Сущность и типология политического лидерства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и типология политического лидерства



Понятие «лидер» происходит от англ. «lieder», что означает ведущий, управляющий другими людьми, это авторитетный член организации или малой группы, личностное влияние которого позволяет ему играть главную роль в социальных процессах.

Ученые различают формальное и неформальное лидерство. Формальный лидер – это, например, староста группы. А неформальный – сокурсник, к мнению которого прислушиваются, который умеет повести за собой. Хорошо, когда формальное и неформальное лидерство совпадают.

Проблема лидерства привлекала внимание уже в древние времена (Геродот, Плутарх, Платон и др.). Макиавелли, связывая свои надежды на объединение Италии с лидером, рисовал образ государя, который любыми средствами достигал своей цели. Ницше считал, что стремление к лидерству – это проявление «творческого инстинкта» человека, лидер имеет право игнорировать мораль – «оружие слабых». Французский социолог и психолог Лебон разрабатывал проблему лидера и толпы. А Г. Тард пытался доказать, что основным законом социальной жизни является подражание последователей лидеру, ибо большинство населения не способно к самостоятельному социальному творчеству.

Лидерство представляет собой исторически сложившуюся потребность людей в организации своей деятельности. Таким образом, феномен лидерства коренится в самой природе человека и общества. Лидерство основывается на определенных потребностях сложно организованных систем и прежде всего это потребность в самоорганизации, упорядочении поведения отдельных элементов системы в целях обеспечения ее жизненной и функциональной способности. Такая упорядоченность осуществляется за счет как вертикального (управление – подчинение), так и горизонтального (одноуровневые связи, например, разделение труда и кооперация) распределения функций и ролей. Вершиной такой иерархической управленческой пирамиды и выступает лидер.

Политическое лидерство представляет собой постоянное приоритетное и лигитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на все общество, организацию или группу. В структуре лидерства обычно выделяют три главных компонента: 1) индивидуальные черты лидера; 2) ресурсы или инструменты, которыми он располагает; 3) ситуацию, в которой он действует и которая оказывает на него влияние. Все эти компонеты прямо влияют на эффективность лидерства.

В политологии существует несколько концепций лидерства: теория черт, ситуационная концепция, личностно-ситуативная теория, интегративная и др. Пожалуй, старейшей из них, не утратившей и сегодня своей актуальности, является теория черт. Она создавалась на основе выявления качеств, присущих идеальным лидерам – героям. Суть этой теории состоит в объяснении феномена лидерства выдающимися качествами человека. Как писал один из основателей этой теории Э. Богардус, «превосходящие интеллектуальные дарования доставляют личности выдающееся положение, рано или поздно приводящее к лидерству».

Среди черт, присущих политическому лидеру, обычно называют острый ум, твердую волю и целеустремленность, кипучую энергию, незаурядные организаторские способности и, особенно, компетентность и готовность брать на себя ответственность. К обязательным качествам современных политических лидеров в демократических странах все чаще добавляют фото- и телегеничность, внешнюю привлекательность, способность внушать людям доверие и т.п. Однако набор таких качеств значительно меняется в зависимости от исторических эпох, отдельных государств и конкретных ситуаций. Даже в наши дни личностные качества, дающие шансы на политический успех, существенно отличаются, например, в Швеции, Афганистане, Корее и Сомали. К тому же во многих, главным образом, недемократических государствах политическими лидерами часто становятся заурядные, серые личности, не обладающие яркой индивидуальностью.

Ситуационная концепция делает акцент на зависимость лидерства от определенных социальных условий. Согласно этой концепции, лидер – это функция определенной ситуации. «Люди, являющиеся лидерами в одной ситуации, не обязательно будут ими в других ситуациях», именно сложившиеся конкретные обстоятельства определяют отбор политического лидера и детерминируют его поведение. Так, например, ситуация в исламском Иране неизбежно отвергнет политиков европейского или американского типа. Точно так же и религиозный лидер-пророк не сумеет проявить себя на политической арене Запада. Очевидно, что требования к лидеру значительно различаются и в зависимости от того, находится данное государство в состоянии кризиса или развивается стабильно.

