Тема 11. Международные отношения в XXI веке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 11. Международные отношения в XXI веке



И ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

1. Международные отношения в XXI столетии.

2. Политическая глобалистика: общая характеристика и предмет исследования.

3. Современные глобализационные процессы: достижения и проблемы.

 

 

Международные отношения в XXI столетии

Международные отношения возникают с появлением первых государств, с установлением контактов между странами Ближнего и Дальнего Востока, Древней Греции и Рима. В Европе международные отношения устанавливаются в эпоху Средневековья одновременно с созданием централизованных государств.

Область международных отношений давно уже составляет объект исследований разных научных дисциплин: истории (важное место занимают также понятия, как «время» и «географическое место»), международного права (концентрирует свое внимание на изучении форм и принципов, регулирующих систему международных отношений), философии, социологии, географии, экономической науки, демографии, военных наук и др. Каждая из них выделяет свой аспект и объект исследования. В политологии исследование международных отношений – одно из важнейших направлений. Цель его – проанализировать основные параметры и критерии определения международных отношений как единой системы со своими особыми системообразующими характеристиками, структурными составляющими и функциями.

Начиная с Платона и Аристотеля, философы пытались создать систему понятий, категорий и принципов, которые позволили бы исследовать и анализировать такую сложную сферу человеческого общения, как международные отношения.

Большой вклад в разработку этой проблематики внес И. Кант. Осуждая грабительскую, захватническую войну, он ратовал за соблюдение международных договоров и соглашений, невмешательство во внутренние дела государства. Кант выдвигал проект установления «вечного мира» путем всеохватывающей федерации самостоятельных равноправных государств, построенных по республиканскому типу.

По его убеждению, образование такого космополитического союза в конце концов неминуемо. Залогом тому должны были явиться просвещение и добрая воля правителей, а также экономические, коммерческие потребности наций.

В наше время проблематикой международных отношений занимались и занимаются такие крупные ученые, как Г.Кан, Р.Арон, Г.Моргентау и др. Большинство ученых трактуют международные отношения как какие-либо практические отношения государств и других участников международной жизни, т.е. это любая активность за пределами государств.

Международные отношения, следовательно, - это система политических, экономических, культурных, военных, дипломатических и других взаимосвязей между государствами и народами. В более узком смысле международные отношения сводятся, прежде всего, к сфере политических связей, которые именуются мировой политикой.

Таким образом, мировая политика – это совокупная деятельность государств на мировой арене.

В последнее время все большее внимание ученых привлекает геополитика. Предмет исследования геополитики – глобальные и национальные интересы, их соотношения, приоритеты и методы внешней политики государств как субъектов международных отношений и мировой политики, территориальные и демографические императивы, а также силовой потенциал различных стран.

В основе человеческой деятельности лежат интересы и потребности. Внешняя политика в этом отношении не является исключением. Ее основой являются национальные интересы как интегральное выражение интересов всех членов общества. Эти интересы реализуются через политическую систему и внешнюю политику.

В политологии различают два уровня политических интересов: уровень главных или стратегических интересов и уровень специфических или тактических интересов. Первый уровень охватывает интересы в области внешней политики, которые связаны с обеспечением безопасности и целостности страны как определенной социально-экономической, политической, национально-исторической и культурной общности, с защитой экономической и политической независимости страны, утверждением и укреплением ее суверенитета в системе международных отношений. И поскольку интересы на этом уровне связаны с самим существованием государства, то они обеспечиваются и защищаются государством на международной арене всеми средствами – дипломатическими, экономическими, идеологическими, военными.

Уровень специфических интересов охватывает отдельные, частичные интересы государства в системе международных отношений. Это, например, может быть стремление государства закрепить свое влияние в тех или иных международных организациях, принять участие в разрешении региональных конфликтов, развивать культурные связи с другими государствами и т.д.

На основе внешнеполитических интересов определяются цели внешней политики. Среди них главными являются:

- обеспечение национальной безопасности страны;

- наращивание силовой мощи государства;

- рост престижа и укрепление международной позиции государства.

