Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В зависимости от исходных следственных

Поиск

Ситуаций

Поводами для возбуждения уголовного дела по факту ДТП являются: непосредственное обнаружение сотрудником ГИБДД признаков преступления; заявления потерпевших и их близких, очевидцев, водителей транспортных средств, причастных к про­исшествию; сообщения сотрудников медицинских учреждений и транспортных организаций.

В большинстве случаев уголовные дела о ДТП возбуждают следователи органов внутренних дел по материалам, поступив­шим из ГИБДД. В ходе расследования подлежат установлению следующие обстоятельства:

1. Каков характер ДТП — было это преступление, несчастный
случай или действие непреодолимой силы?

2. Где и когда произошло ДТП, какова его обстановка: тип и
состояние дорожного покрытия, ширина проезжей части, обзор­
ность, видимость, метеорологические условия и др.

3. Кто виноват в случившемся?

4. Есть ли причинно-следственная связь между нарушениями
правил безопасности движения и эксплуатации транспорта и на­
ступившими последствиями?

5. Каков механизм ДТП?

 

6. Какие именно последствия наступили в результате ДТП
(смерть, вред здоровью, характер и размер причиненного мате­
риального ущерба)?

7. Какие правила дорожного движения нарушены действиями
виновного?

8. Кто конкретно виноват в совершении преступных нарушений
правил безопасности движения и эксплуатации транспорта?

Следователь должен установить и такие специфические об­стоятельства, как квалификация и стаж водителя, состояние его здоровья, наличие алкогольного опьянения, не привлекался ли он в прошлом к административной или уголовной ответственности за нарушения правил дорожного движения.

Содержание исходных следственных ситуаций зависит от очевидности или неочевидности ДТП, наступивших вредных по­следствий, своевременности его обнаружения, характера следов преступления и предпринятых попыток их сокрытия, особенно­стей личности виновного и др.


694 Глава 37. Методика расследования преступлений против безопасности

движения и эксплуатации транспорта

Анализ следственной практики позволяет назвать такие ис­ходные следственные ситуации:

1) водитель, автомобиль и потерпевший находятся на месте
происшествия;

2) водитель скрылся, оставив на месте происшествия автомо­
биль и потерпевшего;

3) водитель скрылся, оставив на месте происшествия потер­
певшего;

4) водитель скрылся с места происшествия и увез потерпев­
шего.

В первом случае обстановка на месте происшествия практи­чески не изменена, виновный водитель известен. Следственные версии в такой достаточно типичной ситуации следующие:

а) происшествие стало результатом нарушения правил до­
рожного движения водителем;

б) причина происшествия — грубое нарушение правил дорож­
ного движения пешеходом (внезапный выход на проезжую часть
дороги и др.);

в) происшествие — результат выпуска в эксплуатацию заве­
домо технически неисправного автомобиля лицом, ответствен­
ным за безопасную работу транспорта (например, с дефектом
тормозной системы);

г) происшествие возникло в результате непреодолимой при­
родной силы (оползень, наводнение и т.д.) либо случайного сте­
чения обстоятельств, не охватывающихся предвидением участ­
ников ДТП.

Во втором и третьем случаях обстановка на месте происше­ствия остается в первоначальном виде, но водитель на автома­шине или, бросив ее, скрывается с места ДТП (эта ситуация ха­рактерна для серьезных вредных последствий или совершения ДТП в состоянии алкогольного либо наркотического опьянения). Наряду с версиями, перечисленными в первой ситуации, должны быть выдвинуты и версии о том, какое конкретное транспортное средство участвовало в ДТП и кто им управлял. В такой ситуации должна быть решена задача установления обстоятельств проис­шествия, в первую очередь определение параметров транспорт­ного средства по повреждениям и следам на теле и одежде по­терпевшего.

