Источники информации о внешнем облике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источники информации о внешнем облике



Человека

Ими являются описания неизвестного субъекта во время со­вершаемого им преступления или скрывающегося с места про­исшествия, полученные от свидетелей-очевидцев; протоколы допросов лиц, знавших устанавливаемого человека; фотоальбо-


134 Глава 7. Криминалистическая габитоскопия

мы, фото- и видеотеки, аккумулирующие изображения лиц, склонных к совершению преступлений; субъективные портреты, составляемые со слов лиц, видевших или знавших разыскивае­мого; документы криминалистической регистрации, архивные уголовные и личные дела арестованных и осужденных, содержа­щие данные о признаках внешности; опознавательные фотосним­ки. Некоторую информацию о внешнем облике можно получить из рентгено- и флюорограмм, стоматологических карт, лечебной документации, содержащей, например, сведения о перенесенных хирургических операциях.

К числу источников информации о признаках внешности, весьма полно ее отображающих, относятся фотоснимки и видео­записи. Фотографии, прежде всего изготовленные по правилам сигналитической фотосъемки, традиционно используются в учет­ных системах: фотоальбомы, фототеки. Любительские и художе­ственные фотоснимки нередко искажают существенные признаки, важные для воссоздания внешнего облика, особенно если они выполнены с техническими погрешностями (например, при не­достаточном освещении) или отретушированы. Поэтому жела­тельно иметь несколько фотоснимков, которые позволят соста­вить адекватное представление о признаках внешности сфото­графированного субъекта.

Видеокадры наиболее пригодны для изучения динамических признаков внешности, которые не отображаются на фотоснимках. В то же время по видеозаписям не всегда удается достаточно полно выявить признаки элементов лица, особенно индивидуали­зирующие, если изображение мелкомасштабное или недостаточ­но резкое.

Источниками информации о внешнем облике человека являют­ся, кроме того, маски и слепки с погибших людей, используемые для установления их личности, а также графические и пластиче­ские реконструкции лица по черепу, выполняемые на основе мето­дики, разработанной М.М. Герасимовым и его учениками. Методика заключается в наличии статистически установленных закономер­ных зависимостей между строением костей человеческого черепа, толщиной и формой покровных тканей головы и лица. Однако ре­конструкция не создает точного портрета покойного, в ней не отра­жаются многие признаки внешности, используемые в качестве идентификационных (например, строение ушных раковин, конфи­гурация каймы губ, форма кончика носа, контуры бровей, волоси­стой части головы и пр.), поэтому реконструкция является отобра-


§ 4. Источники информации о внешнем облике человека 135

жением субъективным, хотя ее основой служит такой объективный носитель информации о признаках внешности, как череп.

Наиболее часто встречаются описания признаков внешности, применяемые в ходе раскрытия и расследования преступлений. Принято разграничивать описание, непосредственно фиксирую­щее воспринимаемые признаки и опосредованное, которое со­ставляется со слов очевидца. И то, и другое должно быть упоря­доченным, то есть базироваться на унифицированной термино­логии. В его основе — метод словесного портрета, в соответст­вии с которым описание производится по определенным прави­лам.

Описание построено на мысленном образе человека, которого наблюдал очевидец. Образ этот со временем утрачивает свою полноту, иногда искажается под влиянием условий его воспри­ятия и сохранения. Такие описания часто имеются в протоколах допросов, причем в формулировках допрашиваемого, а не в тер­минах словесного портрета, которые не всегда понятны очевид­цу. Поэтому при допросах, уточняя показания, полезно использо­вать наглядные пособия, представляющие собой комплекты фо­тоснимков людей с различной внешностью, а также схемы, иллю­стрирующие части, детали одежды, обуви и носимых вещей. Упо­рядоченные описания обычно содержатся в регистрационно-учетных документах и даются в терминологии словесного портре­та.

Наглядное представление о признаках внешности, содержа­щихся в мысленном образе, позволяет сформировать так назы­ваемый субъективный портрет, под которым понимается изобра­жение лица, в достаточной степени соответствующее представ­лению очевидца о внешности неизвестного с помощью специаль­ных методик и необходимых технических средств. В современной криминалистической практике чаще других используются рисо­ванные, рисованно-композиционные и фотокомпозиционные субъективные портреты.

В качестве рисованных портретов используются штриховые и полутоновые рисунки лица, фигуры человека, создаваемые про­фессиональными художниками со слов свидетелей-очевидцев и потерпевших. Рисованно-композиционные портреты составляют из типизированных рисунков элементов лица, включенных в спе­циальные комплекты. Рисунки элементов головы и лица (причес­ки, брови, глаза, носы, губы, подбородки, ушные раковины, мор­щины и складки кожи, а также сопутствующие элементы (голов­ные уборы и очки) изготовлены на прозрачных пленках (диапози-


136 Глава 7. Криминалистическая габитоскопия

тивах). Их изображения выбираются из комплекта и вносятся в портрет по указаниям очевидца. Фотокомпозиционные портреты монтируют из снимков конкретных лиц, не причастных к событию преступления, и из фрагментов этих снимков. В завершенном виде такие портреты выглядят как обычные фотоизображения.

Развитие электронно-вычислительной техники, внедрение в криминалистическую практику персональных компьютеров позво­лило автоматизировать поиск изображений в комплектах и мон­таж портретов. Разработаны специальные компьютерные систе­мы, широко применяемые для изготовления субъективных порт­ретов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.107.124 (0.005 с.)