Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика группы информационных жанров. Место информационных жанров в системе жанров журналистики.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Все публицистические материалы разобрать по этим признакам, то можно выделить три основных родовых группы. Информационные - заметка, интервью, отчет, репортаж – объединяет между собой событийный повод для выступления. Они, как правило, оперируют простой, первичной информацией и идут по горячим следам события. Поэтому главная их цель - оперативно сообщить о факте, событии, явлении. В числе определяющих признаков информационных жанров, прежде всего, выделяется новизна. Аналитические - статья, корреспонденция, версия, комментарий, журналистское расследование, открытое письмо, обозрение, обзор печати, рецензия - объединяет глубокое исследование жизни и всесторонний анализ фактов. При создании этих материалов журналист проводит анализ-синтез социальной действительности, расчленяя исследуемое явление на составные части, подробно изучая их, отделяя существенное от несущественного, главное от второстепенного, а затем делая выводы, обобщения и рекомендации. Художественно-публицистическим - зарисовке, беседе, исповеди, очерку, фельетону, памфлету, пародии, эпиграмме, публицистической сказке, публицистическому рассказу - свойственны образность, типизация, эмоциональная выразительность и насыщенность литературно-художественными изобразительными средствами, языковыми и стилистическими особенностями. В них конкретный, документальный факт как бы отходит на второй план, для автора важнее умение подняться над явлением, над фактом. Таким образом, мы можем сказать, что информационные материалы - констатируют, аналитические - осмысливают и обобщают, художественно-публицистические - типизируют реально-документальную действительность. Теория жанров отличается чрезвычайной сложностью, многоаспектностью, однако журналисту-практику важно разбираться в специфике видов и жанров публицистики, ведь все это жанровое многообразие позволяет ему ярче проявить свое мастерство. Тексты, относящиеся к информационным жанрам, в количественном отношении составляют основную часть массовых информационных потоков. В период печати такие тексты – это основные носители оперативной информации, позволяют аудитории быть в курсе значительных интересных событий, в той или иной сфере действительности. У всех информационных жанров есть исходные черты: - предмет – событие; - цель – фиксирование факта. Оперативное в наиболее значимых, заметных характеристиках, внешних чертах отображаемого предмета. Специфика цели и предмета диктуют особый набор методов: - эмпирический - для получения информации - констатация для предъявления без теоретической обработки информации. - повествование Особенности построения информационных материалов. Две композиционные структуры Структурно-композиционные особенности текстов информационного характера: лид, виды лидов, «заход», виды «заходов», хэдлайн. Лид и общая структура заметок От того, как составлены первые фразы, зависит, начнут ли вообще читать, сумеет ли читатель легко и правильно понять смысл того, что сообщается. Репортер пытается в максимально сжатой форме рассказать как можно больше, заинтересовать и удержать внимание. В жесткой новости суть сообщения сконцентрирована в первом абзаце, изложена предельно лаконично и ясно. Рекомендуется сразу же давать исчерпывающее сообщение по итогу события, отвечая на основные вопросы, проясняющие ситуацию, — употреблять так называемый «емкий абзац», концентрирующий суть события (его еще называют «суммирующим», или «объединяющим» лидом). Главные шесть вопросов Чтобы можно было верно судить о событии, надо рассказать, что именно произошло, кто, где, когда, как и по какой причине совершил действие или оказался в плену обстоятельств (традиционные шесть вопросов не изменились со времен творца этой формулы - римского оратора квинтиллиана). Все ответы, по возможности, объединяются в одной-двух фразах, умело сплетаются. Подсчитано, что толковый «объединяющий лид» обычно умещается в 35 словах, то есть весьма лаконичен. Если нет ответа на один из нужных вопросов, его можно «добрать», подключив какой-то источник (например, по своим каналам уточнить время происшествия). В ряде случаях убирается ответ на вопрос «по какой причине?», если это создает слишком сильный комментарийный эффект (что