Теория абсолютного преимущества А. Смита. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория абсолютного преимущества А. Смита.



Вопрос.

Понятие и предмет изучения дисциплины.

 

Мировая экономика – это многоуровневая, глобальная система хозяйствования, объединяющая национальные экономики стран мира на основе международного разделения труда посредством системы международных экономических отношений. В целом мировую экономику можно определить как совокупность национальных хозяйств и негосударственных структур, объединенных международными отношениями.

Предмет мировой экономики:

Предметом этой дисциплины являются экономические закономерности взаимодействия национальных экономик, она рассматривает движение потоков товаров, услуг и платежей внутри мирового сообщества, экономическую политику, определяющую и регламентирующую эти потоки и их воздействие на общественное благосостояние.

Международная торговля – это сфера устойчивых международных товарно-денежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира.

Внутренний рынок – это форма хозяйственного общения, при которой все предназначенное для продажи сбывается производителем внутри страны. Национальный рынок – это внутренний рынок, часть которого ориентируется на иностранных покупателей. Международный рынок – это часть национальных рынков торгующих стран, которая непосредственно связана с зарубежными рынками. Мировой рынок – это сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанных на международном разделении труда и других факторов производства.

 

Вопрос.

Теория абсолютного преимущества А. Смита.

 

В конце XVIII в. на смену меркантилизму пришла теория свободной торговли – «free trade» или «фритредерство». Согласно этой теории, благосостояние наций зависит не столько от количества накопленного ими золота, сколько от их способности производить конечные товары и услуги. Поэтому основная задача стоит не в накоплении золота, а в развитии производства за счет разделения труда и его кооперации. Наилучшим образом это может быть достигнуто в условиях, когда производители экономически независимы и могут самостоятельно выбирать род своей деятельности в рамках существующих законов.

Первым, кто попытался научно объяснить взаимовыгодность внешней торговли, был А. Смит. В своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) он критиковал боязнь внешней торговли. При этом он сравнивал нации с домашними хозяйствами. Поскольку каждое семейное хозяйство производит для себя лишь часть необходимого, а остальное покупает за счет продажи излишков, то же самое можно отнести и к странам. Если другая страна может поставлять нашей стране более дешевые товары, чем отечественные, то нет смысла тратить ресурсы на их изготовление. Лучше сосредоточиться на выпуске тех товаров, которые в нашей стране могут производиться дешевле, чем в других странах. Взгляды А. Смита на внешнюю торговлю получили название «теории абсолютных преимуществ», которая основана на многочисленных допущениях. Он принимает как аксиому, что единственным фактором производства является труд; имеет место полная занятость, т.е. все имеющиеся в наличии трудовые ресурсы используются на производство товаров; в международной торговле участвуют только две страны, которые торгуют друг с другом только двумя товарами; издержки производства остаются постоянными, а их снижение увеличивает спрос на товар; цена одного товара выражена в количестве труда, затраченного на производство другого; транспортные расходы по перевозке товаров из одной страны в другую равны нулю; внешняя торговля свободна от ограничений и регламентации.

В соответствии с воззрениями А. Смита:

1. правительствам следует не вмешиваться во внешнюю торговлю, поддерживать режим открытых рынков и свободы торговли1;

2. нации, так же, как и частные лица, должны специализироваться на производстве тех товаров, в производстве которых у них есть преимущества, и торговать ими в обмен на товары, преимуществом в производстве которых обладают другие нации;

3. внешняя торговля стимулирует развитие производительности труда путем расширения рынка за пределы национальных границ;

4. экспорт является положительным фактором для экономики страны, ибо обеспечивает сбыт излишка продуктов, которые не могут быть проданы на внутреннем рынке;

5. субсидии на экспорт являются налогом на население и ведут к повышению внутренних цен и поэтому должны быть отменены.

Однако выводы А. Смита о выгодах внешней торговли были несовершенны. Его теория не давала ответа на вопрос о выгодах внешней торговли в ситуации, когда страна не располагала абсолютным преимуществом.

