Понятие, цели, принципы психологического консультирования. Теоретические модели психологического консультирования семьи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, цели, принципы психологического консультирования. Теоретические модели психологического консультирования семьи.



Организация психологического консультирования одного супруга.

Чаще всего бывает, что супруг приходит в консультацию один, не желая, а чаще всего не имея возможности привести с собой партнера. В такой ситуации его необходимо прежде всего поддержать, уверив, что работа с одним членом пары ни в коем случае не является бессмысленной или безрезультатной. Один из наиболее убедительных доводов звучит примерно так: “И вы, и ваш муж (жена), и ваши дети — звенья одной цепи, и если вы в результате наших бесед как-то изменитесь, примете для себя какие-то решения, они обязательно рано или поздно почувствуют это и, соответственно, изменятся сами, хотя вам какое-то время придется терпеливо ждать этого момента”.

Правило 2 шестерёнок: хочешь повернуть другого, повернись сам

Варианты консультирования:

1. Один пришёл, а другой не знает

2. Один пришёл, а другой знает и не хочет

3. Ходили оба, но один откололся

4. Ходили оба, но их развели на индивидуальное

Приемущества: - Приём вести Легче; - Работа носит более глубокий характер. - Более организованна работа, легче договориться об организации процесса.

Недостатки

1 обе точки зрения нельзя услышать

2. менее диагностична беседа. НЕ Видны проблемы в отношениях

3. Не обратить внимание на особенности отношений. Не получиться Оперировать опытом здесь и теперь

4. НЕ позволяет применять ряд техник

5.Менее серьёзная мотивация к работе. Мотивации одного за счёт другого не поддерживается.

6. Менее эффективны консультроывания, тк только один стремяться реализовать полученные знания и навыки.

Органгизация работы

- Длительность 5-6 сеансов до 2-2,5 часов

 

8. Социометрические техники семейного консультирования и терапии.

Техника – это система процедур, типовая совокупность действий, посредством, которых решается психотерапевтическая научная задача. 5 групп

- социометрические; - парадоксальные; - техники, основанные на использовании воображения; - поведенческие; - структурные.

Социометричекие техники представляют собой методы для наблюдения, измерения и изменения социального взаимодействия.

Социометрия может рассматриваться как психотехника и, одновременно, как метод диагностики.

Морено:

1. Социограмма - метод описания предпочтений и выборов в ролевом взаимодействии. 2. Генограмма - метод описания истории семьи. 3. Экокарта - метод описания места данной семьи в расширенной семейной системе и социальном сообществе, большое внимание уделяется тем ресурсам, внутренним и внешним которые доступны семье. 4. Семейное пространство - метод описания взаимоотношений пространства, места и эмоций в данной семейной системе.5. Семейная скульптура - метод определения места индивида во внутрисемейной системе взаимоотношений - в сложившейся на данный момент времени ситуации или же идеально. 6. Игры - метафоры для проигрывания ролевого поведения в семье на основе ее какой-то совместной деятельности. 7. Ролевая карточная игра - метод определения ролевого поведения, которое ожидается от членов семьи и воспринимается другими членами этой семьи как адекватное.

Достоинства и возможности:

- уводят процесс терапии от интеллектуальных и эмоциональных обсуждений к реальным взаимодействиям; - перемещают прошлое, настоящее и будущее в систему «здесь и сейчас»; - делают доступными для изучения и измерения чувства, установки, мысли; - часто бывают неожиданными для клиента, позволяют снять сопротивление;

- интересны, привлекают внимание клиента.

Генограмма: Генограмма представляет собой структурированную диаграмму системы внутрисемейных взаимоотношений в 3-4 поколениях. Цель ее - показать как образцы поведения и внутрисемейных взаимоотношений передаются по поколениям и как события подобные смертям, болезням, крупным профессиональным успехам, переездам на новое место жительства членов семьи влияют на современные поведенческие образцы, а также на внутрисемейные диады и треугольники. Процедура: Цель методики - получить диаграмму, отражающую историю расширенной семьи как минимум на протяжении трех поколений. Она как правило проводится в присутствии всех членов семьи, способных слушать и воспринимать информацию, в том числе и детей... Точные даты событий, произошедших в родительской семье важны потому, что они могут коррелировать с событиями в нуклеарной семье По мере поступления информации она фиксируется в специальных символах. Каждый психотерапевт может использовать удобную для него символику.