может повредить «самоочевидности» изложенного факта). Варианты комбинирования частей единого ответа, их разделение на самые важные, менее важные и вспомогательные, их последовательность дают разнообразие заходов, заметно влияя при этом на объективную сторону изложения факта. Последовательность ответов на вопросы выбирается автором: расположение ответов прямо связано с замыслом журналиста, с его особым видением события в целом и весьма субъективным критерием выделения определяющих черт. В зависимости от акцента на важность результата, «известное лицо», трагизм ситуации и прочее репортер располагает их по «убывающему интересу», начиная с самого важного. В результате получается композиционная конструкция, известная с двадцатых годов xx века под названием «перевернутая пирамида». Основание, главная опора такой «пирамиды», при этом оказывается вверху. Вариант «перевернутой пирамиды» существует в журналистской практике и как самостоятельный репортерский материал (хроника), и в качестве вводного абзаца к более пространным сообщениям. «суммирующий» лид можно построить по-разному; он бывает простым и комбинированным. В нем происходит фокусирование события, коррекция по отношению к главной новости. Проблема в том, как выбрать главное. Заход «кто». Подчеркивает масштаб личности или ракурс интересов читателей (ответственное лицо, эксперт, свидетель). Его особенно часто применяют в отношении видных людей, хорошо известных предполагаемой аудитории (безотносительно к сути новости, этот лид по частоте употребления опережает все остальные). Он необходим и в случае особого интереса к центральной фигуре происшествия (убийца, поджигатель, человек, совершивший поступок, имевший важные последствия). В формулировке «кто» могут быть как уважительный, так и ироничный варианты (наши парни...), иной раз очень существен эпитет, возможна разная интонация (например, при употреблении слов «господа», «господин»). Часто называется не имя, но профессия или социальный статус. Заход «что» подчеркивает важность события безотносительно к тому, кого это событие касается (предполагается, что очень многих). Кроме того, заход «что» очень хорошо концентрирует внимание на результате (миллион подписей). Его применяют, когда речь идет о конкретном важном событии (переговоры на высшем уровне будут продолжены). Заход «кто» или «что» можно дополнить придаточными описательными и разъяснительными предложениями и причастными оборотами. Часто употребляются комбинированные заходы «что — почему» или «что — как», особенно при сообщении о драматических ситуациях, трагедиях. Комбинированный заход — вполне допустимый вариант репортерского (или редакционного) комментария к событию. Заход «как» незаменим при описании драматических ситуаций. Хорошо подчеркивает привлекательность или необычность происшествия. Очень часто он используется в спортивной информации, где так важен «эффект преодоления». Возможен и скрыто-комментарийный вариант, подчеркивание характерных, говорящих обстоятельств Ответы на вопросы «когда?» и «где?» могут быть даны подробно или в виде самой краткой ссылки на исходные данные: «бонн. 12 сентября. После дебатов». Сегодня краткий вариант не столь част в употреблении, как в журналистике прежних лет. Особенно заметно сократилось число заходов со слов «вчера» и «сегодня» — журналисты заботятся о том, чтобы их новости, стоящие рядом на полосе или в предлагаемом на продажу бюллетене агентства, отличались от других прежде всего своими первыми фразами. Заход «когда». Так часто начинают «новости на завтра» - анонсирующие сообщения: где и когда состоится матч, состязание, выставка, заседание: «двадцать шестого июля ровно в полдень откроются летние олимпийские игры...». Злоупотребление этим заходом, обращение к нему без особой надобности заметно на страницах газет, не слишком заботящихся о структуре репортерских сообщений. Относительный смысл имеет только частое употребление слов-определителей времени: «вчера» и «сегодня», «недавно», «на прошлой неделе» и т.