Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ структуры речевого обмена
Анализ диалогических интенций образует отдельную тему, для разработки которой требуются специальные методики. Такие методики были разработаны применительно к анализу опосредованного общения - предвыборных телевизионных выступлений политиков [Ушакова и др., 1995]. Но наибольший интерес представляет анализ ситуации непосредственного общения, в которой направленность на адресата проявляется не только в особенностях высказываний, но и в организации разговора. Сущность дискурса, как известно, предполагает, что в процессе диалога человек стремится достичь определенных целей, так или иначе связанных с собеседником. В одном случае он просит, приказывает, умоляет, побуждая партнера к желаемым действиям. В другом - пытается отстоять свои взгляды и убеждения, в третьем - стремится вербализовать свое отношение к собеседнику [Остин, 1986; Серль, 1986]. Чаще всего все эти цели преследуются одновременно, хотя намерения партнеров могут не совпадать. Так или иначе, диалог призван обеспечить реализацию намерений говорящих. Находясь в непосредственном контакте, коммуниканты имеют возможность постоянно реагировать на происходящее. При этом очевидны перебивания, наложения высказываний. Сама структура диалога может быть очень сложной, лишь в известном приближении она укладывается в те схемы, которые предложены для ее описания и объяснения. Динамика разговора регулируется прежде всего лежащими в основе речевых актов намерениями коммуникантов. Именно они образуют психологический подтекст, который определяет поведение партнеров. Восстановить этот подтекст, "выявив не только то, что человек формально сказал, но и то, что он хотел или имел в виду сказать, то есть мотив и цель его речи, определяющие ее внутренний смысл" [Рубинштейн, 1974], - такую задачу ставит перед собой анализ авторского намерения или интент-анализ. Применительно к анализу диалога это требует не только специальной техники, которая позволила бы классифицировать интенции собеседников. Необходимо показать, как в зависимости от намерений коммуникантов меняется их поведение и как это отражается на протекании разговора. Программы, являющиеся предметом нашего исследования («Мужчина и женщина» К.Прошутинской и «Момент истины» А.Караулова), позволяют наиболее полно реализовать данную задачу. Во-первых, обе программы авторские, проблемно-тематические; во-вторых, в обеих программах проблема заявлена уже в названии. В-третьих, оба автора выбирают для диалога очень яркие персоналии. В-четвертых, оба интервьюера имеют свою, особую речевую тактику; в-пятых, каждая из рассматриваемых программ имеет свой особый, неповторимый стиль.
Однако эти программы имеют и ряд существенных различий, что также представляет, на наш взгляд, интерес для исследователей. И прежде всего они принципиально отличаются по жанровым признакам. Кроме того, разнятся также и структуры обеих передач. Если у Караулова диалог идет как бы вдвоем, то у Прошутинской - это публичный диалог, который происходит в присутствии зрителей. Как организуются эти диалоги? Как в зависимости от того, кто выступает собеседником обоих ведущих, выстраивается разговор? Стандартизируя условия коммуникации, передачи позволят сравнить диалоги и поведение участников. На основании сопоставления можно выявить отличающие их характеристики и поставить вопрос о специфике диалогических интенций собеседников и их влиянии на организацию разговора. Диалоги записывались на видеопленку, а затем расшифровывались с учетом наложения реплик, пауз и др. особенностей устной формы [Русская разговорная речь: Тексты, 1978; Живая речь уральского города: Тексты, 1995]. За основу представленной ниже технологии анализа была взята методика, разработанная в статье Н.Д.Павловой «Интент-анализ телеинтервью» [Павлова, 1998], в которую мы, руководствуясь своими целями и задачами, внесли ряд изменений и дополнений. Технология предусматривает трехступенчатую схему анализа. На первой ступени разграничивались диалоги, соответствующие вопросно-ответной схеме интервью, и диалоги, имеющие иную организацию. Жанр интервью предполагает, что ведущий задает вопросы и предоставляет слово собеседнику; тот в свою очередь формально обязан высказаться и говорит обычно достаточно пространно. Вопросы интервьюера либо принимаются собеседником, и тогда он дает достаточно протяженные ответы, либо не принимаются, и тогда ответные реплики односложны, отрывочны, незавершенны и т. д. Подобное нарушение принятого стереотипа структуры интервью является значащей особенностью разговора.