С точки зрения ситуационного подхода лидерские качества относительны. Один человек может проявить черты лидера на митинге, другой – в повседневной политико-организационной работе, третий – в межличностном общении и т.д. На основе этой концепции, подтверждаемой эмпирическими исследованиями, ряд ученых (Э. Фромм, Д. Рисмэн и др.) пришли к выводу, что в современном западном обществе наибольшие шансы на успех имеет беспринципный человек, ориентирующийся на политическую конъюнктуру и не задумывающийся о нравственной значимости своих действий.

Теория конституентов (последователей) явилась уточнением, развитием и качественным обогащением ситуационной концепции. Здесь феномен лидерства объясняется через последователей и конституентов. Согласно этой теории «именно последователь воспринимает лидера, воспринимает ситуацию и в конечном счете принимает или отвергает лидера». Анализ конституентов во многом позволяет понять и предсказать политическое поведение лидера. Так, Т. Одорман в своей книге «Авторитарная личность» считает, что Гитлер отнюдь не случайно оказался у власти, ибо «сама нация авторитарна, - стремится к порядку, режиму, беспрекословному подчинению».

Интегративная теория лидерства пытается учесть недостатки всех представленных концепций и определяет лидерство как феномен, который определяется чертами личности самого лидера, ситуацией и позицией последователей в их динамическом состоянии.

Но поскольку природа лидерства достаточно сложна и не поддается однозначной интерпретации, прояснить его субъективные механизмы помогают психологические теории, и, в частности психоаналитическое объяснение лидерства. Так, основоположник психоанализа З. Фрейд считал, что в основе лидерства лежит подавленое либидо – преимущественно бессознательное влечение сексуального характера, что проявляется в стремлении к творчеству, в том числе и к лидерству. У многих людей обладание руководящими позициями выполняет субъективно-компенсаторские функции, позволяет подавлять или преодолевать различного рода комплексы, чувство неполноценности и т.п.

Ученые франкфуртской школы Э. Фромм, Т. Адорно выявили тип личности, предрасположенный к авторитаризму и стремящийся к власти. Для авторитарной личности власть является психологической потребностью, позволяющей избавиться от собственных комплексов путем навязывания своей воли другим людям. Обладание безграничной властью над другими является формой своеобразного садизма. Причем такой тип поведения в психологическом смысле служит проявлением не силы, а слабости. Авторитарная личность, не имея подлинной внутренней силы, пытается убедить себя в обладании ею с помощью господства над другими.

В заключении можно сказать, что несмотря на большое количество теорий и концепций, создать единую универсальную концепцию лидерства не удается. И, наверное, потому, что сам феномен лидерства чрезвычайно сложен, многогранен, зависит от исторических эпох, политических режимов и многого другого.

Существуют разнообразные классификации лидерства. По стилю управления различают:

- авторитарное лидерство, предполагающее единоличное направляющее воздействие, основанное на угрозе применения силы;

- демократическое лидерство, позволяющее членам группы участвовать в управлении ее деятельностью.

Одна из «классических» типологий лидерства восходит к учению М.Вебера о способах легитимации власти. В соответствии с этим лидеры подразделяются на:

- традиционных (вожди племен, монархи и др.) – их авторитет основан на обычаях, традициях;

- рационально-легальных, избрание их происходит демократическим путем (депутаты, конгрессмены, президенты и т.п.);

- харизматических, обладающих особым даром подчинять себе людей.

Согласно этой классификации в основе первого типа лидерства лежит привычка, второго – разум, третьего – вера и эмоции. Вебер особое внимание уделял анализу харизматического лидерства. Он оценивал лидеров этого типа как генераторов революционного обновления общества в кризисные периоды.

Тип лидера в конечном счете связан с природой общественного строя и конкретно-исторической ситуацией. Как правило, харизматические лидеры появляются на крутых изломах истории страны или в переломные эпохи мировой истории. Так, не будь Великой Французской революции, ни Франция, ни мир не узнали бы ни Робеспьера, ни Наполеона. То, что Наполеон стал военным диктатором во Франции, истощенной войной, - это, конечно, случайность. Но если бы Наполеона не было, роль его выполнил бы кто-то другой. Это доказывается тем, что всегда, когда такой человек нужен, он находится: Цезарь, Кромвель, Наполеон, Ленин, Рузвельт и т.д.

Хотя многие считают, что лидерами не рождаются, а становятся, овладеть искусством лидера способен далеко не каждый субъект политики. Им может быть только личность, отличающаяся самостоятельностью мышления, способная генерировать идеи, выражать настроения масс, готовая брать на себя груз отвественных решений.

