Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 10. Проблема сознания у животных (2 ч.) ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
Вопросы для обсуждения 1. Проблема наличия у животных сознания, возможности экспериментального решения этого вопроса. 2. Эксперименты, выявляющие возможность осознания животными величины своего тела. 3. Восприятие животными своей тени. 4. Исследование реакции животных на зеркало и способности к самоузнаванию. 5. Способность животных к оценке знаний и намерений других особей. Основная литература 1. Зорина З. А. Зоопсихология. Элементарное мышление животных / З. А. Зорина, И. И. Полетаева. – М.: Аспект-пресс, 2001. – С. 223–237. 2. Филиппова Г. Г. Зоопсихология и сравнительная психология / Г. Г. Филиппова. – М.: Академия, 2004. – С. 334–353, 446–447, 462–473.
Дополнительная литература 1. Вагнер В. А. Сравнительная психология / В. А. Вагнер. – М.: Ин-т практической психологии, 1992. – С. 6–185. 2. Мак-Фарленд Д. Поведение животных / Д. Мак-Фарленд. – М.: Мир, 1988. – С. 373–383.
Тема 11. Сравнительные аспекты психики животных и человека (4 ч.) Вопросы для обсуждения 1. Объект, предмет и методы сравнительной психологии. 2. «Ручное мышление» приматов и трудовая деятельность человека. 3. Интеллект животных и человека. 4. Общественное поведение животных и человека. 5. Стадное поведение животных и человека 6. Язык животных и его отличия от человеческой речи. 7. Развитие психики на ранних этапах онтогенеза человекообразных обезьян и человека. Основная литература 1. Зорина З. А. Зоопсихология. Элементарное мышление животных / З. А. Зорина, И. И. Полетаева. – М.: Аспект-пресс, 2001. – С. 194–196. 2. Правоторов Г. В. Зоопсихология для гуманитариев / Г. В. Правоторов. – Новосибирск: ЮКЭА, 2001. – С. 302–389. 3. Фабри К. Э. Основы зоопсихологии / К. Э. Фабри. – М.: Рос. психолог. о-во, 1993. – С. 267–289, 292–303. 4. Филиппова Г. Г. Зоопсихология и сравнительная психология / Г. Г. Филиппова. – М.: Академия, 2004. – С. 485–516.
Дополнительная литература 1. Вагнер В. А. Сравнительная психология / В. А. Вагнер. – М.: Ин-т практической психологии, 1992. – С. 6–185. 2. Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных / Ч. Дарвин. – СПб.: Питер, 2001. – 365 с.
ВОПРОСЫ К ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
1. Объект и предмет зоопсихологии, ее задачи, место среди наук. 2. Методы зоопсихологии. 3. Представления о душе животных в древних религиях и фольклоре. Античные философы о душах животных и человека.
4. Взгляды мыслителей средневековья на психику животных. Развитие представлений о психической деятельности животных в XVI-XVIII вв. (Ж. О. Ламетри, Э. Б. Кондильяк и др.). 5. Роль эволюционных теорий Ж. Б. Ламарка, К. Ф. Рулье, Ч. Дарвина, Г. Спенсера в развитии зоопсихологии. 6. Формирование зоопсихологии как науки (У. Мак-Дауголл, Р. Йеркс, Э. Торндайк, В. Келер и др.). 7. Возникновение этологии (К. Лоренц, Н. Тинберген). 8. Зоопсихологические исследования в России. 9. Понятие психики, ее объективный критерий и значение. 10. Проблема возникновения психики. Периодизации развития психики А. Н. Леонтьева и К. Э. Фабри. 11. Элементарная сенсорная психика: низший и высший уровень. 12. Перцептивная психика и стадия интеллекта. 13. Проблема инстинкта и научения. Инстинкт, его характеристики и значение. Инстинкт и инстинктивное поведение: соотношение понятий. 14. Внешние и внутренние факторы инстинктивного поведения, его фазы. 15. Научение, его характеристика и значение. Формы научения. 16. Навык как основной элемент научения. Подражание. 17. Дрессировка, ее фазы и методы. 18. Интеллектуальное поведение. Отличие интеллекта животных от интеллекта человека. 19. Пренатальный период развития психики: врожденное и приобретаемое в пренатальном развитии. 20. Пренатальный период развития психики: развитие двигательной активности. 21. Пренатальный период развития психики: развитие сенсорных способностей и элементов общения. 22. Ранний постнатальный период развития психики: зрело- и незрелорождающиеся животные. 23. Ранний постнатальный период развития психики: развитие познавательной активности и формирование общения. 24. Импринтинг, его виды и значение. 25. Ювенильный период развития психики. Характеристика и функциональное значение игры. Виды игр. 26. Игровая сигнализация. Игра и исследовательское поведение. 27. Хеморецепция у простейших, кишечнополостных, членистоногих. 28. Хеморецепция у рыб, земноводных, пресмыкающихся. 29. Хеморецепция у птиц и млекопитающих. 30. Особенности тангорецепции у различных видов животных.
31. Альгезирецепция и ее особенности. 32. Общая характеристика терморецепции. 33. Особенности статорецепции у различных видов животных. 34. Фонорецепция, ее особенности и биологическое значение. Фонорецепция у насекомых. 35. Особенности фонорецепции у рыб, земноводных, пресмыкающихся. 36. Роль фонорецепции в поведении птиц и млекопитающих. 37. Особенности фоторецепции у простейших, кишечнополостных, моллюсков. 38. Фоторецепция у членистоногих. 39. Фоторецепция у рыб, земноводных, пресмыкающихся. 40. Роль фоторецепции в поведении птиц и млекопитающих. 41. Брачное поведение, его особенности и функции. 42. Ритуалы ухаживания у различных видов животных. 43. Особенности и функции семейного поведения. Типы родительских реакций. 44. Родительское поведение у насекомых. 45. Родительское поведение у рыб, земноводных, пресмыкающихся. 46. Родительское поведение у птиц и млекопитающих. 47. Социальное поведение. Критерии организованного сообщества. Доминирование. 48. Виды и значение иерархии в организованном сообществе. 49. Групповое поведение. Случайные скопления животных. 50. Эффекты группы. Явление фазовой изменчивости. Причины и особенности миграций. 51. Агрессивное поведение, его характеристика. Функции агрессивного поведения. 52. Психологические теории агрессии. 53. Факторы агрессивного поведения. 54. Природа агрессии животных и человека. 55. Конфликтное поведение, его характеристика. Виды конфликтов у животных. 56. Физиологические изменения у животных при конфликте. Стресс. 57. Смещенная активность. Теории смещенной активности. 58. Длительные конфликты и экспериментальные неврозы. 59. Особенности коммуникации животных. Коммуникация животных и общение человека: общее и особенное. 60. Сигналы, используемые в коммуникации животных. «Танец пчел». 61. Градуированные и постоянные сигналы. 62. Общение человека с животными с помощью языков-посредников. 63. Проблема сознания и самосознания у животных. 64. Объект, предмет и методы сравнительной психологии. 65. «Ручное мышление» приматов и трудовая деятельность человека. 66. Интеллект животных и человека. 67. Общественное поведение животных и человека. 68. Стадное поведение животных и человека. 69. Язык животных и его отличия от человеческой речи. 70. Развитие психики на ранних этапах онтогенеза человекообразных обезьян и человека.
Учебное издание Макушина Ольга Петровна
ЗООПСИХОЛОГИЯ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Учебная программа курса и планы семинарских занятий для вузов
|
||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.160.216 (0.022 с.) |