Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методологические основы психологии↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ Общее представление о методологии науки. Методологические основы психологии. Понятие парадигмы в науке: классическая и постклассическая парадигма. Проблема предмета в психологии. Понятие психического, свойства психического. Научное и ненаучное психологическое знание. Психологиче-ские теории. Проблема метода в психологии. Основные принципы отечественной психологии: активность, развитие, детерминизм, системность, единство сознания и деятельности. Основные категории психологии. Значение понятийно-категориального аппарата для развития психологического знания. Структура психологических учений. Проблема закона и закономерности в психологии. Психофизическая и психофизиологическая проблемы в психологии.
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
Общая психология как отрасль психологической науки, Ее предмет и задачи
Основные этапы развития представлений о предмете психологии в рамках философии. Учение о рефлексе. Эмпиризм и ассоцианизм. Развитие психологии как самостоятельной науки. Взгляды на предмет психологии ведущих зарубежных психологических школ. Взгляды на предмет психологии в отечественной науке. Специфика психологического знания. Место психо-логии в системе наук.
Методы психологического исследования
Принципы и общая организация психологического исследования. Методы современной психологии. Основные и вспомогательные методы в психологии. Метод наблюдения. Беседа и интервью. Виды наблюдения. Способы фиксации результатов наблюдения. Метод самонаблюдения в современной психологии. Интроспекция. Экспериментальные методы в психологии. Виды эксперимента. Метод срезов в экспериментальном исследовании. Классификация эмпирических методов. Опросные методы. Психологические тесты. Методы моделирования в психологии. Количественная обработка и качественный анализ данных психологического исследования.
Деятельностный подход в психологии. Структура и основные характеристики деятельности
Категории деятельности в психологии. Принципы единства сознания и деятельности. Вклад Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева в разработку психологической теории деятельности.
Понятия деятельности, действия, операции. Мотивы, цели и условия деятельности. Проблема соотношения внешней и внутренней деятельности.
Сознание как психологическая категория, его основные характеристики
Категория сознания в психологии и философии. Концепции сознания. Современные представления о сознании. Структура сознания и его свойства. Методы исследования сознания в психологической науке. Метод интроспекции. Неосознаваемые процессы в поведении человека. Виды неосознаваемых психических явлений. Категория бессознательного в психоло-гии. Методы исследования бессознательного.
Развитие психики в филогенезе
Определение психики. Адаптивное значение психики. Свойства психи-ки. Раздражимость и чувствительность. Чувствительность как элементарная форма психического отражения. Понятие об опережающем отражении действительности. Теория функциональных систем П.К.Анохина. Общие закономерности биологической эволюции и развития психики у животных. Стадии и уровни развития психики в животном мире. Основные предпосылки и факторы возникновения человеческого сознания. Развитие сознания и самосознания человека.
Психология мотивации поведения и деятельности
Основные понятия психологии мотивации. Потребности. Классификация потребностей. Мотивы. Мотивационная сфера личности. Направленность личности. Основные теории мотивации поведения и деятельности. Закономерности функционирования мотивационной сферы человека как индивида, субъекта деятельности и личности.
Эмоции и их функции. Основные теории эмоций
Природа эмоций. Психофизиологические механизмы эмоций. Функции эмоций. Понятие эмоциональных процессов. Свойства эмоциональных процессов. Виды эмоциональных процессов. Теории эмоций в психологии. Выражение эмоций. Объективные и субъективные показатели эмоций. Эмоциональность личности. Патология эмоций.
Воля и ее роль в регуляции деятельности
Понятие воли. Произвольность и воля. Развитие произвольных форм регуляции поведения и деятельности, его признаки. Изменение представлений о воле в истории науки. Теории воли. Проблема свободы воли. Эмпирические исследования волевых процессов.
Психофизиологические механизмы волевой регуляции. Психологическая структура волевого действия. Волевая саморегуляция деятельности. Волевые свойства личности. Воспитание и самовоспитание воли.
Ощущение как психический процесс. Психофизические методы Исследования ощущений
Понятие об ощущениях. Рецепторная и рефлекторная теории ощущений. Рецепторы и анализаторы. Анатомо-физиологические механизмы ощущений. Виды ощущений. Понятие чувствительности. Абсолютные и относительные пороги ощущений. Сенсорная чувствительность и ее измерения. Косвенные измерения и шкалирование ощущений. Пороговые методы сенсорной психофизики. Прямое измерение и шкалирование ощущений. Методы прямого измерения ощущений. Основные положения теории обнаружения сигнала.