Пример Рузвельта доказывает, что, появляясь в кризисные моменты общественного развития, лидеры становятся инициаторами политических и экономических программ, которые помогают обществу преодолеть огромные трудности. Рузвельт организовал команду выдающихся специалистов, своеобразный «мозговой трест». Вместе с ними он создал и претворил в жизнь программу выхода страны из самого глубокого в истории капитализма экономического кризиса. По сути он сумел провести такой огромный корабль как США между Сциллой и Харибдой, т.е. между двумя опасностями, которые поджидали страну: путь нацистской Германии и большивистской России.

Личность политического лидера многогранна. Как правило, в одном лице соединяется теоретик, организатор, идеолог, оратор, педагог, психолог, стратег, тактик. Не меньшее значение имеет и комплекс личностных качеств: характер, способности, талант, темперамент, ум, воля, память, опыт, чувство долга, требовательность к себе и другим, политическая интуиция, хладнокровие, чувство юмора и т.д. и т.п.

Когда качества политика и умение реализовать их превосходят ожидания социальных сил, такие лидеры пользуются особым авторитетом, даже обожанием и любовью. В Древней Греции одним из таких деятелей был Перикл (годы правления 433-429 гг. до н.э.), при котором афинский полис достиг «высочайшего внутреннего расцвета», в Древнем Риме – Юлий Цезарь (годы правления 49-44 гг. до н.э.). Авторитет – величина переменная, его легко утратить, но трудно восстановить. Кто-то из политологов заметил: «Авторитет политика что хрусталь. Хотя шлифуется долго, все равно остается хрупким».

В современной политологии большое влияние уделяется разработке стилей политического лидерства, которые отражают не только индивидуальность лидера, но и характер взаимодействия лидера с окружением, степень влияния на массы, способы реагирования на возникающие проблемы и потребности населения, методы поддержания и осуществления политического курса.

Американский политолог Дж. Барбер, исследуя политические стили президентов США, выделил четыре стиля:

- активно-позитивный (ориентирован на эффективную, результативную и созидательную работу; пример – Ф. Рузвельт);

- активно-негативный стиль (преобладание личного самолюбия – Г.Трумэн);

- пассивно-позитивный (зависимость от каких-то групповых, узко партийных предпочтений – Дж. Картер);

- пассивно-негативный (минимальное выполнение своих политических функций – Дж. Буш).

Возрастание роли психологических факторов в процессе лидерства привело к переносу в политическую науку терминов психологии, с помощью которых описывается политический стиль. Они более полно отражают мотивацию политического поведения, совокупность устойчивых психологических реакций лидера на события и процессы, в том числе стрессовые, позволяют учитывать значение бессознательных факторов.

На этом основании можно выделить пять политических стилей.

Параноидальный политический стиль. Ему соответсвует тип лидера, который можно обозначить термином «Хозяин». Такой личности свойственны подозрительность, недоверие к другим, постоянная жажда власти, контроля над другими людьми. Опасность такого лидера состоит в том, что его стиль может совпадать с политическим поведением широких масс в тех обществах, где отсутствуют устойчивые демократические традиции. Отсюда – обстановка всеобщего страха, подозрительности, доносительства. Ярким представителем такого стиля лидерства был Сталин.

Демонстративный политический стиль. Такому типу лидера можно дать определение «Артист». Он всегда играет на публику. Его отличает любовь к внешним эффектам и демонстрациям, страстное желание нравится. Представители демонстративного стиля менее всего предрасположены к упорной и созидательной работе, рассчитаной на длительное время. Они хороши в переломные моменты (в ситуациях недовольства, разочарования), когда надо возбудить и увлечь за собой толпу.

Компульсивный политический стиль характеризует лидера, собирательный образ которого можно обозначить термином «Отличник». Стиль его поведения характеризует напряженность, отсутствие гибкости, он постоянно озабочен, мелочен, догматически подходит ко всем инструкциям и правилам, у него отсутствует чувство времени, а потому он всегда рискует завести общество в тупик.

Депрессивный политический стиль олицетворяет «Соратник», который не способен играть ведущую роль, отсюда попытки объединиться с теми, кто реально может «делать политику». Сам же плетется в хвосте событий.

