Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мониторинг здоровья. Физического и двигательного развития детей↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
МОНИТОРИНГ ЗДОРОВЬЯ. ФИЗИЧЕСКОГО И ДВИГАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДИАГНОСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Под физическим развитием понимается совокупность морфологических и функциональных признаков, позволяющих определить запас физических сил, прочности и работоспособности организма. Основными антропометрическими показателями физического развития являются длина и масса тела, окружность грудной клетки и мышечная сила. Для определения соответствия роста должным возрастным величинам можно воспользоваться следующими формулами: рост мальчиков = 6 х возраст + 77; рост девочек = 6 х возраст + 76, или сравнить с табличными результатами. Средние показатели физического развития детей
Длина тела — наиболее стабильный показатель, характеризующий состояние пластических процессов в организме. Если рост отстает от должного на 20%, необходима консультация эндокринолога. Длина тела у дошкольников служит одним из критериев уровня соматической зрелости, а также является основанием для правильной оценки массы тела и окружности грудной клетки. Масса тела отражает степень развития костной и мышечной систем, внутренних органов, подкожной жировой клетчатки и зависит как от конституционных особенностей ребенка, так и от внешнесредовых факторов (в том числе и от физической нагрузки). Масса тела для детей может рассчитываться по следующим формулам: дети от 2 до 5 лет: 2 Н + 9; дети от 5 до 12 лет: 3 Н + 4, где Н — годы жизни, или сравниваться с табличными результатами. Превышение массы тела на 10% свыше должного называется ожирением и требует коррекции. Приросту мышечной массы наиболее способствуют скоростно-силовые и силовые упражнения. Задержка или отсутствие прироста соматических размеров тела, а более всего отрицательные сдвиги в массе тела свидетельствуют о неблагоприятных изменениях физического развития и требуют принятия мер, в частности рационализации двигательного режима ребенка.
О пропорциональности развития тела можно судить с помощью метода определения антропометрических коэффициентов. Так, по индексу Эрисмана (ИЭ) рассчитывается пропорциональность развития грудной клетки: ИЭ = ОГ - 1/2 роста, где ОГ — окружность грудной клетки.
Должные показатели индекса Эрисмана у детей
По индексу Пинье (ИП) определяется пропорциональность длины, массы тела и окружности грудной клетки: ИП = рост (см) - [Масса тела (кг) + окружность грудной клетки (см)]. ДИАГНОСТИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
У детей дошкольного возраста диагностируются уровень развития основных движений, физических качеств, волевых качеств, оценивается двигательная активность. Физическая подготовленность ребенка характеризуется степенью сформированности навыков основных видов движений (бег, прыжки, бросание, лазание), развития основных физических и волевых качеств (скорость, сила, ловкость, выносливость, гибкость, выдержка, решительность, настойчивость), а также функцией равновесия. Эти показатели изучаются в начале и конце года воспитателями групп совместно с медицинскими работниками детского сада. Исследование проводится на физкультурных занятиях, во время подвижных игр или в свободное время в индивидуальном порядке. Данные исследования заносятся в тетрадь, которая передается по мере подрастания ребенка из одной возрастной группы в другую. Результаты исследования сравниваются со стандартными количественными и качественными показателями для детей данного возраста.
ОСНОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ 1. Бег на 30 м. 2. Прыжок в длину с места 3. Прыжок вверх с места. 4. Прыжок в длину с разбега. 5. Прыжок вверх с прямого разбега. 6. Бросание теннисного мяча вдаль. 7. Бросание теннисного мяча в цель. 8. Лазание по гимнастической стенке, канату или шесту (по выбору ребенка). Бег на 30 м. При обследовании бега фиксируется время пробегания дистанции (как одного из показателей общей физической подготовки) и определяются качественные особенности бега. По команде "Марш!" дети с высокого старта бегут к флажку, который размещен на 2—3 м дальше финишной линии. Это предупреждает снижение скорости перед финишем. С началом движения ребенка включается секундомер, выключаемый после пересечения ребенком линии финиша. Все дети пробегают дистанцию по очереди. Потом дается вторая попытка, во время которой дети бегут в том же порядке, что и первый раз. В протоколе фиксируется время движения в каждой попытке, а также записываются качественные особенности движения: координация движений рук и ног, правильное положение корпуса и головы, продолжительность фазы "полета", законченность отталкивания ногой, прямолинейность движения.
