Методологические основы психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методологические основы психологии



МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ

Общее представление о методологии науки. Методологические основы психологии. Понятие парадигмы в науке: классическая и постклассическая парадигма.

Проблема предмета в психологии. Понятие психического, свойства психического. Научное и ненаучное психологическое знание. Психологиче-ские теории.

Проблема метода в психологии. Основные принципы отечественной психологии: активность, развитие, детерминизм, системность, единство соз­нания и деятельности.

Основные категории психологии. Значение понятийно-категориального аппарата для развития психологического знания. Структура психологических учений. Проблема закона и закономерности в психологии. Психофизическая и психофизиологическая проблемы в психологии.

 

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ,

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

 

Общая психология как отрасль психологической науки,

Ее предмет и задачи

 

Основные этапы развития представлений о предмете психологии в рамках философии. Учение о рефлексе. Эмпиризм и ассоцианизм. Развитие психологии как самостоятельной науки. Взгляды на предмет психологии ве­дущих зарубежных психологических школ. Взгляды на предмет психологии в отечественной науке. Специфика психологического знания. Место психо­-логии в системе наук.

 

Методы психологического исследования

 

Принципы и общая организация психологического исследования. Ме­тоды современной психологии. Основные и вспомогательные методы в пси­хологии.

Метод наблюдения. Беседа и интервью. Виды наблюдения. Способы фиксации результатов наблюдения. Метод самонаблюдения в современной психологии. Интроспекция.

Экспериментальные методы в психологии. Виды эксперимента. Метод срезов в экспериментальном исследовании.

Классификация эмпирических методов. Опросные методы. Психологи­ческие тесты. Методы моделирования в психологии.

Количественная обработка и качественный анализ данных психологи­ческого исследования.

 

Деятельностный подход в психологии. Структура и основные характеристики деятельности

 

Категории деятельности в психологии. Принципы единства сознания и деятельности. Вклад Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева в разработку психологической теории деятельности.

Понятия деятельности, действия, операции. Мотивы, цели и условия деятельности. Проблема соотношения внешней и внутренней деятельности.

 

Сознание как психологическая категория, его основные характеристики

 

Категория сознания в психологии и философии. Концепции сознания. Современные представления о сознании.

Структура сознания и его свойства. Методы исследования сознания в психологической науке. Метод интроспекции.

Неосознаваемые процессы в поведении человека. Виды не­осознаваемых психических явлений. Категория бессознательного в психоло-гии. Методы исследования бессознательного.

 

Развитие психики в филогенезе

 

Определение психики. Адаптивное значение психики. Свойства психи-ки. Раздражимость и чувствительность. Чувствительность как элементарная форма психического отражения. Понятие об опережающем отражении дейст­вительности. Теория функциональных систем П.К.Анохина.

Общие закономерности биологической эволюции и развития психики у животных. Стадии и уровни развития психики в животном мире.

Основные предпосылки и факторы возникновения человеческого соз­нания. Развитие сознания и самосознания человека.

 

Психология мотивации поведения и деятельности

 

Основные понятия психологии мотивации. Потребности. Классифика­ция потребностей. Мотивы. Мотивационная сфера личности. Направленность личности. Основные теории мотивации поведения и деятельности. Законо­мерности функционирования мотивационной сферы человека как индивида, субъекта деятельности и личности.

 

Эмоции и их функции. Основные теории эмоций

 

Природа эмоций. Психофизиологические механизмы эмоций. Функции эмоций. Понятие эмоциональных процессов. Свойства эмоциональных про­цессов. Виды эмоциональных процессов. Теории эмоций в психологии.

Выражение эмоций. Объективные и субъективные показатели эмоций. Эмоциональность личности. Патология эмоций.

 

 

Воля и ее роль в регуляции деятельности

 

Понятие воли. Произвольность и воля. Развитие произвольных форм регуляции поведения и деятельности, его признаки.