Шизоидальный политический стиль тесно связан с депрессивным. Его представляет лидер «Одиночка», который предпочитает позицию стороннего наблюдателя. Политическая ответственность в подобных случаях практически отсутствует. Но так как стремление к лидерству не позволяет долго удерживаться на позициях стороннего наблюдателя, то приходится либо присоединяться к какому-либо движению, либо создавать собственную партию. «Одиночка», как правило, постепенно трансформирует свой стиль, дополняя его чертами параноидального и демонстративного стиля. Синтез этих стилей и явил Гитлер.

В содержательном отношении политическому лидеру приходится выполнять ряд функций:

- Интегративная функция направлена на поддержание целостности и стабильности общества, гражданского мира и согласия. Она предусматривает обеспечение единства всех политических сил общества, согласование интересов различных групп населения.

- Функция коммуникации власти и масс предусматривает упрочение каналов политической и экономической связи и тем самым предотвращает отчуждение граждан от политического руководства. Политический лидер – своеобразный аккумулятор идей и насторений в обществе, выразитель интересов общества в целом и различных социальных групп. Он должен следить за постоянно меняющимися общественными настроениями и мнением. Кто-то из американских президентов заметил: «Я ношу результаты последних исследований общественного мнения в кармане своего пиджака».

- Организаторская функция связана с мобилизацией масс на воплощение политических программ и решений в жизнь. Организаторская функция включает также формирование кадров и сплочение сторонников принятого политического курса.

- Координаторская функция – продолжение организатоской и направлена на координацию и согласование действий всех субъектов политической деятельности, всех ветвей власти: парламента, суда, органов исполнительной власти и т.д.

А вот американский политолог Р. Такор выделил три основные функции, которые должен выполнять политический лидер.

1. Диагностическая. Постановка диагноза – период, когда лидер изучает ситуацию, оценивает ее, определяя наиболее важные проблемы, вычленяя негативные тенденциии, и устанавливает, что и как должно быть исправлено. Свои выводы лидер делает на основе полученной информации от советников, помощников, но, учитывая оценки экспертов, лидер, и только он, ставит «диагноз» ситуации. Диагностическая функция тесно связана с директивной.

2. Директивная функция включает в себя определение направления действий: как и что конкретно надо предпринять в определенный момент, чтобы решить проблему.

3. Но лидерство – это нечто большее, чем анализ и принятие решений. Это и «мобилизация» на выполнение решений, вовлечение в конкретную деятельность тех, кто нужен для решения задачи и достижения поставленной цели. Лидерство в политике выполняет важнейшую мобилизационную функцию. Вокруг лидера сплачиваются группы, социальные слои, нация в целом.

Крайняя, максимально завышенная оценка функций и роли политического лидера в истории – культ личности. Он представляет собой чрезмерное возвеличивание и даже обожествление человека. Культ политического руководителя – это по сути воскрешение языческого идолопоклонства (отсюда мавзолеи, памятники). Идейные истоки культа лежат в тотальной идеологии; благоприятная питательная почва создается патриархальной и подданнической политической культурой (вера в хорошего царя или руководителя).

 

Имидж политического лидера

Что такое имидж и нужен ли он политическому лидеру?

Имидж – это образ политического лидера, который складывается в массовом сознании. И любой политик, идущий к власти или желающий удержаться у власти, не может с этим не считаться.

Соответствует ли он реальному содержанию? – Не обязательно.

Чаще всего имидж – это приукрашенный образ, когда негативные качества и черты лидера приглушены, а положительные подчеркнуты. В прикладной политологии возникло целое направление – имиджелогия, в котором используются результаты социологии, психологии, политологии, социальной политологии и др. наук. Имиджелогия – это наука о создании имиджа, т.е. образа.

Создают этот приукрашенный образ специалисты по формированию имиджа с помощью различных мер: обучения говорить, ходить, общаться, улыбаться. Именно они подсказывают политическому лидеру наиболее удачный имидж, который может вызвать продолжительные эмоции у электората.

На создание имиджа работают и средства массовой информации, особенно телевидение, и здесь могут сыграть большую роль даже, казалось бы, незначительные мелочи. К примеру, если на предстоящие теледебаты политического деятеля не припудрить, то струящийся пот (свет софитов, волнение) едва ли вызовет к нему симпатии. Или, если камера «подъедет» снизу, то нижняя часть лица окажется непропорционально крупной, тяжеловесной, что вовсе не украсит лидера.

