ТОП 10:

Принципы построения платежного баланса



Важнейшим принципом построения платежного баланса является проведение различия между резидентами и нерезидентами при учете всех сделок. В соответствии с общепринятыми критериями к резидентам относят физических лиц, имеющих постоянное местожительство в данной стране, предприятия и организации, созданные в соответствии с законодательством данной страны и находящиеся в этой стране. Кроме того, резидентами являются дипломатические и иные официальные представительства страны за рубежом, а также зарубежные филиалы и представительства предприятий и организаций-резидентов.

Существует два различных подхода к регистрации операций для статистики платежного баланса: регистрация сделок на момент операции и на момент расчета.

Составление платежного баланса на момент расчета охватывает только сделки, связанные с наличными платежами. Таким образом, в нем учитываются только фактически осуществленные платежи и поступления. В силу этого указанный подход имеет определенные ограничения: не принимаются во внимание операции, осуществляемые без наличных расчетов, а также полученные и предоставленные кредиты.

Базирующийся на операциях подход обеспечивает учет различных стадий заграничных операций, отражая все требования и обязательства страны к загранице, в том числе и непогашенные. Критерием в данном случае является переход собственности от резидентов к нерезидентам и наоборот. Указанный метод дает более полное понимание экономических операций между резидентами и нерезидентами, включая в платежный баланс безналичные сделки.

Проиллюстрируем сказанное условным примером. Итак, импортер приобретает за границей товары, привлекая на эти цели иностранный кредит. В данном случае импортер не получает валюту от нерезидента-экспортера. В результате при составлении платежного баланса по методу операций указанная сделка найдет свое отражение в следующей записи:

 

Кредит Дебет

Товар......................……………… - 100

Иностранные пассивы, займы…. 100 -

 

В то же время при составлении платежного баланса по методу расчетов запись была бы произведена только в момент погашения кредита, который может быть существенно сдвинут относительно момента совершения сделки.

В современных условиях в большинстве стран платежный баланс составляется по методу операций. Указанный подход возобладал в результате дискуссий и в настоящее время соответствует рекомендациям МВФ.

Факторы, определяющие ПБ

Платежный баланс имеет прямую и обратную связь с воспроизводством. С одной стороны, он складывается под влиянием процессов, происходящих в воспроизводстве, а с другой - воздействует на него, так как влияет на курсовые соотношения валют, золото - валютные резервы, валютное положение, внешнюю задолженность, направление экономической, в том числе валютной, политики, состояние мировой валютной системы. Платежный баланс дает представление об участии страны в мировом хозяйстве, масштабах, структуре и характере ее внешнеэкономических связей. В платежном балансе отражаются:

 

a. Структурные диспозиции экономики, определяющие разные возможности экспорта и потребности импорта товаров, капиталов и услуг;

б. Изменения в соотношении рыночного и государственного регулирования экономики; в. Конъюнктурные факторы (степень международной конкуренции, инфляции, изменения валютного курса и др.). На состояние платежного баланса влияет ряд факторов. 1. Неравномерность экономического и политического развития стран, международная конкуренция.

2. Циклические колебания экономики. В платежных балансах находят выражение колебания, подъемы и спады хозяйственной активности в стране, так как от состояния внутренней экономики зависят ее внешнеэкономические операции. Колебания платежного баланса, обусловленные механизмом промышленных циклов, способствуют перенесению внутриэкономических циклических процессов из одной страны в другие. Рост производства вызывает увеличение импорта топлива, сырья, оборудования, а при замедлении темпов экономического роста ввоз товаров сокращается. Экспорт товаров, капиталов, услуг в большей степени реагирует на изменения условий мирового рынка. При вялом хозяйственном развитии вывоз капитала обычно увеличивается. При ускоренном развитии экономики, когда растут прибыли, усиливается кредитная экспансия в стране, повышается процентная ставка, темп вывоза капитала падает. В силу асинхронности современного экономического цикла его колебания влияют на платежный баланс зачастую косвенно.

Мировые экономические кризисы приводят к крупномасштабным дефицитам платежных балансов то одних, то других стран.

3. Рост заграничных государственных расходов. Тяжелым бременем для платежного баланса являются внешние правительственные расходы, которые преследуют разнообразные экономические и политические цели.

4. Милитаризация экономики и военные расходы. Косвенное воздействие военных расходов на платежный баланс определяется их влиянием на условия производства, темпы экономического роста, а также масштабами изъятия из гражданских отраслей ресурсов, которые могли бы использоваться для капиталовложений, в частности в экспортные отрасли. Если экспортные отрасли загружены военными заказами, а средства, которые можно применить для расширения вывоза товаров, направляются на военные цели, это приводит к сокращению экспортных возможностей страны. Гонка вооружений вызывает увеличение импорта военно-стратегических товаров, в том числе многих видов сырья (нефти, каучука, цветных металлов), сверх нормальных потребностей мирного времени.