Задача второй ступени анализа состояла в классификации инициирующих вопросов ведущего (В). Каков бы ни был характер диалога, он напрямую связан с тактикой ведущего, основная задача которого - организация разговора. Исходя из этого нами выделены следующие категории вопросов. В1. Проработка принятой темы - реплика ведущего развивает начатую им ранее тему, поднимает ее новый аспект, нередко весьма проблемный; в этом случае проработка нацелена как на продвижение разговора, так и на его обострение. А.Караулов: Борис Александрович / ну а если Вы не нужны / простите Большому театру / которому отдана Ваша жизнь / то значит Вы // страшное слово скажу / не нужны России становитесь? К.Прошутинская: Итак династия Запашных / сколько поколений в ней было? К.Прошутинская: По-моему Вы первый дрессировщик / в мире который заставил вместе работать очень таких / ярых врагов слонов и тигров // Это / возникло случайно или / Вы в общем как-то думали об этом? М.Запашный: (Вздох) К.Прошутинская: И кстати / справедлива ли / поговорка слон в посудной лавке? М.Запашный: Ха-ха! К.Прошутинская: Об их неуклюжести? К.Прошутинская: Вы знаете что психологи утверждают что страх это естественная эмоция нормального человека / с точки зрения нормального человека войти / в клетку с тиграми это безумство / с Вашей профессиональной точки зрения это вполне можно // Что для Вас тогда значит понятие страшно? К.Прошутинская: Понятно // Прошло несколько лет после этого и / о Вас уже / снова услышали / но услышали несколько в другом аспекте / уже мишенью вашей / был не лев а / короли преступного мира / некие / высокопоставленные чины которые до этого были неприкасаемы // Когда Вы все-таки чувствовали большую опасность / сражаясь с Кингом или / с людьми / о которых я только что говорила? К.Прошутинская: Нет-нет я-то все спрашиваю Вас по поводу / другой части нашего общества / о ней Вы говорите с явным / ну как бы вам сказать оттенком не то что пренебрежения / и снисхождения / а некоторой грустью / и упреком А.Караулов: Сегодня / когда все так непросто Вы / не запутались? Вот именно Вы / что нравственно а что нет? Побочными вариантами проработки темы выступают «настаивание на вопросе», «вторящие реплики» и «возвращенные реплики». В2. Настаивание на вопросе - это серия бьющих в одну точку реплик, цель которых - добиться того, о чем собеседник предпочитает умалчивать. К.Прошутинская: Вы знаете / наши авторы / почти ничего не узнали о Вашем детстве // Согласитесь / когда о Ваших родителях я знаю только то / что они были музыкантами / это в общем не очень много пищи для размышлений // Поэтому если это возможно / все-таки чуть-чуть о них // В.Артемов: У меня была довольно сложная / внутренняя жизнь / страдательная я бы сказал // Я научился забывать // Все неприятное забывать / а может даже приятное остается забытым // К.Прошутинская: Вячеслав Петрович / это ж не по-божески вообще // я не думаю / что родители были так плохи / что о них не стоит вообще вспоминать? В.Артемов: Нет / я не говорю сейчас о родителях //