Внешняя политика выполняет три основных функции: охранную, представительно-информационную, переговорно-организационную. По сути эти функции внешней политики являются конкретизацией внешних функций государства: оборонной, дипломатической и сотрудничества.

Различие интересов и потребностей современных государств (а это уже почти 200 стран) неизбежно приводит к международным спорам и конфликтам. Поэтому в проблематике международных отношений этот вопрос занимает чрезвычайно важное место.

Практика международных отношений показывает, что разрешение споров и конфликтов может происходить как военным путем, так и при помощи мирных средств. Что касается войны, то здесь не требуются особые пояснения, а вот мирные средства включают в себя:

- систему переговоров, посредничества (но эта форма не носит обязательного характера),

- международный арбитраж (обязательный характер),

- деятельность различных негосударственных организаций.

Характер разрешения международных споров и конфликтов можно классифицировать и по-другому. Он может носить юридический аспект (т.е. спор разрешается с помощью международного права) или политический (а здесь возникает такое понятие как «сила»).

В системе международных отношений понятие «сила» рассматривается в трех аспектах.

- Военная сила (т.е. военная мощь). Иногда достаточно только «поиграть военными мускулами», т.е. послать свои военные корабли к берегам некой державы, и она станет куда сговорчивей.

- Экономическая сила (уровень экономического развития, финансовая стабильность). Спорить сейчас Украине с США – это все равно, что выйти на ринг спортстменам разной весовой категории. (Бюджет Украины – это бюджет Нью-Йорка).

- Политическая сила (международный авторитет той или иной страны). Международный авторитет, например, Швейцарии во много раз превосходит ее «физические» параметры.

Рассматривая «силу» в широком смысле слова, Г. Моргентау в числе основных компонентов называет: географическое положение страны, природные ресурсы, промышленный потенциал, численность населения и даже национальный характер, силу национального духа, которая особенно зримо проявляется в условиях войны (к примеру, в СССР во второй мировой).

Система межгосударственных отношений включает разнообразные формы отношений государств и межгосударственных объединений: коалиции союзов, межправительственные организации и др. На региональном уровне они представлены, к примеру, Лигой арабских стран, на глобальном – ООН. Будучи уникальным инструментом мировой политики, Организация Объединенных Наций, созданная в 1945 году, внесла и вносит существенный вклад в укрепление международного мира и безопасности. Правда, в последнее время ООН не в полной мере выполняет свою миротворческую миссию, тем более в услових, когда на политической сцене оказалась одна сверхдержава – США. Пользуясь своим экономическим (одна треть мировой экономики) и военным весом, этот монстр может вообще не считаться с ООН.

Среди других специализированных учреждений и вспомогательных органов ООН наиболее авторитетной является комиссия по вопросам образования, науки и культуры – ЮНЕСКО (создана в 1946 г.). Из международных межправительственных организаций следует выделить международный валютный фонд, а из неправительственных объединений и организаций международного уровня можно назвать широко известный Римский клуб.

Хотя международные отношения возникли в глубокой древности, на протяжении истории они были по сути отношениями между государствами, а не между народами. И только в наше время, когда народы все более зримо становятся субъектами истории, эти отношения приобретают свой изначальный смысл, т.е. становятся отношениями не только между государствами, но и прежде всего отношениями между народами.

Нынешние международные отношения в определенной мере являются продуктом того соотношения сил, которое сложилось после второй мировой войны (господство и подчинение, сотрудничество и поддержка, наличие «двойных стандартов» и др.).

После второй мировой войны в мире сложилось геополитическое разделение всемирного сообщества на три большие группы стран, которые обозначили соответственно числами: первый, второй и третий мир.

Первый мир составляли страны Западной Европы, Северной Америки и Австралия. Это страны демократического режима и рыночной экономики.

