Диагностика двигательной активности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика двигательной активности



Обследование объема двигательной активности детей производится с помощью механического шагомера (выпуска­ется Пензенским ПО "Заря") или электронного ("Электроника-ШЭ-01, г. Пинск). Для измерения естественной днев­ной двигательной активности шагомер надевается всем де­тям и снимается в определенный временной диапазон (нап­ример, с 8 до 17 или 19). В этот день не следует стимулировать активность обследуемого ребенка – лучше предоставить ему полную свободу деятельности, создав необходимые условия для движений.

При диагностике двигательной активности дифференци­руются три (основные) группы детей по их подвижности: средняя, боль­шая и малая.(оптимально подвижные, малоподвижные, гиперподвижные). Мало- и гиперподвижные дети относятся к группе риска и требуют коррекционной работы.Это необходимо для того, чтобы обеспечить методы руководства с учетом индивидуальных особенностей двигательной деятельности детей.

Достаточно верное представление о степени подвижности ребенка дает метод наблюдения. Если в течение дня удастся держать в поле зрения 3-4 детей, то за неделю можно получить характеристику индивидуальных особенностей двигательной активности каждого ребенка в группе.

Наиболее заметны в группе гиперподвижные дети, хотя и составляют незначительную её часть. Они находят возможность двигаться в любых условиях. Из всех видов движений чаще всего выбирают бег, прыжки, избегают движений, требующих точности и сдержанности. Движения их быстры, резки, обычно бесцельны. Из-за высокой интенсивности они как бы не успевают вникнуть в суть своей деятельности, не могут управлять в должной степени своими движениями. Важно знать, что гиперподвижность может быть признаком гиперактивности – заболеванием, которое определяется врачами как «синдром дефецита внимания с гиперактивностью». У гиперактивных детей двигательная деятельность не целенаправленна, мало мотивирована. У этих детей движения более простые, но темп выполнения гораздо выше, часто отмечается неловкость, дискоординация, несформированность мелкой моторики и навыков самообслуживания (трудности с застегиванием пуговиц, завязыванием шнурков и т.п.), нарушения эмоциональной сферы. Чрезмерная подвижность является сильным раздражителем для нервной системы, поэтому эти дети отличаются неуравновешенным поведением, чаще других попадают в конфликтные ситуации. Они с трудом засыпают, спят неспокойно. Детей, у которых двигательная активность, не имеющая определённой направленности, занимает более 50% времени, характеризует расторможенность, крикливость, несдержанность и даже агрессивность. Такая двигательная активность быстро утомляет их, не даёт возможности самостоятельно переключиться на спокойные виды деятельности, требующие внимания, усидчивости. Эти дети должны быть отнесены к группе риска и нуждаются в коррекции ДА.

Особую тревогу должны вызвать малоподвижные дети. Их характеризует общая вялость, пассивность, быстрая утомляемость. В противоположность подвижным детям, умеющим найти пространство для игр, они стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность, не требующую активных движений. Они робки в общении, не уверены в себе, не любят игры с движениями. Малая подвижность – фактор риска для здоровья и развития ребёнка, она объясняется разными причинами: его нездоровьем, отсутствием условий для движений, отрицательным психологическим климатом, слабыми двигательными умениями или тем, что ребёнок уже приучен к малоподвижному образу жизни, что особенно тревожно. С такими детьми также нужно проводить коррекционную работу. Малоподвижное поведение при правильной организации двигательной активности детей удается нивелировать уже в течение 3-5 месяцев.

Оптимально подвижные дети отличаются наиболее ровным и спокойным поведением, равномерной подвижностью на протяжении всего дня. При хороших условиях они самостоятельно активны. Движения их обычно хорошо развиты, уверенные, целенаправленные, четкие. Двигательная активность этих детей не требует специального руководства взрослых, т.к. в ней явно просматривается саморегуляция.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Березин Ф.Б. и др. Методика многостороннего исследования личности. М., 1986.

2. Благуш П. К теории тестирования двигательных способностей. М., 1982.

3. Бондаревский Е.Я., Зациорский В.М. Структура и измерение физической пригодности //Теория и практика физической куль­туры. 1968. № 6.

4. Волков В.М., Филин В.П. Спортивный отбор. М., 1983.

5. Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии. М., 1979.

6. Мащенко М.В., Шишкина В.А. Какая физкультура нужна дошкольнику?. – Мн.: НМЦентр, 1998.

7. Марищук B.JI. и др. Методики психодиагностики в спорте. М., 1990.

8. Медико-педагогический контроль за организацией физического воспитания детей дошкольного возраста. Методические рекомендации Министерства здравоохранения РБ от 28.04.2001г.

9. Определение физической подготовленности школьников /Под ред. Б.В.Сергеева. М., 1973.

10. Радианов А.В. Психодиагностика спортивных способностей. М., 1973.

11. Физическая подготовленность дошкольников: Сб. науч. трудов. М., 1988.

12. Филин В.П. Педагогические методы исследования в спорте. М, 1969.

13. Шебеко В.Н. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. – МН.: Унiверсiтэцкае, 1998.

14. Логвина Т.Ю. Диагностика и коррекция физического состояния детей дошкольного возраста: Метод. рекомендации.– Мн., 1996.

15. В.А Шишкина, М.Дедулевич «Двигательное развитие детей дошкольного возраста», журнал «Пралеска» №12, 2008 г.

16. В.А Шишкина, М.Дедулевич «Двигательное развитие детей дошкольного возраста», (продолжение)журнал «Пралеска» №1, 2009 г.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 843; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.108.11 (0.006 с.)