п. Однако следует помнить, что в большинстве случаев может оказаться целесообразным какой-либо иной заход. Жесткая новость — это обычно «новость одного элемента» с линейной композицией: суть происшествия сообщает лид, затем следует основа («тело» факта), после этого, если необходимо, — фрагмент предыстории. Далее — вторичный, менее важный материал, и возвращение к теме. Хроникальный вариант ограничивается лидом, небольшой разработкой (исключая предысторию) и возвращением к теме. Если же мы имеем дело с двусоставной новостью (или сложно-составной), необходимо уже в самом начале отметить два или более важных новостных фактов (например, сообщить одновременно и о забастовке машинистов электропоездов, прервавшей сообщение по подводному тоннелю под ла-маншем, и о предпринятом демарше финансовых кругов в поддержку железнодорожной компании в связи с этой ситуацией). Лид сообщает о двух новостях, как о равновеликих. Тем не менее, это тоже «сумма» и «концентрация» сведений в «емком абзаце»; у читателя нет догадок или ожиданий, надежды что-то выяснить, обнаружить — все ясно с самого начала. Характерные ошибки репортеров при составлении «заходов»: • беспорядочный, хаотичный лид; • лид, «запрятанный в текст»; • лид неясный, требующий исправления конструкции (вмешательства редактора). Конкретность и ясность тут — главные требования. Лиды жестких новостей должны информировать, а не озадачивать читателя. Варианты «суммирующих» лидов: Итак, «суммирующий лид» (или «емкий абзац») концентрирует внимание на главном. Позволяет невнимательному, ленивому, даже случайному читателю ознакомиться с сутью новости: пробежаться по заголовкам и лидам мы можем, заглянув через плечо читающего соседа в метро. Их и пишут как раз в расчете на такую ситуацию: прочитать и понять суть прочитанного, вовсе не намереваясь этого делать. Первые фразы желательно плотно сжать и сплести, стараясь сделать зачин моментально «проглатываемым». Именно с таким лидом связано понятие: «исчерпывающая краткость». Специальные лиды Для интригующих заходов мягких новостей используются так называемые «специальные лиды», которые, в отличие от лида «перевернутой пирамиды», не излагают содержание вкратце, но подводят к нему. В коллективной копилке опыта репортеров xx века таких заходов множество. Назовем некоторые из них. Затяжные лиды: Лид-история. Своеобразный отчет о происшествии в сказовом стиле, «история», которой как бы предоставлено идти естественным путем: в это утро, как обычно, мадам тюффо собирала хворост, готовясь к суровой зиме, и неожиданно нашла прекрасную сухую палку для растопки. Если бы не ее бережливость — а мадам отложила эту растопку для более холодных дней, — ее домик взлетел бы на воздух. Дело в том, что племянник, слишком долго, по его мнению, ожидавший наследства, не поленился выдолбить палку, начинить ее порохом и подбросить к дому старушки... (франс-пресс) Повествовательный лид. Также нарочито нетороплив; рекомендуется для сенсационных сообщений, контрастируя с драматичным или невероятным происшествием. Тон — предельно сдержанный, иногда чуть ироничный. Например: поначалу это была до боли знакомая картина: жены военнослужащих, пропавших без вести, пришли к капитолию, чтобы поведать конгрессменам о своей судьбе и призвать их к активным действиям... (далее — о превращении манифестации в стихийный бунт, жертвах столкновения с полицией...). Лид-«временное умолчание» (о главных героях или причинах события). В первой фразе, опять-таки не сообщающей о сути дела, есть элемент загадочности. Событие упоминается в самых общих чертах, вызывая желание узнать недосказанное (в необычайную ситуацию попал человек, признанный лучшим асом во второй мировой войне...). Лид-цитата. Побуждает узнать автора высказывания («кто бы это мог сказать?»). «дорогой сириалис. Флавия севера прислала нам приглашение на свой день рождения. Мы поедем к ней, конечно?» «возможно. Но мне не очень улыбается мысль о переезде из одной крепости в другую, когда по дороге могут попасться эти окаянные воинственные бритты. На какой день намечен прием гостей?» «за три дня до сентябрьских ид, мой благородный супруг. И это даст мне возможность показать прическу, которую я скопировала с изображения императрицы на новых монетах». «лепедина, жена моя, я отправляюсь в баню, и мне нужны чистые носки». Описательный лид. Дает описание местности, исторических событий, характеристику качеств человека или явлений природы, прежде чем «обрушить» на читателя сенсационную новость. Вызывает образные ассоциации, временно отвлекает. Лид-«говорящие подробности» не только интригует читателя, но и передает авторское отношение к происходящему. (грудой свалены холщовые башмаки на обочине — грязно-белые, под слепящим африканским солнцем... Перед расстрелом каратели заставили крестьян