фабри К. Э. Основы зоопсихологии / К. Э. Фабри. – М.: Рос. психолог. о-во, 1993. – С. 118–119.

 

Дополнительная литература

1. Меннинг О. Поведение животных / О. Меннинг. – М.: Мир, 1982. – С. 184–216.

2. Тинберген Н. Социальное поведение животных / Н. Тинберген. – М.: Мир, 1993. – С. 46–56.

Вопросы для обсуждения

1. Критерии организованного сообщества животных.

2. Доминирование и территориальность как основа организации сообщества.

3. Иерархия в сообществах животных, ее типы.

4. Критерии и типы территориальной организации у животных.

5. Иерархия у членистоногих.

6. Иерархия у рыб.

7. Специфика иерархии у птиц.

8. Иерархия у млекопитающих, ее типы. Особенности иерархии у высших приматов.

 

Основная литература

1. Зорина З. А. Зоопсихология. Элементарное мышление животных / З. А. Зорина, И. И. Полетаева. – М.: Аспект-пресс, 2001. – С. 238–245.

2. Правоторов Г. В. Зоопсихология для гуманитариев / Г. В. Правоторов. – Новосибирск: ЮКЭА, 2001. – С. 165–187.

 

Дополнительная литература

1. Меннинг О. Поведение животных / О. Меннинг. – М.: Мир, 1982. – С. 184–216.

2. Тинберген Н. Социальное поведение животных / Н. Тинберген. – М.: Мир, 1993. – С. 56–60.

Вопросы для обсуждения

1. Понятие агрессии. Агрессия, агрессивность и агрессивное поведение.

2. Виды и функции агрессии.

3. Психологические теории агрессии.

4. Факторы агрессивного поведения.

5. Агрессии животных и человека: общее и особенное.

Основная литература

1. Правоторов Г. В. Зоопсихология для гуманитариев / Г. В. Правоторов. – Новосибирск: ЮКЭА, 2001. – С. 60–74.

 

Дополнительная литература

1. Бэрон Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб.: Пит, 1999. – С. 24–54, 157–182, 227–256.

2. Лоренц К. Агрессия / К. Лоренц. – М.: Амфора, 1994. – 272 с.

3. Меннинг О. Поведение животных / О. Меннинг. – М.: Мир, 1982. – С. 154–162.

4. Тинберген Н. Социальное поведение животных / Н. Тинберген. – М.: Мир, 1993. – С. 60–74.

Вопросы для обсуждения

1. Понятие конфликта. Виды конфликтов и формы их разрешения.

2. Длительные конфликты и экспериментальные неврозы.

3. Физиологические изменения у животных в конфликте. Стресс. Дистресс.

4. Смещенная активность. Теории смещенной активности.

Дополнительная литература

1. Мак-Фарленд Д. Поведение животных / Д. Мак-Фарленд. – М.: Мир, 1988. – С. 343–372.

2. Меннинг О. Поведение животных / О. Меннинг. – М.: Мир, 1982. – С. 184–216.

3. Тинберген Н. Социальное поведение животных / Н. Тинберген. – М.: Мир, 1993. – С. 60–65.

Вопросы для обсуждения

1. Соотношение понятий «коммуникация» и «общение». Специфика коммуникации животных.

2. Внутривидовая и межвидовая коммуникация.

3. Основные средства коммуникации у животных. «Танец пчел».

4. Экспериментальное изучение способности животных к обучению искусственным языкам.

 

Основная литература

1. Зорина З. А. Зоопсихология. Элементарное мышление животных / З. А. Зорина, И. И. Полетаева. – М.: Аспект-пресс, 2001. – С. 205–223.

2. Правоторов Г. В. Зоопсихология для гуманитариев / Г. В. Правоторов. – Новосибирск: ЮКЭА, 2001. – С. 230–279, 302–389.

3. Филиппова Г. Г. Зоопсихология и сравнительная психология / Г. Г. Филиппова. – М.: Академия, 2004. – С. 249–251.

 

Дополнительная литература

1. Вагнер В. А. Сравнительная психология / В. А. Вагнер. – М.: Ин-т практической психологии, 1992. – С. 6–185.

2. Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных / Ч. Дарвин. – СПб.: Питер, 2001. – 365 с.

3. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта / Ф. Кликс. – М.: Прогресс, 1983. – С. 76–111.