Прыжок в длину с места. Прыжок дети выполняют в заполненную песком яму. Каждый выполняет по три прыжка подряд без интервала. Детям младшего дошкольного возраста перед прыжком необходимо показать этот вид движения. Старшие дошкольники выполняют прыжок самостоятельно, но воспитатель стимулирует их прыгнуть как можно дальше. Замер длины прыжка проводится от линии отталкивания до места приземления пяток с точностью до 1 см. В протокол заносятся результаты всех трех попыток, но засчитывается меньший результат. Прыжок в длину с места используется для характеристики скоростно-силовых показателей. На земле проводят черту длиной 2-3 м. Дети стоят у черты (шнура), касаясь ее носками ног. Им предлагают прыгнуть как можно дальше. При выполнении прыжка учитывается расстояние от черты до пятки ребенка в момент приземления. При оценке качества прыжка учитывают одновременность отталкивания двумя ногами, использование взмаха рук при толчке, приземление одновременно на две ноги, слегка согнутые в коленях (приземление мягкое). Качественные показатели прыжка в длину с места фиксируются по основным элементам движения: подготовка к прыжку — полуприсед, туловище слегка наклонено вперед, руки в меру отведены назад; отталкивание — энергичный толчок одновременно двумя ногами, взмах руками вперед—вверх в момент отталкивания; "полет" — в начале полета ноги согнуты, перед приземлением выносятся вперед; приземление — мягкое приземление одновременно на обе ноги с перекатом с пяток на носки; сохраняется равновесие.
Показатели лазания
ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА Скорость Мышечная сила кистей рук Измерение силы мышц спины Скоростно-силовые качества Ловкость Для измерения выносливости Гибкость Функция равновесия Для тестирования физических качеств могут быть использованы контрольные упражнения. Бег 10 м. Скорость определяется по времени пробегания (с ходу) расстояния 10 м. Выбирается прямая ровная дорожка длиной не менее 20 м. До линии старта должно быть 4—5 м (2-3 м) разбега и примерно столько же за линией финиша. Секундомером фиксируется время от старта до финиша. Не учитывается время бега до стартовой линии и время понижения скорости после финиша. Качество движения при беге оценивают с учетом положения корпуса (с небольшим наклоном вперед, голова поднята), координации движений рук и ног, наличия полета в беге, параллельной постановки стоп, сохранения направления движения.
ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА 1. Выявление настойчивости 2. определение состояния решительности 3. Выявление выдержки
Понятие "воля" отражает сознательное усилие человека в преодолении преград на пути к цели, в создании дополнительного мотива к действию, его поддержание и укрепление. Выявлению особенностей развития волевых качеств, с которыми тесно связано двигательное поведение ребенка, могут способствовать подвижные игры и физические упражнения. Выявлению настойчивости — способности длительно, не снижая активности, стремиться к намеченной цели, может способствовать игровое упражнение "достать погремушку". Для его выполнения между двумя стойками натягивается веревка, на которой висит погремушка. Высота для каждого ребенка устанавливается индивидуально с учетом высоты поднятых вверх рук с исходного положения, стоя на цыпочках, а также высоты выявленного ранее прыжка вверх с места. Ребенок подскакивает и бьет по погремушке рукой. Задание дается в такой форме: "Ты должен прозвонить погремушкой столько раз, сколько сможешь. Для этого нужно подпрыгнуть и ударить по погремушке рукой". Это упражнение ребенок выполняет на протяжении 3 мин. Фиксируется время, на протяжении которого ребенок активно подскакивает, количество попыток, поведение ребенка во время выполнения задания.
