ТОП 10:

Теория сравнительных преимуществ Д.Рикардо.



Данная теория показала, что торговля может обогатить страну даже в том случае, если она не располагает абсолютными преимуществами. Выбор экспортного товара должен определяться по критерию его сравнительного или относительного преимуществ, тогда экспортная отрасль обладает более высокой производительностью, по сравнению с остальными отраслями. Увеличение удельного веса такого произв-ва и сокращение долей остальных позволяет стране увеличить свой нац. доход.

Рекардо сделал след.вывод о выборе экспортного и импортного направления страны в условиях максимиз. выгод от внешней торговли. Экспортированный товар обладает сравнительными преимуществами по отношению к др. товарам внутреннего рынка, а импортированный тот товар, который таких преимуществ не достиг. Экспортный товар может стать импортом для др. страны, в том случае, если его сравнительные нац. издержки будут ниже, чем сравнительные издержки того же товара в др. стране.

На основе теории сравнительных преимуществ был выделен закон интернациональной стоимости. Этот закон показал диапазон изменения мировой цены товара. Согласно этому закону: более низкие относительные цены товара будут выталкивать его из страны и он станет объектом внешнеэкономич. экспансии, а товар с относительно высокими ценами будет уступать место для импорта. Мир.цена устанавливается в пределах м\у относительными ценами существовавшими в странах до начала торговли.

Теория Хекшера - Олина.

Данная теория была разработана двумя шведскими экон-ми. Они включили в модель Риккардо помимо труда еще капитал. И тем самым построили двухфакторную модель развития внешней торговли. Построение данной модели внешней торговли опиралась на сравнение относительных цен ресурсов. Согласно этой модели относит.цены ресурсов зависят от их редкости и насыщенности. Редкий ресурс явл. более дорогим, а насыщенный относительно дешевым. В этой модели были выделены след. критерии выбора, направленные внешней торговлей привязан. к харак-ке располаг. ресурсов:

1)экспортироваться должен товар, который содержи насыщенный ресурс, а импортироваться тот, произв-во которого использ. более редкий ресурс.

2)специализация внутри страны должна строиться на использ. более дешевых ресурсов. Если дешевыс явл. капитал, то следует ориентироваться на капиталоемкую продукцию. При более дешевом труде на трудоемкую.

Парадокс Леонтьева.

В 1945г. Василий Леонтьев на основе межотраслевого баланса предполагал подтвердить теорию Хекшера – Олина.

Согласно данной теории, США обладающие избытком капиталов должны были экспортировать капиталоемкие товары, а импортировать трудоемкие. Исследования показали, что импорт США был на 30% более капиталоемок, чем экспорт, т.е. капиталонасыщенные США экспортировали трудоемкую продукцию, а импортировали капиталоемкую. Такое явление получило название Парадокс Леонтьева.

Исследовав более подробно это явление Леонтьев пришел к выводу, что научно-технич. прогресс ведет не только к насыщению, но и к росту квалифик.раб.силы. Он разбил фактор труда на 2 блока: квалифицированный труд и неквалифицированный труд. Продукт квалифицированной раб.силы по закону дедукции труда обменивается на больший продукт менее квалифицированного труда и внешняя торговля в таком случае дает больший эффект.

Загадка Парадокса Леонтьева подтолкнула к необходимости разделить факторы произв-ва и учесть воздействие каждого подвида на направление и интенсивность экспортных и импортных потоков.

В факторе капитал было выделено 3 компонента: человеческий, физический и капитал знаний.

Произв-ные факторы были разделены на базисные и развитые. Базисные фаторы привязывались к природным ресурсам, климатич. условиям, географич.положению страны. Развитые факторы явл. продуктом экономич. развития.

7.

8. Международная торговля: сущность, субъекты и объекты, факторы развития.

Международная торговля – это сфера товарно-денежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира.

Внешняя торговля – это обмен товарами и услугами между государственно-оформленными национальными хозяйствами. Международная торговля связывает национальные экономики в единую систему мир.рынка.

В процессе международной торговли возникает два направления товаропотоков – экспорт и импорт.

Характеристики внешней и международной торговли:

1)стоимостной и физический объем (товарооборот).

2)товарная структура, представляющая собой соотношение товарных групп в мировом экспорте.

3)географическая структура представляет собой распределение торговых потоков между отдельными странами и их группами.

Субъектами международной торговли выступает все государства мира, которые в зависимости от уровня их экономического развития подразделяются на группы:

-страны с развитой рыночной экономикой

-развивающиеся страны

-страны с переходной экономикой

Таким образом, субъектами международной торговли выступают:

· страны мира;

· ТНК и МНК;

· региональные интеграционные группировки.

В качестве объектов международной торговли выделяют продукты труда человека – товары и услуги.

Товар – это предмет труда человека, удовлетворяющий общественную потребность, произведенный для обмена и принимающий видимую и осязаемую форму.

Услуга – это предмет труда человека, также направленный на удовлетворение общественной потребности, произведенный для обмена, но принимающий форму невидимого, неосязаемого продукта.

На современном этапе международная торговля является наиболее развитой формой международных экономических отношений. Необходимость ее обусловлена следующими факторами:

– образованием мирового рынка;

– неравномерностью развития отдельных отраслей в разных странах, в результате чего избыток продукции вывозится за границу;

– ограниченностью размеров внутреннего рынка отдельно взятой страны.

Следовательно, заинтересованность отдельных стран в расширении своих международных связей объясняется потребностями сбыта продукции на внешних рынках, необходимостью получения определенных товаров извне, а также стремлением извлечь более высокую прибыль в связи с использованием дешевой рабочей силы и сырья развивающихся стран.

Особенность развития международной торговли после Второй мировой войны заключается в стремительном росте ее объемов. Этому способствовали такие факторы:

– научно-техническая революция, которая стимулировала обновление и расширение основного производственного капитала;

– усиление государственного регулирования экономики с целью интенсификации процессов накопления капитала и предотвращения экономических кризисов;

– возрастание экономической мощи отдельных промышленных предприятий и крупных транснациональных компаний;

– экономическая интеграция в рамках отдельных групп стран.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.121.230 (0.007 с.)