Использование: Генограмма содержит в себе громадное количество информации,, что позволяет охватить всю семейную историю единым взглядом. Работая с генограммой, психотерапевт может помочь семье разрушить эмоциональные разрывы, дисфункциональные треугольники и альянсы, снизить тревожность, т.е. произвести позитивные изменения в семейной системе.

Семейное пространство

"Семейное пространство" представляет собой технику, которая обеспечивает семейного терапевта важной информацией по поводу организации семейной системы, с которой она работает, а также эффективным средством терапевтической интервенции. Суть техники состоит в том, что клиентов просят нарисовать план-схему их дома, включая все имеющиеся в нем комнаты и помещения.

Процедура

вопросы: 1. Рисуя, отмечайте с каким настроением ассоциируется у вас та или иная комната. 2. Позвольте себе ощутить доминирующие запахи, звуки, цвета и людей в доме. 3. Была ли в вашем доме комната, специально предназначенная для встреч всех членов семьи? 4. Когда члены вашей расширенной семьи посещали вас, какие комнаты дома были доступны для них? 5. Были ли в доме комнаты, в которые вам было запрещено заходить? 6. Было ли у вас какое-то особенное место в доме? 7. Попытайтесь как можно яснее представить себе как в вашем родительском доме решались вопросы близости, дистанции и уединенности.

8. Как был расположен ваш родительский дом по отношению к другим домам в этом квартале? Выделялся он чем-нибудь или нет?

Использование: Техника позволяет диагносцировать внутрисемейные взаимоотношения, а также обсудить взможность использования совместного и индивидуального поространства. (ПР: М: жена отвергает, жёсткая, эгоистичная; Ж: нападает м на неё, не ценит время, независим, небрежный, назойливый. Род дома: Ж: ценилось уединение, закрытые двери, у каждого своё пространство, и оно уваж. Др членами семьи.; М: 11 ЧЕЛОВЕК В 3х комн квартире, не имеет представл о уединении.

 

9. Поведенческие техники семейного консультирования и терапии.

Поведенческие техники исходно ориентированы на действие - клиент обязательно должен в процессе психотерапевтической работы что-то делать. На основе бихевиоризма.

Применение- любому образцу поведения можно обучиться. – нежелат образцы повед мб преодалены. – позит-е – усилены. – терапевт является активным лидером..

Существует очень много доводов за применение поведенческих техник в семейной и супружеской терапии.

1. Они хорошо организованы и последовательно структурированы.

2. Они подчеркивают позитивные стороны человеческого бытия - здоровье, компетентность, силу делать что-то.

3. Они прозрачны для разума, в них нет ничего мистического, иррационального.

4. Они прерывают негативный замкнутый круг - человек расстраивается - жалуется на жизнь - расстраивается от этого еще больше. Вместо этого устанавливается позитивный цикл взаимодействия - клиенты начинают осуществлять серию предписанных конструктивных действий.

5. В процессе применения техник клиенты легко замечают прогресс в их состоянии и быстрое продвижение в решении заявляемой проблемы. Успех их ободряет.

Т1"Супружеской конференции ".

В удобное для обоих время, заранее обговоренное. Должны следовать пред правилам, кот дает терапевт. 1. Супруги встречаются в условленное время и в условленном между сессиями.

2.Один супруг начинает и может в течении какого-то фиксированного времени (обычно полчаса), по его усмотрению, говорить или сохранять молчание, его же партнер уделяет ему в течении всего этого периода 100% своего внимания.

3. Второй партнер сразу же должен кратко (в течении трех минут) зафиксировать то, что он услышал в монологе первого и что, как он полагает, первый имел всем этим ввиду. не атакуется и не критикуется.

4. как 2 и 3

6. Обсуждение должно закончиться в строго определенное время.

7. Вопросы, обсуждаемые на конференции, не должны подниматься вплоть до следующей конференции.

8. В начале следующей терапевтической сессии супружеская пара отчитывается о том, что произошло в промежуток между сессиями. Терапевт, используя материалы сессии, изменяет в соответствии с актуальной ситуацией правила проведения последующих конференций и еще раз повторяет свое задание.