К.Прошутинская: А я прошу о родителях // К.Прошутинская: Нет мы что-то / подождите / Вы не уводите меня в сторону от темы нашего разговора наша тема / любовь // А.Гуров: Любовь // К.Прошутинская: Да / да / вот / тогда опять же абстрактно / что для Вас все-тки любовь? А.Гуров: Вот [Кир Санна] Вы меня как-то / в сложной обстановке / ведь / а ситуация... К.Прошутинская: А почему Вы считаете... А.Гуров: А потому что определение любви есть там биологическое там медицинское / социальное... К.Прошутинская: Ну что ж Вы такой буквоед-то [Алексан Иваныч]? А.Гуров: Ну буквоед / я ж ученым был / если говорите Вы о любви как о неком чувстве / отношениях / то тогда / любовь это / взаимодействие двух сердец для воспроизводства третьего (Смех) К.Прошутинская: Я вот не поняла / Вы что считаете / что только для этого / для этого мы соединяемся / встречаемся? А.Гуров: Нет ну / дело в том что природной в нас заложено обязательно / как в каждом организме / обязательно потомство поэтому / а для чего собственно? К.Прошутинская: [Алексан Иваныч] мы же говорим о любви (Смех) А.Гуров: Ну я просто / честно говоря как-то на эту тему / никогда не писал / и думаю что я не большой специалист... К.Прошутинская: Что значит не писал / ну Вы ж думали? А.Гуров: Ну думал / ну как думал / думал конечно К.Прошутинская: Но не сильно В3. Если предыдущая форма идет по существу вразрез с интересами партнера, то вторящие реплики, напротив, демонстрируют консолидацию. А.Морозов: Мало ориентиров в нашей жизни / мало // но сама жизнь по-моему / внутри себя эти ориентиры не утратила / не утратила А.Караулов: Да / бережет А.Гуров: Ну потому что они писали совершенно / дикие вещи что лев охранял сад / что студент вор / лев был ручной / он даже на унитаз сам садился / ложку / держал в лапах / и все это... К.Прошутинская: И говорил... А.Гуров: Я думаю что / есть / такая профессиональная злость / абсолютная профессиональная злость / и вот в это экстремальной ситуации... К.Прошутинская: Которая выше страха... А.Гуров:...которая выше страха в данный момент... К.Прошутинская: И которая выше инстинкта самосохранения А.Гуров: Да / вот в данный момент / это по-моему так М.Запашный: Да-а / слоны очень / резкие / при необходимости // Слон может / бросить ногу / лучше любой балерины во все стороны / и с очень большой скоростью // Очень высоко ее может поднять / эту ногу / и слон может на месте в доли секунды развернуться / слон может развить скорость / более 60 км в час если он бежит...
К.Прошутинская: Боже мой! М.Запашный: Слоны с удовольствием пьют пиво / с удовольствием пьют вино и... К.Прошутинская: Ну как мы! М.Запашный:...при этом кайфуют по-настоящему // В4. Возвращенные реплики - ведущий возвращается к заданной ранее теме, чтобы поставить точку, лишний раз акцентировать внимание аудитории на ответе собеседника (цели при этом могут преследоваться абсолютно различные). К.Прошутинская: Все-таки возвращаясь к маэстро Ростроповичу // Как он реагировал / на резкое высказывание маэстро Артемова? К.Прошутинская: Тогда я продолжу / и все-таки вот точка отсчета Вашего / таланта актерского / с какого момента Вы считаете / началась? В5. Введение новой темы. Довольно регулярно следующий вопрос не просто продолжает предыдущие, а открывает новую тему, что, как и проработка, может служить обострению разговора. А.Караулов: А общественное мнение существует? А.Морозов: Ну как Вам сказать? Ну вот / было общественное мнение / чтобы не восстанавливать храм Христа Спасителя // Совершенно определенно // Где теперь это общественное мнение? А.Караулов: А интеллигенция сегодня у нас какая / Александр Ильич? Вот какая? А.Караулов: Но ведь / Гитлер вдохновлялся / великой музыкой Вагнера... В.Спиваков: Это спорный вопрос / и я не думаю что он вдохновлялся этим // А.Караулов: Вы очень много играете / зачем? Зачем много играть?