Эта армия специалистов по имиджу пользуются большой популярностью среди политических партий и лидеров, к тому же высоко оплачивается. На Западе проблемой создания имиджа занялись еще в 60-е годы ХХ ст. Внимание политологов привлек пример Д. Кеннеди, который, первый, сменив строгий смокинг на свободный свитер, создал образ простого американского парня, что разрушило пропасть между властью и массами. Это стало предметом изучения во всех политических и дипломатических структурах.

Позже на популярность Буша (старшего) довольно удачно «работал» имидж семьянина. Сталин выступал в облике «отца народа» (известный плакат, где он изображен с девочкой на руках). Психологи, работавшие с Б.Ельциным, предложили ему после 1991 года сменить образ борца против коммунистического режима на образ «отца народа», который заботится о благе всего населения России.

Какова же природа имиджа, почему он воздействует на массы?

Чтобы понять сущность и природу имиджа, следует учесть, что что познание людьми окружающего мира идет на двух уровнях: через познавательную деятельность, т.е. на уровне разума, и через эмоционально-чувственную сферу. И на основе этого у человека или группы формируется совокупность представлений о различных политических явлениях. И если доминирует эмоционально-чувственное восприятие, то человек воспринимает происходящие вокруг него явления и события, часто не сознавая объективно существующую сторону явления, схватывает только то, что, как говорится, лежит на поверхности. Можно сказать, что часто он выступает как зритель, который наблюдает все, что происходит на сцене, не видя и не подозревая о событиях, которые разворачиваются за кулисами. Эту особенность человеческого восприятия хорошо осознали политики, которые пытаются создать на политической сцене положительный образ и хорошо сыграть свою роль.

Политический имидж является функцией четырех переменных:

- объекта, т.е. самого политического лидера (внешний вид лидера, символика партии и т.д.);

- его поведения (действия и реальные результаты);

- информации о политическом явлении (правдивая, ложная, положительная или отрицательная и т.д.);

- эмоционально-психологического состояния индивида, на которого направлена работа специалистов по имиджу.

Из этого следует, что даже при мощной рекламной компании и обработке общественного мнения политический имидж лидера может потерять положительную окраску, если его практические действия не ведут к улучшению социального положения в стране.

В свое время «хождение в народ» М.С. Горбачева было, безусловно, талантливым приемом, тем более после поведения предыдущих генсеков. Но, не будучи подкреплен реальным улучшением жизни людей, имидж его рассыпался как карточный домик. А вот пример Клинтона, против которого была развязана грязная кампания, свидетельствует, что если дела в стране идут хорошо, то люди могут простить президенту даже некоторую нечистоплотность, посчитав это человеческой слабостью.

Как видим, имидж политическому лидеру нужен, он помогает вызвать положительную реакцию у электората и более успешно выполнить свои функции. Но никакие имиджмейкеры не смогут создать удачный имидж, если не на что опереться в облике самого лидера. Главным, безусловно, остаются личностные качества: острый ум, воля, энергия, организаторские способности, готовность брать на себя ответственность и многое другое. Все это создает подлинный авторитет политического лидера. А имиджмейкеры могут только дополнить отдельными штрихами этот образ. Люди должны иметь свободу выбора, получать всю необходимую и правдивую информацию. При этих условиях ложные кумиры лопнут как мыльные пузыри, а истинные герои останутся на своих пьедесталах. Поэтому имидж политического лидера – вещь нужная, но не является самоцелью.

Вопросы для самоконтроля, дискуссий и обсуждений

На семинарах и коллоквиумах

1. Что означает понятие «политическая элита»?

2. Когда зародилась политическая элита?

3. Какие концептуальные подходы к изучению правящей элиты существуют в политологии?

4. Что такое циркуляция элит?

5. Каковы пути формирования элиты?

6. Есть ли взаимосвязь между характером политической элиты и политическим режимом?

7. Может ли существовать современное общество без политической элиты?

8. Какие функции выполняет в обществе элита? Каковы главные задачи, стоящие перед ней?

9. Какие типы элит выделяют в политологии?

10. Каковы отличительные признаки «открытых» элит?

11. Что собой представляют «закрытые» элиты?

12. В чем отличие политической элиты тоталитаризма? Можно ли номенклатуру считать классом?

13. Что собой представляет политическая элита современной Украины?

14. В чем сущность политического лидерства?