Следует подчеркнуть, что супружеская конференция отнюдь не представляет собой технику, направленную на принятие решения. Ее цель - сделать общение между партнерами более открытым, конструктивно увеличить близость между ними и, по крайней мере, снизить уровень силовых игр между ними.

"Дни заботы" представляет собой технику, целью которой является достижение позитивных изменений уже на ранних этапах терапевтического процесса. Процедура

Супружескую пару просят вести себя так, как будто они "хорошо относятся" друг к другу, предупреждая их о том, что они вряд ли будут сразу же испытывать соответствующие чувства, сначала следует изменить поведение, а уж чувства изменяться вслед за этим. Каждого партнера просят ответить на следующий вопрос:"Сформулируйте как можно точнее, что бы вы хотели, чтобы ваш партнер сделал для того, чтобы вам было очевидно, что он хорошо к вам относится?" Причем просьбы должны быть: 1)позитивными, 2)конкретными, 3)небольшими, так что их можно высказывать по крайней мере ежедневно, 4) не должны быть связаны с актуальным конфликтом между супругами.. Просьба "Будь дома ровно в 6 часов" адекватно-конкретна, а "Уделяй больше внимания семье" слишком расплывчата для того, чтобы быть включенной в список.

Психотерапевт помогает супружеской паре составить список возможных просьб, состоящий как минимум из 18 пунктов. Супругам следует также добавлять в этот список еженедельно несколько новых пунктов так, чтобы данным списком были покрыты все существенные потребности обоих партнеров. Партнер, высказывающий просьбу, должен точно указать что, когда и как должен делать другой. Относительно данных просьб между супругами должно быть достигнуто полное взаимопонимание. Каждый партнер должен ежедневно выбрать пять пунктов из списка "дней заботы", и каждый должен отметить в списке дату того, когда он получил определенные позитивные знаки внимания от другого.

Завершения предложения

Данная техника является одновременно диагностическим и терапевтическим средством.

Процедура: Техника применяется психотерапевтом для большего понимания клиентами себя и улучшения взаимоотношений с окружающими, психотерапевт сажает клиентов лицом к лицу.

Инструкция: Психотерапевт: Я вам дам ряд предложений с открытым концом. Конец предложения вы должны придумать сами. При этом можете делать все, что приходит вам в голову. Пожалуйста будьте как можно более свободными - вам разрешается говорить все, что захочется.. Но ни в коем случае не интепретируйте работу друг друга. Только когда мы закончим всю серию, возможно будет обсуждение. Есть ли у вас какие-нибудь вопросы? Среди типов основ предложений психотерапевт может использовать следующие:

Я должен... Когда я сердит, я... Я выражаю мою любовь тем, что.... Моя значимость состоит в том, что... Если бы я набрался смелости, я бы.... Если бы вы меня знали, вы бы... Тот человек, которого я люблю должен... Моя мать(отец) должнаДля меня лучшее время - когда... Один из способов когда я тебя наказываю. Это….

Методика эффективна тогда, когда терапевт уже имеет какую-то информацию о семье - только тогда она будет в состоянии создавать адекватные "основы" предложений. Данная методика может весьма успешно применяться и в работе с детьми.

Сравнение ценностей

Техника предполагает, что ценности и социальные роли являются неотъемлемой частью социально-психологического процесса и построена на восприятии и взаимных интерпретациях членов супружеской пары или семьи. Она выявляет ценности, влияющие на внутрисемейные взаимоотношения и дает возможность как психотерапевту, так и клиентам получить доступ к проблемам, сходствам, различиям и взаимодополняющим позициям, имеющимся в данной семье.

Процедура: Техника может быть применена, если как минимум два человека участвуют в процессе, причем каждому дается индивидуальное домашнее задание, которое затем обсуждается на следующей сессии. Задание может вводится следующим образом: Психотерапевт: Я собираюсь дать вам задание, в котором речь идет о ценностях. Когда вы будете думать о ценностях, пусть вам в голову приходят вещи, явления и виды деятельностей, которые, с вашей точки зрения, наиболее значимы для вас. Каждый из вас должен приготовить два списка ценностей. Один список - ваши собственные ценности. Другой - ценности вашего партнера. Размещайте ценности в порядке их важности. Не существует никаких ограничений по содержанию ценностей. Не обсуждайте ваши списки до того, как мы соберемся на следующую встречу.