Изменение представлений о воле в истории науки. Теории воли. Про­блема свободы воли. Эмпирические исследования волевых процессов.

Психофизиологические механизмы волевой регуляции. Психологиче­ская структура волевого действия. Волевая саморегуляция деятельности.

Волевые свойства личности. Воспитание и самовоспитание воли.

 

Ощущение как психический процесс. Психофизические методы

Исследования ощущений

 

Понятие об ощущениях. Рецепторная и рефлекторная теории ощущений. Рецепторы и анализаторы. Анатомо-физиологические механизмы ощущений.

Виды ощущений. Понятие чувствительности. Абсолютные и относи­тельные пороги ощущений.

Сенсорная чувствительность и ее измерения. Косвенные измерения и шкалирование ощущений. Пороговые методы сенсорной психофизики.

Прямое измерение и шкалирование ощущений. Методы прямого изме­рения ощущений. Основные положения теории обнаружения сигнала.

 

Восприятие. Свойства и основные феномены восприятия

 

Восприятие как психический процесс и система перцептивных дейст­вий. Основные характеристики восприятия. Виды восприятия.

Теории восприятия. Восприятие как конструктивный процесс. Воспри­ятие как процесс категоризации.

Восприятие цвета. Восприятие размера, формы. Проблема восприятия пространства. Восприятие движения.

Феномены восприятия. Иллюзии восприятия.

 

Внимание как психический процесс. Виды и свойства внимания

 

Понятие о внимании. Физиологические механизмы внимания. Теория доминанта А.А.Ухтомского.

Виды внимания и их сравнительная характеристика. Свойства внима­ния: объем, интенсивность, устойчивость, распределяемость и др. Качества внимания.

Индивидуальные и возрастные особенности внимания. Нарушения внимания. Стратегии распределения ресурсов внимания.

 

 

Память и мнемические способности

 

Понятие памяти. Природа памяти. Структура памяти. Мнемические процессы памяти: запоминание (запечатление), сохранение, забывание, уз­навание, воспроизведение. Этапы развития памяти. Память и мнемические способности.

Классификации видов памяти. Основные концепции памяти.

Методы исследования и диагностики памяти.

Условия и методы повышения эффективности запоминания и развития памяти. Возрастные особенности памяти. Нарушения памяти.

 

Мышление: виды и классификация. Основные подходы к изучению

Мышления

 

Общее представление о мышлении. Мышление в структуре познава­тельных процессов. Мышление как процесс и деятельность.

Теории мышления. Психофизиологические механизмы мышления. Мыслительные действия и мыслительные операции. Теория поэтапного фор­мирования умственных действий П.Я.Гальперина.

Виды мышления. Генетическая классификация видов мышления Ж.Пиаже. Теоретическое и эмпирическое мышление. Индуктивное и дедук­тивное мышление. Интуиция.

Мышление и речь. Формы мышления: понятие, суждение, умозаклю­чение.

Репродуктивное и продуктивное (творческое) мышление. Мышление в различных видах деятельности. Нарушения мышления.

 

Проблема способностей в психологии

 

Проблема способностей в отечественной и зарубежной психологии. Понятие способностей с позиций системного подхода. Методы исследования и диагностики способностей. Природа способностей. Задатки и способности. Структура способностей. Феноменология способностей. Классификация спо­собностей. Общие и специальные способности.

Понятие интеллекта Проблема природы, структура интеллекта. Типы интеллектуальной активности. Креативность, одаренность, талант, гениаль­ность.

 

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

ПСИХОГЕНЕТИКА

 

Основные положения современной дифференциальной психологии и генетики. Методы психогенетического исследования. Особенности примене­ния близнецового метода.

Психогенетические исследования психофизиологических функций и системных процессов. Генотип и среда в вариативности когнитивных функ­ций. Природа межиндивидуальной изменчивости темперамента и личности.