5.Усиление международной финансовой взаимозависимости. В современных условиях движение финансовых потоков стало важной формой международных экономических связей. Это обусловлено увеличением масштабов вывоза капиталов, развитием мирового рынка ссудных капиталов, включая еврорынки, финансовые рынки, в условиях либерализации условий сделок. Важным фактором движения капиталов стали усиление не равновесия платежного баланса и потребность в привлечении заемных средств для покрытия его пассивного сальдо. В итоге финансовая взаимозависимость стран стала сильнее коммерческой взаимозависимости. Это усиливает валютные и кредитные риски, в первую очередь риск неплатежеспособности заемщика.

Двойственное влияние вывоза капитала на платежный баланс страны-экспортера заключается в том, что он увеличивает его пассив, но служит базой для притока в страну процентов и дивидендов через определенный период.

Однако приток процентов и дивидендов уменьшается при реинвестиции части прибылей в стране приложения капитала.

6. Изменения в международной торговле. НТР, рост интенсификации хозяйства, переход на новую энергетическую базу вызывают структурные сдвиги в международных экономических связях. Более интенсивной стала торговля готовыми изделиями, в том числе наукоемкими товарами, а также нефтью, энергоресурсами.

В географии товарных потоков наметился сдвиг в сторону расширения обмена между промышленно развитыми странами (70% мировой торговли ; cтран ЕС- 38%) при сокращении удельного веса развивающихся в их внешней торговле. Взаимная торговля промышленно развитых стран поглощает 80% их экспорта (стран ЕС-58%),а торговля между развивающимися странами составляет лишь 1/4 их экспорта. Это обостряет конкуренцию на мировом рынке.

7. Влияние валютно-финансовых факторов на платежный баланс. Девальвация обычно поощряет экспорт , а ревальвация стимулирует импорт при прочих равных условиях . Нестабильность мировой валютной системы ухудшает условия международной торговли и расчетов. В ожидании снижения курса национальной валюты происходит смещение сроков платежей по экспорту и импорту: импортеры стремятся ускорить платежи, а экспортеры, напротив: задерживают получение вырученной иностранной валюты. Достаточен небольшой разрыв в сроках международных расчетов, чтобы вызвать значительный отлив капиталов из страны.

8. Отрицательное влияние инфляции на платежный баланс. Это происходит в том случае, если повышение цен снижает конкурентоспособность национальных товаров, затрудняя их экспорт, поощряет импорт товаров и способствует бегству капиталов за границу. Чрезвычайные обстоятельства - неурожай, стихийные бедствия, катастрофы и т.д. отрицательно влияют на платежный баланс.

56. СТАБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА, ЕЕ ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ

В зависимости от развития экономической и финансовой ситуации в стране и в международной экономике в целом все правительства на том или ином этапе проводят целенаправленную макроэкономическую корректировку (стабилизационную политику) путем использования имеющихся в их распоряжении инструментов экономической политики.

Целенаправленная макроэкономическая корректировка обычно проводится в целях достижения:

- внутреннего баланса — такой комбинации уровней производства и цен, при которой обеспечиваются полная занятость и устойчиво низкий уровень инфляции (2-3% в год);

- внешнего баланса — платежного баланса, равного нулю, или такого временного дисбаланса, который необходим для достижения определенных целей экономической политики, например, временного положительного сальдо для пополнения государственных валютных резервов.

Цели макроэкономической корректировки
Внутренняя сбалансированность Внешняя сб ал анс и ров ан ность
Полная занятость 1 Платежный баланс, равный нулю
Отсутствие инфляции - 2. Стабильность валютного курса
Приемлемые темпы роста .  
Справедливое- распределение доходов  

 

В действительности в рамках внутреннего баланса наиболее социально значимыми целями являются достижение полной занятости, сокращение безработицы, создание новых рабочих мест и обеспечение стабильности цен через подавление инфляции на фоне сопоставимых со среднемировыми темпами экономического роста. Важнейшей социальной целью макроэкономической корректировки обычно является и справедливое распределение доходов — понятие, о котором можно спорить.

Внешняя сбалансированность в реальности означает поддержание такого сальдо платежного баланса, которое без напряжения может финансироваться за счет притока иностранного капитала, стабильности валютного курса, который не нужно искусственно поддерживать через валютные интервенции или валютные ограничения.