Обуждение, сравнение представлений о ценностях супругов

. Вопросы, которые возникают при этом тоже обговариваются здесь же.

Вот вопросы, которые могут обсуждаться после знакомства клиентов с данными списками:

* Важность "семьи" для мужа не замечается женой.

* Ни один из супругов не отдает себе отчет в том, насколько высок рейтинг секса для другого.

* Уборка, вечеринки, покупки не упоминаются женой, но упоминаются мужем в качестве ценностей жены.

* То значение, которое жена придает религии гораздо меньше, чем это представляется ее мужу.

* У супругов много общих интересов - семья, образование, секс, путешествия, спорт, друзья.

* Время не является для супругов ценностью - время вообще и время, проводимое друг с другом. * Соображения по поводу внимательности в оценке списков друг друга.

* Как восприятие ценностей другого связано с собственными ценностями?

использования данной техники: помощь членам семьи в эффективном общении друг с другом, прояснение подозрений по поводу того, что кто-то кого-то не ценит, кто-то кем-то манипулирует. Техника может быть применена на первых же встречах с семьей, когда у членов семьи есть ощущение, что во взаимоотношениях между ними нет порядка или же какие-то члены семьи страдают от депрессии и безразличного отношения к жизни..

Пустой стул

Цель данной техники состоит в помощи индивиду получить доступ к тем частям своего "Я", которые ранее не были интегрированы в целостную индивидуальность.

Процедура: Психотерапевт провоцирует диалог между родителем и ребенком, якобы сидящем на пустом стуле. Он просит родителей разыграть диалог за обе стороны. Причем инструкция может быть примерно следующей: "На этом стуле, прямо напротив Вас, сидит Ваш ребенок. Пожалуйста сядьте на стул и говорите так, как бы это сделал Ваш ребенок. Скажите то, что Ваше чадо сказало бы Вам, если бы оно оказалось здесь?" После того как в таком положении сказано нечто важное, клиента просят пересесть на другой стул и ответить ребенку, теперь уже от себя. Такой процесс продолжается до тех пор, пока не происходит некоторая важная интеграция. При этом психотерапевт может давать следующие комментарии: "Если я вас правильно поняла, Вы хотели сказать, что очень злы и можете ударить этого человека?" Использование: Гештальтистская техника "пустой стул" представляет собой полезное средство для работы с проекцией. Прерывая процесс проекции эта техника помогает родителям вновь приобрести те части своего "Я", которые ранее были утеряны. Техника используется для перемещения фокуса внимания психотерапевта и клиентов с отношений между родителем и ребенком к внутреннему диалогу родителя.

11. Парадоксальные техники семейного консультирования и терапии.

Помочь клиенту преодолеть жесткие поведенческие образцы. Суть: признание образцов поведения, которых придержив клиент. – парадоксальное пренувеличение.

Приёмы: 1. дать нейтральный ответ на вербальную реакции., собеседник ждёт агрессии или самозащиты.2 разрешить клиенту исп-ть симптом как необходимую желат-ю вещь. 3. стимуирование клиентов к тому, что бы отложить принятие решения по острой проблеме, тем самым продолж оставаться в той кризисной сит-и, в кот оказались. 4. запретить клиенту делать то, что он и так не делает 5. подчеркнуть значение симптома. 6. стимулировать клиента больше и изощрённее проявлять свой симптом. 7. симптом рассматрив как ценное качество, попросить обучить симптому терапевта.

Парадоксальное письмо

Обоснование

. Клиенты часто утверждают, что они не могут заставить какого-то члена семьи придти на сессию. У терапевта в этом случае несколько выборов. Она может, например, не принимать клиента без его семьи, что может само по себе оказаться хорошим тестом на то, насколько клиент предан идее терапии. Если клиент в действительности заинтересован в работе, он найдет способы привести всю семью на сессию. Процедура.