Второй мир составляли СССР, Китай, страны Восточной Европы и некоторые страны северо-восточной Азии, а также Куба – господство коммунистического политического режима и централизованной плановой экономики. Противостояние между первым и вторым миром вошло в мировую историю под названием «холодной войны».

В третий мир вошли развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки, которые оказались на геополитической периферии (в основном поставщики сырья и дешевой рабочей силы).

Эту глобальную геополитическую систему часто называли биполярной, двухполюсной, так как в ней существовало два центра силы, две сверхдержавы (США и СССР), соответственно два военно-политических блока: НАТО и Варшавский договор (куда, кроме СССР, входили страны центральной Европы «социалистического образца»: Польша, Венгрия, Чехословакия, Румыния, Болгария).

Это противостояние и балансирование на грани войны продолжалось несколько десятилетий. С распадом Советского Союза в мире возник новый расклад сил: по сути осталась одна сверхдержава – США и военно-политический блок НАТО, куда уже входят не только бывшие члены Варшавского договора, но и бывшие республики Советского Союза (Прибалтика).

Существенные изменения переживает и третий мир. В нем выделились «новые индустриальные страны» (Южная Корея, Сингапур, Тайвань др.), которые по своему экономическому уровню приближаются к наиболее развитым странам. Менее развитые страны третьего мира (некоторые государства Центральной Африки и Азии) получили название «четвертого мира».

Таким образом, можно сделать вывод, что на пороге XXI столетия мировая геополитическая структура существенно трансформируется. По оценкам многих специалистов, мировое сообщество движется к созданию многополюсного мира. Эту идею активно поддерживают Россия, Китай, Индия. Геополитики в числе будущих центров силы называют: США, объединенную Европу, а также Китай и Японию, в числе таких центров называют Россию и Индию (демографический гигант наступившего столетия).

Положение единственной сверхдержавы, обладающей огромным экономическим и военным потенциалом, не может не порождать у США желания диктовать свои условия другими странам. Так были осуществлены бомбежки (в том числе и с обедненным ураном) Югославии даже без санкции ООН. Так поступили с Ираком. Хотя здесь методом «кавалерийской атаки» не получилось: желание США встретило сопротивление других членов Совета безопасности (Франции, Китая, России). Но в результате развязанной войны, Ирак стал удобным полигоном для различных террористических группировок и за просчеты американских военных и других служб расплачиваются жизнью тысячи мирных жителей.

Не может не беспокоить и тот факт, что мировые расходы на вооружение снова возрастают после 10 лет их сокращения в период и после окончания «холодной войны». Например в 2003 году они составили 900 млрд. долларов, в то время как помощь бедным странам едва достигла 60 млрд. долларов. Примерно 40% от общемировых расходов приходится на США.

В этих геополитических условиях большое значение для определения внешней политики Украины приобретает понимание ее национальных интересов и сфер влияния, адекватное реалиям современного мира.

Основные цели и приоритеты внешней политики Украины сформулированы в Акте независимости Украины от 24 августа 1991 года и в обращении Верховной Рады Украины к парламентариям и народам мира от 5 декабря 1991 года. Магистральные векторы современной украинской внешней политики определены также Конституцией Украины и рядом документов, принятых Верховной Радой. На практике это означает стратегическое партнерство с Россией, интеграцию в европейские и североатлантические структуры, сотрудничество со странами Центральной и Восточной Европы.

За прошедшие годы Украина стала важным субъектом мировой политики; как независимое государство она признана более чем 150 странами. Украина является членом многих международных, региональных и др. организаций. Она принимает участие в работе ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы, Парламентской Ассамблеи ОБСЕ, Международного валютного фонда и др.

Становление нового независимого государства Украины ознаменовано было установлением внеблокового статуса и безъядерной державы. Это открыло перед нашей страной широкие возможности налаживания дружеских отношений со всеми странами мира, и в первую очередь, конечно с ближайшими соседями: странами Европы и теми, кто образовал СНГ.

