Тема 10. Проблема сознания у животных (2 ч.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 10. Проблема сознания у животных (2 ч.)



Вопросы для обсуждения

1. Проблема наличия у животных сознания, возможности экспериментального решения этого вопроса.

2. Эксперименты, выявляющие возможность осознания животными величины своего тела.

3. Восприятие животными своей тени.

4. Исследование реакции животных на зеркало и способности к самоузнаванию.

5. Способность животных к оценке знаний и намерений других особей.

Основная литература

1. Зорина З. А. Зоопсихология. Элементарное мышление животных / З. А. Зорина, И. И. Полетаева. – М.: Аспект-пресс, 2001. – С. 223–237.

2. Филиппова Г. Г. Зоопсихология и сравнительная психология / Г. Г. Филиппова. – М.: Академия, 2004. – С. 334–353, 446–447, 462–473.

 

Дополнительная литература

1. Вагнер В. А. Сравнительная психология / В. А. Вагнер. – М.: Ин-т практической психологии, 1992. – С. 6–185.

2. Мак-Фарленд Д. Поведение животных / Д. Мак-Фарленд. – М.: Мир, 1988. – С. 373–383.

 

Тема 11. Сравнительные аспекты психики животных и человека (4 ч.)

Вопросы для обсуждения

1. Объект, предмет и методы сравнительной психологии.

2. «Ручное мышление» приматов и трудовая деятельность человека.

3. Интеллект животных и человека.

4. Общественное поведение животных и человека.

5. Стадное поведение животных и человека

6. Язык животных и его отличия от человеческой речи.

7. Развитие психики на ранних этапах онтогенеза человекообразных обезьян и человека.

Основная литература

1. Зорина З. А. Зоопсихология. Элементарное мышление животных / З. А. Зорина, И. И. Полетаева. – М.: Аспект-пресс, 2001. – С. 194–196.

2. Правоторов Г. В. Зоопсихология для гуманитариев / Г. В. Правоторов. – Новосибирск: ЮКЭА, 2001. – С. 302–389.

3. Фабри К. Э. Основы зоопсихологии / К. Э. Фабри. – М.: Рос. психолог. о-во, 1993. – С. 267–289, 292–303.

4. Филиппова Г. Г. Зоопсихология и сравнительная психология / Г. Г. Филиппова. – М.: Академия, 2004. – С. 485–516.

 

Дополнительная литература

1. Вагнер В. А. Сравнительная психология / В. А. Вагнер. – М.: Ин-т практической психологии, 1992. – С. 6–185.

2. Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных / Ч. Дарвин. – СПб.: Питер, 2001. – 365 с.

 

ВОПРОСЫ К ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

 

1. Объект и предмет зоопсихологии, ее задачи, место среди наук.

2. Методы зоопсихологии.

3. Представления о душе животных в древних религиях и фольклоре. Античные философы о душах животных и человека.

4. Взгляды мыслителей средневековья на психику животных. Развитие представлений о психической деятельности животных в XVI-XVIII вв. (Ж. О. Ламетри, Э. Б. Кондильяк и др.).

5. Роль эволюционных теорий Ж. Б. Ламарка, К. Ф. Рулье, Ч. Дарвина, Г. Спенсера в развитии зоопсихологии.

6. Формирование зоопсихологии как науки (У. Мак-Дауголл, Р. Йеркс, Э. Торндайк, В. Келер и др.).

7. Возникновение этологии (К. Лоренц, Н. Тинберген).

8. Зоопсихологические исследования в России.

9. Понятие психики, ее объективный критерий и значение.

10. Проблема возникновения психики. Периодизации развития психики А. Н. Леонтьева и К. Э. Фабри.

11. Элементарная сенсорная психика: низший и высший уровень.

12. Перцептивная психика и стадия интеллекта.

13. Проблема инстинкта и научения. Инстинкт, его характеристики и значение. Инстинкт и инстинктивное поведение: соотношение понятий.