 

ПСИХОДИАГНОСТИКА,
ОБЩИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

 

Возрастной психологии

 

Характеристика возрастной психологии как науки. Предмет и объект возрастной психологии. Разделы возрастной психологии. Детская психология как составная часть возрастной психологии. Историческое изменение пред­мета детской (возрастной) психологии.

Теоретические задачи и теоретическое значение возрастной психоло­гии. Практическое значение и практические задачи возрастной психологии.

Возрастная психология и другие отрасли психологической науки. Воз­растная психология и другие области науки и культуры.

Основные понятия психологии развития (развитие, созревание, обуче­ние, онтогенез, филогенез, психологический возраст).

 

Психология зрелости

 

Взрослость и проблемы психического развития; критика понимания зрелости как «психической окаменелости». Понимание периода зрелости в психоанализе, теории Э.Эриксона, гуманистической психологии. Возрастная психология и акмеология (А. А. Бодал ев).

Проблема периодизации зрелого возраста. Задачи развития как основа выделения этапов взрослости. Этапы зрелости: молодость, средняя зрелость и собственно зрелость.

Психологические закономерности формирования личности взрослого человека. Понятие нормативного кризиса зрелости. Продуктивные и непродуктивные пути преодоления возрастных кризисов.

Развитие интеллекта взрослого человека. Возможности обучения в зре­лом возрасте и организация «непрерывного образования».

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

Центральная проблема педагогической психологии — проблема взаи­мосвязи обучения и развития. Теории обучения и воспитания и роль в разви­тии педагогической психологии.

Теоретические и практические задачи педагогической психологии: це­ленаправленное формирование познавательной деятельности и общественно значимых качеств личности; разработка средств и методов развивающего обучения, средств и методов контроля и оценки учебной деятельности; выяс­нение условий, обеспечивающих развивающий эффект обучения; учет инди­видуальных психологических особенностей учащихся, роль диф­ференцированного подхода в связи с проблемой обучаемости; организация взаимоотношений между участниками педагогического процесса; психоло­гические теории педагогической деятельности (психология учителя); психо­логические проблемы обучения и воспитания на более поздних возрастных этапах.

Направления и формы деятельности психолога в сфере образования.

 

Профессиональный отбор

 

Понятие профессиограммы. Структура профессиограммы. Методы профессиональной психодиагностики. Понятия профориентации и профкон­сультации и профотбора. Профориентация. Этапы профконсультации. Цели и задачи профотбора. Современные технологии и методы отбора и аттестации персонала.

Деятельность и личность

 

Функциональные состояния субъекта труда. Понятие работоспособно­сти. Закономерности изменений работоспособности в процессе труда. Пока­затели эффективности деятельности. Психологические основы повышения эффективности профессиональной деятельности.

Влияние деятельности на личность. Депрофиссионализация. Профес­сиональный маргинализм. Синдром психического выгорания. Профессио­нальная деформация личности. Профилактика и коррекция неблагоприятных влияний характера и условий деятельности на субъекта труда. Психологиче­ские аспекты профессиональной реабилитации больных и инвалидов.

 

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

Предмет и задачи

 

Социальная психология как наука. Предмет социальной психологии. Место социальной психологии в структуре психологической науки, ее связь с другими отраслями психологии.

Основные точки зрения на предмет социальной психологии. Представ­ление о предмете социальной психологии в различных психологических школах и направлениях.

Место социальной психологии в системе научного знания. Ее взаимо­связь с философией, социологией, другими гуманитарными и естественным науками.

Задачи и проблемы современной социальной психологии.

 

Социализация личности. Содержание, стадии, институты

 

Взаимоотношения социальной психологии и генетической психологии в исследовании процесса социализации. Соотношение понятий "социализа­ция", "развитие личности", "воспитание личности".

Концепции социализации: содержание, методологические принципы, основные положения. Социально-психологические и социологические аспек­ты социализации.

