ТОП 10:

Государственный строй Украины во второй половине XVII – XVIII веке.



Ук­раина первоначально сохраняла свое самоуправление. Однако еще во второй половине XVII в наметилась тенденция к постепенной ликвидации царизмом особенностей административного устройства на Украине.

Этот процесс определялся слиянием классовых интересов казац­кой старшины и других украинских феодалов с интересами русских феодалов, что и привело в итоге к установлению единой государственной системы, которая отражала потребности господствующего класса Украины и России. На сужение, а затем и ликвидацию самоуправле­ния Украины повлияли и некоторые внутриклассовые противоречия в среде феодалов, о чем свидетельствовали, в частности, конфликты некоторых гетманов с царизмом.

Однако во второй половине XVII в. Левобережье, Слободская Украина и Запорожье пользовались еще правом на самоуправление.

На Левобережье Украины сохранялось гетманское правление с административно-территориальным устройством. Гетман избирался на казацкой раде из лиц, заранее выдвинутых старшиной, а затем утверждался царским правительством. Гетману принадлежала высшая власть. Верхушку государственного аппарата, составляла генеральная старшина — обозный (руководил артиллерией казацкого войска), судья, писарь (вел делопроизводство и занимался внешними связями), подскарбий (ведал финансами), бунчужный, хо­рунжий и есаулы (отвечали за формирование и боепитание войска, обучали казаков военному делу) .Территория Левобережья разделялась на полки. Во главе полка стояли полковник и полковая старшина. Административно-военные должности считались выборными, однако в большинстве случаев за­мещались по усмотрению вышестоящих властей.

Формально подчиняясь гетману Левобережной Украины, Запо­рожье, как и русские казачьи области, пользовалось правом самоуп­равления. В Запорожье высшим органом считалась войсковая рада. Огромную роль играла высший старшина — кошевой атаман, судья, писарь, есаулы. Запорожское казачество делилось на курени, возглав­ляемые куренным атаманом.

При гетмане с 1709 г. появляется должность российского резидента, а позже, с 1754 г., — советника с еще более широкими контрольными полномочиями. Царское правительство полностью контролировало деятельность гет­мана.

В процессе сужения, а затем и ликвидации самоуправления Укра­ины царизм создавал здесь новые российские административные уч­реждения или расширял старые, например воеводское правление. Пос­тепенно шел процесс унификации местного управления. На Украину во второй половине XVIII в. было распространено губернское и уезд­ное административно-территориальное деление, существовавшее в России, была ликвидирована Запорожская Сечь и создано традици­онное российское административное устройство. Прекратило сущест­вование Запорожское казацкое войско.

В столице России были созданы специальные центральные орга­ны, ведавшие Украиной. С 1663 г. делами Украины стал заведовать Малороссийский приказ, который в 1722 г. был преобразован в Малороссийскую кол­легию. После ликвидации в 1727 г. Малороссийской коллегии руко­водство управлением

Право Украины.

После воссоединения Украины с Россией на территории Украины долгое время еще действовали некоторые нормы обычного казацкого права, признанные царским правительством. В документах украинс­ких гетманов и русских царей, в статьях, принимаемых при избрании каждого нового гетмана, неоднократно упоминались «давние права и обычаи Войска Запорожского». На терри­тории Украины действовали и некоторые нормы польско-литовского законодательства. В городах, особенно в тех, которые пользовались правом самоуправления, действовали нормы Магдебургского права. После воссоедине­ния Украины с Россией одним из источников права стали законода­тельные акты царского правительства и правовые нормы местной ук­раинской власти. К ним прежде всего относились царские грамоты и договорные статьи, акты гетманской власти и Войсковой канцелярии.

Разнородность, неупорядоченность и противоречивость норм пра­ва, действующего на Украине, создавали значительные трудности в деятельности административных и судебных учреждений.

Начало систематической работе над кодификацией украинского права положил царский указ 1728 г., известный под названием «Реши­тельные пункты гетману Даниле Апостолу». На основе указа из представителей казацкой старшины была образована специаль­ная кодификационная комиссия, которая закончила работу в 1743 г. выработкой проекта сборника законов, получившего наименование «Права, по которым судится малороссийский народ». Базой этого документа стали в основном ранее действовавшие на Украине право­вые нормы, переработанные с учетом классовых интересов украинс­ких феодалов, они закрепляли их экономическое и политическое гос­подство.

Вместе с тем на Украине расширялось применение общероссий­ского права, которое после 60-х годов XVIII в. заметно потеснило дру­гие источники права.

Важнейшим институтом права на Украине, как и в России, был институт права феодальной собственности на землю. После воссоеди­нения Украины с Россией в собственность украинских феодалов пере­шли обширные земельные владения польских магнатов и шляхты. По мере укрепления и расширения крепостнических отношений преобла­дающей формой земельных владений становилась вотчинная форма. Другой формой земельного владения были держания земель.

На Украине были широко распространены договоры купли-про­дажи, займа, найма и некоторые другие известные феодальному пра­ву договоры, которые в принципиальном отношении не отличались от аналогичных в России.

Новые исторические условия, углубление и обострение классовой борьбы повлияли на развитие уголовного права. Усилился устраша­ющий, террористический его характер. Среди преступлений на пер­вом месте стояли государственные, в том числе измена гетмана и ка­зацкой старшины Русскому государству. Изменник присуждался к смертной казни путем отсечения головы или четвертования, члены его семьи и другие родственники подлежали вечному проклятью и ссыла­лись в Сибирь, все их имущество конфисковывалось. Сурово кара­лись и преступления против гетманской власти.

Должностные преступления казацкой старшины, у рядовых лиц — взятки, растрата —наказывались позорящими телесными наказания­ми. Преступника привязывали к столбу, и его могли бить киями не только палачи, но и все желающие. Имущество преступника конфис­ковывалось или с него взыскивался денежный штраф.

Различалось убийство простое и квалифицированное. Источники говорят и о таких преступлениях против личности, как нанесение по­боев, ран, членовредительство. За убийство преступник приговаривал­ся, как правило, к смертной казни. В отдельных случаях, например за убийство тяглого крестьянина, убийца мог быть приговорен к денеж­ному штрафу.

К имущественным преступлениям относились кража, разбой и гра­беж, особую группу составляли преступления против чести и досто­инства личности.

При рассмотрении судебных дел господствующей являлась ро­зыскная форма процесса, но против крестьян и других трудящихся широко применялась и внесудебная репрессия, которая являлась формой террористической расправы над угнетенными.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.237.76.91 (0.003 с.)