14. Внешние и внутренние факторы инстинктивного поведения, его фазы.

15. Научение, его характеристика и значение. Формы научения.

16. Навык как основной элемент научения. Подражание.

17. Дрессировка, ее фазы и методы.

18. Интеллектуальное поведение. Отличие интеллекта животных от интеллекта человека.

19. Пренатальный период развития психики: врожденное и приобретаемое в пренатальном развитии.

20. Пренатальный период развития психики: развитие двигательной активности.

21. Пренатальный период развития психики: развитие сенсорных способностей и элементов общения.

22. Ранний постнатальный период развития психики: зрело- и незрелорождающиеся животные.

23. Ранний постнатальный период развития психики: развитие познавательной активности и формирование общения.

24. Импринтинг, его виды и значение.

25. Ювенильный период развития психики. Характеристика и функциональное значение игры. Виды игр.

26. Игровая сигнализация. Игра и исследовательское поведение.

27. Хеморецепция у простейших, кишечнополостных, членистоногих.

28. Хеморецепция у рыб, земноводных, пресмыкающихся.

29. Хеморецепция у птиц и млекопитающих.

30. Особенности тангорецепции у различных видов животных.

31. Альгезирецепция и ее особенности.

32. Общая характеристика терморецепции.

33. Особенности статорецепции у различных видов животных.

34. Фонорецепция, ее особенности и биологическое значение. Фонорецепция у насекомых.

35. Особенности фонорецепции у рыб, земноводных, пресмыкающихся.

36. Роль фонорецепции в поведении птиц и млекопитающих.

37. Особенности фоторецепции у простейших, кишечнополостных, моллюсков.

38. Фоторецепция у членистоногих.

39. Фоторецепция у рыб, земноводных, пресмыкающихся.

40. Роль фоторецепции в поведении птиц и млекопитающих.

41. Брачное поведение, его особенности и функции.

42. Ритуалы ухаживания у различных видов животных.

43. Особенности и функции семейного поведения. Типы родительских реакций.

44. Родительское поведение у насекомых.

45. Родительское поведение у рыб, земноводных, пресмыкающихся.

46. Родительское поведение у птиц и млекопитающих.

47. Социальное поведение. Критерии организованного сообщества. Доминирование.

48. Виды и значение иерархии в организованном сообществе.

49. Групповое поведение. Случайные скопления животных.

50. Эффекты группы. Явление фазовой изменчивости. Причины и особенности миграций.

51. Агрессивное поведение, его характеристика. Функции агрессивного поведения.

52. Психологические теории агрессии.

53. Факторы агрессивного поведения.

54. Природа агрессии животных и человека.

55. Конфликтное поведение, его характеристика. Виды конфликтов у животных.

56. Физиологические изменения у животных при конфликте. Стресс.

57. Смещенная активность. Теории смещенной активности.

58. Длительные конфликты и экспериментальные неврозы.

59. Особенности коммуникации животных. Коммуникация животных и общение человека: общее и особенное.

60. Сигналы, используемые в коммуникации животных. «Танец пчел».

61. Градуированные и постоянные сигналы.

62. Общение человека с животными с помощью языков-посредников.

63. Проблема сознания и самосознания у животных.

64. Объект, предмет и методы сравнительной психологии.

65. «Ручное мышление» приматов и трудовая деятельность человека.

66. Интеллект животных и человека.

67. Общественное поведение животных и человека.

68. Стадное поведение животных и человека.

69. Язык животных и его отличия от человеческой речи.

70. Развитие психики на ранних этапах онтогенеза человекообразных обезьян и человека.

 

Примеры контрольно-измерительных материалов к текущей аттестации  
  Раскройте следующие понятия: Зоопсихология, этология, психика, элементарная сенсорная психика, перцептивная психика, интеллектуальное поведение.