Восприятие. Свойства и основные феномены восприятия
Восприятие как психический процесс и система перцептивных действий. Основные характеристики восприятия. Виды восприятия. Теории восприятия. Восприятие как конструктивный процесс. Восприятие как процесс категоризации. Восприятие цвета. Восприятие размера, формы. Проблема восприятия пространства. Восприятие движения. Феномены восприятия. Иллюзии восприятия.
Внимание как психический процесс. Виды и свойства внимания
Понятие о внимании. Физиологические механизмы внимания. Теория доминанта А.А.Ухтомского. Виды внимания и их сравнительная характеристика. Свойства внимания: объем, интенсивность, устойчивость, распределяемость и др. Качества внимания. Индивидуальные и возрастные особенности внимания. Нарушения внимания. Стратегии распределения ресурсов внимания.
Память и мнемические способности
Понятие памяти. Природа памяти. Структура памяти. Мнемические процессы памяти: запоминание (запечатление), сохранение, забывание, узнавание, воспроизведение. Этапы развития памяти. Память и мнемические способности. Классификации видов памяти. Основные концепции памяти. Методы исследования и диагностики памяти. Условия и методы повышения эффективности запоминания и развития памяти. Возрастные особенности памяти. Нарушения памяти.
Мышление: виды и классификация. Основные подходы к изучению Мышления
Общее представление о мышлении. Мышление в структуре познавательных процессов. Мышление как процесс и деятельность. Теории мышления. Психофизиологические механизмы мышления. Мыслительные действия и мыслительные операции. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина. Виды мышления. Генетическая классификация видов мышления Ж.Пиаже. Теоретическое и эмпирическое мышление. Индуктивное и дедуктивное мышление. Интуиция. Мышление и речь. Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Репродуктивное и продуктивное (творческое) мышление. Мышление в различных видах деятельности. Нарушения мышления.
Проблема способностей в психологии
Проблема способностей в отечественной и зарубежной психологии. Понятие способностей с позиций системного подхода. Методы исследования и диагностики способностей. Природа способностей. Задатки и способности. Структура способностей. Феноменология способностей. Классификация способностей. Общие и специальные способности.
Понятие интеллекта Проблема природы, структура интеллекта. Типы интеллектуальной активности. Креативность, одаренность, талант, гениальность.
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ПСИХОГЕНЕТИКА
Основные положения современной дифференциальной психологии и генетики. Методы психогенетического исследования. Особенности применения близнецового метода. Психогенетические исследования психофизиологических функций и системных процессов. Генотип и среда в вариативности когнитивных функций. Природа межиндивидуальной изменчивости темперамента и личности.
ПСИХОДИАГНОСТИКА,
Возрастной психологии
Характеристика возрастной психологии как науки. Предмет и объект возрастной психологии. Разделы возрастной психологии. Детская психология как составная часть возрастной психологии. Историческое изменение предмета детской (возрастной) психологии. Теоретические задачи и теоретическое значение возрастной психологии. Практическое значение и практические задачи возрастной психологии. Возрастная психология и другие отрасли психологической науки. Возрастная психология и другие области науки и культуры. Основные понятия психологии развития (развитие, созревание, обучение, онтогенез, филогенез, психологический возраст).
Психология зрелости
Взрослость и проблемы психического развития; критика понимания зрелости как «психической окаменелости». Понимание периода зрелости в психоанализе, теории Э.Эриксона, гуманистической психологии. Возрастная психология и акмеология (А. А. Бодал ев). Проблема периодизации зрелого возраста. Задачи развития как основа выделения этапов взрослости. Этапы зрелости: молодость, средняя зрелость и собственно зрелость. Психологические закономерности формирования личности взрослого человека. Понятие нормативного кризиса зрелости. Продуктивные и непродуктивные пути преодоления возрастных кризисов. Развитие интеллекта взрослого человека. Возможности обучения в зрелом возрасте и организация «непрерывного образования».
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Центральная проблема педагогической психологии — проблема взаимосвязи обучения и развития. Теории обучения и воспитания и роль в развитии педагогической психологии. Теоретические и практические задачи педагогической психологии: целенаправленное формирование познавательной деятельности и общественно значимых качеств личности; разработка средств и методов развивающего обучения, средств и методов контроля и оценки учебной деятельности; выяснение условий, обеспечивающих развивающий эффект обучения; учет индивидуальных психологических особенностей учащихся, роль дифференцированного подхода в связи с проблемой обучаемости; организация взаимоотношений между участниками педагогического процесса; психологические теории педагогической деятельности (психология учителя); психологические проблемы обучения и воспитания на более поздних возрастных этапах.
