Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эмоциональную оценку предмета речиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В речи К.Прошутинской встретилось довольно много лексических единиц, имеющих положительную оценку прежде всего самого собеседника. Ср.: - Какой вы хороший Мстислав Михайлович / как вы замечательно выглядите сегодня! - Вы интересный человек Александр Иванович / вы интересный мужчина но не может так быть / чтобы вот любовь страсть вас совсем в этой жизни не коснулись // - Ну я понимаю / что вы лучший подарок! - Вы замечательно одеваетесь / вы человек с необычайным вкусом // - Но вы талантливы / Вы / в общем теперь / знамениты / у Вас все хорошо / а женщины тоже любят победителей / любят красивых / умных / интеллектуальных! В последней реплике под определениями красивые, умные, интеллектуальные подразумеваются качества собеседника К.Прошутинской – В.Артемова. Кроме того, в речи К.Прошутинской встретилась лексика, положительно оценивающая поступки и деятельность собеседника. Вот несколько примеров использования подобной лексики: - Ваша музыка / творение гения // - Вас стали играть / это же замечательно! - Это замечательное между прочим выражение / тоже мудрое // (Имеется в виду высказывание собеседника.) - На хороший фильм вы пригласили Веронику // - Вы то лучше чем кто-либо другой знаете / кошачью породу // - Это правда что вы потрясающий огородник? - Вы хорошо учились // - Вы очень хорошо поете / играете на гитаре и пишете свои песни // - Вот в связи с этим скажите как / на собственном примере / как и почему человек / из очень перспективного / дела из / настоящего ученого дела / уходит в политику? (Речь идет о смене приоритетов: собеседник К.Прошутинской, И.Артемьев, став вице-губернатором Санкт-Петербурга, вынужден был расстаться с профессией нейрофизиолога.) - Но нам нравится // (об исполнении собеседником песни под гитару) Встретилась в речи К.Прошутинской и положительная характеристика собственной деятельности: - Я-то считаю что я больше исследователь / больше так сказать вот я исследую человеческий характер / человека во всех его проявлениях // - Может быть это очень с моей стороны / самоуверенно мне кажется / что я могла бы работать следователем и может быть была бы неплохим // Практически не встретилась в речи К.Прошутинской лексика отрицательной эмоциональной оценки, а та, которая встретилась, в своем денотативном значении приобретает прямо противоположную характеристику. Ср.:
- Это по-моему никоим образом о Вас плохо не говорит // - Но вы ведь не очень пьющий? - Я не думаю что родители были так плохи … Анализ языковых особенностей речи А.Караулова выявил незначительный процент эмоционально-оценочной лексики. Довольно частотными для А.Караулова является определение великий, которое, имея положительную характеристику, в речи Караулова встречается скорее как штамп, потому что относится к оценке либо творчества выдающихся поэтов и композиторов прошлого и настоящего, либо отдельных их произведений. Например: - Но та-то «Хованщина» была великая! - Но ведь Гитлер вдохновлялся / великой музыкой Вагнера… - То есть были бы живы великие искусствоведы прошлых лет нынче / печататься бы они не могли? Только однажды встретилась в речи А.Караулова положительная оценка собеседника, которая в контексте реплики создает «смазанное» впечатление, находясь в соседстве с резко отрицательной оценкой деятельности собеседника. - Я помню как вы издевались над нами над студентами / потому что вы были уже тогда очень умным человеком // Что касается остальных лексических единиц, имеющих положительные характеристики, то их встретилось в речи Караулова довольно немного, и эта оценка не относится ни к личности самого собеседника, ни к его деятельности. - Один умный человек сказал / что ничто так не портит здоровья как собственные мысли // - А Давыдова была замечательная певица? - Ну вот рождается действительно замечательное произведение // - Вам не кажется что в сегодняшней жизни появляются люди которые по / своему масштабу намного интересней чем принц Гамлет / у великого Шекспира? - Из подлинно замечательных людей / цитату в нашей газете прочесть нельзя… Гораздо больше в речи А.Караулова встретилось оценочной лексики, которая имеет положительные характеристики в своем сигнификативном значении (в другой терминологии – номинативном): в ситуации же общения (т.е. в денотативном значении) эта лексика приобретает диаметрально противоположные характеристики. Вот несколько примеров: - Неужели все-таки вот это хорошо / талантливо?
- Но Макашов помогает великому художнику / а Министерство культуры во главе с нашим так сказать уважаемым Евгением Юрьевичем Сидоровым не может // - Вот этот безумно интересный человек в живописи присутствует? - А ведь храм Христа никогда не считался лучшим храмом столицы? - Это вот тоже талантливо? Художник Назаренко? Кроме того, в речи А.Караулова представлены и лексические единицы с отрицательной характеристикой, причем только один раз такая оценка встретилась безотносительно к личности собеседника. Ср.: - А власть всегда отвратительна / как руки брадобрея говоря словами великого поэта? В остальных же случаях либо отрицательно оценивается деятельность и поступки самого собеседника, как, например: - Вы учитесь в юридическом институте заочно / учитесь плохо / хвосты у вас сплошные // - Вы издеваетесь Александр Ильич? - Я помню вы издевались над нами над студентами… В других же случаях отрицательная оценка используется ведущим намеренно как средство провокационной тактики, задача которой – вывести собеседника из состояния эмоционального равновесия. Чтобы продемонстрировать момент иллокутивного вынуждения, приведем фрагменты диалогов. Из беседы А.Караулова с Б.Покровским: Б.Покровский: Ну / я Шаляпина не беру! А.Караулов: Почему? Б.Покровский: Ну / потому что это мой Бог! А.Караулов: Борис Александрович / но Шаляпин плохо пел какие-то русские народные песни! Б.Покровский: Вы знаете что… А.Караулов: Ну плохо! Б.Покровский: Вы знаете что / он многое делал плохо / но в этом плохом есть некое гениальное открытие // Из беседы А.Караулова с А.Морозовым (доктором искусствоведения, профессором МГУ) А.Караулов: Неужели все-таки / вот это хорошо? Талантливо? А.Морозов: Почему же это неталантливо Андрей Викторович / как вы полагаете? А.Караулов: А вот крылышки мне не нравятся / что-то в этом есть высосанное из пальца Александр Ильич / я не прав? А.Морозов: Я думаю что это не из пальца / а из народной традиции высосано // Это ж душа / она ж должна парить / душа должна быть с крылышками // В последнем примере негативный субъективизм усиливается, с одной стороны, процессуальной оценкой (не нравится), а с другой – соседством существительного с суффиксом субъективной оценки –ышк-, имеющим уменьшительно-ласкательное значение, но в ситуации общения приобретающем уничижительный оттенок (речь идет об образе души), а также соседством с фразеологическим оборотом высосанное из пальца, который в контексте реплики тоже приобретает оттенок пренебрежения. Таким образом, проведенный анализ показал, что К.Прошутинская в основном использует лексические единицы с превалирующей положительной оценкой, А.Караулов, напротив, - с отрицательной. Процентное соотношение интенсивности использования в речи обоих ведущих слов с положительной и отрицательной эмоциональной оценкой выглядит следующим образом: Таблица 4
Указана частота использования исследуемой лексики (в абсолютных цифрах и в % отношении к 5000 словоупотреблений).
|
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.135.231 (0.011 с.) |