(Речь идет о новогоднем концерте с участием М.Плисецкой) А.Караулов: А поклоны были / как она кланялась в конце боже мой! В.Спиваков: Да / я думаю что / это было очень ей приятно // А.Караулов: Ну к Вам в [НРЗБРЧВ] приезжает / на фестиваль Менухин / Вы дрожите / встречая его в аэропорту? А.Караулов: Игорь Юрьевич / а почему Вы так надеетесь на Ельцина / вот Вы сказали / если он будет / дай Бог ему здоровья? И.Артемьев: Да потому что как только он заболевает или объявляет о воспалении легких / как у нас ставки на рынке ценных бумаг взлетают моментально на 15-20 пунктов! А.Караулов: Действительно в Балтийском пароходстве не осталось кораблей / все за долги ушло / по разным портам мира? Если рассмотренные выше формы активности соотносятся прежде всего с собственной линией ведущего, то следующие связаны с высказываниями партнера. Это «комментирование», «развитие темы, поднятой собеседником» и «разъяснение сказанного собеседником». В6. Комментирование предполагает не столько уточнение того, что понимается под сказанным, сколько выражение своего отношения к этому. Это выводы, оценки, умозаключения, которыми ведущий сопровождает реплику партнера. А.Морозов: Да / мало ориентиров в нашей жизни / мало... А.Караулов: То есть Вам не хочется жить / вот нашей сегодняшней жизнью? А.Морозов: Не хочется / многими ее сторонами / так сказать жить Б.Покровский: Я поставил «Сильву» за 12 дней / то есть им надо было на передовую идти с автоматом / а голове у них должно быть красотки красотки красотки кабаре / фрак девочка ножка! А.Караулов: Но видите тогда же на фронт шли / и действительно нужна была оперетта / нынче жизнь такая что и без «Санты-Барбары» нельзя
В7. Развитие темы, поднятой собеседником - ведущий принимает тему, предложенную собеседником, и меняет линию своих вопросов. В.Артемов: Но Вы знаете / у меня всегда были соперники! Постепенно я от них отделывался / но К.Прошутинская: Каким способом? К.Прошутинская: Вы очень изменились после той травмы сразу? М.Запашный: Я очень изменился после / смерти мамы / я так считаю // К.Прошутинская: То есть? В8. Разъяснение сказанного собеседником - это уточнение высказывания собеседника для аудитории. Б.Покровский: Сейчас очень часто говорят / подождите / сейчас переходный период // Я кстати не верю // А.Караулов: Не верите в переходный период? Б.Покровский: Я не верю // Не верю что будет лучше // И.Артемьев: Собчак просто помогал / прибрежному руководству прибрежному руководству Балтийского морского пароходства и / поддерживал их и считал / правильным то что они делают // А.Караулов: То есть разваливается и / хорошо? А.Гуров: Я / ощущал себя тогда просто обманутым потому что я был так воспитан / что прежде всего человек его жизнь его достоинство / я / верил в нашу / прессу тогдашнюю как / я не знаю во что и я считал что / все что написано в «Правде» это истинная правда / и вдруг когда это произошло я увидел как лжет пресса я никак не мог / понять / в чем дело... К.Прошутинская: Что значит лжет пресса? В9. Переформулирование вопроса - ведущий задает тот же самый вопрос по-другому в случае, если ответ собеседника по каким-то причинам его (ведущего) не удовлетворяет. К.Прошутинская: Существует мнение что артисты / я прошу прощения / все-таки народ легкомысленный // Вы с этим согласны? Или не очень? М.Запашный: Нет / нет К.Прошутинская: Ну хорошо / я тогда по-другому спрошу // Поскольку артисты народ эмоциональный / они должны быть влюбчивыми? А.Караулов: Хорошо / по-другому спрошу / памятник Жукову это чудовище? В10. Перебивание собеседника - ведущий прерывает собеседника внеочередной репликой. Если собеседник не реагирует и реплику завершить не удается, непонятно, ради чего перехватывается речевой канал. если же реплика получает завершение, то ее можно квалифицировать как разъяснение, комментирование и т.д. В.Артемов: Вообще / самое главное для человека / это творчество // Творчество К.Прошутинская: Но если он не рожден творцом? В.Артемов: Нет-нет-нет / каждый рожден! И.Артемьев: Но это абсолютно верный подход / только / федеральный центр никогда с ним не согласится / по сути дела произошло ужесточение взаимоотношений между центром и регионами... А.