Для определения состояния решительности — уверенности в действиях, способности своевременно находить и принимать обдуманные решения, возникающие в игровых ситуациях, может быть использована подвижная игра "У медведя во бору". По условиям игры на одной стороне площадки размещается "берлога" медведя. На расстоянии 30 м от нее делается разметка — дом, в котором "живут" дети. Со словами: У медведя во бору грибы, ягоды беру, А медведь не спит и на нас рычит, Дети подходят к "берлоге", после слова "рычит" — убегают. Замечено, что часть детей не подходит близко к "медведю", а останавливается в пределах 3—4 м от него. С учетом этого обстоятельства определены правила игры, помогающие оценить решительность детей. Перед "берлогой" медведя проводятся три линии (кладут три разноцветные ступеньки), которые во время игры должны преодолеть дети. Первая — на расстоянии 1 м от "берлоги", условно она обозначает высокий уровень развития решительности. Вторая — на расстоянии 2 м. Она отвечает среднему уровню развития решительности. Третья — на расстоянии 3 м. Условно она обозначает низкий уровень развития данного качества.
Фиксируется: расстояние, на котором остановились дети, ожидая сигнала к возвращению, а также поведение детей во время игры. Выявлению выдержки — способности управлять своими действиями в условиях эмоционального возбуждения — может способствовать игра "Лягушки и журавль". На земле чертится большой прямоугольник — это "болото". На одной стороне его на расстоянии 50 см друг от друга чертятся круги — "кочки" для лягушек. В стороне от "болота" обозначается "гнездо" журавля. Лягушки скачут в "болото" и двигаются по нему прыжками на двух ногах. На сигнал "Журавль!" они прыгают к своим "кочкам". Журавль идет большими шагами и стремится поймать лягушку. По условиям задания бегать в игре не разрешается. Показателем волевых усилий является выполнение игроками правил игры. Фиксируется: время, на протяжении которого ребенок скачет на двух ногах, его поведение во время игры. Можно использовать и физические упражнения, которые включают знакомые и доступные всем детям движения: приседания, прыжки, подымание и опускание рук, бег. Знакомость и доступность позволяет детям тратить меньше усилий на технику и качество упражнений и сконцентрировать внимание на выполнении требований задания. Особенности выполнения упражнений: 1. Глубокое многоразовое приседание с произвольной скоростью. Исходное положение (И.п.): ноги на ширине ступни, руки на поясе. Выполнение (В.): низко присесть, вернуться в И.п., снова присесть, выпрямиться. Выполнять до тех пор, пока ребенок сам не остановится. Регистрируется время, количество приседаний и темп (на протяжении 10 мин). 2. Многоразовое перепрыгивание обеими ногами через набивной мяч — 20 см. И.п.: ребенок становится перед мячом, положение рук и ног произвольное. В.: перескочить через мяч, повернуться на 180° и опять перескочить через него. Выполнять до того времени, пока ребенок сам не остановится. 3. Многоразовое поднимание и опускание набивного мяча (масса 1 кг). И.п.: ноги на ширине плеч, руки внизу, в руках ребенок держит мяч. В.: поднять руки с мячом вверх, вернуться в И.п. Выполняется до того времени, пока ребенок сам не остановится. МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ Основные движения: · Бег – 30 м (в конце учебного года 4 года) · Прыжок в длину с места (в конце учебного года 4 года) · Прыжок вверх с места (в конце учебного года 4 года) · Бросание мяча вдаль Физические качества: · Скорость - бег – 10 м (в конце учебного года 4 года) · Мышечная сила кистей рук (в конце учебного года 4 года) · Сила мышц спины (становая сила) (в конце учебного года 4 года) · Скоростно-силовые качества – бросание набивного мяча (1 кг) (в конце учебного года 4 года) или по прыжку в длину и вверх с места. · Ловкость – бег 10 м с предметами (в конце учебного года 4 года) · Выносливость – бег на расстояние. Дети бегут за лидером. · Гибкость – наклон на гимнастической скамейке (в конце учебного года 4 года) · Функция равновесия – удержание позы, стоя на одной ноге.