4. Корытин С. А. Запахи в жизни животных / С. А. Корытин. – М.: Знание, 1978. – 64 с.

5. Мак-Фарленд Д. Поведение животных / Д. Мак-Фарленд. – М.: Мир, 1988. – С. 366–370, 382–384, 440–459.

6. Панов Е. Н. Механизмы коммуникации у птиц / Е. Н. Панов. – М.: Наука, 1978. – 304 с.

7. Стишковская Л. Л. О чем говорят животные / Л. Л. Стишковская. – М.: Агропромиздат, 1989. – 190 с.

 

Вопросы для обсуждения

1. Проблема наличия у животных сознания, возможности экспериментального решения этого вопроса.

2. Эксперименты, выявляющие возможность осознания животными величины своего тела.

3. Восприятие животными своей тени.

4. Исследование реакции животных на зеркало и способности к самоузнаванию.

5. Способность животных к оценке знаний и намерений других особей.

Основная литература

1. Зорина З. А. Зоопсихология. Элементарное мышление животных / З. А. Зорина, И. И. Полетаева. – М.: Аспект-пресс, 2001. – С. 223–237.

2. Филиппова Г. Г. Зоопсихология и сравнительная психология / Г. Г. Филиппова. – М.: Академия, 2004. – С. 334–353, 446–447, 462–473.

 

Дополнительная литература

1. Вагнер В. А. Сравнительная психология / В. А. Вагнер. – М.: Ин-т практической психологии, 1992. – С. 6–185.

2. Мак-Фарленд Д. Поведение животных / Д. Мак-Фарленд. – М.: Мир, 1988. – С. 373–383.

 

Вопросы для обсуждения

1. Объект, предмет и методы сравнительной психологии.

2. «Ручное мышление» приматов и трудовая деятельность человека.

3. Интеллект животных и человека.

4. Общественное поведение животных и человека.

5. Стадное поведение животных и человека

6. Язык животных и его отличия от человеческой речи.

7. Развитие психики на ранних этапах онтогенеза человекообразных обезьян и человека.

Основная литература

1. Зорина З. А. Зоопсихология. Элементарное мышление животных / З. А. Зорина, И. И. Полетаева. – М.: Аспект-пресс, 2001. – С. 194–196.

2. Правоторов Г. В. Зоопсихология для гуманитариев / Г. В. Правоторов. – Новосибирск: ЮКЭА, 2001. – С. 302–389.

3. Фабри К. Э. Основы зоопсихологии / К. Э. Фабри. – М.: Рос. психолог. о-во, 1993. – С. 267–289, 292–303.

4. Филиппова Г. Г. Зоопсихология и сравнительная психология / Г. Г. Филиппова. – М.: Академия, 2004. – С. 485–516.

 

Дополнительная литература

1. Вагнер В. А. Сравнительная психология / В. А. Вагнер. – М.: Ин-т практической психологии, 1992. – С. 6–185.

2. Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных / Ч. Дарвин. – СПб.: Питер, 2001. – 365 с.

 

ВОПРОСЫ К ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

 

1. Объект и предмет зоопсихологии, ее задачи, место среди наук.

2. Методы зоопсихологии.

3. Представления о душе животных в древних религиях и фольклоре. Античные философы о душах животных и человека.

4. Взгляды мыслителей средневековья на психику животных. Развитие представлений о психической деятельности животных в XVI-XVIII вв. (Ж. О. Ламетри, Э. Б. Кондильяк и др.).

5. Роль эволюционных теорий Ж. Б. Ламарка, К. Ф. Рулье, Ч. Дарвина, Г. Спенсера в развитии зоопсихологии.

6. Формирование зоопсихологии как науки (У. Мак-Дауголл, Р. Йеркс, Э. Торндайк, В. Келер и др.).

7. Возникновение этологии (К. Лоренц, Н. Тинберген).

8. Зоопсихологические исследования в России.

9. Понятие психики, ее объективный критерий и значение.

10. Проблема возникновения психики. Периодизации развития психики А. Н. Леонтьева и К. Э. Фабри.

11. Элементарная сенсорная психика: низший и высший уровень.

12. Перцептивная психика и стадия интеллекта.

13. Проблема инстинкта и научения. Инстинкт, его характеристики и значение. Инстинкт и инстинктивное поведение: соотношение понятий.