Караулов: Что значит не согласится / простите ради Бога / Дмитрию Сергеевичу Лихачеву в Пушкинском доме / надо платить зарплату А.Гуров: Ох это были секунды / потому что / страх в этот момент / парализует человека / настоящий жуткий страх когда цепенеют ноги когда цепенеют руки когда вот / я бежал к этому месту / там двести метров... К.Прошутинская: Как-то Вы спокойно признаетесь в своей слабости генерал // На третьей ступени производилась классификация ответных реплик собеседника (С). С1. Развернутый ответ - собеседник отвечает на поставленный вопрос, и делает это достаточно пространно (реплика не ограничивается единичным высказыванием, а состоит обычно из нескольких, многих высказываний). К.Прошутинская: Скажите / а вдруг вопреки Вашему желанию / Вам в голову придет какая-то шлягерная мелодия // Может такое произойти? Вдруг? В.Артемов: Я понимаю Ваш вопрос // Дело-то не в этом // Вот была музыка в 30-е годы // она была гармоническая / она была мелодическая / она была нежная / она была чувственная / она была приятная / она вас не угнетала // Но сейчас происходит насилие звуковое / которое для меня / совершенно невыносимо // Мы говорим / что мы живем там / в свободе // или стремимся к свободе / но ее нет! Если около вашего окна останавливается автомобиль / и оттуда несется совершенно невозможное / то вы умираете / ваши уши страдают / ваши все внутренности // Я понимаю / что мало людей есть / которые понимают это / но увы // К.Прошутинская: Вы начинали с того / что конвоировали подсудимых / вот что Вы с позиции Гурова / теперешнего / думаете о той профессии? А.Гуров: Ну профессия / к сожалению / не совсем / хорошая / в плане социального имиджа / потому что / конвоировать заключенных / жить их жизнью / сидеть вместе с ними они / по одну сторону / ты по другую / вообще это считается малоинтеллектуальная / работа / сродни сторожевой собаке так сказать сторожевой собаке / но тем не менее кто-то ж должен нести и эти функции и / я считаю что это тяжелая но нужная работа другой вопрос отношение опять же при конвоировании заключенных / я для себя тоже тогда такой вывод сделал что все-таки / несмотря на тяжесть совершенного / несмотря на то что эти люди полностью многие отошли от социальной жизни / все-таки чувство собственного достоинства сохранялось у самого последнего бродяги / и если ты разговаривал с ним ну не то что на равных / ну нормально не оскорблял то / нормально было / у меня например не было побегов я / горжусь этим / не было побегов / не было порезов... К.Прошутинская: Вы были женаты / 3 раза // У Вас остались какие-то / отношения хорошие с женами предыдущими? М.Запашный: Вы знаете вот / первый раз я был женат / на дагестанке / девушке-лачке / дочке нашего артиста // И прожили мы недолго / у нас не было детей / и / мы расстались очень по-доброму по-хорошему / но я недавно ее встретил в Америке / она вышла замуж живет в Америке / работает в американском цирке / и я ее спросил за чашкой кофе при ее супруге / говорю скажи пожалуйста ну вот я тебе сильно не испортил жизнь что ты оказалась даже здесь в Америке? Она говорит конечно ты виноват во многом / но / я ни о чем не жалею / для меня это было приятно // Ну / второй брак / у меня / я считаю был просто великолепный брак! Мы очень хорошо жили / у нас двое / прекрасных детей / мы сейчас продолжаем / дружить / с Долорес [Палной] мы / помогаем сейчас / друг другу / по мере / возможностей / хотя и у нее есть супруг и у меня есть / супруга // А.Караулов: А вот Вы не боитесь просто потерять свою живую душу / душу ученого / вот в этих кабинетах / тратя время вот на все эти разговоры? Не боитесь? И.Артемьев: Знаете какая штука / наверное / довольно много людей в нашей стране для которых работа это способ существования / потому что это новое / вот если б мне предложили бы сейчас наверное снова написать научную работу / мне это было бы не так интересно /а сделать новую систему развязки неплатежей /или новую налоговую систему /это интересно // А.