Волевые качества: · Выявление настойчивости – «Достань погремушку» · Определение решительности – п/и «У медведя во бору» · Выявление выдержки – п/и «Лягушки и журавль».
СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ Основные движения: · Бег – 30 м · Прыжок в длину с места · Прыжок в длину с разбега · Прыжок вверх с места · Прыжок вверх с разбега · Бросание мяча вдаль · Лазание по гимнастической стенке, канату, шесту (по выбору ребенка) Физические качества: · Скорость - бег – 10 м · Мышечная сила кистей рук · Сила мышц спины (становая сила) · Скоростно-силовые качества – бросание набивного мяча (1 кг) или по прыжку в длину и вверх с места. · Ловкость – бег 10 м с предметами · Выносливость – бег на расстояние. Дети бегут за лидером. · Гибкость – наклон на гимнастической скамейке · Функция равновесия – удержание позы, стоя на одной ноге.
Волевые качества: · Выявление настойчивости – «Достань погремушку» · Определение решительности – п/и «У медведя во бору» · Выявление выдержки – п/и «Лягушки и журавль».
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ Образовательный стандарт «Дошкольное образование. Готовность к школе» Двигательные умения и навыки: · Бег (дистанция 30 м, с) · Прыжки в длину с места, см · Прыжки в длину с разбега, см · Метание (теннисный мяч, см): - правой рукой; - левой рукой Физические качества: · Быстрота (бег на 10 м, см) · Скоростно-силовые качества (бросание набивного мяча массой 1 кг) · Ловкость (челночный бег 3 по 10 м, с) · Общая выносливость (бег на расстояние, м)
ЛИТЕРАТУРА 1. Березин Ф.Б. и др. Методика многостороннего исследования личности. М., 1986. 2. Благуш П. К теории тестирования двигательных способностей. М., 1982. 3. Бондаревский Е.Я., Зациорский В.М. Структура и измерение физической пригодности //Теория и практика физической культуры. 1968. № 6. 4. Волков В.М., Филин В.П. Спортивный отбор. М., 1983. 5. Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии. М., 1979. 6. Мащенко М.В., Шишкина В.А. Какая физкультура нужна дошкольнику?. – Мн.: НМЦентр, 1998. 7. Марищук B.JI. и др. Методики психодиагностики в спорте. М., 1990. 8. Медико-педагогический контроль за организацией физического воспитания детей дошкольного возраста. Методические рекомендации Министерства здравоохранения РБ от 28.04.2001г. 9. Определение физической подготовленности школьников /Под ред. Б.В.Сергеева. М., 1973. 10. Радианов А.В. Психодиагностика спортивных способностей. М., 1973. 11. Физическая подготовленность дошкольников: Сб. науч. трудов. М., 1988. 12. Филин В.П. Педагогические методы исследования в спорте. М, 1969. 13. Шебеко В.Н. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. – МН.: Унiверсiтэцкае, 1998. 14. Логвина Т.Ю. Диагностика и коррекция физического состояния детей дошкольного возраста: Метод. рекомендации.– Мн., 1996. 15. В.А Шишкина, М.Дедулевич «Двигательное развитие детей дошкольного возраста», журнал «Пралеска» №12, 2008 г. 16. В.А Шишкина, М.Дедулевич «Двигательное развитие детей дошкольного возраста», (продолжение)журнал «Пралеска» №1, 2009 г.
МОНИТОРИНГ ЗДОРОВЬЯ. ФИЗИЧЕСКОГО И ДВИГАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.175.83 (0.012 с.) |