Общая психология как отрасль психологической науки, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая психология как отрасль психологической науки,



Ее предмет и задачи

 

Основные этапы развития представлений о предмете психологии в рамках философии. Учение о рефлексе. Эмпиризм и ассоцианизм. Развитие психологии как самостоятельной науки. Взгляды на предмет психологии ве­дущих зарубежных психологических школ. Взгляды на предмет психологии в отечественной науке. Специфика психологического знания. Место психо­-логии в системе наук.

 

Методы психологического исследования

 

Принципы и общая организация психологического исследования. Ме­тоды современной психологии. Основные и вспомогательные методы в пси­хологии.

Метод наблюдения. Беседа и интервью. Виды наблюдения. Способы фиксации результатов наблюдения. Метод самонаблюдения в современной психологии. Интроспекция.

Экспериментальные методы в психологии. Виды эксперимента. Метод срезов в экспериментальном исследовании.

Классификация эмпирических методов. Опросные методы. Психологи­ческие тесты. Методы моделирования в психологии.

Количественная обработка и качественный анализ данных психологи­ческого исследования.

 

Деятельностный подход в психологии. Структура и основные характеристики деятельности

 

Категории деятельности в психологии. Принципы единства сознания и деятельности. Вклад Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева в разработку психологической теории деятельности.

Понятия деятельности, действия, операции. Мотивы, цели и условия деятельности. Проблема соотношения внешней и внутренней деятельности.

 

Сознание как психологическая категория, его основные характеристики

 

Категория сознания в психологии и философии. Концепции сознания. Современные представления о сознании.

Структура сознания и его свойства. Методы исследования сознания в психологической науке. Метод интроспекции.

Неосознаваемые процессы в поведении человека. Виды не­осознаваемых психических явлений. Категория бессознательного в психоло-гии. Методы исследования бессознательного.

 

Развитие психики в филогенезе

 

Определение психики. Адаптивное значение психики. Свойства психи-ки. Раздражимость и чувствительность. Чувствительность как элементарная форма психического отражения. Понятие об опережающем отражении дейст­вительности. Теория функциональных систем П.К.Анохина.

Общие закономерности биологической эволюции и развития психики у животных. Стадии и уровни развития психики в животном мире.

Основные предпосылки и факторы возникновения человеческого соз­нания. Развитие сознания и самосознания человека.

 

Психология мотивации поведения и деятельности

 

Основные понятия психологии мотивации. Потребности. Классифика­ция потребностей. Мотивы. Мотивационная сфера личности. Направленность личности. Основные теории мотивации поведения и деятельности. Законо­мерности функционирования мотивационной сферы человека как индивида, субъекта деятельности и личности.

 

Эмоции и их функции. Основные теории эмоций

 

Природа эмоций. Психофизиологические механизмы эмоций. Функции эмоций. Понятие эмоциональных процессов. Свойства эмоциональных про­цессов. Виды эмоциональных процессов. Теории эмоций в психологии.

Выражение эмоций. Объективные и субъективные показатели эмоций. Эмоциональность личности. Патология эмоций.

 

 

Воля и ее роль в регуляции деятельности

 

Понятие воли. Произвольность и воля. Развитие произвольных форм регуляции поведения и деятельности, его признаки.

Изменение представлений о воле в истории науки. Теории воли. Про­блема свободы воли. Эмпирические исследования волевых процессов.

Психофизиологические механизмы волевой регуляции. Психологиче­ская структура волевого действия. Волевая саморегуляция деятельности.

Волевые свойства личности. Воспитание и самовоспитание воли.

 

Ощущение как психический процесс. Психофизические методы

Исследования ощущений

 

Понятие об ощущениях. Рецепторная и рефлекторная теории ощущений. Рецепторы и анализаторы. Анатомо-физиологические механизмы ощущений.

Виды ощущений. Понятие чувствительности. Абсолютные и относи­тельные пороги ощущений.

Сенсорная чувствительность и ее измерения. Косвенные измерения и шкалирование ощущений. Пороговые методы сенсорной психофизики.

Прямое измерение и шкалирование ощущений. Методы прямого изме­рения ощущений. Основные положения теории обнаружения сигнала.

 

Восприятие. Свойства и основные феномены восприятия

 

Восприятие как психический процесс и система перцептивных дейст­вий. Основные характеристики восприятия. Виды восприятия.

Теории восприятия. Восприятие как конструктивный процесс. Воспри­ятие как процесс категоризации.

Восприятие цвета. Восприятие размера, формы. Проблема восприятия пространства. Восприятие движения.

Феномены восприятия. Иллюзии восприятия.

 

Внимание как психический процесс. Виды и свойства внимания

 

Понятие о внимании. Физиологические механизмы внимания. Теория доминанта А.А.Ухтомского.

Виды внимания и их сравнительная характеристика. Свойства внима­ния: объем, интенсивность, устойчивость, распределяемость и др. Качества внимания.

Индивидуальные и возрастные особенности внимания. Нарушения внимания. Стратегии распределения ресурсов внимания.

 

 

Память и мнемические способности

 

Понятие памяти. Природа памяти. Структура памяти. Мнемические процессы памяти: запоминание (запечатление), сохранение, забывание, уз­навание, воспроизведение. Этапы развития памяти. Память и мнемические способности.

Классификации видов памяти. Основные концепции памяти.

Методы исследования и диагностики памяти.

Условия и методы повышения эффективности запоминания и развития памяти. Возрастные особенности памяти. Нарушения памяти.

 

Мышление: виды и классификация. Основные подходы к изучению

Мышления

 

Общее представление о мышлении. Мышление в структуре познава­тельных процессов. Мышление как процесс и деятельность.

Теории мышления. Психофизиологические механизмы мышления. Мыслительные действия и мыслительные операции. Теория поэтапного фор­мирования умственных действий П.Я.Гальперина.

Виды мышления. Генетическая классификация видов мышления Ж.Пиаже. Теоретическое и эмпирическое мышление. Индуктивное и дедук­тивное мышление. Интуиция.

Мышление и речь. Формы мышления: понятие, суждение, умозаклю­чение.

Репродуктивное и продуктивное (творческое) мышление. Мышление в различных видах деятельности. Нарушения мышления.

 

Проблема способностей в психологии

 

Проблема способностей в отечественной и зарубежной психологии. Понятие способностей с позиций системного подхода. Методы исследования и диагностики способностей. Природа способностей. Задатки и способности. Структура способностей. Феноменология способностей. Классификация спо­собностей. Общие и специальные способности.

Понятие интеллекта Проблема природы, структура интеллекта. Типы интеллектуальной активности. Креативность, одаренность, талант, гениаль­ность.

 

Темперамент. Основные подходы к исследованию

 

Понятие о темпераменте и его типах. Физиологические основы темпе­рамента. Классические теории темперамента. Современные представления о типах нервной высшей деятельности человека. Современные концепции тем­перамента в отечественной и зарубежной психологии.

Свойства темперамента. Типы темперамента и их проявление в поведении и деятельности.

 

Характер. Основные подходы к исследованию

 

Проблема характера в психологии. Соотношение темперамента и ха­рактера. Конституциональные теории характера. Постановка проблемы ха­рактера в психоанализе 3. Фрейда. Опыт характерологии К. Юнга: выделение психологических типов индивидуальности. Типологии характеров.

Формирование характера. Выразительные признаки характера. Клини­ческий подход к изучению характера. Понятие акцентуации характера.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.210 (0.01 с.)