Массивы международных организаций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Массивы международных организаций



Потребность обмена регистрационными данными между госу­дарствами СНГ привела к подписанию 24 апреля 1992 г. в г. Алма-Ате «Соглашения о взаимодействии МВД Союза Незави­симых Государств в сфере борьбы с преступностью». На этом основании, а также в соответствии с межгосударственным «Со­глашением между министерствами внутренних дел в сфере об­мена информацией» от 3 августа 1992 г., подписанным в Чолпон-Ате (Кыргызстан), был создан межгосударственный информаци­онный банк. Учету в нем подлежат такие объекты:

1. Осужденные граждане, которые в соответствии с норматив­
ными актами сторон подлежат межгосударственному учету; особо
опасные рецидивисты; уголовные авторитеты, организаторы пре­
ступных групп; преступники-гастролеры; привлекающиеся к от­
ветственности за совершение половых преступлений с особой
жестокостью, за хищение культурных, исторических ценностей,
антиквариата, а также за изготовление, транспортировку, сбыт и
хищение наркотиков в крупных размерах; судимые за тяжкие пре­
ступления, имеющие характерные отличительные признаки;
скрывающиеся от следствия и суда; пропавшие без вести; неопо­
знанные трупы; неизвестные больные и дети; субъекты, укло­
няющиеся от отбывания наказания, уплаты алиментов или разы­
скиваемые по искам предприятий, организаций и граждан; задер­
жанные за бродяжничество.

2. Предметы преступного посягательства, утраченные, изъя­
тые и бесхозные вещи, нарезное огнестрельное оружие; автомо­
били и бронетехника; антиквариат; радио-, видео-, фото- и ком­
пьютерная техника, имеющая индивидуальные номера; номер­
ные ценные государственные бумаги и документы.

3. Нераскрытые преступления: убийства и причинение тяжкого
вреда здоровью со смертельным исходом; разбои, совершенные


324 Глава 16. Криминалистическая регистрация

с применением огнестрельного оружия; мошенничества в крупных размерах, фальшивомонетничество, подделка денег и ценных бумаг; хищения огнестрельного оружия, крупных партий взрывча­тых веществ, боеприпасов, наркотиков, отравляющих веществ, радиоактивных материалов и редкоземельных металлов; кражи автотранспорта и бронетехники, а также из металлических хра­нилищ, из квартир, совершенные характерным способом, куль­турных исторических ценностей; деяния, связанные с финансо­выми, биржевыми и валютными аферами, вымогательством, а также с похищением людей.

Соглашение предусматривает: обмен оперативно-розыскной, справочной, криминалистической и иной информацией, касаю­щейся любых преступлений, как совершенных, так и подготавли­ваемых на территории стран СНГ организованной группой; сооб­щение сведений о структуре, персональном составе, сфере дея­тельности, организации управления, структурных и внешних свя­зях криминальных группировок, имеющих международный харак­тер; информирование о контактах между преступными группами, действующими на территории СНГ; формы и методы противо­правной деятельности организованных групп, включая и отмыва­ние средств, полученных преступным путем.

Вступив в сентябре 1990 г. в Интерпол, Россия получила дос­туп к учетам этой Международной организации уголовной поли­ции, функции которой, в основном, заключаются в организации взаимодействия полиции государств-членов для борьбы с пре­ступлениями, имеющими международный характер. Правоохра­нительные органы Российской Федерации осуществляют регу­лярную связь с государствами-членами этой организации.

Учеты Интерпола касаются, как правило, конвенционных пре­ступлений, то есть тех, общественная опасность которых конста­тирована соответствующими международными конвенциями, — терроризма, фальшивомонетничества, незаконного оборота нар­котиков, хищений культурных ценностей и др. На учет ставится информация, затрагивающая интересы двух и более государств: о лицах, совершивших опасные преступления за рубежом; о пося­гательствах, связанных с международными преступными органи­зациями; о лицах, скрывшихся за границей после совершения преступления, и т.д.

Все обращения в Интерпол осуществляются через Нацио­нальные центральные бюро (НЦБ) государств — членов органи­зации. Правовым основанием деятельности российского НЦБ Интерпола является положение о нем, утвержденное постанов-


§ 5. Криминалистические информационные массивы 325

международных организаций

лением Правительства РФ от 14 октября 1990 г., в котором пре­дусмотрены функции этого Бюро, в том числе формирование банков данных о лицах, организациях, событиях, предметах и документах, связанных с преступлениями, имеющими междуна­родный характер.

Применительно к учетам Интерпола возможно пользование: алфавитной картотекой «международных преступников» и лиц, подозреваемых в совершении преступлений (через НЦБ посту­пают сведения об их подозрительном поведении, связях, пере­мещениях); дактилоскопической картотекой; картотекой данных о внешности преступников; картотекой документов; картотекой пре­ступлений, состоящей из нескольких разделов, каждый из кото­рых соответствует виду деликта либо его видовой группе (в све­дениях о преступлениях обязательно фиксируется способ их со­вершения); фототекой наиболее опасных преступников; картоте­кой лиц, пропавших без вести, и неопознанных трупов; картотекой похищенных автомобилей, произведений искусства, культурных ценностей и антиквариата, дорогостоящих ювелирных изделий; справочной картотекой нарезного огнестрельного оружия.

Правоохранительные органы России с помощью Интерпола могут получить также ряд дополнительных сведений о собствен­ности, находящейся на территории государств — членов органи­зации, в частности данные о банковских расчетах, налогах, не­движимости, транспортных средствах, деятельности фирм — банк данных «Фирмы». В настоящее время в Интерполе функ­ционирует и другая автоматическая система поиска необходимой информации, массив которой пополняется ежедневно, — «Кон­фискация наркотиков».

На встрече в Брюсселе министров внутренних дел и юстиции государств — членов ЕЭС в 1992 г. создана региональная поли­цейская организация, получившая название «Европол». С 1994 г. центр Европола находится в Страсбурге (Франция). Государства, входящие в ЕЭС, организовали единую систему учета криминаль­ных сведений. Ими создан центральный банк электронной инфор­мации, аккумулирующий данные о лицах, совершивших преступле­ния или представляющих оперативный интерес, об угнанных авто­машинах, о похищенных деньгах, об утраченном и выявленном огнестрельном оружии и др. Полиция каждого государства — члена ЕЭС, имея компьютерную связь с центральным банком криминали­стически значимой информации, может постоянно получать необ­ходимые сведения.


326 Глава 16. Криминалистическая регистрация

Литература:

Александров И.В., Ищенко Е.П., Ищенко П.П. и др. Кримина­листическая регистрация: Учебное пособие. Красноярск, 1991.

Аленин А.П. Криминалистические учеты: Учебно-практическое пособие. Омск, 1997.

Илларионов В.П., Путова И.В. Правовые и организационно-методические аспекты международного розыска преступников. М., 1999.

Ищенко Е.П., Девиков Е.И. Уголовная регистрация. Омск, 1986.

Использование следователем учетов, картотек и иных банков данных: Справочное пособие. М., 1994.

Федеральные учеты ГИЦ в борьбе с преступностью. М., 1994.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.251.72 (0.008 с.)