15. Какие функции выполняют политические лидеры?

16. По каким основаниям строится типология лидерства?

17. Какие типы лидеров выделял М.Вебер?

18. Какие политические стили выделяют в политологии?

19. Как вы думаете, если бы события во Франции в конце XVIII века развивались по другому сценарию, узнала бы Франция «маленького капрала»?

20. Чем объяснить создание культа политического лидера в ряде стран (СССР, Германия, Китай, Северная Корея и др.) в ХХ веке?

21. В чем отличие политического авторитета от культа политического лидера?

22. Чем объяснить своеобразную мазохистскую любовь жертвы к палачу, о чем писал еще Н.А. Некрасов:

Люди холопского звания

Сущие псы иногда.

Чем тяжелей наказание,

Тем им милей господа?

23.Определите тип лидера (по Веберу, с точки зрения легитимации власти) Гитлера, Сталина, Ленина, Брежнева, Д.Буша, Т.Блэра, Усамы Бен Ладана, Путина, Ющенко.

24.Какого типа политический лидер нужен, по вашему мнению, сейчас Украине?

25.Что такое имиджелогия? Нужен ли имидж политическому лидеру?

26.Определите имидж таких политических лидеров современности, как: Клинтон, де Голль, Буш (младший), Кастро, Путин, Ющенко, Тимошенко.

 

Тема 10. ЧЕЛОВЕК И ПОЛИТИКА

1. Политическая деятельность.

2. Политическая социализация.

3. Политическое сознание и политическая культура.

 

 

Политическая деятельность

Политическую деятельность обычно трактуют как осознанное, активное, плодотворное участие личности в выработке и проведении в жизнь политики, в функционировании политической жизни общества. Политическая жизнь, в свою очередь, понимается как совокупность форм и способов политической деятельности в обществе, различных организационных структур.

В политическую деятельность политологи включают три основных процесса:

- процесс политической социализации,

- участие самих граждан в политической жизни,

- политическое поведение деятелей, принимающих решения.

Что касается последнего, то ему была посвящена предыдущая тема «Политическая элита и политическое лидерство», о социализации речь пойдет ниже, а сейчас рассмотрим, в каких формах проходит участие граждан в политической жизни.

Более двух тысяч лет назад Аристотель назвал человека «политическим животным», ибо без активной политической жизни, без активного участия в полисной жизни он не видел смысла существования человека как общественного существа и гражданина. Над тем, в чем заключается активная политическая роль личности, задумывались многие мыслители прошлого.

Политическая сущность человека реализуется в политическом поведении и протекает в политической жизни общества. Политическая жизнь общества – это процесс производства и воспроизводства политических связей между людьми.

И поскольку конечной целью всякой политической деятельности является овладение и использование людьми государственной власти для защиты своих жизненных интересов, то, следовательно, и специфика политических связей состоит в том, что они складываются между людьми в процессе их деятельности, направленной на овладение и использование государственной власти.

Проявляться политические связи могут в таких основных формах, как:

- политические отношения (соперничество или сотрудничество);

- политические объединения (в совокупности образуют политическую структуру общества);

- политическая система общества.

Под политическим поведением понимается, любая форма участия в осуществлении власти или противодействии ее осуществлению (через формальные организации или массовые движения). В политическом поведении, как правило, выделяются два основных типа: «открытое» (политическое действие) и «закрытое» (бездействие), или другими словами: политическое участие или абсентизм.

Поведение конкретных личностей в обществе – это широкий диапазон политических позиций и действий: от активного участия в политической жизни до полного бездействия. Критерием политической активности является стремление и возможность влиять на политическую власть или использовать ее для реализации своих интересов.

В зависимости от политического поведения участники политики подразделяются на следующие категории:

- лидеры, которые возглавляют политические движения. Своим авторитетом они способствуют сплочению участников движения и достижения намеченных целей;

- активисты, которые выступают посредниками между лидером и последователями. Они организуют участников движения, вносят существенные коррективы в стратегию и тактику поведения масс;

- последователи (характеризуются разной степенью активности и участия в организации);

- лидеры мнения. Не влияя на поведение участников с точки зрения их организации, они своей интеллектуальной деятельностью в публицистике создают «поля» эмоционального напряжения вокруг тех или иных проблем.

