Мультипликатор внешней торговли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мультипликатор внешней торговли



Как и другие составляющие совокупных расходов, экспорт и импорт действуют с мультипликационным эффектом. Так, экспорт оказывает множительное (мультиплицированное) воздействие на доход, подобно инвестициям и государственным расходам.

Первоначально экспортные заказы непосредственно увеличат выпуск продукции, следовательно, и заработную плату в отраслях, выполняющих этот заказ. А затем придут в движение вторичные потребительские расходы. Так, допустим, экспортные заказы на 1 млрд. руб. размещены на оружейных заводах г. Тулы. При предельной склонности к потреблению, равной 3/4, работники заводов, получивших экспортный заказ, израсходуют 3/4 своих доходов на потребительские товары, произведенные на предприятиях той же Тулы. Работники предприятий, которые произвели эти потребительские товары, также израсходуют 3/4 дополнительного дохода на потребление и т.д. Ситуация разыгрывается по уже знакомому нам сценарию.

Первоначальное изменение экспорта, подобно изменению инвестиций, порождает цепную реакцию, которая, уменьшаясь с каждым последующим циклом, дает эффект многократного усиления первоначального изменения. Аналогично мультипликатору инвестиций, мультипликатор экспорта (Мх) обусловлен внутренними процессами в сфере потребления и может быть определен через предельную склонность к потреблению (MRC) или предельную склонность к сбережению (MRS):

Мх = 1 / MRS= 1 / (1 - MRC). (19.4)

А влияние увеличения экспорта на объемы производства определим на основании формулы (19.5):

ВНП = Мр * Х. (19.5)

В нашем примере при предельной склонности к потреблению 3/4 мультипликатор равен 4. Эффект от экспортного заказа в 1 млрд. руб. составит 4 млрд., из которых 3 млрд. руб. связаны с вторичными потребительскими расходами.

Но международная торговля - это не только экспорт, но и импорт. Упомянутые выше оружейники г. Тулы, возможно, предпочтут часть полученного ими 1 млрд. руб. израсходовать на потребительские товары, произведенные не в России, а в Китае. Иначе говоря, если часть полученного экспортного дохода идет на импорт, то внутренняя покупательная способность сократится. Импорт действует как утечка, аналогично сбережениям. Это очевидно и из формулы (19.2), в которую импорт входит с отрицательным знаком. Мы можем анализировать импорт аналогично функции сбережения. Введем понятия предельной склонности к импорту (MRM) как изменение объема импорта к изменению дохода (наклон кривой импорта на рис. 19.1). И тогда формула мультипликатора у нас примет вид:

Мр = 1 / (MRS + MRM). (19.6)

А влияние изменения экспорта с учетом импорта на изменение объема производства можно описать следующей формулой:

Y = 1 / (MRS + MRM) X. (19.7)

Предположим, что в нашем примере MRM равна 1/4. Иначе говоря, 1/4 каждого рубля дополнительного дохода пойдет на покупку товаров китайского производства. Мультипликатор в этом случае 1 / (1/4 + 1/4) будет равен 2, т.е. доходы от экспорта приведут к эффекту мультипликативного расширения вследствие роста вторичных внутренних расходов, но последние будут меньше, чем в ситуации с отсутствием импорта.

Графическая интерпретация мультипликатора внешней торговли может быть дана с помощью рис. 19.2. Изменения чистого экспорта в сторону увеличения (отрезок b1) и в сторону уменьшения (отрезок b2) меньше вызываемых ими изменений в равновесном объеме производства (отрезки а1 и а2).

В заключение отметим, что, преобразовав формулу (19.3), можно показать, как связаны между собой внутренние расходы и чистый экспорт:

NX = Y - (C + I + G). (19.4)

Данное равенство показывает, что значение чистого экспорта (положительное или отрицательное) зависит, в частности, и от разницы между объемом внутреннего производства и внутренними расходами. Если расходы превышают совокупный доход, то недостающую разницу приходится импортировать. В том случае, когда совокупный доход больше внутренних расходов, разница может быть экспортирована.

Иначе говоря, проблемы равновесия внешнего (достижение сбалансированности внешних расчетов) и внутреннего (когда равновесный ВНП близок к потенциальному) тесно переплетены. Инструменты регулирования внутреннего равновесия (денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика) оказывают непосредственное воздействие на внешнеэкономическое равновесие, что, в свою очередь, связано с валютным регулированием, в частности с тем, какая система установления валютных курсов (плавающая или фиксированная) используется в национальной экономике

34. Стандартная модель международной торговли.

Исторически при разработке теории МТ экономическая мысль концентрировалась в основном на изучении предложения товаров и факторов производства, и не уделяла достаточного внимания спросу. Данная теория не отрицает рассмотренные ранее классические и неоклассические модели, которые продолжают использоваться в аналитических целях в зависимости от того, какую проблему нужно решить. Эти модели могут, в известном смысле, считаться частным случаем стандартными моделями МТ, служащий на современном этапе основным инструментом анализа МТ. Основанная на неоклассических постулатах баланса спроса и предложения стандартная модель МТ сконцентрировала особое внимание на совокупном спросе. Базовые понятия, используемые в стандартной модели заложили в разные годы ирландский экономист Ф. Эджуорт и американский экономист Г. Хэберлер.

Классические модели оперировали спросом и предложением на ограниченный круг конкретных товаров.

Стандартная модель расширила круг до совокупного спроса и предложения. Модель сравнительных преимуществ рассматривала ситуацию в условиях постоянных издержек замещения.

*кривая производственных возможностей.

Т.е. график границы производственных возможностей был прямой линией. И означал, что для производства дополнительной единицы товара 2 нужно пожертвовать дополнительными единицами товара 1. Это означало ситуацию полной специализации стран на товарах своего относительного преимущества и прекращение производства тех товаров, у которых относительное преимущество было у других стран. Это крайняя ситуация является лишь частным случаем стандартной модели МТ.

Стандартная модель исходит из растущих издержек замещения в ситуации более соответствующей нынешним экономическим реалиям. Возрастающие издержки замещения предполагают, что для производства дополнительной единицы товара 2 необходимо пожертвовать не постоянным, а возрастающим количеством товара 1.

*объяснение, почему издержки замещения возрастают.

Баланс или равновесие в соответствии со стандартной моделью МТ устанавливается путем взаимодействия между предельным уровнем трансформации (предложение) и предельным уровнем замещения (спрос). Предельный уровень трансформации – количество единиц товара 2, производством которого надо пожертвовать, чтобы получить 1 дополнительную единицу товара 1. Графически - это по сути кривая производственных возможностей, которой оперирует общая ЭТ, показывающая растущие издержки замещения одного товара другим. Поэтому график представляет собой кривую линию, а не прямую, как в теории сравнительных преимуществ, где издержки замещения предполагались быть постоянными. График предельного уровня трансформации показывает объемы внутреннего предложения товаров.

Предельный уровень замещения – это экономический показатель, показывающий количество единиц товара 2, которым нужно пожертвовать, чтобы получить 1 дополнительную единицу товара 1 и при этом обеспечить сохранение существовавшего уровня потребления. Графически - это аналог расширенной до масштаба страны индивидуальных кривых безразличия, показывающих все существующие сочетания 2х товаров, потребление которых обеспечивает потребителю одинаковый уровень благосостояния.

Предельный уровень замещения характеризует спрос, существующий на рынке.

Стандартная модель МТ характеризуется следующими чертами:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 519; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.69.152 (0.006 с.)