 

Примеры контрольно-измерительных материалов к промежуточной аттестации (экзамену)
  1. Объект и предмет зоопсихологии, ее задачи, место среди наук. 2.Особенности фонорецепции у рыб, земноводных, пресмыкающихся.
  1. Методы зоопсихологии. 2. Роль фонорецепции в поведении птиц и млекопитающих.

 

Оценка Критерии оценок экзамена
Отлично Оценка «отлично» выставляется в любом из трех случаев: 1. Выполнение пяти требований к ответу на каждый вопрос экзаменационного билета: 1) правильность, полнота и глубина ответа (верное и глубокое изложение фактов, понятий, законов, закономерностей, принципов; опора при ответе на исходные методологические положения; анализ основных теоретических материалов, описанных в различных источниках, связь теории с практикой; иллюстрация ответа конкретными примерами; отсутствие необходимости в уточняющих вопросах); 2) логическая последовательность изложения материала в процессе ответа; 3) грамотное изложение материала на высоком научном уровне, высокая культура речи; 4) наличие полных и обоснованных выводов; 5) демонстрация собственной профессиональной позиции (творческое применение знаний в практических ситуациях, демонстрация убежденности, а не безразличия; демонстрация умения сравнивать, классифицировать, обобщать). 2. Невыполнение одного из перечисленных требований (к одному из вопросов экзаменационного билета) и правильный ответ на дополнительный вопрос в пределах программы. 3. Невыполнение двух из перечисленных требований (либо двух к одному вопросу, либо по одному к каждому вопросу экзаменационного билета) и правильные ответы на два дополнительных вопроса в пределах программы.
Хорошо Оценка «хорошо» выставляется в любом из трех случаев: 1. Невыполнение одного из требований к ответу (к одному из вопросов экзаменационного билета), предъявляемых к оценке «отлично» (п.1), и неправильный ответ на дополнительный вопрос в пределах программы. 2. Невыполнение двух требований (либо двух к одному вопросу, либо по одному к каждому вопросу экзаменационного билета), предъявляемых к оценке «отлично» (п.1), и правильный ответ только на один дополнительный вопрос в пределах программы. 3. Невыполнение трех требований (в различных комбинациях по отношению к вопросам экзаменационного билета), предъявляемых к оценке «отлично» (п.1), и правильные ответы не менее, чем на два дополнительных вопроса в пределах программы.
Удовлетворительно Оценка «удовлетворительно» выставляется в любом из трех случаев: 1. Невыполнение двух требований (либо двух к одному вопросу, либо по одному к каждому вопросу экзаменационного билета), предъявляемых к оценке «отлично» (п.1), и неправильные ответы на два дополнительных вопроса в пределах программы. 2. Невыполнение трех требований (в различных комбинациях по отношению к вопросам экзаменационного билета), предъявляемых к оценке «отлично» (п.1), и правильный ответ только на один дополнительный вопрос в пределах программы. 3. Невыполнение четырех требований (в различных комбинациях по отношению к вопросам экзаменационного билета), предъявляемых к оценке «отлично» (п.1), и правильные ответы не менее, чем на два дополнительных вопроса в пределах программы.
Неудовлетворительно Оценка «неудовлетворительно» выставляется в любом из трех случаев: 1. Невыполнение более четырех требований (в различных комбинациях по отношению к вопросам экзаменационного билета), предъявляемых к оценке «отлично» (п.1). 2. Невыполнение трех требований (в различных комбинациях по отношению к вопросам экзаменационного билета), предъявляемых к оценке «отлично» (п.1), и неправильные ответы на два дополнительных вопроса в пределах программы. 3. Невыполнение четырех требований (в различных комбинациях по отношению к вопросам экзаменационного билета), предъявляемых к оценке «отлично» (п.1), и правильный ответ только на один из не менее двух дополнительных вопросов в пределах программы.

 

 

Учебное издание

Макушина Ольга Петровна

 

ЗООПСИХОЛОГИЯ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

 

Учебная программа курса и

планы семинарских занятий для вузов

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.160.216 (0.022 с.)