14. Внешние и внутренние факторы инстинктивного поведения, его фазы.

15. Научение, его характеристика и значение. Формы научения.

16. Навык как основной элемент научения. Подражание.

17. Дрессировка, ее фазы и методы.

18. Интеллектуальное поведение. Отличие интеллекта животных от интеллекта человека.

19. Пренатальный период развития психики: врожденное и приобретаемое в пренатальном развитии.

20. Пренатальный период развития психики: развитие двигательной активности.

21. Пренатальный период развития психики: развитие сенсорных способностей и элементов общения.

22. Ранний постнатальный период развития психики: зрело- и незрелорождающиеся животные.

23. Ранний постнатальный период развития психики: развитие познавательной активности и формирование общения.

24. Импринтинг, его виды и значение.

25. Ювенильный период развития психики. Характеристика и функциональное значение игры. Виды игр.

26. Игровая сигнализация. Игра и исследовательское поведение.

27. Хеморецепция у простейших, кишечнополостных, членистоногих.

28. Хеморецепция у рыб, земноводных, пресмыкающихся.

29. Хеморецепция у птиц и млекопитающих.

30. Особенности тангорецепции у различных видов животных.

31. Альгезирецепция и ее особенности.

32. Общая характеристика терморецепции.

33. Особенности статорецепции у различных видов животных.

34. Фонорецепция, ее особенности и биологическое значение. Фонорецепция у насекомых.

35. Особенности фонорецепции у рыб, земноводных, пресмыкающихся.

36. Роль фонорецепции в поведении птиц и млекопитающих.

37. Особенности фоторецепции у простейших, кишечнополостных, моллюсков.

38. Фоторецепция у членистоногих.

39. Фоторецепция у рыб, земноводных, пресмыкающихся.

40. Роль фоторецепции в поведении птиц и млекопитающих.

41. Брачное поведение, его особенности и функции.

42. Ритуалы ухаживания у различных видов животных.

43. Особенности и функции семейного поведения. Типы родительских реакций.

44. Родительское поведение у насекомых.

45. Родительское поведение у рыб, земноводных, пресмыкающихся.

46. Родительское поведение у птиц и млекопитающих.

47. Социальное поведение. Критерии организованного сообщества. Доминирование.

48. Виды и значение иерархии в организованном сообществе.

49. Групповое поведение. Случайные скопления животных.

50. Эффекты группы. Явление фазовой изменчивости. Причины и особенности миграций.

51. Агрессивное поведение, его характеристика. Функции агрессивного поведения.

52. Психологические теории агрессии.

53. Факторы агрессивного поведения.

54. Природа агрессии животных и человека.

55. Конфликтное поведение, его характеристика. Виды конфликтов у животных.

56. Физиологические изменения у животных при конфликте. Стресс.

57. Смещенная активность. Теории смещенной активности.

58. Длительные конфликты и экспериментальные неврозы.

59. Особенности коммуникации животных. Коммуникация животных и общение человека: общее и особенное.

60. Сигналы, используемые в коммуникации животных. «Танец пчел».

61. Градуированные и постоянные сигналы.

62. Общение человека с животными с помощью языков-посредников.

63. Проблема сознания и самосознания у животных.

64. Объект, предмет и методы сравнительной психологии.

65. «Ручное мышление» приматов и трудовая деятельность человека.

66. Интеллект животных и человека.

67. Общественное поведение животных и человека.

68. Стадное поведение животных и человека.

69. Язык животных и его отличия от человеческой речи.

70. Развитие психики на ранних этапах онтогенеза человекообразных обезьян и человека.

 

Примеры контрольно-измерительных материалов к текущей аттестации  
  Раскройте следующие понятия: Зоопсихология, этология, психика, элементарная сенсорная психика, перцептивная психика, интеллектуальное поведение.

 

Примеры контрольно-измерительных материалов к промежуточной аттестации (экзамену)
  1. Объект и предмет зоопсихологии, ее задачи, место среди наук. 2.Особенности фонорецепции у рыб, земноводных, пресмыкающихся.
  1. Методы зоопсихологии. 2. Роль фонорецепции в поведении птиц и млекопитающих.