 

 

Вопрос.

Теория сравнительного преимущества Д. Рикардо.

 

Д. Рикардо открыл закон сравнительных преимуществ, согласно которому каждая страна специализируется на производстве тех товаров, по которым ее трудовые издержки сравнительно ниже, хотя абсолютно они могут быть иногда и несколько больше, чем за границей. Д. Рикардо обосновал свою теорию в работе «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817 г.), в которой он приводит ставший классическим пример обмена английского сукна на португальское вино, в результате чего выгоду получают обе страны.

Заслуга Д. Рикардо заключается, во-первых, в том, что он доказал, что торговля между странами выгодна и тогда, когда одна из стран обладает абсолютно большей эффективностью в производстве всех товаров. Во-вторых, он ввел в анализ понятие альтернативной цены.

Альтернативная цена представляет собой время, необходимое для производства одного товара, выраженное через рабочее время, необходимое для производства другого товара.

Следует отметить, что принцип сравнительных преимуществ справедлив не только для единиц двух различных товаров и двух стран, но и для любого количества стран и товаров. Конечно, применение принципа в практике внешней торговли модифицируется действием многочисленных факторов, в частности, валютными курсами, инфляцией, таможенными барьерами. Но это не отменяет действие закона сравнительных преимуществ. До тех пор, пока в соотношении цен внутри страны сохраняются хоть малейшие различия, каждая страна будет иметь сравнительные преимущества во внешней торговле.

Теория Д. Рикардо, сохраняя свою актуальность и до наших дней, все же не лишена недостатков. Во-первых, она исходит из анализа только одного фактора производства – труда, оставляя без внимания капитал и землю. Во-вторых, теория не содержит ответа на вопрос о природе и причинах возникновения сравнительных преимуществ.

 

 

Вопрос.

Вопрос.

Парадокс В. Леонтьева.

 

Парадокс В. Леонтьева. В 1956 г. американский экономист российского происхождения В. Леонтьев предпринял попытку эмпирической проверки основных выводов теории Хекшера–Олина и пришел к парадоксальным выводам. Использовав модель межотраслевого баланса «затраты-выпуск», построенную на основе данных по экономике США за 1947 г., он показал, что в американском экспорте преобладали относительно более трудоемкие товары, а в импорте — капиталоемкие. Учитывая, что в первые послевоенные годы в США, в отличие от большинства их торговых партнеров, капитал был относительно избыточным фактором производства, а уровень заработной платы был значительно выше, этот эмпирически полученный результат явно противоречил тому, что предполагала теория Хекшера–Олина, и потому получил название «парадокс Леонтьева». Последующие исследования подтвердили наличие этого парадокса в послевоенный период не только для США, но и для других стран (Японии, Индии и др.).

 

Вопрос.

Альтернативные теории международной торговли.

 

Теория эффекта масштаба.

В начале 80-х годов П. Кругман, К. Ланкастер и некоторые другие экономисты предложили альтернативное классическому объяснение международной торговли, основанное на так называемом эффекте масштаба. Суть этого хорошо известного из микроэкономической теории эффекта заключается в том, что при определенной технологии и организации производства долговременные средние издержки сокращаются по мере увеличения объема выпускаемой продукции, т.е. возникает экономия, обусловленная массовым производством.

Вопрос

Вопрос.

Вопрос.

Вопрос.

Вопрос.

Таможенный тариф на импорт.

 

Таможенная пошлина – это налог, взимаемый государством с провозимых через национальную границу товаров по ставкам, предусмотренным таможенным тарифом.

Импортные пошлины накладываются на товары, ввозимые в страну, и служат основным механизмом зашиты отечественного производителя.

Импортные пошлины выполняют главную роль в защите отечественного товаропроизводителя от иностранной конкуренции.

 

Вопрос.

Вопрос.

Вопрос.

Вопрос.

Таможенный союз.