Исходя из того, что политическое участие – это влияние граждан на функционирование системы, формирование политических институтов и процесс выработки политических решений, американский социолог У. Мильбрайт подразделяет политическое участие на конвенциональное (легальное и регулируемое законом) и неконвенциональное (незаконное, отвергаемое большей частью общества по моральным, религиозным и иным соображениям).

К первому типу он относит участие в голосовании, участие в работе партий и избирательных комиссиях, участие в политической жизни общества, контакты с официальными лицами.

Ко второму типу относится участие в демонстрациях, бунтах, решительные протесты против безнравственных действий власти, участие в митингах, протестах, отказ повиноваться несправедливым законам и политическим решениям.

Неконвенциональное участие может осуществляться в ненасильственных активных формах (демонстрации, пикеты, митинги), и насильственных (терроризм, бунты и т.д.).

А вообще следует заметить, что по поводу политического участия и политической активности в западной политологии существует довольно много подходов и концепций, каждая из которых акцентирует внимание на той или иной стороне проблемы.

Политическая социализация

В политологии под социализацией понимается процесс, с помощью которого входящий в жизнь индивид становится социокультурной личностью, т.е. переживает, по определению Н. Кеннинга, «второе социокультурное рождение».

Социализация – это процесс усвоения формирующейся личностью тех социальных, политических норм и культурных ценностей, тех образцов поведения, которые приняты в данном обществе, это процесс интеграции личности в общество в целом и в различные типы социальных общностей. Процесс социализации завершается достижением личности социальной зрелости, что характеризуется обретением интегрального социального статуса.

В процессе социализации выделяют ряд ступеней или стадий:

- первичная социализация, которая проходит в рамках семьи;

- вторичная – это усвоение ценностей и норм внесемейного воспитания (в рамках школы, других учебных заведений, групп сверстников);

- третья стадия продолжается всю жизнь.

На процесс социализации, в том числе и политической, оказывают влияние классовые, религиозные, расовые различия, культурные традиции. Формирующаяся личность находится на пересечении множества воздействий и факторов.

В процессе политической социализации индивид приобретает знания, верования, усваивает ценности, нормы и символы, которые и определяют его политическое поведение, при этом они не только приобретаются, но и внутренне принимаются и усваиваются.

Политическая социализация выполняет следующие функции:

- определяет политические цели и ценности, которые хочет постичь индивид через политическое участие;

- формирует представления о приемлемом способе политического поведения, об уместности тех или иных действий в конкретной ситуации;

- определяет отношение индивида к окружающей среде и политической системе;

- вырабатывает определенное отношение к политической символике;

- формирует убеждения и отношения, являющиеся «кодом» политической жизни.

Особенности политической социализации в Украине определяются рядом факторов.

Во-первых, это амбивалентность социально-политического сознания наших граждан. Амбивалентность (от лат. «ambo» – оба и «valentia» - влечение) означает двойственность. За этим термином скрывается сосуществование в глубинной структуре личности противоположных взаимоисключающих эмоциональных установок, например, любви и ненависти по отношению к одному и тому же объекту. Причем одна из этих установок оказывается вытесненной в область подсознательного и оказывает действие, которое даже не осознается личностью. В художественной литературе это блестяще проанализировано и описано Ф.М. Достоевским, а в медицинской практике – З.Фрейдом.

В сфере социально-политического сознания амбивалентность проявляется в том, что в сознании многих жителей Украины одновременно присутствуют старые ценности и установки, связанные с патерналистской психологией (надежды и расчеты на «отеческую» заботу государства), и новые, которые базируются уже на рыночных отношениях.

Во-вторых, в сознании и поведении молодых людей проявляются одновременно и политическая пассивность, и политическая активность. Политическая апатия связана с тем, что за прошедшие полтора десятилетия власти не сумели провести в Украине глубокое реформирование в экономической сфере, жизнь людей не стала лучше, более того, для большинства даже ухудшилась, демократизация затронула далеко не все стороны жизни, нормы правового государства очень тяжело внедряют в практику властных структур. И молодежь видит, что от ее усилий мало что зависит, хотя декларируется обратное.

А вот политическая активность находит выражение в крайних, экстремальных формах. Причем следует отметить, что инициатором многих политических акций являются лидеры некоторых политических партий, а молодежь используется в качестве «политических статистов», которых можно легко купить и в прямом, и в переносном смысле.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.78.106 (0.095 с.)