Для обеспечения достижения этих целей в рамках открытой экономики в распоряжении правительства имеются две группы инструментов экономической политики — инструменты регулирования спроса и инструменты регулирования предложения. Регулирование спроса считается наиболее эффективным направлением Макроэкономической корректировки и может быть разделено на политику изменения и переключения расходов.

Политика изменения расходов — экономическая политика управления спросом, предусматривающая маневрирование инструментами денежной и бюджетной политики в целях достижения макроэкономического баланса.

Денежная политика бывает жесткой, предусматривающей сжатие денежной массы В: реальном выражении и рост процентных ставок, и мягкой, означающей рост денежной массы и падение процентных ставок. Бюджетная политика бывает рестриктивной, означающей сокращение государственных расходов, рост налогов, что приводит к падению внутреннего производства и импорта, и экспансионистской, основанной на росте государственных расходов и сокращении налогов, что приводит через механизм мультипликациик росту внутреннего производства и к росту импорта в зависимости от склонности страны к импорту.

Политика переключения расходов — экономическая политика управления спросом, предусматривающая маневрирование валютным курсом для переключения расходов между иностранными и национальными товарами с целью достижения макроэкономического баланса.

Маневрирование валютным курсом означает:

- либо политику его целенаправленной девальвации, которая переключает расходы с иностранных на национальные товары, стимулирует внутреннее производство, экспорт, сокращает импорт и дефицит платежного баланса;

- либо политику его ревальвации, которая переключает расходы с местных на иностранные товары, приводит к сокращению национального производства, экспорта и используется для ликвидации нежелательного положительного сальдо платежного баланса.

Другая классификация представлена в таблице. Она показывает, что для регулирования спроса правительство может использовать три основных вида политики — денежную, бюджетную и внешнеэкономическую. Заметим сразу же, что эта классификация весьма условна, поскольку практически каждая входящая в нее политика и ее инструмент могут регулировать как спрос, так и предложение. Каждая политика проводится через использование конкретных инструментов этой: политики, перечисленных в таблице. Инструменты внешнеэкономической политики особенно важны для корректировки в рамках открытой экономики, поэтому каждый из них может рассматриваться как самостоятельное направление экономической политики (валютная политика, тарифная политика, политика регулирования движения капитала и т.д.).

Инструменты макроэкономической корректировки

  Регулирование спроса  
Денежная политика: бюджетная политика Внешнеэкономическая политика
Операции на открытом рынке Ограничение расходов Валютный курс
Операции, схожие с опера­циями на открытом рынке Наличие налогов (доходов) Тарифные oгpaничения на движение товаров
Прямой контроль Расширение источников финансирования Нетарифные ограничения на движение товаров
  Регулирование внебюджетных фондов Ограничения ни движение капитала
Регулирование предложении
Расширение инвестиций Контроль за ценами   Сокращение издержек производства
Налоговые льготы   Ограничение цен продукции государственных предприятии Сдерживание роста зарплаты
Сокращение %ой ставки. Субсидирование цен (особенно в сельском хозяйстве) Субсидирование ней на электроэнергию и транспорт
Увеличение сбережении . Законодательное ограничение размеров прибыли Контроль над процентными ставками

 

57. модель IS-LM-BP

Модель макроэкономической политики в открытой экономике

 

Проблемы макроэкономического равновесия занимают центральное место в экономической теории. В условиях превращения большинства стран в открытые экономики макроэкономическое равновесие предполагает не только «полную занятость» при минимальном уровне инфляции, но и сбалансированную систему внешних расчетов. Неравновесное состояние баланса текущих операций, значительные и длительные дефициты платежного баланса, растущая внешняя задолженность могут крайне неблагоприятным образом отразиться на внутреннем состоянии экономики, вызывая экономические спады, финансовые и валютные кризисы, потрясения во всей системе международных экономических отношений.

В открытой экономике целью макроэкономической политики должно быть одновременное достижение как внутреннего, так и внешнего равновесия. Под внутренним равновесием подразумевается равенство совокупного спроса и совокупного предложения на уровне потенциального выпуска при минимально допустимом уровне инфляции.

Внешнее равновесие может означать поддержание сбалансированного платежного баланса официальных расчетов, нулевого или заданного сальдо баланса текущих операций, определенного уровня иностранных валютных резервов.

Для достижения поставленных целей в открытой экономике, наряду с традиционными видами макроэкономической политики — бюджетно-налоговой и денежно-кредитной — могут использоваться и такие виды политики, как внешнеторговая, валютная и политика управления внешней задолженностью.

Так, в условиях современной открытой экономики от режима и динамики валютного курса во многом зависят и выбор инструментов макроэкономической политики, ее эффективность. Вместе с тем, все большее влияние на внутреннюю экономику и макроэкономическую политику оказывает такой фактор, как международная мобильность капиталов. Как показывает практика, крупные потоки краткосрочных капиталов в состоянии быстро дестабилизировать экономику, подрывая эффективность мер макроэкономического регулирования.