Роль общения и деятельности в социализации личности. Механизмы и институты социализации. Факторы и условия социализации. Стадии социа­лизации. Проблема детерминации социального поведения личности и про­цесса социализации. Социализация личности и личностный рост. Социализа­ция и самоактуализация личности.

 

КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Нейропсихология

 

Мозговые основы психической деятельности человека - центральная проблема нейропсихологии. История отечественной нейропсихологии. Роль А.Р.Лурия в ее становлении. Основные направления нейропсихологии: кли­ническая, экспериментальная, реабилитационная, психофизиологическая, детская нейропсихология, нейропсихология нормы и индивидуальных раз­личий, нейропсихология позднего возраста (геронто-нейропсихология).

Теоретические основы нейропсихологии. Проблема локализации пси­хических функций: история проблемы, эклектические и идеалистические концепции. Теория системной динамической локализации психических функций и трех функциональных блоках мозга А.Р.Лурия.

Представление о локализации высших психических функций как функ­циональных систем. Работа мозга как целого в системной организации пси­хических функций. Концепция О.С.Адрианова о структурно-системной организации работы мозга.

Понятия нейропсихологического симптома, синдрома и фактора. Вос­становление нарушенных высших психических функций.

 

Патопсихология

 

Патопсихология как направление клинической психологии. Психоло­гические проблемы аномального онтогенеза, типы нарушения психического развития. Соотношение биологического и социального в природе аномалий развития.

Типология нарушения психических процессов, свойств и состояний при разных видах патологии человека. Нарушения восприятия, произвольных движений и действий, речи, памяти, патология мышления, эмоционально-волевой сферы, сознания и самосознания. Патологии и аномалии личности. Психопатология.

 

Нарушения сознания

 

Категория сознания в психологии и медицине. Признаки помраченного сознания. Виды помрачения сознания: оглушение, делирий, аменция, онейроид, сумеречное помрачение сознания, сопор, кома. Нарушение самосознания, деперсонализация.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

Понятие психического дизонтогенеза. Параметры дизонтогенеза. Типы нарушения психического развития детей: недоразвитие, задержанное разви­тие, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, искаженное развитие, дисгармоническое развитие, — их критерии и краткая характеристика.

Понятие первичного и вторичного дефектов развития. Профилактика и коррекция отклонений в развитии детей с врожденными или приобретенны­ми дефектами сенсорной, интеллектуальной, эмоциональной сфер.

Общепсихологические, психофизиологические и клинико-психологические принципы возрастного развития детей с отклонениями в психике и поведении.

Направления и методы корректирующего и восстановительного обуче­ния детей с нарушениями в развитии. Методы стимуляции еомпенсаторных механизмов психики.

Принципы и методы организации системы комплексной психолого-медико-педагогической помощи детям с нарушениями в развитии. Психоло­гическое обеспечение эффективной социальной интеграции лиц с отклоне­ниями в развитии. Психологическая помощь инвалидам и их семьям.

 

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ

 

Психофизиологические основы организации работы центральной нерв­ной системы. Психофизиология сенсорных процессов, внимания и памяти.

Психофизиология высших психических функций человека. Когнитив­ная психофизиология. Психофизиологические механизмы эмоций.

Психофизиология функциональных состояний. Уровни нервно-психического напряжения. Оптимальные и неоптимальные состояния.

Психофизиология стресса. Виды стресса. Краткая характеристика стресса: информационный и эмоциональный стресс. Влияние стресса на ког­нитивные процессы и эффективность деятельности.

 

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М., 1997.

2. Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 1999.

 

2. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология - С-Пб., 2003.

3. Зейгарник Б.В. Патопсихология. - М., 1986.

4. Кабаченко Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами. -
С-Пб., 2003.

5. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология. - М., 2002.

6. Общая психология. Учебник – М: Гардарики, 2004.

7. Психология индивидуальных различий - М., 2000.

8. Психология труда. - М., Владос, 2003.