Данная техника направлена на привлечение на семейно-терапевтическую сессию отсутствующего члена семьи. При этом психотерапевт должен иметь гипотезу для объяснения того, почему данный член семьи не хочет являться на сессию. Обычно парадоксальное письмо начинается с того или иного рефрейминга - психотерапевт приписывает сопротивляющемуся члену семьи позитивные намерения. За этим следует утверждение, ставящее отказывающегося сотрудничать человека в ситуацию "двойной связи", если тот будет продолжать действовать в том же духе. Психотерапевт дает инструкцию продолжать оппозиционное поведение..

Использование

Принципиальная польза от данной техники состоит в преодлении сопротивления через парадоксальное предписание "продолжать сопротивляться".

Пари с подростком.

Обоснование

Психолог заключает с подростком пари, что тот будет продолжать плохо себя вести. Чтобы доказать, что психолог ошибается и таким образом выиграть пари, подросток должен прекратить плохое поведение. Парадокс считается также эффективным для использования в работе с лицами с низким уровнем мотивации и высоким уровнем сопротивления и противостояния, что типично для многих подростков.

Процедура.

В технике "пари" психотерапевт предсказывает, что плохое поведение подростка будет продолжаться и предлагает ребенку доказать ей, что она неправа

Использование.

Эта процедура идеальна для использования в работе с учениками в школах или с подростками в психологических консультационных кабинетах. Парадокс обращает противостояние подростков авторитету в сотрудничество с ним. Подростки вовлекаются в заключение пари, в котором выигрывают, если ведут себя как положено. Эта техника подходит для ребенка, которому свойственно сильное противодействие согласию с авторитетом и большое стремление к победе в соревновании.

Предписанное бездействие

Когда семья не может принять решение, терапевт чувствует, что застрял, приписывает семье не делать, не принимать решения. Терапревт не прав стараясь помочь принять им реш-е. Лучше ничего не менять, иначе не понятно с какими трудностями придётся столкнуться дальше.

Может применяться после безуспешных применений др парадоксальных техник.

 

Фазы горя

Шок и оцепенение

Длится от утраты, до нескольких недель. В среднем — девять дней. Челолвек толком не осазнает потери, случившегося. Реальность воспринимается как в тумане, во сне ->неверие, что это могло произойти. Активно действуют психологические защиты – отрицание, вытеснение. На этом этапе защиты полезны и естественны, тк помогают освоится со случившимся(психическая анастезия). С начала момента страдания начинается работа горя. Завершение: элементы понимания, признания утраты, обстоятельства как она произошла.

Страдания (переживание)

Длится в среднем 40 дней. Это самый тяжелый период Интенсивный этап, когда человек признал утрату как факт. Признаки выражены, разнообразны, проявляются в повторении обстоятельств утраты, многократн повтор о прошлом.РАБОТА ПО ПЕРЕЖИВАНИЮ ГОРЯ СТАНОВИТСЯ ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ. Основным переживанием является чувство вины. Если человек не справится с горем, то навсегда останется в этой фазе горя (патологическое горе), либо из него сформируется Жертва.

Принятие (интеграция)

Наступает дней через сорок и продолжается около года. Работа горя состоит в преодолении психического страдания, для того, чтобы вернуться в реальность(не означает, что всё сразу исчезнет). Освоение нового места в мире с учётом потери. Энергия переключается на отношения, занятия, не связанные с утратой. Циклы накладываются один на другой. Последовательность типична, след можно предсказать поведение

Осложненное горе. Когда время течения горя застревает, замедляется, останавливается на к-то фазе. Явления как бы застывают во времени. Пр: Внезапная, неожиданная утрата, утрата которая вызывает двойственные чувства (гнев и самообвинение); утра та с которой связаны отношения чрезмерной зависимости (отчаянная тоска по ушедшему); множественные утраты на протяжении короткого времени., отсутствие систем поддержки Л(изоляция).

Индивидуальный темп течения горя:

- Меняется стиль жизни и привычки; - Есть тенденция избегать людей; - Характерное отношение посещения могилы (отказ, чрезмерное посещение); - Алкоголизация, транквилизаторы с самого момента потери; - Появление мысли об утраченном; - Разговоры о бессмысленности своего существования.