 

Оценка Критерии оценок экзамена
Отлично Оценка «отлично» выставляется в любом из трех случаев: 1. Выполнение пяти требований к ответу на каждый вопрос экзаменационного билета: 1) правильность, полнота и глубина ответа (верное и глубокое изложение фактов, понятий, законов, закономерностей, принципов; опора при ответе на исходные методологические положения; анализ основных теоретических материалов, описанных в различных источниках, связь теории с практикой; иллюстрация ответа конкретными примерами; отсутствие необходимости в уточняющих вопросах); 2) логическая последовательность изложения материала в процессе ответа; 3) грамотное изложение материала на высоком научном уровне, высокая культура речи; 4) наличие полных и обоснованных выводов; 5) демонстрация собственной профессиональной позиции (творческое применение знаний в практических ситуациях, демонстрация убежденности, а не безразличия; демонстрация умения сравнивать, классифицировать, обобщать). 2. Невыполнение одного из перечисленных требований (к одному из вопросов экзаменационного билета) и правильный ответ на дополнительный вопрос в пределах программы. 3. Невыполнение двух из перечисленных требований (либо двух к одному вопросу, либо по одному к каждому вопросу экзаменационного билета) и правильные ответы на два дополнительных вопроса в пределах программы.
Хорошо Оценка «хорошо» выставляется в любом из трех случаев: 1. Невыполнение одного из требований к ответу (к одному из вопросов экзаменационного билета), предъявляемых к оценке «отлично» (п.1), и неправильный ответ на дополнительный вопрос в пределах программы. 2. Невыполнение двух требований (либо двух к одному вопросу, либо по одному к каждому вопросу экзаменационного билета), предъявляемых к оценке «отлично» (п.1), и правильный ответ только на один дополнительный вопрос в пределах программы. 3. Невыполнение трех требований (в различных комбинациях по отношению к вопросам экзаменационного билета), предъявляемых к оценке «отлично» (п.1), и правильные ответы не менее, чем на два дополнительных вопроса в пределах программы.
Удовлетворительно Оценка «удовлетворительно» выставляется в любом из трех случаев: 1. Невыполнение двух требований (либо двух к одному вопросу, либо по одному к каждому вопросу экзаменационного билета), предъявляемых к оценке «отлично» (п.1), и неправильные ответы на два дополнительных вопроса в пределах программы. 2. Невыполнение трех требований (в различных комбинациях по отношению к вопросам экзаменационного билета), предъявляемых к оценке «отлично» (п.1), и правильный ответ только на один дополнительный вопрос в пределах программы. 3. Невыполнение четырех требований (в различных комбинациях по отношению к вопросам экзаменационного билета), предъявляемых к оценке «отлично» (п.1), и правильные ответы не менее, чем на два дополнительных вопроса в пределах программы.
Неудовлетворительно Оценка «неудовлетворительно» выставляется в любом из трех случаев: 1. Невыполнение более четырех требований (в различных комбинациях по отношению к вопросам экзаменационного билета), предъявляемых к оценке «отлично» (п.1). 2. Невыполнение трех требований (в различных комбинациях по отношению к вопросам экзаменационного билета), предъявляемых к оценке «отлично» (п.1), и неправильные ответы на два дополнительных вопроса в пределах программы. 3. Невыполнение четырех требований (в различных комбинациях по отношению к вопросам экзаменационного билета), предъявляемых к оценке «отлично» (п.1), и правильный ответ только на один из не менее двух дополнительных вопросов в пределах программы.

 

 

Учебное издание

Макушина Ольга Петровна

 

ЗООПСИХОЛОГИЯ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

 

Учебная программа курса и

планы семинарских занятий для вузов

 

ЗООПСИХОЛОГИЯ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Учебная программа курса и

планы семинарских занятий для вузов

 

 

Издательско-полиграфический центр

Воронежского государственного университета

Утверждено научно-методическим советом факультета философии и психологии, протокол № 1400-10 от 29 декабря 2011 г.

 

 

Рецензент доц. Кунаковская Л. А.

 

 

Программа подготовлена на кафедре общей и социальной психологии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета.

Рекомендована для студентов 1 курса очной и очно-заочной форм обучения направления «Психология» факультета философии и психологии ВГУ.

 

 

Для направления: 030300 − Психология

Б3.Б.6

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Учебная дисциплина «Зоопсихология и сравнительная психология» относится к Профессиональному циклу дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300 Психология (бакалавриат) и входит в базовую (общепрофессиональную) часть этого цикла.