 

Одним из направлений развития тарифных методов регулирования внешней торговли является координатция таможенной политики между странами путем создания зон свободной торговли или таможенных союзов. При создании зоны свободной торговли, участвующие в ней страны ликвидируют таможенные пошлины в торговле между собой, но сохраняют каждая свой уровень таможенной защиты по отношению к третьим странам. Таможенный союз предлагает не только беспошлиную торговлю между странами – участницами союза, но и установлление единого внешнего таможенного тарифа.

В настоящее время в мире насчитывается более 30 различных интеграционных объединений во всех частях света, абсолютное большинство которых использует в той или иной мере координацию тарифной политики. Наиболее развитое интеграционное объединение – Европейский союз (ЕС), одним из первых этапов которого стало создание западноевропейскими странами таможенного союза.

Тамо́женный сою́з, ТС — соглашение двух или более государств (форма междугосударственного соглашения) об отмене таможенных пошлин в торговле между ними, форма коллективного протекционизма от третьих стран. Таможенный союз предусматривает также образование «единой таможенной территории».

Обычно страны — участницы таможенного союза договариваются о создании межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Как правило, это заключается в проведении периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный Секретариат.

Фактически, речь идет о форме межгосударственной интеграции, предполагающей создание наднациональных органов. В этом плане таможенный союз является значительно более продвинутой формой интеграции, чем, например, зона свободной торговли.

 

Вопрос.

Вопрос.

Квотирование.

 

Один из главных способов регулирования внешней торговли – квотиро-вание (quotation) – о граничение экспорта/импорта определенным количеством или суммой на установленный период времени.

Наиболее распространенным видом нетарифных барьеров являются импортные квоты.

Импортная квота – это количество иностранного товара, которое может быть ввезено в страну в течение определенного периода времени.

Преимущества использования квот заключаются в следующем. Во-первых, квота позволяет фиксировать затраты на импорт, что особенно важно при жесткой иностранной конкуренции и пассивном торговом балансе. Во-вторых, квоты дают возможность правительству проводить более гибкую внешнеторговую политику. Поскольку международные торговые соглашения не позволяют повысить пошлины, легче установить более строгие импортные квоты.

Выделяет следующие виды квот.

Глобальные – устанавливается на определенный период времени (обычно – год) лимит на количество или стоимость товара, который можно импортировать/экспортировать. Как правило, глобальные квоты не разбиваются по странам, а лишь ограничивают общее количество товара. Основная цель таких квот – обеспечение необходимого уровня потребления, они рассчитываются как разность внутреннего производства и потребления.

Индивидуальные – либо сезонные, с учетом доли экспортеров/импортеров в прошлом году, либо в отношении отдельных стран, связанных с данной страной экспортно/импортными отношениями. Естественная квота – связана с ограниченной пропускной способностью нефтепроводов, газопроводов, терминалов в портах и т.п.

Экспортная квота – ограничивает количество продукции, разрешенной для вывоза.

Импортная квота – устанавливает количество, разрешенное для ввоза.

Исключительная квота – вводится в особых случаях в целях обеспечения безопасности государства, выполнения международных обязательств, защитой внутреннего рынка.

Следует отметить, что в настоящее время на долю квот приходится 2/3 всех нетарифных ограничений торговли.

 

 

Вопрос.

Вопрос.

Экспортные субсидии.

 

Особое место в системе протекционистских мер занимает субсидирование экспорта (export subsidy). Это обусловлено усилением зависимости экономического роста страны от участия в международной торговле. Рост экспорта характеризует экономический прогресс страны и способствует повышению уровня жизни населения. Накопление валютных резервов создает условия для реализации разнообразных программ экономического развития.

Государственные субсидии – денежные выплаты экспортерам с целью поддержки отечественных производителей и дискриминации импорта.

Виды субсидий:

1. прямые – в размере разницы издержек экспортера и полученного им дохода (категорически запрещены ВТО);

2. косвенные (скрытые) – льготы экспортерам по налогам, возврат пошлин, льготное страхование и т.п.;

3. государственные заказы – покупка государством отечественной продукции, даже если она дороже импортной. Так, например, в США с 1933 г. действует закон о преимущественной покупке американских товаров (Buy American). Иностранная фирма может получить заказ только в том случае, если ее цены ниже американских на 50%.