Караулов: В Америке в Карнеги-холл / насколько я знаю / в Вас во время концерта кидают бутылку с зажигательной смесью / она обливает Вас / у Вас поранено лицо Вы продолжаете концерт Вы не останавливаетесь / «Нью-Йорк Таймс» пишет что это подвиг / а по-моему глупость // Жизнь дороже чем / музыка в эту секунду? В.Спиваков: Дело в том что я / действительно был на сцене один тогда и играл «Чиконе» Баха // Я не видел / что выбежал человек из зала / я только почувствовал страшный удар в область / солнечного сплетения и / звук такой как выстрел / как щелчок / я согнулся и / я увидел все вокруг в красном / цвете / и я подумал что это моя кровь и я услышал в этот момент что зал вот так вот / а-а / в зале больше тысячи человек / это был очень сильный шум / вздох / и многим тоже показалось что в меня выстрелили / это называется пьян-понт / такая / банка с краской / со взрывным устройством которая при соприкосновении с чем-то вот это устройство взрывается и / краска разлетается во все стороны // И вдруг я подумал что в меня выстрелили действительно тогда что / убили первая была у меня мысль такая / она быстро очень промелькнула / но я увидел каплю краски на скрипке / и я подумал / ах это краска это не кровь моя // И я согнулся / и стал / набирать дыхание / и подумал / нет я не остановлюсь ни за что / я вам докажу что / музыка сильнее / хулиганства / и поднимался поднимался и с последней нотой весь зал / встал и устроил мне / 25-минутную овацию// С2. Односложный ответ - отвечая на заданный вопрос, собеседник не склонен распространяться; он ограничивается лаконичной формулировкой, одним, максимум двумя короткими высказываниями. А.Караулов: Это вот тоже талантливо? Художник Назаренко А.Морозов: Да / Назаренко / исключительно талантливый художник К.Прошутинская: Что значит не писал / но Вы же думали А.Гуров: Ну думал / ну думал / думал конечно // А.Караулов: И Вы уже научились орать? И.Артемьев: Я никогда не повышаю голос // С3. Уклонение от ответа - собеседник уходит от ответа на вопрос, прибегая к риторическим вопросам, не проясняющим точку зрения рассуждениям, уклончивым формулировкам или ссылается на неосведомленность. К.Прошутинская: Про Вас говорят / что в течение двадцати лет / Вы были одним из самых низкооплачиваемых специалистов в своей области? В.Артемов: Это мне неизвестно А.Караулов: А смертность тоже занижалась / искусственно прежде? И.Артемьев: Я ничего не знаю на эту тему // А.Караулов: А они что в Москве это не понимают? И.Артемьев: Я не знаю / я не знаю... К.Прошутинская: А вообще / когда мужчины / там красивые мужественные / имеющие успех у женщин рассказывают о своих победах / конкретных / как Вы к этому относитесь? А.Гуров: Я отрицательно отношусь / потому что за этим вот какой-то обман кроется / понимаете вот соблазнить / а потом / говорить / то есть как бы ты обманул человека / ну а если честно / вот эта наркотизация / психопатизация... К.Прошутинская: [Алексан Иваныч] мы же говорим о любви! А.Гуров: Ну я просто / честно говоря на эту тему / никогда не писал / и думаю что я не большой специалист // С4. Отказ от ответа - собеседник впрямую отклоняет поставленный вопрос, не желая отвечать. А.Караулов: Вам хочется сегодня приходить в Большой театр? Б.Покровский: Я не хочу говорить об этом. С5. Оспоривание - собеседник не соглашается с репликой ведущего, оспаривает ее содержание: возражает против приведенных фактов, оценок, умозаключений. А.Караулов: Неужели все-таки вот это / хорошо? Талантливо? А.Морозов: Почему же это неталантливо / Андрей Викторович / как Вы полагаете? К.Прошутинская: Я вот не поняла / Вы что считаете / что только для этого мы соединяемся / встречаемся? А.Гуров: Нет ну / дело в том что природой в нас заложено обязательно / как в каждом организме / обязательно потомство / поэтому / а для чего собственно? А.Караулов: Мне любить сегодня Вас не за что / Вы поймите меня правильно // Я очень уважаю Владимира Яковлева / то что он делает это видно / вот // Демонстрация протеста была против Вас / мне не за что уже сегодня Вас любить! И.