Категория личности в психологии. Основные концепции личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Категория личности в психологии. Основные концепции личности



 

Понятие личности в психологии. Специфика психологического подхо­да к исследованию личности. Движущие силы развития личности: натурали­стический, культурно-исторический, субъективно-деятельный подходы.

Индивид, индивидуальность, личность. Индивидуальные свойства че­ловека и их роль в развитии личности. Социогенез личности. Персоногенез личности. Индивидуальность личности и ее жизненный путь.

Личность как система, структура личности и различные подходы к ее исследованию в психологии. Проблема субъектности в психологии. Личность как социальный субъект. Формирование личности, социальная ситуация раз­вития личности. Социальная роль и социальный статус личности.

Направленность личности. Личностный смысл и воля. Личностный вы­бор. Свобода и ответственность.

Психологические теории личности. Психологическая защита личности.

 

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

Теоретическое и эмпирическое знание в психологии. Методология и теория экспериментального психологического исследования.

История становления психологии как экспериментальной науки. Про­грамма В. Вундта и ее значение для развития экспериментальной психоло­гии. Психология сознания, структурализм и функционализм как теоретиче­ские основы психологического эксперимента. Психология В. Джеймса.

Особенности экспериментального подхода в отечественной психоло­гии. Естественнонаучное направление в российской экспериментальной пси­хологии: Б.М. Бехтерев, И.И. Ланге, И.П. Павлов. Формирование отечествен­ной школы дифференциальной психофизиологии.

Прикладные экспериментальные исследования в отечественной и зару­бежной психологии. Экспериментальные исследования в зоопсихологии.

Измерение в психологии. Классификация исследовательских методов в психологии. Планирование эксперимента и контроль переменных. Специфи­ка экспериментальных исследований в различных областях психологии. Ана­лиз и представление результатов психологических исследований.

 

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

Бихевиоризм: история становления и основные направления

 

Бихевиоризм. Кризис интроспективной «психологии сознания». Про­грамма бихевиоризм (У. Уотсон). Связь стимула и реакции как единица по­ведения. Законы поведения. Методы бихевиоризма. Вклад в разработку эм­пирических методов, проблема научения и действия. Влияние на различные отрасли знания. Недостатки бихевиоризма и попытка их преодоления в не­обихевиоризме. Характеристика основных направлений необихевиоризма.

 

Гештальтпсихология: история становления и основные направления

 

Гельштальтпсихология. Изучение сенсорных образований как систем­ной организации целого, определяющего свойства и функции его составных частей. Программа изучение психики с позиции целостных структур (К. Коффка, В. Келлер и др.). Законы восприятия. Исследование мышления как реорганизации познавательных структур. Сильные и слабые стороны геш-тальтпсихологии. Возможности применения основных положений в совре­менной психологии.

 

Психоанализ: история становления и основные направления

 

Психоанализ 3. Фрейда. «Глубинный слой личности», влечение, ин­стинкты. Психоанализ бессознательной сферы. Фрейдизм как психотерапев­тическая техника и теоретическая концепция. Структура психики, либидо. Форма психологической защиты. Методы психоанализа. Роль и задачи пси­хоаналитика. Ограниченность пансексуализма и его преодоление в неофрей-дизме. Влияние психоаналитика на развитие психологии. Индивидуальная психология А. Адлера. Аналитическая психология К. Юнга.

 

Неофрейдизм: основные концепции

 

Гуманистический психоанализ Э. Фромма. Экзистенциальное противо­речие как основная проблема человеческого существования. Проект создания здорового общества на основе психоаналитической социальной и индивидуальной терапии.

Культурно-философская психопатология К. Хорни. Основная тревога как исходный момент развития личности.

Трансактный анализ Э. Берна как теория эгосостояний и психотехника анализа деятельности общения и психологических игр. Основные эгосостоя-ния субъекта, их характеристика.

 

Гуманистическая психология: основные концепции

 

Гуманистическая психология. Исследование проблем личности как це­лостной системы. Противопоставление бихевиоризму и психоанализу гума­нистических принципов Изучение человеческих потребностей (А. Маслоу). Иерархическая организация потребностей и самоактуализации личности. Развитие личности на основе веры в себя и стремление к «идеальному Я». (К. Роджерс)

Сильные и слабые стороны в гуманистической психологии и ее влия­ние на развитие современной науки.

 

ЗООПСИХОЛОГИЯ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

Общая характеристика психики животных. Врожденное и приобретен­ное в поведении животных. Эволюция психики в животном мире. Развитие психики животных в онтогенезе. Социальное поведение животных. Интел­лект в животном мире.

Этология и зоосоциология как направления изучения психики живот­ных. Сравнительные экспериментальные исследования в психологии.

 

ПСИХОГЕНЕТИКА

 

Основные положения современной дифференциальной психологии и генетики. Методы психогенетического исследования. Особенности примене­ния близнецового метода.

Психогенетические исследования психофизиологических функций и системных процессов. Генотип и среда в вариативности когнитивных функ­ций. Природа межиндивидуальной изменчивости темперамента и личности.

 

ПСИХОДИАГНОСТИКА,
ОБЩИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

 

Психометрические основы психодиагностики

 

Сфера применения психодиагностических методик. Принципы психо­диагностики. Тестовые нормы и проверка их репрезентативности. Виды ди­агностических норм: абсолютные, статистические (популяционные), крите­риальные. Границы применения диагностических норм различного вида. Табличная нормализация и линейная стандартизация шкалы. Проверка нор­мальности и проверка устойчивости норм.

Надежность теста. Виды надежности. Ошибка измерения и достовер­ный интервал. Валидность теста. Виды валидности: внешняя, эмпирическая, конструктивная. Валидность по содержанию, соотношение валидности и на­дежности. Способы эмпирического измерения валидности: метод контраст­ных известных групп, согласованность с экспертной оценкой. Валидность критериальных тестов. Проспективная и ретроспективная, конвергентная и дискриминантная валидности. Прогностическая валидность.

 

Классификация психодиагностических методик

 

Операционная классификация. Психофизиологические измерения. Объективные тесты решения задач. Стандартизированный самоотчет; тест-опросник, оценочные рейтинг-процедуры, субъективная классификация и оценка сходства-различия. Проективные техники: стимульные и рисуночные. Наблюдение: свободное и категориальное. Контент-анализ документов. Диа­логовые техники: беседы, интерактивные игры.

Предметная классификация. Психические функции: когнитивные и ре­гулятивные. Общие способности и проблема диагностики умственного раз­вития. Диагностика конституциональных, индивидуально-стилевых и соци­ально-психологических характеристик личности. Представление об иерархи­ческой классификации черт личности и способностей.

Методы постановки психологического диагноза. Психологический ди­агноз и психологический прогноз. Этика, деонтология и правовые основы психодиагностики.

 

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ПСИХОЛОГИИ

 

Специфика измерений в психологии. Типы измерительных шкал. Свойства измерительных шкал. Методы одномерного и многомерного шка­лирования. Описательная статистика. Меры связи. Методы одномерной и многомерной прикладной статистики. Многомерный анализ данных: фактор­ный, кластерный, дисперсионный анализ. Методы математического модели­рования в психологии. Компьютерная психодиагностика.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.197.114.92 (0.013 с.)