В отношении стимулирования экспорта чаше всего применяется политика субсидирования. Экспортные субсидии позволяют фирмам удешевить экспорт и усилить свои позиции на рынках других стран.

Субсидии по своему экономическому механизму отличаются от пошлин. Пошлины ведут к повышению цены товара, а субсидия дает отечественному товаропроизводителю возможность снизить внутренние цены и повысить конкурентоспособность товара.

 

Вопрос.

Демпинг.

 

Демпинг – это международная дискрими-нация в ценах. В этой ситуации экспортирующая фирма продает свой товар на каком-либо одном зарубежном рынке дешевле, чем на другом.

Различают следующие виды демпинга:

1.«разбойничий» демпинг (predutory dumping) – это временное установление низких цен, направленное на вытеснение конкурента с данного рынка, с последующим восстановлением уровня цен;

2. постоянный демпинг (persistent dumping) продолжается неограниченное время по цене ниже справедливой;

3. спорадический демпинг – разовая продажа излишков товара на внешнем рынке по заниженным ценам;

4. обратный демпинг – повышение цен на экспорт по сравнению со справедливыми ценами;

5. взаимный демпинг – взаимная торговля нескольких стран одними и теми же товарами по заниженным ценам.

 

Вопрос.

Международные картели.

 

Еще одной формой внешне торговой политики, связанной с монополизацией рынка, является международные картели – монополистические объединения экспортеров, которые путем обеспечения контроля за объемами производства ограничивают конкуренцию между продавцами с целью установления выгодных цен. Такого рода картели создавались неоднократно на рынках сырьевых и сельскохозяйственных товаров, характеризующихся низкой эластичностью спроса по цене и ограниченным числом продавцов.

 

Вопрос.

Экономические санкции.

 

Крайней формой государственного ограничения внешней торговли являются экономические санкции, например, торговое эмбарго – запрещение государством ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой–либо страны товаров. Страна вводит эмбарго на торговлю с другой страной, как правило, по политическим мотивам. Экономические санкции по отношению к какой-либо стране могут также носить коллективный характер, например, когда они вводятся по решению ООН.

 

Вопрос.

Вопрос.

Вопрос.

Вопрос.

Вопрос.

Платежный баланс.

 

Платежный баланс — это систематизированная запись итогов всех экономических сделок между резидентами данной страны и остальным миром в течение определенного периода времени, как правило, года. Платежный баланс отражает не индивидуальные, а совокупные сделки между данной страной и другими государствами. Главная задача платежного баланса – в количественных характеристиках показывать характер, степень и структуру участия страны в международных экономических отношениях. Платежный баланс, как любой счет, состоит из двух частей – кредита и дебета. По кредиту счета отражаются источники поступления денежных ресурсов, по дебету – направления их расходования.

Основными принципами построения платежного баланса являются следующие.

1. Принцип резидентства. Резидентом считается физическое или юридическое лицо, если оно постоянно проживает или имеет регистрацию постоянного местонахождения на территории данной страны за период, обычно, не менее года3.

2. Понятие экономической сделки. Экономическая сделка – обмен, смена собственника товара, услуги, финансового актива за определенный эквивалент. Под понятие сделки таким образом не попадают многочисленные и много миллиардные обмены товаров, услуг, ресурсов без смены собственника, внутри, например, транснациональных компаний, расположенных в разных странах.

3. Принцип двойной записи. В основу составления платежного баланса положен принцип двойной записи, т.е. каждая сделка отражается в нем дважды – на странице кредита сделка фиксируется c положительным знаком, на странице дебета – с отрицательным. На странице кредита фиксируются экспорт товаров и услуг, доходы на зарубежные инвестиции, получение кредитов и займов в других странах, на странице дебета – импорт товаров и услуг, перевод иностранными инвесторами прибыли за рубеж, предоставление кредитов иностранным заемщикам, инвестиции за рубежом.

 

Вопрос.