Причем один внешнеполитический вектор отнюдь не предполагает ухудшения отношений в другом направлении. Вхождение Украины в европейское экономическое и политическое пространство не противоречит укреплению отношений с Россией. Более того, освоение этого пространства будет идти тем успешнее, чем больше будет совместных проектов, в которых будут задействованы и Украина, и Россия, и европейские страны, и те страны СНГ, которые создают сейчас единое экономическое пространство.

Европа заинтересована видеть рядом процветающую демократическую Украину, что отвечает и нашим интересам. И для такого успешного развития Украина обладает наряду с другими факторами (плодородные земли, трудолюбивый народ, интеллектуальный потенциал и т.д.) и геополитическими возможностями – на магистральном пути между Западом и Востоком.

 

2. Политическая глобалистика: основное содержание

И предмет исследования

Наступление III тысячелетия все яснее дает понять цивилизованному человечеству, что новый век несет ему новые вызовы, на которые необходимо искать ответы сообща. Уже вторая половина ХХ века показала, что в мире усиливаются так называемые глобальные проблемы, т.е. проблемы, которые затрагивают все человечество и которые требуют для своего разрешения объединения усилий всех жителей планеты. Формируется не просто взаимозависимый мир, но и взаимоуязвимый мир. Все это направило научную мысль на формирование нового научного направления – глобалистики, которая, находясь на «стыках» политологии, социологии, культурологии и философии, изучает происхождение, проявление и пути решения глобальных проблем современности.

Поиски путей решения глобальных проблем показывают, что они тесно соприкасаются с политической сферой, а точнее их решение чаще всего лежит в политической плоскости. Это и обусловило появление такого научного направления как политическая глобалистика.

Поскольку круг проблем, которые изучаются политической глобалистикой, чрезвычайно широк и являются предметом спецкурса, то в данной теме коснемся лишь некоторых аспектов.

Так, политический аспект общечеловеческих проблем предусматривает исследование пределов развития человеческого сообщества. Причем одни ученые видят такую границу развития в физических параметрах, другие считают главными внутренние границы (психологические, культурные, политические), которые проявляются в некомпетентном руководстве и безответственной политической деятельности.

Таким образом, ответственность и компетентность политического руководства в современном мире является важнейшим фактором влияния на состояние глобальной ситуации, будь то проблемы военных конфликтов, распространения ядерного оружия или социально-экономические проблемы бедных стран (голод, отсталость в области образования, неудовлетворительное состояние охраны здоровья, безработица, массовая бедность и т.д.).

Среди общечеловеческих проблем ученые – глобалисты выделяют также проблему «демографического взрыва» (рост населения в наиболее отсталых и бедных странах), которая требует проведения необходимой социальной и демографической политики как в рамках отдельных стран, так и в рамках мирового сообщества, взаимоотношения человека и природы (истощение природных ресурсов, истощение земли и наступления пустыни), и как результат антропогенного воздействия на природу – глобальное потепление. Изменение же климата – это трагедия для всего человечества.

Для решения глобальных проблем важнейшее значение имеют:

- политические условия жизнедеятельности человечества, которые определяются в первую очередь международной стабильностью;

- экологизация сознания человечества, своего рода «коперникова революция» в сознании людей, когда экологические ценности получают приоритетное значение;

- дальнейшее развитие технологической революции, которая поможет снизить ресурсо- и энергозатратность экономики, уменьшить антропогенное воздействие на природу, обеспечить человечество материальными ресурсами и т.д.

В политической глобалистике активно разрабатывается вопрос о формировании новой модели государства, не просто правового и социального, но и «социоприродного», «экологического», «стабильного». Такое государство должно стать не только формой эффективной организации жизни людей и удовлетворения их жизненных потребностей, обеспечивая права и свободы каждого человека, но и должно заботиться о таких возможностях для всех последующих поколений граждан, сохранении и улучшении окружающей среды.

Правда, следует заметить, что реализовать такие планы в современном мире весьма проблематично, так как сами мировые глобализационные процессы являются противоречивыми, непредсказуемыми, а потому малопрогнозированы.