9. Хомская Е.Д. Нейропсихология. - С-Пб., 2003.

10.Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности.- М: Наука, 1982.

11.Шаповаленко И.В. Возрастная психология. - М., 2004.

12.Шихирев П.Н. Современная социальная психология. - М., 1999.

13.Ярошевский М.Г. История психологии. - М., 1996.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. – М., 1993.

2. Асмолов А. Г. Психология личности. — М., 1990.

3. Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. — 1980.

4. Братусь Б. С. Аномалии личности. — М., 1988.

5. Василюк Ф. Е. Психология переживания. — М., 1984.

6. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология, — М., 1982.

7. Выготский Л.С. Собр. соч. В 6 т. — М., 1983.-Т. 2, 3, 4.

8. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. — М., 1995.

9. Ждан А. Н. История психологии. От античности к современности. —
М., 1998.

 

10. История зарубежной психологии: Тексты. — М„ 1986.

11. Карвасарский Б.Д. Медицинская психология, — М., 1982.

12. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. — М., 1985.

13. Киященко Н.К., Московичюте Л.И., Фаллер Т.О., Филиппычева Н.А. Мозг и память. — 1975.

14. Клацки Р. Память человека: структуры и процессы. — М., 1978.

15. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия. — М., 1997.

16. Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология.

— М., 1988.

17. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей — М.,
1985.

18. Лебединский В.В., Никольская О.С. Эмоциональные нарушения в дет­ском возрасте и их коррекция. — М., 1990.

19. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. — М., 1990.

20. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М., 1975.

21. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения — М., 1983.

22. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у детей и подростков. — М., 1983.

23. Логвиненко А. Д. Психология восприятия. — М., 1987.

24. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. — М., 1973.

25. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. — М., 1971.

26. Петухов В. В. Психология мышления. — М., 1987.

27. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М., 1994.

28. Психология личности: Тексты. — М., 1982.

29. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — Т.1. — М., 1989.

30. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. — 1970.

31. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. - М., 1985.

32. Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. — М,, 1996.

33. Современная зарубежная социальная психология. Тексты.— М., 1984.

34. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. -М., 1989.

35. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. — М., 1982.

36. Тихомиров О. К. Психология мышления. — М., 1984.

37. Фанталова Е.Б. Аннотированный указатель методов психологической ди­агностики. — М, 1997.

38. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990.

39. Фрейд 3. Психология бессознательного. — М., 1989.

40. Фромм Э. Бегство от свободы. — М., 1990.

41. Хомская Е.Д. Нейропсихология. — М., 1987.

42. Хомская Е.Д., Батова Н.П. Мозг и эмоции. — М., 1992.

43. Хофман И. Активная память. — М., 1981.

44. Хрестоматия по истории психологии. Тексты. — М., 1980.

45. Хрестоматия по вниманию. Тексты. — М., 1976.

46. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. Тексты. — М., 1979.

47. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб, 1997.

48. Цветкова Л.С. Восстановительное обучение больных с локальными пора­жениями мозга. — М., 1972.

49. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект. — М., 1995.

50. Шадриков В.Д. Способности и деятельность. - М: Логос, 1996

51. Ярошевский М. Г. История психологии. — М., 1985.

 

 

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ

Общее представление о методологии науки. Методологические основы психологии. Понятие парадигмы в науке: классическая и постклассическая парадигма.

Проблема предмета в психологии. Понятие психического, свойства психического. Научное и ненаучное психологическое знание. Психологиче-ские теории.

Проблема метода в психологии. Основные принципы отечественной психологии: активность, развитие, детерминизм, системность, единство соз­нания и деятельности.

Основные категории психологии. Значение понятийно-категориального аппарата для развития психологического знания. Структура психологических учений. Проблема закона и закономерности в психологии. Психофизическая и психофизиологическая проблемы в психологии.

 

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ,

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.117 с.)