Вопрос.

Вопрос.

Понятие и предмет изучения дисциплины.

 

Мировая экономика – это многоуровневая, глобальная система хозяйствования, объединяющая национальные экономики стран мира на основе международного разделения труда посредством системы международных экономических отношений. В целом мировую экономику можно определить как совокупность национальных хозяйств и негосударственных структур, объединенных международными отношениями.

Предмет мировой экономики:

Предметом этой дисциплины являются экономические закономерности взаимодействия национальных экономик, она рассматривает движение потоков товаров, услуг и платежей внутри мирового сообщества, экономическую политику, определяющую и регламентирующую эти потоки и их воздействие на общественное благосостояние.

Международная торговля – это сфера устойчивых международных товарно-денежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира.

Внутренний рынок – это форма хозяйственного общения, при которой все предназначенное для продажи сбывается производителем внутри страны. Национальный рынок – это внутренний рынок, часть которого ориентируется на иностранных покупателей. Международный рынок – это часть национальных рынков торгующих стран, которая непосредственно связана с зарубежными рынками. Мировой рынок – это сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанных на международном разделении труда и других факторов производства.

 

Вопрос.

Теория абсолютного преимущества А. Смита.

 

В конце XVIII в. на смену меркантилизму пришла теория свободной торговли – «free trade» или «фритредерство». Согласно этой теории, благосостояние наций зависит не столько от количества накопленного ими золота, сколько от их способности производить конечные товары и услуги. Поэтому основная задача стоит не в накоплении золота, а в развитии производства за счет разделения труда и его кооперации. Наилучшим образом это может быть достигнуто в условиях, когда производители экономически независимы и могут самостоятельно выбирать род своей деятельности в рамках существующих законов.

Первым, кто попытался научно объяснить взаимовыгодность внешней торговли, был А. Смит. В своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) он критиковал боязнь внешней торговли. При этом он сравнивал нации с домашними хозяйствами. Поскольку каждое семейное хозяйство производит для себя лишь часть необходимого, а остальное покупает за счет продажи излишков, то же самое можно отнести и к странам. Если другая страна может поставлять нашей стране более дешевые товары, чем отечественные, то нет смысла тратить ресурсы на их изготовление. Лучше сосредоточиться на выпуске тех товаров, которые в нашей стране могут производиться дешевле, чем в других странах. Взгляды А. Смита на внешнюю торговлю получили название «теории абсолютных преимуществ», которая основана на многочисленных допущениях. Он принимает как аксиому, что единственным фактором производства является труд; имеет место полная занятость, т.е. все имеющиеся в наличии трудовые ресурсы используются на производство товаров; в международной торговле участвуют только две страны, которые торгуют друг с другом только двумя товарами; издержки производства остаются постоянными, а их снижение увеличивает спрос на товар; цена одного товара выражена в количестве труда, затраченного на производство другого; транспортные расходы по перевозке товаров из одной страны в другую равны нулю; внешняя торговля свободна от ограничений и регламентации.

В соответствии с воззрениями А. Смита:

1. правительствам следует не вмешиваться во внешнюю торговлю, поддерживать режим открытых рынков и свободы торговли1;

2. нации, так же, как и частные лица, должны специализироваться на производстве тех товаров, в производстве которых у них есть преимущества, и торговать ими в обмен на товары, преимуществом в производстве которых обладают другие нации;

3. внешняя торговля стимулирует развитие производительности труда путем расширения рынка за пределы национальных границ;

4. экспорт является положительным фактором для экономики страны, ибо обеспечивает сбыт излишка продуктов, которые не могут быть проданы на внутреннем рынке;

5. субсидии на экспорт являются налогом на население и ведут к повышению внутренних цен и поэтому должны быть отменены.

Однако выводы А. Смита о выгодах внешней торговли были несовершенны. Его теория не давала ответа на вопрос о выгодах внешней торговли в ситуации, когда страна не располагала абсолютным преимуществом.

 

 

Вопрос.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 2655; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.59 (0.061 с.)