Артемьев: И очень долго будет наверно многим людям не за что / любить тех людей которые сегодня / делают все-таки боль / людям / когда они пытаются решить экономические проблемы / в очередной раз говоря о том что светлое будущее уже на берегу // У нас предприятия объявляются банкротами / а мы не можем сделать элементарные вещи / востребовать свои долги / и очистить счета путем / обычного зачета // А.Караулов: Я понимаю / но нам не дано предугадать / как наше слово отзовется / как известно... В.Спиваков: Нет нам дано предугадать я думаю вы знаете / когда Бах пишет в конце ля-минорного концерта ноты / ля си соль-диез ля / то оказывается что это тоже символы / вот если вы проведете линии между этими нотами то / и / спроецируете это на бумагу / то увидите что это крест // С6. Вопрос-уточнение - собеседник отвечает вопросом не вопрос, уточняя содержание инициирующей реплики. А.Караулов: Вы довольны спектаклем сегодня? Б.Покровский: Своим? А.Караулов: А что ж Вы / руки-то не жалеете Владимир Теодорович? В.Спиваков: В каком смысле? А.Караулов: В прямом / в драку все время норовите влезть? В.Спиваков: То есть как? С7. Встречный вопрос - собеседник отвечает вопросом на вопрос, стремясь не столько уйти от ответа, сколько выявить свою принципиальную позицию по тому или иному вопросу. А.Караулов: А вот эти вот уродцы / Александр Ильич? А.Морозов: Вы / Андрей Викторович / кажется враг эстетики безобразного? Вас только уродство здесь смущает? А.Караулов: Не жалеете как Вы науку забросили? И.Артемьев: А где взять первых вице-премьеров которые вообще рыночную экономику / изучали бы уже нормально? К.Прошутинская: Или было немножко страшно? А.Гуров: А почему я должен страшиться?.. С8. Вторящие реплики - внеочередные, обычно накладывающиеся на высказывания ведущего реплики собеседника, которые означают понимание, согласие, наличие контакта. К.Прошутинская: Вы знаете / что никто по-моему из гениев / не избавлялся от быта // ни Пушкин / ни Толстой В.Артемов: Увы / увы // К.Прошутинская: ни Чайковский // К.Прошутинская: Вот это я к чему / Вы мне просто помогли / значит мы с Вами коллеги... А.Гуров: Коллеги конечно // К.Прошутинская:...фактически / я ответила? К.Прошутинская: Уже восемь лет Вы вместе и... М.Запашный: Уже восемь лет / да / да... К.Прошутинская:...дай Вам Бог! С9. Параллельные реплики - высказывания собеседника, идущие не вразрез с инициирующими, а звучащие одновременно с репликами ведущего. (Речь идет о реалистичности современного искусства.) А.Караулов: Или все-таки / все это имитация искусства / все это придумано А.Морозов (одновременно): Это не имитация! А.Караулов: в студиях / вот здесь в галерее "Марс" / где нас приютили с Вами сегодня // Все рождается здесь / а не на улице / не в проходных // А.Морозов (одновременно): Нет! Это неверно! Что значит придумано? Вообще / в искусстве многое придумано // В.Спиваков:...я тогда сказал оркестру что вот вы начнете играть / Гершвина / "Прогулку" и / продолжайте играть без меня / что бы ни случилось // А что будет? Я говорю / ну так ничего / я попробовал на репетиции спрыгнуть с высокой сцены Большого зала консерватории / это мне удалось / и вечером / я повторил этот прыжок и пошел по залу / никто конечно не ожидал в том числе и Майя... А.Караулов: (одновременно) Ха / маэстро прыгает в зал! В.Спиваков:...Михайловна / да / оркестр продолжает играть / я подошел к ней и взял / ее за руку и сказал / Майечка пойдемте потанцуем // Ей ничего не оставалось сделать как пойти / что она блестяще сделала и / Майя Михайловна была довольна и... А.Караулов: (одновременно) А поклоны были / как она кланялась в конце боже мой! В.Спиваков:...я думаю что / это было очень ей приятно // А.Караулов: А почему вот Вы это сделали почему Вы повысили... И.Артемьев: (одновременно) Мне сказали что я подвел / да как бы подвел / значительную часть населения тем что... А.Караулов:...коммунальные услуги? И.Артемьев: (одновременно) Я поддерживал повышение коммунальных тарифов // (Речь идет о 15-процентном налоге с инвестиций.) И.Артемьев: Ну / я очень рад во-первых тому что Вы задаете мне вопрос / обращаясь конкретно ко мне... А.Караулов: (одновременно) А к кому же еще? В начале года из вас... И.