Дисциплина «Зоопсихология и сравнительная психология», являясь одной из базовых в теоретической подготовке студентов-психологов младших курсов, ориентирована на усвоение ими систематизированных представлений об этапах, механизмах и закономерностях эволюции психики в филогенезе животных и человека. Эти знания призваны заложить методологический и теоретический фундамент, облегчающий в дальнейшем изучение и понимание разнообразных проявлений человеческой психики.

Цель изучения учебной дисциплины – общетеоретическая подготовка выпускника в области эволюционного развития психики.

Основными задачами учебной дисциплины являются:

1) усвоение студентами системы знаний об этапах, механизмах и закономерностях эволюции психики животных и человека, о роли биологических детерминант в поведении человека;

2) выявление студентами специфики психики человека в сравнении с психикой животных;

3) нахождение филогенетических истоков важнейших сфер человеческой активности (игры, учения и труда);

4) формирование представлений как о теоретическом, так и о прикладном характере дисциплины.

Приступая к изучению данной дисциплины, студенты должны иметь теоретическую подготовку по общей психологии (в частности, такому ее разделу, как введение в психологию), которая ведется в течение первого семестра обучения. У студентов должны быть сформированы компетенции: способность и готовность к владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3).

Самостоятельная работа студентов по учебной дисциплине «Зоопсихология и сравнительная психология» предполагает изучение рекомендуемой преподавателем литературы по вопросам семинарских и практических занятий, а также самостоятельное освоение понятийного аппарата и выполнение ряд творческих заданий, выдаваемых студентам преподавателем на семинарских занятиях. Все выполняемые студентами самостоятельно задания подлежат последующей проверке преподавателем для получения допуска к экзамену. Текущая аттестация осуществляется в форме понятийного диктанта.

Учебная дисциплина «Зоопсихология и сравнительная психология» является предшествующей для следующих дисциплин: «Общая психология (психология личности и деятельности)», «Психология развития и возрастная психология», «Социальная психология», «Педагогическая психология», «Психология семьи», «Перинатальная психология», «Психология конфликта».

В результате освоения дисциплины «Зоопсихология и сравнительная психология» у студентов должна быть сформирована такая компетенция, как способность и готовность к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии.

Учебная дисциплина «Зоопсихология и сравнительная психология» имеет широкие межпредметные связи. Ее изучение опирается на теоретическую подготовку студентов по общей психологии, зоологии, физиологии и ряду других. Освоение содержания этой дисциплины, в свою очередь, позволит студентам успешно изучать в последующем целый ряд дисциплин (возрастная, социальная психология, психология семейных отношений, история психологии и др.).

Объем дисциплины в зачетных единицах/часах в соответствии с учебным планом — 3 ЗЕТ /108 часов.

Виды учебной работы:

 

Вид учебной работы Трудоемкость (часы)
Всего По семестрам
2 сем.  
Аудиторные занятия      
в том числе: лекции      
практические      
лабораторные      
Самостоятельная работа      
Итого:        

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(очная форма обучения)

 

№ п/п Наименование разделов и тем курса Лекций Семин. Всего ауд. Самос. Раб.
  Раздел 1. Введение в зоопсихологию
  Предмет, задачи и методы зоопсихологии   -    
  История развития зоопсихологии -      
  Раздел 2. Развитие психики и форм поведения животных в фило- и онтогенезе
  Эволюция психики в филогенезе -      
  Эволюция поведения в филогенезе -      
  Развитие психики животных в онтогенезе -      
  Раздел 3. Сенсорно-перцептивные системы животных
  Хеморецепция   -    
  Тангорецепция и фонорецепция   -    
  Фоторецепция   -    
  Терморецепция и статорецепция   -    
  Альгезирецепция, активные сенсорные системы   -    
  Раздел 4. Поведение животных
  Брачное поведение   -    
  Семейное поведение -      
  Общественное поведение -      
  Стадное поведение   -    
  Агрессивное поведение -      
  Конфликтное поведение        
  Коммуникация животных -      
  Раздел 5. Сравнительная психология
  Проблема сознания у животных -      
  Сравнительные аспекты психики животных и человека -      
  ИТОГО        

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(очно-заочная форма обучения)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 397; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.10.9 (0.191 с.)