Эмоциональную оценку предмета речи 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эмоциональную оценку предмета речи



В речи К.Прошутинской встретилось довольно много лексических единиц, имеющих положительную оценку прежде всего самого собеседника. Ср.:

- Какой вы хороший Мстислав Михайлович / как вы замечательно выглядите сегодня!

- Вы интересный человек Александр Иванович / вы интересный мужчина но не может так быть / чтобы вот любовь страсть вас совсем в этой жизни не коснулись //

- Ну я понимаю / что вы лучший подарок!

- Вы замечательно одеваетесь / вы человек с необычайным вкусом //

- Но вы талантливы / Вы / в общем теперь / знамениты / у Вас все хорошо / а женщины тоже любят победителей / любят красивых / умных / интеллектуальных!

В последней реплике под определениями красивые, умные, интеллектуальные подразумеваются качества собеседника К.Прошутинской – В.Артемова.

Кроме того, в речи К.Прошутинской встретилась лексика, положительно оценивающая поступки и деятельность собеседника. Вот несколько примеров использования подобной лексики:

- Ваша музыка / творение гения //

- Вас стали играть / это же замечательно!

- Это замечательное между прочим выражение / тоже мудрое // (Имеется в виду высказывание собеседника.)

- На хороший фильм вы пригласили Веронику //

- Вы то лучше чем кто-либо другой знаете / кошачью породу //

- Это правда что вы потрясающий огородник?

- Вы хорошо учились //

- Вы очень хорошо поете / играете на гитаре и пишете свои песни //

- Вот в связи с этим скажите как / на собственном примере / как и почему человек / из очень перспективного / дела из / настоящего ученого дела / уходит в политику? (Речь идет о смене приоритетов: собеседник К.Прошутинской, И.Артемьев, став вице-губернатором Санкт-Петербурга, вынужден был расстаться с профессией нейрофизиолога.)

- Но нам нравится // (об исполнении собеседником песни под гитару)

Встретилась в речи К.Прошутинской и положительная характеристика собственной деятельности:

- Я-то считаю что я больше исследователь / больше так сказать вот я исследую человеческий характер / человека во всех его проявлениях //

- Может быть это очень с моей стороны / самоуверенно мне кажется / что я могла бы работать следователем и может быть была бы неплохим //

Практически не встретилась в речи К.Прошутинской лексика отрицательной эмоциональной оценки, а та, которая встретилась, в своем денотативном значении приобретает прямо противоположную характеристику. Ср.:

- Это по-моему никоим образом о Вас плохо не говорит //

- Но вы ведь не очень пьющий?

- Я не думаю что родители были так плохи

Анализ языковых особенностей речи А.Караулова выявил незначительный процент эмоционально-оценочной лексики. Довольно частотными для А.Караулова является определение великий, которое, имея положительную характеристику, в речи Караулова встречается скорее как штамп, потому что относится к оценке либо творчества выдающихся поэтов и композиторов прошлого и настоящего, либо отдельных их произведений. Например:

- Но та-то «Хованщина» была великая!

- Но ведь Гитлер вдохновлялся / великой музыкой Вагнера…

- То есть были бы живы великие искусствоведы прошлых лет нынче / печататься бы они не могли?

Только однажды встретилась в речи А.Караулова положительная оценка собеседника, которая в контексте реплики создает «смазанное» впечатление, находясь в соседстве с резко отрицательной оценкой деятельности собеседника.

- Я помню как вы издевались над нами над студентами / потому что вы были уже тогда очень умным человеком //

Что касается остальных лексических единиц, имеющих положительные характеристики, то их встретилось в речи Караулова довольно немного, и эта оценка не относится ни к личности самого собеседника, ни к его деятельности.

- Один умный человек сказал / что ничто так не портит здоровья как собственные мысли //

- А Давыдова была замечательная певица?