 

3.Современные глобализационные процессы:

Достижения и проблемы

Интеграционные процессы, которые начались еще в ХХ столетии, в начале III-его тысячелетия приобрели глобальные масштабы, породили явление, которое получило название глобализации.

Глобализация – это объективный процесс, который вызван развитием производительных сил, интеграцией научных и технических достижений. Особенно зримо это проявилось с появлением сети Интернет; эта всемирная паутина – своего рода наглядное выражение процесса глобализации.

Существует несколько интерпретаций процессов, которые скрываются под термином «глобализация».

Глобализация как «линейный процесс». Суть – все глобальное несет положительные черты – в экономике, политике, культуре, коммуникациях и т.д. Пример – ТНК, которые утратили национальную идентичность и охватили целые континенты.

Процессы экстенсивного роста экономики, основанные на ТНК, переплетаются с обострением таких глобальных проблем, как рост неконтролируемого населения, отсталость социально-экономического и культурного развития многих стран, сокращение невозобновимых природных ресурсов, обострение опасности мирового терроризма и др.

Автор «миросистемной» модели американский социолог И. Валлерстай отбрасывает такую линейную схему развития мировой реальности и пытается акцентировать внимание на качественных характреистиках. Главным фактором мировой политики он считает борьбу за мировое господство, а в области культуры – это взаимодавление «культурных цивилизаций».

Представители концепции «глобальной культуры» отказываются от позиции «глобального оптимизма» и считают, что в процессе глобализации осуществляется взаимное перемешивание национальных культур, но при сохранении собственных «слоев» (как в колоидном химическом растворе). И таким образом создается новое состояние культуры, лишенное внутренней системности, это хаотичное соединение фрагментарных сегментов.

В концепции «глобального общества» акцент делается на международных отношениях. Согласно этой концепции, несмотря на глобализационные процессы, мир все же состоит из отдельных государств, и соответственно, самостоятельных культур.

Отношение ученых (да и общественности) к глобализации можно разделить на положительное и отрицательное. С позиции первого подхода глобализация – это прогрессивный процесс, который сулит выгоду всем народам. Интеграция должна проходить на демократических началах. Интеграционные процессы в экономической сфере не должны губить национальную культуру. В общем процесс глобализации должен сопровождаться сохранением национального и культурного многообразия мира.

Другой, критический подход основан на том, что в результате глобализации устанавливается новый мировой порядок, при котором наиболее богатые страны устанавливают свой диктат и в результате: богатые – богатеют, бедные страны – еще более скатываются в бездну нищеты.

К сожалению, реалии современного мира дают много оснований говорить о правоте сторонников такого подхода. В настоящее время разрыв в показателях ВНП на душу населения в развитых и развивающихся странах достигает 10-15 раз, а для наиболее развитых стран – 50-100 раз. 500 миллионов человек по всей планете страдают от голода. Ежегодно от истощения умирает 15 миллионов детей в возрасте до 5 лет.

Идейной основой, теоретическим обоснованием глобализации выступает либерализм в его американском варианте. Идея «открытого» общества (К. Поппер), которая предусматривает свободное перемещение товаров и услуг, соревновательность и конкуренцию, «работает» на сильные страны, из «слабых» выкачивают в основном природные ресурсы. Так, например, США, представляя всего 5% населения земли, потребляют 40% полезных ископаемых всей планеты.

В чем же конкретно проявляется процесс глобализации?

1. Изменяются коммуникационные возможности (прежде всего речь идет об Интернете), которые связывают мир воедино.

2. Растут взаимосвязи и взаимозависимости во всех сферах. Особенно сильно это проявляется в области транспорта (забастовка авиадиспетчеров в одном месте вызывает сбои в другом), на бирже (если лихорадит лондонскую биржу или нью-йорскую, то это хорошо чувствуют и все другие биржи мира).

3. Растет взаимодействие культур. Правда, следует отметить, что в основном идет наступление западных образцов и даже не культуры как таковой, а масскульта, поп культуры (продукции Голливуда особенно).

