Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности развития темы в репортажном материале. Авторское «я» в репортаже. Репортажный стиль.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Репортерские картинки называют «одушевленной информацией», в которой отношение к происходящему очень ощутимо. Они основываются на особом отборе примечательных и выразительных подробностей. Происходит «личный отбор благодаря личному участию» (как писал в 30-е годы С. Третьяков). В репортаже, отмечающем моменты воздействия события на очевидцев, одним из очевидцев выступает сам журналист. Это, во-первых, подчеркивает достоверность описываемых событий — очень ценно любое упоминание, что автор сам был там, сам участвовал (Я увидал... Пламя полыхнуло под колесами моей машины... и т. п.). Во-вторых, в готовый материал попадают результаты «наблюдения за наблюдателем» — за собственными эмоциями и реакциями, за движениями своей души вслед за событием и в унисон ему. Отсюда многочисленные мне показалось... я отвернулся... я постарался сдержаться... и т. п. В-третьих, в результате «наблюдения за наблюдателем» уточняется канва развития действия. Трудно охватить все событие целиком. Желательно не упустить, однако, моменты этапные, переходные или похожие на «скачок», определить свое отношение к ним. Журналист следит за изменчивостью события, меняя ракурс наблюдения, действуя сам. Репортеры в «горячих точках» прячутся в окопах, пригибаясь от пуль, идут вместе с толпой беженцев... Репортеры «мирных тем» на время меняют профессию, действуют вместе со своими героями. Все это привносит движение в сюжет и хорошо разнообразит его. Бывает и так, что все основные сюжетные ходы связаны с поведением репортера: он постоянно что-то предпринимает. Другой вариант — автор выступает в роли «подопытного кролика», пробуя на себе сложности, тяготы и привычные заботы людей определенного круга. (Обычно это связано с приемом «маски»). Участие автора в событии очень желательно. Именно тогда перед читателем предстает полноценный репортаж — единство наблюдений, впечатлений и действий журналиста. Авторское «я» репортажа нельзя сочинить потом, во время создания текста. Поэтому так важен профессионализм репортера во время сбора материала. Если этот профессионализм достаточно высок, необходимую динамику событий в уже написанном репортаже дополнит активное поведение автора. Авторское «я» репортажа — это «я действующее».
Особые возможности наглядного воссоздания факта: разновидности деталей, «озвучивание» новости, образность «картинки». Авторское движение в сюжете («я» действующее). Реплика как деталь эмоциональной картины события. «Роли» людей в репортерской картинке, речевые характеристики, дополняющие впечатление от поступков. «Эффект присутствия» и «эффект соучастия». 16. Информационное интервью: характеристика жанра, виды, технология работы над текстом. Процесс интервьюирования: импровизация подлинная и мнимая. Типы вопросов, требования к различным типам вопросов. Границы и возможности «доработки» интервью при его литературном оформлении: возможности изменения текста интервью, границы свободы автора интервью. Специфика работы над концовкой интервью. Задача - сообщить аудитории сведения, полученные от интервьюируемого лица, никак не пытаясь их комментировать, можно говорить, что он создает информационный материал. Однако в полной мере интервью получится информационным, если и в ответах его собеседника акцент будет сделан на вопросах: что? где? когда? Если же интервьюер или его собеседник начнут «разворачивать» ответы на вопросы: почему? каким образом? что это значит? и пр., то в результате может появиться аналитический материал. Выделение жанра «интервью» произошло в результате того, что ряд публикаций, в ходе создания которых (при сборе материала) был применен метод интервью, фиксирует собой реальный процесс интервьюирования или же специально строится в вопросно-ответной форме (форме интервью). В том случае, когда автор такой публикации ставит своей задачей лишь сообщение аудитории сведений, полученных от интервьюируемого лица, никак не пытаясь их комментировать, можно говорить, что он создает информационный материал. Однако в полной мере интервью получится информационным, если и в ответах его собеседника акцент будет сделан на вопросах: что? где? когда? Если же интервьюер или его собеседник начнут «разворачивать» ответы на вопросы: почему? каким образом? что это значит? и пр., то в результате может появиться аналитический материал. Информативные интервью В информативном интервью не нужны вопросы, нацеленные на обстоятельные рассуждения или самовыражение. Собеседник тут только «источник» — высказавшийся человек. Интерес к нему как к личности предельно ослаблен, а значит, нет необходимости в психологических нюансах беседы, в показе ее конфликтных моментов. Главный предмет обсуждения — новые факты. Важно создать у читателя впечатление обоснованности выступления именно этого человека в качестве источника сведений, необходима и удостоверенность фактов. Диалог в данном случае — средство доступной подачи информации. Второй вариант информативного интервью — опрос очевидцев и участников: Как это было? Чаще всего подается в виде интервью-репортажа, с фрагментами «картинки». Главный предмет обсуждения — впечатления. Важны вопросы, раскрывающие впечатления очевидца, уточняющие внезапные происшествия, воспоминания о поступках. Для сообщения важны обстоятельства беседы, наблюдение за поведением и реакциями собеседника и так называемая «личностная детализация» происходящего... Специфика интервью как жанра заключается в том, что в его тексте внешне главенствует точка зрения не автора, а собеседника журналиста. Это не означает, что голос публициста в интервью не слышен: во-первых, ход самой беседы искусно направляется журналистом (содержание и структура общения жестко подчинены задачам, решаемым автором), а во-вторых, демонстрация точки зрения собеседника по обсуждаемому вопросу подразумевает, предполагает, выявляет (иногда – прямо, иногда – косвенно) и позицию корреспондента. Искусство интервью заключается в том, что аудитория всегда получает возможность соотнести взгляд публициста со взглядом его собеседника. Формы интервью различны: беседы, диалоги, монологи, полилоги, анкеты... Но все это многообразие в сущности своей подчиняется двум важнейшим задачам: выявить точку зрения собеседника по обсуждаемому вопросу (вопросам) и рассказать о собеседнике, создать его психологический портрет. Важнейшим жанрообразующим признаком интервью является субъективизация повествования. В основе текста лежит высказывание собеседника – его живая речь, отражающая особенности мышления говорящего. Чрезвычайно важно эти особенности уловить и зафиксировать. Высказывание может быть зафиксировано как оперативный отклик на только что случившееся событие (экспресс-интервью, микроинтервью). Но это может быть и развернутый монолог – ответ на заранее сформулированный и переданный собеседнику вопрос. Это может быть беседа-диалог, в которой обе стороны выступают равноправными участниками, обсуждая волнующие их события. Текст интервью в большинстве случаев представляет собой своеобразный комментарий произошедшего (или происходящего). Главное в интервью (то, ради чего оно задумано) – побудить читателя к ответственности за собственную жизнь, обозначить нравственные ориентиры, помочь подавить в себе внутренний «скулеж». При этом журналистка постоянно варьирует вопросы к собеседнику – личные и общие. Так подтверждается известное определение жанра: интервью – беседа журналиста с каким-либо лицом, представляющая общественный интерес и предназначенная для опубликования или передачи по радио и телевидению.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 512; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.3.63 (0.006 с.) |