- Ну вот рождается действительно замечательное произведение //

- Вам не кажется что в сегодняшней жизни появляются люди которые по / своему масштабу намного интересней чем принц Гамлет / у великого Шекспира?

- Из подлинно замечательных людей / цитату в нашей газете прочесть нельзя…

Гораздо больше в речи А.Караулова встретилось оценочной лексики, которая имеет положительные характеристики в своем сигнификативном значении (в другой терминологии – номинативном): в ситуации же общения (т.е. в денотативном значении) эта лексика приобретает диаметрально противоположные характеристики. Вот несколько примеров:

- Неужели все-таки вот это хорошо / талантливо?

- Но Макашов помогает великому художнику / а Министерство культуры во главе с нашим так сказать уважаемым Евгением Юрьевичем Сидоровым не может //

- Вот этот безумно интересный человек в живописи присутствует?

- А ведь храм Христа никогда не считался лучшим храмом столицы?

- Это вот тоже талантливо? Художник Назаренко?

Кроме того, в речи А.Караулова представлены и лексические единицы с отрицательной характеристикой, причем только один раз такая оценка встретилась безотносительно к личности собеседника. Ср.:

- А власть всегда отвратительна / как руки брадобрея говоря словами великого поэта?

В остальных же случаях либо отрицательно оценивается деятельность и поступки самого собеседника, как, например:

- Вы учитесь в юридическом институте заочно / учитесь плохо / хвосты у вас сплошные //

- Вы издеваетесь Александр Ильич?

- Я помню вы издевались над нами над студентами…

В других же случаях отрицательная оценка используется ведущим намеренно как средство провокационной тактики, задача которой – вывести собеседника из состояния эмоционального равновесия. Чтобы продемонстрировать момент иллокутивного вынуждения, приведем фрагменты диалогов.

Из беседы А.Караулова с Б.Покровским:

Б.Покровский: Ну / я Шаляпина не беру!

А.Караулов: Почему?

Б.Покровский: Ну / потому что это мой Бог!

А.Караулов: Борис Александрович / но Шаляпин плохо пел какие-то русские народные песни!

Б.Покровский: Вы знаете что…

А.Караулов: Ну плохо!

Б.Покровский: Вы знаете что / он многое делал плохо / но в этом плохом есть некое гениальное открытие //

Из беседы А.Караулова с А.Морозовым (доктором искусствоведения, профессором МГУ)

А.Караулов: Неужели все-таки / вот это хорошо? Талантливо?

А.Морозов: Почему же это неталантливо Андрей Викторович / как вы полагаете?

А.Караулов: А вот крылышки мне не нравятся / что-то в этом есть высосанное из пальца Александр Ильич / я не прав?

А.Морозов: Я думаю что это не из пальца / а из народной традиции высосано // Это ж душа / она ж должна парить / душа должна быть с крылышками //

В последнем примере негативный субъективизм усиливается, с одной стороны, процессуальной оценкой (не нравится), а с другой – соседством существительного с суффиксом субъективной оценки –ышк-, имеющим уменьшительно-ласкательное значение, но в ситуации общения приобретающем уничижительный оттенок (речь идет об образе души), а также соседством с фразеологическим оборотом высосанное из пальца, который в контексте реплики тоже приобретает оттенок пренебрежения.

Таким образом, проведенный анализ показал, что К.Прошутинская в основном использует лексические единицы с превалирующей положительной оценкой, А.Караулов, напротив, - с отрицательной. Процентное соотношение интенсивности использования в речи обоих ведущих слов с положительной и отрицательной эмоциональной оценкой выглядит следующим образом:

Таблица 4

Оценка Караулов Прошутинская
Положительная 15 (0,3%) 72 (1,4%)
Отрицательная 30 (0,6%) 4 (0,08%)

Указана частота использования исследуемой лексики (в абсолютных цифрах и в % отношении к 5000 словоупотреблений).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.32.230 (0.003 с.)