Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория сравнительного преимущества Д. Рикардо.

Поиск

 

Д. Рикардо открыл закон сравнительных преимуществ, согласно которому каждая страна специализируется на производстве тех товаров, по которым ее трудовые издержки сравнительно ниже, хотя абсолютно они могут быть иногда и несколько больше, чем за границей. Д. Рикардо обосновал свою теорию в работе «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817 г.), в которой он приводит ставший классическим пример обмена английского сукна на португальское вино, в результате чего выгоду получают обе страны.

Заслуга Д. Рикардо заключается, во-первых, в том, что он доказал, что торговля между странами выгодна и тогда, когда одна из стран обладает абсолютно большей эффективностью в производстве всех товаров. Во-вторых, он ввел в анализ понятие альтернативной цены.

Альтернативная цена представляет собой время, необходимое для производства одного товара, выраженное через рабочее время, необходимое для производства другого товара.

Следует отметить, что принцип сравнительных преимуществ справедлив не только для единиц двух различных товаров и двух стран, но и для любого количества стран и товаров. Конечно, применение принципа в практике внешней торговли модифицируется действием многочисленных факторов, в частности, валютными курсами, инфляцией, таможенными барьерами. Но это не отменяет действие закона сравнительных преимуществ. До тех пор, пока в соотношении цен внутри страны сохраняются хоть малейшие различия, каждая страна будет иметь сравнительные преимущества во внешней торговле.

Теория Д. Рикардо, сохраняя свою актуальность и до наших дней, все же не лишена недостатков. Во-первых, она исходит из анализа только одного фактора производства – труда, оставляя без внимания капитал и землю. Во-вторых, теория не содержит ответа на вопрос о природе и причинах возникновения сравнительных преимуществ.

 

 

Вопрос.

Теория соотношения факторов производства Хекшера-Олина.

В 30-40-годы ХХ в. шведские экономисты Эли Хекшер и Бер-тиль Олин создали теорию соотношения факторов производства, которая является дополнением рикардовской теории сравнительных преимуществ.

Теория Хекшера–Олина исходит из того, во-первых, что страны неодинаково наделены факторами производства. Из-за этого в одних странах дешев капитал (низкий банковский процент), в других дешевая рабочая сила (низкая заработная плата, изобилие трудовых ресурсов). Во-вторых, для производства разного типа товаров требуется неодинаковое количество труда и капитала. Так, производство тканей и одежды требует относительно большего количества труда и меньших затрат капитала, тогда как для производства сложной техники страна должна иметь солидные ресурсы капитла. Следовательно, сравнительные преимущества страны и ее экспорт/импорт связаны с наделенностью факторами производства.

Факторонасыщенность – показатель, определяющий относительную обеспеченность страны факторами производства. Факторонасыщенность может быть определена двумя способами: через относительные цены каждого из факторов производства или через абсолютные размеры факторов производства. Обычно ценой капитала является процентная ставка, а ценой труда – заработная плата.

Фактороинтенсивность – показатель, определяющий относительные затраты факторов производства на создание определенного товара. Например, товар 2 является относительно более капиталоемким, чем товар 1, если соотношение затрат труда и капитала на производство товара 2 больше, чем соотношение этих же затрат на производство товара 1.

Теорема ХекшераОлина заключается в том, что каждая страна экспортирует те товары, выпуск которых базируется на избыточных у нее факторах производства (труд, земля или капитал) и импортирует товары, для выпуска которых она хуже наделена факторами производства.

 

Вопрос.

Парадокс В. Леонтьева.

 

Парадокс В. Леонтьева. В 1956 г. американский экономист российского происхождения В. Леонтьев предпринял попытку эмпирической проверки основных выводов теории Хекшера–Олина и пришел к парадоксальным выводам. Использовав модель межотраслевого баланса «затраты-выпуск», построенную на основе данных по экономике США за 1947 г., он показал, что в американском экспорте преобладали относительно более трудоемкие товары, а в импорте — капиталоемкие. Учитывая, что в первые послевоенные годы в США, в отличие от большинства их торговых партнеров, капитал был относительно избыточным фактором производства, а уровень заработной платы был значительно выше, этот эмпирически полученный результат явно противоречил тому, что предполагала теория Хекшера–Олина, и потому получил название «парадокс Леонтьева». Последующие исследования подтвердили наличие этого парадокса в послевоенный период не только для США, но и для других стран (Японии, Индии и др.).

 

Вопрос.

Альтернативные теории международной торговли.

 

Теория «предпочтения сходства»

В 1961 г. американский экономист С. Линдер выдвинул предположение, что в международной торговле товаропотоки зависят от спроса не меньше, чем от предложения. Все предыдущие теории исходили из того, что сравнительные преимущества страны связаны с характеристиками предложения, т.е. производства. Но, как полагал С. Линдер, ассортимент товаров в одной стране не совпадает с разнообразием потребностей потребителей, что еще более усиливается вследствие развития международных связей, туризма, поездок и т.п.

теория С. Линдера объясняет, почему основной объем приходится на товарообмен между развитыми странами. Определенным ограничителем в применении данной теории является то, что она применима только к торговле промышленными товарами, тогда как торговля сырьем и сельскохозяйственной продукцией объясняется теорией Хекшера–Олина.

Теория жизненного цикла продукта

В середине 60-х годов экономисты Р. Вернон, Ч. Киндельберг и Л. Уэльс выдвинули теорию жизненного цикла продукта, в которой попытались объяснить развитие мировой торговли готовыми изделиями на основе этапов их жизни, т.е. периода времени, в течение которого продукт обладает жизнеспособностью на рынке и обеспечивает достижение целей продавца.

Цикл жизни продукта охватывает четыре стадии — внедрение, рост, зрелость и упадок. На первой стадии происходит разработка новой продукции в ответ, как правило, на возникшую потребность внутри страны. Поэтому на этой стадии производство нового продукта носит мелкосерийный характер, требует высокой квалификации рабочих и концентрируется в стране нововведения (обычно это промышленно развитая страна), а производитель занимает почти монопольное положение, и лишь небольшая часть продукта поступает на внешний рынок. На стадии роста спрос на продукт растет и его производство расширяется и постепенно распространяется на другие развитые страны, продукт становится более стандартизованным, увеличивается конкуренция между производителями и расширяется экспорт.

На стадии зрелости преобладает крупносерийное производство, в конкурентной борьбе преобладающим становится ценовой фактор, и по мере расширения рынков и распространения технологий страна нововведения уже не обладает конкурентными преимуществами. Начинается перемещение производства в развивающиеся страны, где дешевая рабочая сила может быть эффективно использована в стандартизованных производственных процессах.

Теория эффекта масштаба.

В начале 80-х годов П. Кругман, К. Ланкастер и некоторые другие экономисты предложили альтернативное классическому объяснение международной торговли, основанное на так называемом эффекте масштаба. Суть этого хорошо известного из микроэкономической теории эффекта заключается в том, что при определенной технологии и организации производства долговременные средние издержки сокращаются по мере увеличения объема выпускаемой продукции, т.е. возникает экономия, обусловленная массовым производством.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 907; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.1.100 (0.009 с.)