Формы:1. Хроническое горе. (Переживание носит постоянный характер. Интеграции утраты не наступает (ост на 2 этапе). Преобладает тоска по человеку с которым была связь). 2. Конфликтное (преувеличенное) горе. (Один или несколько признаков горя искажаются или чрезмерно усиливаются (вина и гнев). Эйфория, облегчение -> длит депрессия с идеями самообвинения.) 3. Подавленное(маскированное) горе. ( Проявление горя незначительное или полностью отсутвсвует, вместо них появляются соматические жалобы, признаки болезни, отмечавшейся у умершего -> ипохондрия, походы по врачам, осознание связи своего состояния с утратой отсутствует.) 4. Неожиданное горе (Невозможно принять и осознать. Интенсивная тревога, самообвинение, депрессия. Возник мысли о суициде, планы, реальные суициды.) 5. Оставленное горе (Переживание горя откладывается на длит время, работа горя быстро прекращается после утраты. При напоминании механизм переживания запускается с ещё большей силой.) 6. Отсутствие горя (Отсутствуют к-либо внешние проявления, к-будто утраты небыло.ю полностью отрицается (застрев на 1 стадии – шока)

Приёмы:

1. Активное слушание (полностью дать выразить свои чувства, советы, наставления непродуктивны).2. Эмпатия актуальна на всех стадиях. Важно терпение. 3. Если человек застрял в конце стадии, задача протолкнуть в след стадию.

Психодрмма, письмо.

 

 

Развод и страх одиночества

Существует еще одна проблема, которая особенно сильно переживается разводящимися даже в том случае, если развод является для них продуманным и желанным шагом. Это страх одиночества, боязнь, что, потеряв данную семью, какой бы плохой она ни была, клиент никогда уже не обзаведется другой. Для таких переживаний немало реальных оснований — недоброжелательное отношение к разведенным со стороны общества, отсутствие широкого круга знакомых и друзей, возрастные барьеры и др. Все это может быть подробно обсуждено в ходе беседы, но прежде всего необходимо выяснить, что именно значит одиночество для конкретного человека, каких последствий развода он больше всего боится. Обсуждая страхи клиента, связанные с разводом, целесообразно активно использовать приемы рациональной терапии. Например, говоря о возможном ухудшении отношения к клиенту со стороны референтной группы, следует подчеркнуть, что к человеку во многом относятся так, как он позволяет к себе относиться. Если он чувствует себя изгоем, не достойным внимания, неинтересным, виноватым, к нему соответственно будут относиться и окружающие. Веселый, уверенный в себе и собственных решениях человек независимо от семейного положения будет вызывать к себе уважение и любовь.

В том случае, если клиента волнует дефицит общения и трудности вступления в повторный брак, его следует ориентировать на более активную позицию в отношениях с другими людьми. Так, существует множество различных клубов и объединений, членом которых он может стать. Нередко сам человек бывает полон предубеждения против участия в клубах знакомств, работы в объединениях по интересам, считая, что те, кто туда обращается, люди “не того уровня” и никак не смогут его заинтересовать. За подобными высказываниями чаще всего кроется переживание собственной неуспешности и второсортности, страх снова оказаться отвергнутым и брошенным, что и следует обсудить вместе с клиентом.

Нередко разводящиеся полны сожаления о прожитых годах: “Я отдала ему столько лет, а он меня бросил”. С такими клиентами можно обсудить эту проблему по принципу “лучше сейчас, когда вам... лет, и вы..., а не позднее”. Часто успокаивающее действие оказывают различные социологические данные, например, свидетельствующие о том, что для человека любого возраста, состоявшего в браке, вероятность повторного брака гораздо выше, чем у его ровесника, который не был женат/замужем. Можно также помочь клиенту обнаружить как можно больше позитивных сторон в ситуации освобождения от конфликтных супружеских отношений: для кого-то это значит, что можно больше времени отдавать любимой работе, для другого — это надежда поправить расстроенное вследствие переживаний здоровье и т.д. Работая с разводящимися, нужно стараться всячески повышать самооценку клиента, используя для этого малейшую возможность: “У вас такая интересная работа”, “Вы такая привлекательная женщина”, “Вы, наверное, очень сильный человек, раз смогли вынести такое” и т.п.

Обыденная мораль представляет развод прежде всего как женскую проблему. Но это далеко не так. Скорее, над мужчинами в большей мере тяготеет стереотип, что нельзя проявлять свои чувства и переживания, нельзя раскисать, необходимо сдерживать себя и т.д.