Направления и формы деятельности психолога в сфере образования.
Профессиональный отбор
Понятие профессиограммы. Структура профессиограммы. Методы профессиональной психодиагностики. Понятия профориентации и профконсультации и профотбора. Профориентация. Этапы профконсультации. Цели и задачи профотбора. Современные технологии и методы отбора и аттестации персонала. Деятельность и личность
Функциональные состояния субъекта труда. Понятие работоспособности. Закономерности изменений работоспособности в процессе труда. Показатели эффективности деятельности. Психологические основы повышения эффективности профессиональной деятельности. Влияние деятельности на личность. Депрофиссионализация. Профессиональный маргинализм. Синдром психического выгорания. Профессиональная деформация личности. Профилактика и коррекция неблагоприятных влияний характера и условий деятельности на субъекта труда. Психологические аспекты профессиональной реабилитации больных и инвалидов.
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Предмет и задачи
Социальная психология как наука. Предмет социальной психологии. Место социальной психологии в структуре психологической науки, ее связь с другими отраслями психологии. Основные точки зрения на предмет социальной психологии. Представление о предмете социальной психологии в различных психологических школах и направлениях. Место социальной психологии в системе научного знания. Ее взаимосвязь с философией, социологией, другими гуманитарными и естественным науками. Задачи и проблемы современной социальной психологии.
Социализация личности. Содержание, стадии, институты
Взаимоотношения социальной психологии и генетической психологии в исследовании процесса социализации. Соотношение понятий "социализация", "развитие личности", "воспитание личности". Концепции социализации: содержание, методологические принципы, основные положения. Социально-психологические и социологические аспекты социализации. Роль общения и деятельности в социализации личности. Механизмы и институты социализации. Факторы и условия социализации. Стадии социализации. Проблема детерминации социального поведения личности и процесса социализации. Социализация личности и личностный рост. Социализация и самоактуализация личности.
КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Нейропсихология
Мозговые основы психической деятельности человека - центральная проблема нейропсихологии. История отечественной нейропсихологии. Роль А.Р.Лурия в ее становлении. Основные направления нейропсихологии: клиническая, экспериментальная, реабилитационная, психофизиологическая, детская нейропсихология, нейропсихология нормы и индивидуальных различий, нейропсихология позднего возраста (геронто-нейропсихология). Теоретические основы нейропсихологии. Проблема локализации психических функций: история проблемы, эклектические и идеалистические концепции. Теория системной динамической локализации психических функций и трех функциональных блоках мозга А.Р.Лурия. Представление о локализации высших психических функций как функциональных систем. Работа мозга как целого в системной организации психических функций. Концепция О.С.Адрианова о структурно-системной организации работы мозга. Понятия нейропсихологического симптома, синдрома и фактора. Восстановление нарушенных высших психических функций.
Патопсихология
Патопсихология как направление клинической психологии. Психологические проблемы аномального онтогенеза, типы нарушения психического развития. Соотношение биологического и социального в природе аномалий развития. Типология нарушения психических процессов, свойств и состояний при разных видах патологии человека. Нарушения восприятия, произвольных движений и действий, речи, памяти, патология мышления, эмоционально-волевой сферы, сознания и самосознания. Патологии и аномалии личности. Психопатология.
Нарушения сознания
Категория сознания в психологии и медицине. Признаки помраченного сознания. Виды помрачения сознания: оглушение, делирий, аменция, онейроид, сумеречное помрачение сознания, сопор, кома. Нарушение самосознания, деперсонализация. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Понятие психического дизонтогенеза. Параметры дизонтогенеза. Типы нарушения психического развития детей: недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, искаженное развитие, дисгармоническое развитие, — их критерии и краткая характеристика. Понятие первичного и вторичного дефектов развития. Профилактика и коррекция отклонений в развитии детей с врожденными или приобретенными дефектами сенсорной, интеллектуальной, эмоциональной сфер. Общепсихологические, психофизиологические и клинико-психологические принципы возрастного развития детей с отклонениями в психике и поведении. Направления и методы корректирующего и восстановительного обучения детей с нарушениями в развитии. Методы стимуляции еомпенсаторных механизмов психики. Принципы и методы организации системы комплексной психолого-медико-педагогической помощи детям с нарушениями в развитии. Психологическое обеспечение эффективной социальной интеграции лиц с отклонениями в развитии. Психологическая помощь инвалидам и их семьям.