Если обстановка на месте происшествия сознательно изме­нена его участниками (четвертый случай), тогда названные вер­сии необходимо дополнить следующей: изменение обстановки,


§ 2. Обстоятельства, подлежащие установлению 695

в зависимости от исходных следственных ситуаций

характеризующей произошедшее ДТП, произведено в ходе вос­становления безопасного движения транспорта, произведено уничтожение материальных следов, указывающих на виновность кого-либо из участников происшествия.

Наиболее типична первая ситуация, когда потерпевшим при­чиняются легкие или средней тяжести телесные повреждения. Алгоритм действий по ее разрешению включает безотлагатель­ный осмотр места происшествия и автомобиля, допросы всех очевидцев, освидетельствование водителя, назначение судебно-медицинской экспертизы потерпевшего и других экспертных ис­следований.

Вторая следственная ситуация отличается наиболее серь­езными вредными последствиями: причинением потерпевшему тяжких телесных повреждений или смерти. Эта ситуация обычно складывается после угона автомобиля либо совершения ДТП нетрезвым водителем. В этом случае следователю необходимо произвести осмотр места происшествия, установить и допросить очевидцев и других осведомленных лиц, назначить судебно-медицинскую экспертизу пострадавшего и дать поручение орга­нам дознания (ГИБДД, уголовному розыску) о производстве опе­ративно-розыскных мероприятий.

Для третьей следственной ситуации характерно причине­ние потерпевшему телесных повреждений средней тяжести. Для ее разрешения производится осмотр места происшествия и транспортного средства, устанавливаются и допрашиваются оче-вицы, в том числе потерпевший, назначается судебно-медицинс­кая экспертиза, дается поручение органам дознания о розыске скрывшегося водителя. Как и при второй ситуации, здесь возмо­жен угон транспортного средства, а также нетрезвое состояние водителя.

При четвертой следственной ситуации алгоритм действий следователя состоит в осмотре места происшествия, допросах осведомленных лиц и даче поручений органам дознания произ­вести оперативно-розыскные мероприятия. При обнаружении трупа потерпевшего назначается судебно-медицинская эксперти­за, а при обнаружении автомобиля — криминалистические экс­пертизы.

При третьей и четвертой ситуациях исключительно важное зна­чение имеет розыск скрывшегося водителя и автомобиля, кото­рым он управлял. Прежде всего о случившемся должны быть не­медленно информированы отдел ГИБДД и соседние территори-


696 Глава 37. Методика расследования преступлений против безопасности

движения и эксплуатации транспорта

альные органы милиции. В результате будут перекрыты возмож­ные пути движения, произведен опрос свидетелей по направлению предполагаемого уезда скрывшегося транспортного средства, ор­ганизовано преследование по «горячим следам».

Производится обследование автопредприятий и автосерви­сов, гаражей, автостоянок, дворов и других мест для обнаруже­ния искомого транспортного средства. Розыск автомобиля и во­дителя обычно отправляется от следов и других исходных дан­ных, выявленных на месте ДТП, — марки и типа автомобиля, его цвета, номера и других примет, характера перевозимого груза, повреждений на окружающих предметах или теле потерпевшего, следов протектора и т.д. Очень важны показания очевидцев о внешности водителя. Для розыска следует использовать возмож­ности местной прессы, радио, телевидения, привлекать предста­вителей общественности.

В результате предпринятых мер исходная следственная си­туация становится более простой, если водитель и транспортное средство установлены; либо остается прежней, если этого сде­лать не удалось. Алгоритм действий следователя в первом слу­чае включает допросы водителя, потерпевшего и других осве­домленных лиц, проведение следственных экспериментов, на­значение автотехнической, судебно-медицинской и судебно-химической экспертиз.

При втором варианте развития событий следователю необхо­димо всячески стимулировать оперативно-розыскные мероприятия по поиску и обнаружению водителя и его автомобиля, осуществ­ляемые работниками ГИБДД и других служб милиции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.45 (0.01 с.)