4. Усиливается роль транснациональных корпораций (ТНК). И поскольку в производственной сфере этих корпораций задействованы миллионы и миллионы людей по всей планете, то создается форма планетарного социума. Многие ученые считают, что в недалеком будущем практически весь мир будет охвачен ТНК настолько, что они смогут диктовать свою волю и политическим силам отдельных государств.

5. Утверждается гегемония финансового капитала, «который обитает» в компьютерных сетях.

6. Осуществляется монополизация ключевых ресурсов развития, высококачественной рабочей силы, экспорт «грязных технологий» и т.д.

7. Растет глобальное политическое и идеологическое манипулирование информацией.

Антиглобализм – это общественно-политическое движение, которое направлено против процесса глобализации. По сути это совокупность множества движений, как радикальных, так и умеренных (экологических, молодежных, феминистских, защиты прав потребителей и др.). Так, в работе Европейского социального форума 2002г. во Флоренции принимало участие около 500 различных организаций – представители более чем 100 стран мира. У большинства сторонников этого движения главный тезис – концепция альтернативной глобализации, т.е. глобализация по демократическому сценарию.

Социальная основа этого протестного движения – поляризация стран и народов по уровню жизни. Никогда за всю историю человечества не были столь разительны контрасты между богатыми и бедными странами, между господствующими и обездоленными классами, между информированными и не информированными структурами.

И всязи с этим нельзя обойти молчанием такое явление как терроризм – одно из самых радикальных, экстремистских движений. Терроризм – это тактика политической борьбы, характеризующаяся применением идеологически мотивированного насилия, которое выражается в убийствах, диверсиях, похищениях и др. действиях, представляющих угрозу жизни и безопасности людей.

Следует различать понятия «террор» и «терроризм». Террор – это политические репрессии со стороны государства, которое опирается на мощь своих силовых структур. Терроризм – это насилие, осуществляемое со стороны оппозиционных группировок. Если орудие террора – это репрессии, то орудие терроризма – террористические акты.

Говоря о терроризме как о самом крайнем радикальном социально-политическом течении, следует прежде всего выделить две составляющие этого явления:

- идеологическую

- и социальную.

Что касается идеологической, то это – исламский фундаментализм, социальная составляющая определяется нищетой стран третьего мира.

Хотя мы говорим, что терроризм вне наций и конфессий, тем не менее идеологически он связан с исламским фундаментализмом. Причем, следует подчеркнуть, что агрессивный исламский фундаментализм вовсе не равнозначен исламу, как одной из наиболее влиятельных мировых религий, которая в основе своей несет гуманистическое начало.

Стремление фундаменталистов создать мировое исламское государство – халифат давало о себе знать уже несколько десятилетий назад. Но тогда это еще носило этакий эмбриональный характер, хотя наиболее дальновидные политики уже в 70-е годы прошлого века предупреждали, что исламский фундаментализм – это мина замедленного действия, которая взорвется в XXI веке. Она и взорвалась, обрушив небоскребы-близнецы в Нью-Йорке.

А тогда, в 70-80 годы, сторонники этого движения из арабских стран собирались в Афганистане для борьбы с советскими войсками. После вывода советских войск из Афганистана в стране устанавливается власть талибов – жесточайший тоталитарный режим религиозного толка. Талибан – это суннитское движение консервативно-фундаменталистского типа распространено, в основном, среди пуштунских племен (юг Афганистана).

Афганистан становится своеобразным «инкубатором»: создается обширная сеть подготовительных лагерей, где проходят обучение террористы из многих арабских стран, Чечни, Пакистана, Палестины и др. За три десятилетия там прошло обучение 12,5 тысяч фанатичных мусульман неафганского происхождения.

И уже в конце 80-х годов сторонники талибана начинают расползаться по миру: Европа, США. И пошла волна совершения террористических актов. Наиболее страшный был совершен 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке, когда погибло несколько тысяч человек. А затем террористические акты на острове Бали, у берегов Йемена, захват театрального центра на Дубровке в Москве, гибель детей в Беслане и др.