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
Психофизиологические основы организации работы центральной нервной системы. Психофизиология сенсорных процессов, внимания и памяти. Психофизиология высших психических функций человека. Когнитивная психофизиология. Психофизиологические механизмы эмоций. Психофизиология функциональных состояний. Уровни нервно-психического напряжения. Оптимальные и неоптимальные состояния. Психофизиология стресса. Виды стресса. Краткая характеристика стресса: информационный и эмоциональный стресс. Влияние стресса на когнитивные процессы и эффективность деятельности.
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М., 1997. 2. Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 1999.
2. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология - С-Пб., 2003. 3. Зейгарник Б.В. Патопсихология. - М., 1986. 4. Кабаченко Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами. - 5. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология. - М., 2002. 6. Общая психология. Учебник – М: Гардарики, 2004. 7. Психология индивидуальных различий - М., 2000. 8. Психология труда. - М., Владос, 2003. 9. Хомская Е.Д. Нейропсихология. - С-Пб., 2003. 10.Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности.- М: Наука, 1982. 11.Шаповаленко И.В. Возрастная психология. - М., 2004. 12.Шихирев П.Н. Современная социальная психология. - М., 1999. 13.Ярошевский М.Г. История психологии. - М., 1996. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. – М., 1993. 2. Асмолов А. Г. Психология личности. — М., 1990. 3. Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. — 1980. 4. Братусь Б. С. Аномалии личности. — М., 1988. 5. Василюк Ф. Е. Психология переживания. — М., 1984. 6. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология, — М., 1982. 7. Выготский Л.С. Собр. соч. В 6 т. — М., 1983.-Т. 2, 3, 4. 8. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. — М., 1995. 9. Ждан А. Н. История психологии. От античности к современности. —
10. История зарубежной психологии: Тексты. — М„ 1986. 11. Карвасарский Б.Д. Медицинская психология, — М., 1982. 12. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. — М., 1985. 13. Киященко Н.К., Московичюте Л.И., Фаллер Т.О., Филиппычева Н.А. Мозг и память. — 1975. 14. Клацки Р. Память человека: структуры и процессы. — М., 1978. 15. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия. — М., 1997. 16. Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология. — М., 1988. 17. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей — М., 18. Лебединский В.В., Никольская О.С. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. — М., 1990. 19. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. — М., 1990. 20. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М., 1975. 21. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения — М., 1983. 22. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у детей и подростков. — М., 1983. 23. Логвиненко А. Д. Психология восприятия. — М., 1987. 24. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. — М., 1973. 25. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. — М., 1971. 26. Петухов В. В. Психология мышления. — М., 1987. 27. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М., 1994. 28. Психология личности: Тексты. — М., 1982. 29. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — Т.1. — М., 1989. 30. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. — 1970. 31. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. - М., 1985. 32. Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. — М,, 1996. 33. Современная зарубежная социальная психология. Тексты.— М., 1984. 34. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. -М., 1989. 35. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. — М., 1982. 36. Тихомиров О. К. Психология мышления. — М., 1984. 37. Фанталова Е.Б. Аннотированный указатель методов психологической диагностики. — М, 1997. 38. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990. 39. Фрейд 3. Психология бессознательного. — М., 1989. 40. Фромм Э. Бегство от свободы. — М., 1990. 41. Хомская Е.Д. Нейропсихология. — М., 1987. 42. Хомская Е.Д., Батова Н.П. Мозг и эмоции. — М., 1992. 43. Хофман И. Активная память. — М., 1981. 44. Хрестоматия по истории психологии. Тексты. — М., 1980. 45. Хрестоматия по вниманию. Тексты. — М., 1976. 46. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. Тексты. — М., 1979. 47. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб, 1997. 48. Цветкова Л.С. Восстановительное обучение больных с локальными поражениями мозга. — М., 1972. 49. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект. — М., 1995. 50. Шадриков В.Д. Способности и деятельность. - М: Логос, 1996 51. Ярошевский М. Г. История психологии. — М., 1985.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ Общее представление о методологии науки. Методологические основы психологии. Понятие парадигмы в науке: классическая и постклассическая парадигма. Проблема предмета в психологии. Понятие психического, свойства психического. Научное и ненаучное психологическое знание. Психологиче-ские теории. Проблема метода в психологии. Основные принципы отечественной психологии: активность, развитие, детерминизм, системность, единство сознания и деятельности. Основные категории психологии. Значение понятийно-категориального аппарата для развития психологического знания. Структура психологических учений. Проблема закона и закономерности в психологии. Психофизическая и психофизиологическая проблемы в психологии.
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.44.145 (0.015 с.) |