 

 

Понятие, цели, принципы психологического консультирования. Теоретические модели психологического консультирования семьи.

Психологическое консультирование – непосредственная работа с людьми (семьёй), направленная на решение различного рода психол проблем, связанных с трудносятми

м/личн (семеёных) отношений, где основным средством воздействия явл опред образом построенная беседа.Семья наиболее кризисная сфера жизни., и наиболее значимая.

Два источника знаний сем. конс.

- знания полученные в проц. эмпирич. исслед.

- методы работы, кот. сложились непосредственно в практике работы с семьями.

Модели:

- структурная, Минухин;- психодинамическая, Бауэн;- коммуникационная, Бэйсон;- основанная на опыте работы с семьей, Кох;- стратегическая, Хейли;- поведенческая, Гордо;- транзакционная, Берн.

Принципы:

1.Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту не просто следование общепринятым нормам поведения, но и умение внимательно слушать, оказывать необходимую психологическую поддержку, не осуждать, а стараться понять и помочь каждому, кто обращается за помощью. 2.Ориентация на нормы и ценности психолог во время своей работы должен ориентироваться не на социально принятые нормы и правила, а на те жизненные принципы и идеалы, носителем которых является клиент .3. Запрет давать советы; 4.Анонимность. что любая информация, сообщенная клиентом психологу, не может быть 5. Разграничение личных и профессиональных отношений;6. Включенность клиента в процесс консультированияДля того чтобы процесс консультирования был эффективным, обеспечить такую включенность, психолог должен следить за тем, чтобы развитие разговора выглядело для клиента логичным и понятным, а также чтобы человек не просто “внимал” специалисту, а ему было действительно интересно.

Цель – оказание психологической помощи семье в организации сем. Отношений, удовлетворенность клиента, повышение его стабильности.

Принятие клиентом ответственности за происходящее.

В ходе консультации локус жалобы клиента должен быть переведен с других на себя. Без решения этой задачи достижение каких-либо реальных результатов невозможно. Только в том случае, если человек ощущает свою вину и ответственность за происходящее, он будет действительно стараться измениться и изменить свою ситуацию, в противном случае он будет лишь ожидать помощи и изменений со стороны окружающих.

Позиция консультанта по отношению к клиенту:Сверху, снизу, равенства

Средства воздействия консультирования:

- Вербальные (консультативная беседа);

- Невербальные (контакт глаз, выражение лица, поза тела, тон и громкость голоса, использование паузы).

 

 

3.Виды психологического консультирования семьи и оценка их эффективности.

Виды ПК:

1) индивидуальное;

- второй не знает, по вопросам супруга

- знает 2, но не хочет идти

- приходят вместе, но один откололся

- консультан переводит на раздельное консультирование

2) Консультир-е супруж. Пары(не втягивая родственников). «-«ряд проблем надо решать всеё семьёй.;

3) конс-е семьи (все члены семьи, жвущие вместе, можно и с прородителями)

4) групповое консультир. супружеских пар (от 3-5 пар). «+» пары могут делиться опытом; можно организовать соревнование м/д парами; «-» можно потерять уникальность каждой пары. На первом занятии нужно использовать больше неверб методов, отводить время на высказывания

5) Групповое консультир. семей (6-7 семей, где-то 15-20 человек). Одному не справиться. Использование чаще в начале невербальные методы, которые символически характеризуют проблемы и помогают семье хотя бы их признать. Дальше семьи становятся друг для друга моделями общения. Необходимо подчеркнуть уникальность каждой семьи и чему можно у неё научиться («-»одна может занять место эталона). Признак успешности:изменение эмоц тона встреч;более частое выражение любви, открытости, понимания)

6) консультир. семейных общностей. Обычно консультируют 3-6 психологов в группе от 50 до 100 человек. Объект – большие группы семей и связанные с ними лица. Применяются совместно с другими формами помощи: соц., юрид., пед. Применяется по отношению к выделяющимся каким-нибудь образом группами семей(например, семьи беженцев, семьи, где есть дети инвалиды), т.е. семьи плохо интегрированные в обществе, замкнутые. Цель: улучшить связь с обществом, отношения м/д семьями и лицами, связанных с этой общностью.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.165.122.173 (0.074 с.)