Таким образом, своеобразный террористический интернационал бросил вызов всему цивилизованному человечеству. Финансовая база этого интернационала – нефтедоллары некоторых арабских стран и в первую очередь Саудовской Аравии.

Перед цивилизованным миром возникла необходимость объединить свои усилия в борьбе с терроризмом. И хотя после 11 сентября было принято немало декларативных заявлений, по сути такого объединения усилий нет. Прежде всего необходимо перекрыть финансовые потоки, которые подпитывают терроризм. Этому мешают и «двойные стандарты», и определенные политические цели.

К сожалению, эта разновекторность интересов различных стран служит только на руку террористам. И вне всякого сомнения, борьба эта будет длительной и сложной и человечество ждет еще немало тяжелых испытаний тревогой, болью и потерями.

К тому же социальная база этого экстремистского и крайне опасного явления – нищета стран третьего мира – не только не исчезает, а более того – поляризация в мире растет. И это будет служить дальнейшим социальным источником любого экстремизма.

 

Вопросы для самоконтроля, дискуссий и обсуждений

На семинарах и коллоквиумах

 

1. Каково содержание понятия «международные отношения»?

2. Когда зародились международные отношения?

3. Каков механизм разрешения международных споров и конфликтов?

4. Что означает «сила» в системе международных отношений?

5. Как сложилась система международных отношений после второй мировой войны?

6. Что нового внес XXI век в расклад сил на международной арене?

7. Какое место занимает Украина в геополитической картине мира?

8. Каковы задачи внешнеполитической деятельности Украины как суверенного независимого государства?

9. Что изучает политическая глобалистика?

10. Что означает процесс глобализации?

11. В чем суть глобализации?

12. Что собой представляет антиглобализм как общественно-политическое движение?

13. Какова социальная база антиглобализма?

14. Что составляет идеологическую основу терроризма?

15. Что служит социальной почвой терроризма?

16. Как вы думаете, сможет ли человечество справиться с вызовами XXI века?

 

 

Литература

Азаркин Н.М. История политических и правовых учений XVII – XVIIIвв. –М., 1989

Алмонд Г., Верба С. Гражданское общество и стабильность демократии //Политические исследования. – 1992. - №4

Антология мировой политической мысли. В 5-ти томах. – М., 1997

Аренд Х. Истоки тоталитаризма. – М., 1994

Арон Р. Демократия и тоталитаризм. – М., 1993

Аристотель. Сочинения. – Т. 4. – М., 1980

Бажанов Е. Неизбежность многополюсного мира //Мировая экономика и международные отношения. – 2004. - №2

Бебік В.М. Базові засади політології: історія, теорія, практика. – К., 2001

Бей О. Як облаштувати федеративну державу. До питання адміністративної реформи в Україні //Політика і час. – 2000. - №3-4

Бердяев Н.А. Философия свободного духа. – М., 1994

Бжезинский Зб. Великая шахматная доска. – М., 1988

Бузгалин А.В. Альтерглобализм как феномен современного мира //Политические исследования. – 2003. - №2

Бурлацкий Ф. Загадка Макиавелли. – М., 1975

Василенко И.А. Политическая глобалистика. – М., 2000

Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990

Владимиров А. Глобализация: войти в мир III-го тысячелетия //Власть. – 2001. - №3

Вольтер Франсуа Мари Аруэ. Философские повести. – М., 1988

Гаджиев К.С. Политология. – М., 2003

Гаджиев К.С. Геополитика. – М., 1997

Гальчинський А. Глобальні трансформації: уроки для України //Політика і час. – 2005. - №8

Глобалізація і безпека розвитку. – К., 2001

Глобальное сообщество: новая система координат. Подходы к проблеме.- Спб., 2000

Головаха Є., Паніна Н. Соціальні зміни в Україні: пострадянська деінстуціоналізація і особливості становлення нових соціальних інститутів //Політична думка. – 2000. - №4