разуться...). Затяжные лиды-сенсации Они также оттягивают сооотцение главной новости; при этом отличаются своей эмоциональностью, особым «сенсационным» тоном. Лид-«встряска». В таком зачине — резкий эмоциональный напор («грандиозно!» — крикнул один. «невероятно!» — воскликнул другой...) Либо констатация поразительного, противного логике состояния, движения, поступка (мертвец ожил...). Лид-восклицание. Близок по эффекту к предыдущему. Разновидность лида-цитаты; высказывание ценно своим эмоциональным напором (я просто ахнул!.. Я не поверил своим глазам!.. Или: перестаньте показывать ежеминутно эти чертовы прокладки! — отклик на телевизионную рекламу, приведенный в начале новости о возможном изменении телевизионных программ). Лид-парадокс предлагает неожиданное и контрастное. Киргизы, узбеки и эстонцы поедут пострелять в Луизиану. В этом штате, оплоте американского консерватизма, скоро появятся военнослужащие из бывших коммунистических стран и бывших республик распавшегося СССР. Им предстоит участвовать в маневрах, проводящихся в рамках программы «партнерство во имя мира». На территории сша подобные учения проводятся впервые. (ассошиэйтед пресс) Лид-«стаккато» — тоже энергичный и интригующий ввод в сообщение. Одна за другой следуют нарочито обрывистые фразы в «телеграфном» стиле, перечисляются детали события, их ритм задает тон повествованию. Марлон брандо кричал: «браво!» Балерина макарова танцевала в проходе, между стульев. Все аплодировали стоя... Успех оркестра михаила плетнева в лондоне был полный и оглушительный... («московские новости») «провоцирующий» лид. Начинается с примерно равных по количеству слов и структуре предложений, из которых второе немедленно опровергает первое: «Т ретья мировая война? Слава богу, ложная тревога»! «Сценический» лид концентрирует внимание на выразительных деталях. Другое название — «образный протокол». Хорош для криминальных историй. Контрастирует с драматическим содержанием, предельной сдержанностью и конкретикой (иногда ужасающей): труп лежал лицом вниз... Рассчитан на мгновенное представление ситуации. (главную новость, однако, не сообщает). «репортажный», или драматический лид. Зарисовка, передающая движение; описывает события в ускоренном темпе (как ни кричал джованни сфорци, что он ни в чем не виновен, карабинеры тащили его в тюрьму...). Сводит длительное действие к наиболее ярким фрагментам. Рекомендуется для новостей, в которых момент сенсационности ослаблен и надо подстегнуть действие, подогреть читательский интерес. В отличие от «единственности» лида жесткой новости (есть ощущение, что конкретная заметка и должна была начинаться именно так, а не иначе), специальные лиды выглядят менее обязательными, игровыми, сочиненными журналистом. «авторские» лиды; Существует особая группа лидов, в которых явственней, нежели в прочих вариантах, слышится голос автора. Они содержат прямое обращение к читателю или высказывают авторские эмоции. Лид-авторский рассказ. Может открыто включать авторское «я» в повествование (я ужасно устал в последнее время...). Возможен и другой вариант: без упоминания «я», с интонациями диалога (недавно у ведущего политолога спросили... И он ответил...). Лид-вопрос или прямое обращение (известен и как «лид-пря-мой адрес»). Может просто притягивать читателя к теме (вы. Верно, полагаете, будто...). Но в ряде случаев, разворачивается «полемика в лиде», идет череда вопросов: что, если бы премьером были вы? Запретили проект переброски рек? Разрешит? На время отодвинули бы в сторону?.. Лид-быстрый старт. Обычно представляет собой предельно упрощенный вариант «прямого адреса» (знаете ли вы, что...) К «авторским» лидам относятся также заходы, не упоминающие авторское «я» и не вступающие в прямой контакт с читателем, но такие, в которых очень заметна оригинальность авторской фантазии, личного творчества. Лид-каприз, или игровой лид. Это заход с использованием игры слов, аллитераций, каламбуров и пр., как бы бросающий вызов четкости и определенности. Может быть комбинацией нескольких специальных лидов (например, лида-цитаты и лида-контраста). Может быть очень остроумным. Но может и запутать читателя, поэтому он, как и игровой заголовок, должен употребляться с осторожностью, с оглядкой на интеллектуальный уровень аудитории.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 855; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.167.247 (0.01 с.) |