Артемьев:...Это правильно / я кстати говоря пытаюсь говорить именно я / да / отвечая на ваш вопрос... А.Караулов: (одновременно) Мне любить сегодня Вас не за что / Вы поймите меня правильно / я очень уважаю Владимира Яковлева / то что он делает / это видно / вот // И.Артемьев: (одновременно) Я понимаю / да А.Караулов: Демонстрация протеста была против Вас / мне не за что сегодня вас любить! М.Запашный: До того я привык перед зрителем / не показывать свое волнение / что определить мое волнение можно или вот / по / маленькому / по маленькой / хрипоте в голосе... К.Прошутинская: (одновременно) Так она есть // М.Запашный:...которая проявляется // Вот... К.Прошутинская: (одновременно) У меня тоже М.Запашный:...первый / первый такой признак да // К.Прошутинская: То есть вы считаете что страх явление человека любого абсолютно нормальное... А.Гуров: (одновременно) Я считаю... К.Прошутинская:...естественное А.Гуров: (одновременно)...нормальное оно не может быть нормальным только для человека психически больного / шизофреника / А.Караулов: Значит и жизнь Вас ничему не научила или... В.Спиваков: (одновременно) Нет! А.Караулов:...наоборот научила делать именно так? В.Спиваков: (одновременно) Может быть // А.Караулов: Богатые платят 100 процентов за жилье за свет за все... И.Артемьев: (одновременно) Именно так // А.Караулов:...а люди небогатые? С10. Перебивание спрашивающего - собеседник прерывает ведущего внеочередной репликой, которая может остаться незаконченной или приобретает обычный завершенный характер. А.Караулов: Борис Александрович / но Шаляпин плохо пел / какие-то русские народные песни Б.Покровский: Вы знаете что А.Караулов: Ну плохо! И.Артемьев: Ну действительно никто вкладывать сюда инвестиции не будет / кричим о том что / стране нужны инвестиции / понимаем что есть регионы в которые готовы вкладывать / в Петербург готовы вкладывать... А.Караулов: И принимаем такой закон который... И.Артемьев: Да / и принимаем который это блокирует // (Речь идет о бывшем начальнике Балтийского морского пароходства - Харченко.) А.Караулов: А он [щас] сам в тюрьме / бывший начальник... И.Артемьев: Ну почему в тюрьме? Он на свободе он / до решения суда любого человека нельзя назвать ни в коем случае... К.Прошутинская: [Алексан Иваныч] Вы интересный человек Вы интересный мужчина но не может так быть / чтобы вот любовь страсть и т.д. Вас совсем в этой жизни не коснулись / работа работа / я понимаю для образа это хорошо но... А.Гуров: Не знаю / ну / смотря какая страсть если человек теряет голову от страсти то тогда да... А.Караулов: Ну а если он был подонок... В.Спиваков: Ха-ха! А.Караулов:...из подонков / но писал как Бетховен... В.Спиваков: Этого не может быть! А.Караулов:...великую оперу «Фиделию»... В.Спиваков: Этого не может быть / и объясню Вам почему // А.Караулов: Но ведь / Гитлер вдохновлялся / великой музыкой Вагнера... В.Спиваков: Это спорный вопрос / и я не думаю что он вдохновлялся этим // А.Караулов: Ну Вы же можете / нарядиться в женское платье / выйти на юбилей оркестра собственного на сцену / да так что / Вас никто не узнает и / все говорят / что это за тетка такая какая-то вышла / вдруг взять скрипку и... В.Спиваков: Вы знаете / как / эпиграф к своим сочинениям Шолом-Алейхем написал что / смеяться тире здорово / из домашнего лечебника / правда впоследствии он сказал что горе тому человеку которому / врач предписывает смех //
Рассмотренная трехступенчатая схема анализа использовалась для сравнительной характеристики диалогов и обнаружения специфики поведения участников. Подчеркивались количественные показатели: частота вопросно-ответных реплик (развернутый ответ, настаивание на вопросе и пр.), а также число переключений говорящий / слушающий, средний объем реплик, число перебиваний партнерами друг друга, число накладывающихся реплик и др. показатели, характеризующие структуру диалогов в целом. Проведенный анализ дал следующие результаты. Данные, относящиеся к первому шагу анализа, приведены в таблице 1. Таблица 1
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.38.125 (0.179 с.) |