Гражданское сообщество: истоки и современность. – Спб., 2002

Гречанінов В. Після розпаду біополярної системи. Новий світовий порядок та глобалізація на початку XXI ст. //Політика і час.–2001.- №1

Грушевський М.С. Хто такі українці і чого вони хочуть. – К., 1991

Дергачов А. Место политических партий в осуществлении власти в Украине //Політична думка. – 2002. - №1-2

Джордано Г. Группы давления, партии и социальные движения: есть ли потребность в разграниченниях? //Мировая политика и международные отношения. – 1997. - №1

Долженков О. Сутність політичного режиму України, специфічне //Нова політика. – 2002. - №2

Драгоманов М.П. Вибране. – К., 1991

Дюверже М. Политические партии. – М., 2002

История политических и правовых учений. – М., 1988

История политических и правовых учения. Древний мир. – М., 1985

История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение. – М., 1988

Кива А.С., Федоров В.А. Анатомия терроризма //Общественные науки и современность. – 2003. - №1

Конституция Украины. – К., 1996

Левашов Р.К. Глобализация и социальная безопасность //Социологические исследования. – 2002. - №3

Левин И.Б. Глобализация и демократия //Политические исследования. – 2003. - №2

Макиавелли. Государь. – М., 1990

Малинова О.Ю. Исследуя феномен консерватизма //Политические исследования. – 2003. - №3

Матвеев С.А., Буланенко Л.С., Михеев С.А. Политология. Харьков. 2000

Мачкуев Е. Преобразование коммунистического тоталитаризма и посткоммунистическая трансформация: проблемы, концепции, периодизация //Политические исследования. – 2000. - №4

Мединська Т. У статусі світового лідера. США в сучасних процесах глобалізації: виклики та наслідки //Політика і час. – 2005. - №7

Многоликая глобализация. – М., 2004

Монтескье Шарль Луи де. Избранные произведения. – М., 1955

Назарова Н.С. Политология. Учебное пособие. – Одесса. – 2003

Нерсесянц В.С. Право как необходимая форма равенства, свободы и социальной справедливости //Социологические исследования. – 2001. - №10

Нерсесянц В.С. Сократ. – М, 1977

Новицький В. Національні інтереси України в контексті цівілізаційних детермінант і економічної глобалізації //Економіка України. – 2003. - №7

Панарин А.С. Глобальное политическое прогнозирование в условиях стратегической нестабильности. – М., 1999

Панарин А.С. Политология. – М., 2000

Парахольский Б., Троцький Я. Відстаючи від еволюції суспільства: глобалізація, міжнародне право та міжнародна безпека //Політика і час. – 2005. - №12

Пахомов Ю. Україна і Росія на хвилях глобалізації //Політична думка. – 1998. - №1

Платон Диалоги. – М., 1986

Политология (под ред. М.А. Василика). – М., 2003

Політологія (За ред. Ф.М. Кирилюка). – К., 2004

Политология. Курс лекций (Под ред. А.А. Радугина). – М., 2001

Полохало В. “Середній” українець – соціальна основа негромадянського суспільства //Політична думка. – 1999. - №4

Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2-х томах. – М., 1992

Потульницький В. Історія української політології. – К., 1992

Примуш М. Партії і влада //Політика і час. – 2000. - №11-12

Проскурин С. Глобализация или глобализм //Власть. – 2001. - №6

Релей С., Рутар С. Політологія. – К., 1999

Рогозин Н.П. Развитие партийной системы Украины //Политические исследования. – 2004. - №1

Руссо Жан-Жак. Избранное. – М., 1976

Сергеев В.М., Сергеева К.В. Механизмы эволюции политической структуры общества: социальные иерархии и социальные сети //Политические исследования. – 2003. - №3

Сморгунов Л.В. Современная сравнительная политология. – М., 2002



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 4095; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.13.113 (0.125 с.)