Кроме того, те или иные меры бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики в условиях открытой экономики часто оказываются неэффективными. В открытой экономике усложняются взаимосвязи между основными макроэкономическими переменными, характеризующими внутреннее состояние экономики, так как теперь они опосредуются процессами, происходящими во внешнем мире. В то же время экономические переменные, являющиеся показателями состояния внешнего сектора, находятся под влиянием внутренних переменных. Все это делает более сложным проведение макроэкономической политики, требуя учета возрастающего числа факторов.

Для анализа влияния макроэкономической политики в условиях открытой экономики модель макроэкономического равновесия IS-LM расширяют, введя в нее кривую платежного баланса ВР.

Модель IS-LM-BP может быть использована для анализа последствий макроэкономической политики при разной степени мобильности капитала и при различных системах валютного курса.

В модели предполагается, что ставка процента зависит от мировой, т. е. модель строится для малой открытой экономики, которая может предоставлять и получать на международных финансовых рынках кредиты любых размеров, не влияя при этом на мировой уровень ставки процента.

Предпосылками модели являются следующие условия:

• самым важным фактором, влияющим на международные потоки капитала, является доход, который страны обеспечивают на свои активы

• ставки дохода на все активы в стране одинаковы и могут быть представлены единой номинальной процентной ставкой i

• разница между национальной и мировой процентной ставкой — единственный фактор, определяющий приток или отток капитала

• состояние экономики всегда соответствует пересечению кривых IS и LM, т. е. на товарном и денежном рынке ситуация внутреннего равновесия

• первоначальная ситуация в экономике соответствует точке, где сальдо платежного баланса равно нулю, поэтому все три кривые пересекаются в одной точке

• рассматриваются лишь два крайних варианта режима валютного курса — жестко фиксированный и свободно плавающий, хотя в реальной жизни чаще используются смешанные валютные курсы

• в ходе анализа макроэкономической политики при фиксированном валютном курсе предполагается, что Центральный банк не использует политику стерилизации и существует жесткая зависимость между изменениями объема валютных резервов и величиной денежной базы и предложения денег

• полученные результаты представляют краткосрочные последствия макроэкономической политики при предположении, что уровень цен остается неизменным.

Основные уравнения модели IS-LM-BP:

— основное макроэкономическое тождество;

— функция потребления;

— функция инвестиций;

— функция чистого экспорта;

— функция спроса на деньги.

Внешние переменные модели — государственные расходы G, предложение денег Ms, налоговая ставка t.

Эмпирические коэффициенты a, b, e, d, g, , n, k, h положительны и относительно стабильны.

Кривая IS — кривая равновесия на товарном рынке — геометрическое место точек, характеризующих все комбинации дохода Y и ставки процента R, одновременно удовлетворяющие тождество дохода, функции потребления, инвестиций и чистого экспорта. Во всех точках кривой инвестиции равны сбережениям I = S.

Параметры кривой выводятся из системы уравнений , , и .

Кривая LM — кривая равновесия на денежном рынке, которая комбинирует все сочетания ставки процента R и дохода Y, удовлетворяющие функции спроса на деньги при заданном Центральном банком предложении денег МS. Во всех точках кривой LM спрос на деньги равен их предложению.

Уравнение кривой LM может быть получено алгебраическим способом путем решения уравнения относительно R и Y.

Кривая ВР — кривая, описывающая взаимосвязь между доходом и ставкой процента при внешнем равновесии, т. е. при равенстве баланса официальных расчетов нулю

Уравнение кривой ВР следующее:

BP = Xп + KA = X (е, Y*) — M (е, Y) + KA (i — i*) = 0,

На наклон ВР влияет уровень мобильности капитала (отрицательная зависимость) и величина предельной склонности к импортированию (положительная зависимость). При низкой мобильности кривая ВР крутая, круче кривой LM, так как чем менее мобилен капитал, тем больше должно быть увеличение внутренней процентной ставки, позволяющей обеспечить необходимый для восстановления внешнего равновесия приток иностранного капитала.

В случае высокой мобильности капитала кривая ВР относительно пологая, более пологая, чем LM, и для обеспечения необходимого притока иностранного капитала достаточно небольшого увеличения процентной ставки. На практике степень мобильности капитала зависит от развитости финансового рынка в данной стране, наличия валютных ограничений, законодательства, др.

Равновесие в модели достигается в точке пересечения кривых IS, LM, и ВР.

58.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.243.36 (0.011 с.)