Животных в фило- и онтогенезе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Животных в фило- и онтогенезе



 

Тема 3. ЭВОЛЮЦИЯ ПСИХИКИ В ФИЛОГЕНЕЗЕ

 

Эволюция животного мира и эволюция психики: соотношение процессов. Понятие психики, ее функциональное значение. Проблема объективного критерия психики. Основные подходы к решению вопроса о зарождении психики. Факторы развития психики. Движение, поведение и психические отражение. Примат двигательной активности в развитии психического отражения. Связь между образом жизни и поведением животных.

Стадиальная концепция развития психики А. Н. Леонтьева. Стадии и уровни развития психики в концепции К. Э. Фабри. Стадии психического развития и таксономия животных.

Элементарная сенсорная психика. Характеристика ее низшего уровня. Особенности поведения и психического отражения у одноклеточных животных. Типы локомоции простейших. Кинезы и элементарные таксисы. Пластичность поведения простейших, их способность к научению. Зачаточные формы ассоциативного научения. Характеристика высшего уровня элементарной сенсорной психики. Возникновение и эволюция нервной системы, ее типы у низших многоклеточных. Двигательная активность, ориентация в пространстве, пластичность видотипичного поведения. Зачатки высших форм поведения у кольчатых червей.

Перцептивная психика. Характеристика ее низшего уровня. Строение нервной системы и органов чувств у высших беспозвоночных. Появление ЦНС. Двигательные и сенсорные способности высших беспозвоночных. Виды таксисов. Характеристика высшего уровня перцептивной психики. Сенсорные системы высших позвоночных. Локомоторная активность. Манипулирование. Видотипичные компоненты комфортного поведения сна и покоя. Групповое поведение и коммуникация, ориентировочно-исследовательская деятельность. Ригидность и пластичность поведения. Экспериментальные исследования научения и памяти.

Особенности поведения высших млекопитающих: групповое поведение и коммуникация, орудийная деятельность, игра. Экспериментальные исследования интеллекта, «второго психологического плана» (обман, намеренность поведения). Проблема выделения интеллекта высших млекопитающих в отдельную стадию развития психики.

 

Тема 4. ЭВОЛЮЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ В ФИЛОГЕНЕЗЕ

 

Врожденное и приобретаемое в поведении животных. Реализация видового опыта в индивидуальном поведении. Генетика и поведение. Соотношение понятий «инстинкт» и «безусловный рефлекс».

Таксис, тропизм, рефлекс, их характеристика. Инстинкт как основа жизнедеятельности животных. Представления о природе инстинктивного поведения (работы Ч. Дарвина, Л. Моргана). Этологическая концепция инстинктивного поведения (К. Лоренц, Н. Тинберген). Проблема пластичности инстинктивного поведения (концепция В. А. Вагнера). Основные характеристики инстинкта, его функции. Инстинктивное поведение, его внутренние и внешние факторы. Врожденные пусковые механизмы. «Ключевые раздражители» и сверхстимул. Фазы инстинктивного поведения: поисковая и завершающая. Психический компонент инстинктивного поведения. Методы исследования инстинктивного поведения животных.

Проблема соотношения инстинкта и научения. Современные представления о взаимосвязи врожденного и приобретенного в поведении животных. Общая характеристика процесса научения. Условный рефлекс и научение. Классическое обусловливание и оперантное научение. Облигатное и факультативное научение. Латентное научение и его взаимосвязь с игрой, исследовательским поведением. Навык как основной компонент научения, методы его изучения. Дрессировка, ее особенности и стадии. Участие познавательных процессов в формировании навыков животных. Подражание, аллеломиметическое поведение и имитационное научение.

Манипуляционная активность как основа высших познавательных способностей животных. Орудийная деятельность. Общая характеристика интеллектуального поведения, его элементы и критерии. Отличия интеллектуального поведения от инстинктивного и оперантного. Особенности и формы мышления у высших приматов, методы его экспериментального изучения. Опыты В. Келера. изучение способности животных к обобщению и абстрагированию. Способность животных к символизации. Отличия интеллекта животных от интеллекта человека.

Инстинкт, научение и интеллект как три формы развития поведения животных. Связь стадий развития психики и форм поведения животных в филогенезе.

Тема 5. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ В ОНТОГЕНЕЗЕ

 

Разнообразие типов онтогенеза у животных. Специфика онтогенеза у беспозвоночных и позвоночных животных. Периодизация онтогенеза у высших позвоночных.

Общая характеристика развития поведения животных в пренатальном периоде. Врожденное и приобретаемое в пренатальном развитии поведения. Проблема «эмбрионального научения» и созревания. Особенности пренатального развития моторных и сенсорных способностей у беспозвоночных, низших позвоночных, птиц и млекопитающих. Пренатальное развитие элементов общения. Значение акустического контакта между эмбрионами и родителями у птиц. Особенности эмбриогенеза у млекопитающих. Связь эмбриона с организмом матери. Возможности научения зародышей. Преадаптационное значение эмбриогенеза. Методы исследования эмбриогенеза животных.

Общая характеристика развития поведения в раннем постнатальном периоде, значение этого периода. Разнообразие постэмбрионального поведения животных. Развитие поведения у зрело- и незрелорождающихся животных. Значение заботы о потомстве.

Инстинктивное поведение в раннем постнатальном периоде. Врожденное узнавание, врожденные двигательные координации и ранний опыт. Импринтинг, его объекты, характеристики, отличия от ассоциативного научения. Реакция следования, половое запечатление как основные формы инстинкта. Роль сенсибильного периода в формировании импринтинга. «Обратный импринтинг». Опыты О. Хейнрота, К. Лоренца по изучению импринтинга.

Формирование общения у низших и высших позвоночных. Исследовательское поведение и манипулирование. Облигатное научение и ориентация. Влияние обедненной и обогащенной среды на онтогенез высших позвоночных.

Общая характеристика развития поведения в ювенильном (игровом) периоде. Функциональное значение игры у животных. Основные концепции игрового поведения животных. Причины наличия игры только у высокоразвитых животных. Инстинктивные основы игрового поведения.

Совершенствование двигательной активности в играх животных. Виды игр. Индивидуальные и совместные игры, их роль в формировании поведения взрослых животных. Формирование общения в совместных играх. Ювенильное манипулирование и взрослое поведение. Игровая сигнализация. Познавательное значение игровой активности. Игра и исследовательская деятельность животных. Инстинктивные основы игрового поведения. Высшие формы игровой исследовательской активности животных.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.246 (0.006 с.)