Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы и методические приемы обучения истории в школе, критерии их отбора для работы.↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Методы и методические приемы обучения истории в школе, критерии их отбора для работы. Методы обучения – это способы организации учебного материала и взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения. Методы дают ответ на вопрос «Как учить?». Любой метод обучения предполагает цель и систему действий, средства обучения по ее достижению, намеченный результат. Объектом и субъектом метода обучения является ученик. Очень редко бывает использование какого-либо одного метода в чистом виде. Обычно преподаватель в своей работе сочетает различные методы обучения. Классификация методов: 1. По дидактическим целям: методы изучения материала, закрепления, проверки знаний. 2. По источникам знаний: словесные, наглядные, практические. 3. По степени взаимодействия учителя и учащихся: изложение, беседа, самостоятельная работа. 4. По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский. 5. По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный. Составной частью методов являются приемы учебной деятельности учителя и учащихся. Методические приемы – это действия, направленные на решение конкретной задачи. Это способы работы, которые выполняются для достижения конкретных результатов и которые можно выразить в виде перечня действий. К письменно-графическим приемам относятся составление календарей событий, таблиц, словарей новых слов, планов, логических схем, выполнение рисунков, заполнение контурных карт. Существуют приемы работы с учебником, с различными печатно-словесными текстами. Например, учащиеся анализируют документы в хрестоматии или в учебнике, составляя синхронистическую таблицу. Классификация методов обучения по источнику получения знаний. Методы обучения по источнику получения знаний делятся на: 1. Словесный. 2. Метод наглядности. 3. Практический метод. Словесный метод применяется в устном обучении, когда учитель и ученики работают совместно и общаются друг с другом при помощи слова. Печатно-словесный способ предполагает использовании в обучении печатных (письменных) текстов вместе с устным словом. Метод наглядности предполагает, например, демонстрацию и разбор схем, таблиц, рисунков, исторических карт, применение классной доски и мела, экранных пособий. При любом приеме этот метод состоит из различных элементов. Так, использование исторической картины включает предварительную постановку вопросов, рассматривание и анализ учащимися ее содержания, проведение заключительной беседы. Практический метод включает в себя действия с учебными предметами (изготовление макетов, моделей, вычерчивание схем). Беседа на уроках истории. Беседа – диалогическая форма устного изложения материала; обсуждение материала с учащимися в целях его осмысления, систематизации, закрепления знаний, проверки их усвоения. а). вводная беседа – подводит учащихся к усвоению нового материала, проводится в начале изучения курса или темы, часто практикуется особенно в младших и средних классах, способствует систематизации и обобщению знаний учащихся. б). контрольная беседа – проверяет степень усвоения материала, выполнение домашнего задания, самостоятельной работы; проводится практически на каждом уроке и в ходе текущего опроса учащихся, и при изложении нового материала. в). аналитическая беседа – направлена на осмысление изучаемого исторического материала на основе анализа документов или средств наглядности. Например, в 4 классе с целью подведения учащихся к пониманию того, что греческая культура была создана свободным населением за счет жесточайшего угнетения рабов можно провести следующий вариант аналитической беседы: - кем были созданы замечательные памятники древнегреческой культуры? - почему свободные греки могли создать эти замечательные произведения литературы, искусства? - кто освобождал свободным грекам время для занятий наукой и искусством, выполняя тяжелый физический труд? г). эвристическая беседа (от слова «эврика» - нашел) используется для углубления и расширения знаний школьников, подводит учащихся к необходимым выводам. д). итоговая или повторительно-обобщающая беседа помогает подвести итоги по теме или разделу, систематизировать изученный материал, проверить степень его понимания и усвоения. Беседа помогает активизировать познавательную деятельность учащихся. Удельный вес элементов беседы на каждом отдельном уроке зависит от содержания и цели урока, объема материала, методического замысла учителя. Требования к формулированию вопросов беседы: 1. План беседы составляется заранее. Вопросы беседы должны быть логически взаимосвязаны и целенаправленны (подводить к выводу). 2. Точность, конкретность, доступность формулировок вопросов, их логическая однородность. В вопросе должны быть указаны место и время событий. Не ставить сдвоенных вопросов. (Например: «Кто в это время напал на Русь?», «Кто еще оказывал помощь завоевателям и в борьбе против него?»). Нецелесообразно задавать вопросы: «Ну, кто еще что-нибудь добавит?», «Ну, что ты еще знаешь?». Целесообразно поставить вопрос по той части материала, которая еще не раскрыта в ответе ученика. 3. Вопросы должны стимулировать мышление, касаться существенных сторон изучаемых событий и явлений (не только Что? Где? Когда?, но и Почему? Причины? Характер? Значение события?). Например: не «Что вы знаете о революции 1905г.?», а «Каковы причины 1 буржуазной революции в России?» или «Каковы особенности революции 1905г. в России?». 4. Нецелесообразны вопросы, требующие однозначного ответа, подсказывающие ответ. Например: «Могла ли быть предотвращена раздробленность на Руси?», «Был ли пролетариат гегемоном революции 1905г. в России?». 5. Важно, чтобы учащиеся не только воспроизводили материал, но и высказывали свои суждения, делали выводы и обобщения, анализировали исторический материал. Поэтому вопросы должны начинаться со слов: «Докажите», «Объясните», «Как вы думаете» и т.д. 6. Провести плодотворную беседу – это искусство. Необходимо помнить: - сначала вопрос формулируется всему классу, а затем называется фамилия ученика, который будет на него отвечать; - доброжелательно и терпеливо выслушать ответ ученика; - целесообразно возрастание трудности вопросов беседы; поощрять рациональные зерна в ответе ученика; поощрять одобрением, оценивать даже за краткий ответ, но на теоретически сложный вопрос. Подготовка учителя к преподаванию школьного курса истории. Основные этапы подготовки учителя к преподаванию курса истории: 1. Знать хорошо исторический материал, а для этого необходимо познакомиться с источниками по изучаемому курсу, изучить периодику, следить за изменениями концепций в истории. 2. Подобрать и изучить необходимую методическую литературу: · по общим проблемам методики; · по отдельным методическим проблемам; · методические пособия по курсам с поурочными разработками; · хрестоматии; · книги для чтения (для учителя; для учащихся); · для организации самостоятельной работы учащихся (рабочие тетради, тестовые задания и др.). 3. Подобрать необходимые средства обучения по курсу (карты, картины, слайды, аппликации и др.). 4. Изучить программу на текущий год, проверить соответствие учебника программе. 5. Составить календарно-тематический план:
29.Значение перспективного тематического планирования программного материала для повышения качества работы учителя. Календарно-тематический план – это краткое или расширенное поурочное перечисление основных занятий и их понятий, умений, учебных пособий, форм проверки и контроля в рамках учебных тем или разделов с указанием календарных сроков их проведения.
Календарно-тематический перспективный план позволяет учителю осмыслить, проанализировать логическую структуру курса, его теоретические проблемы, понять какой вклад конкретно программный материал вносит в научное мировоззрение учащихся.
Подготовка учителя к уроку истории. При подготовке к уроку учитель изучает программу, учебник, источники, литературу и составляет свой педагогический замысел предстоящего урока. После этого можно составить тематическое планирование уроков – систему их объединения с учетом исторических и логических связей, форм и типов занятий. Учитель определяет темы, содержание которых будет раскрыто самим учителем, и темы, доступные для самостоятельного изучения учащимися. Лишь выяснив познавательные возможности учеников конкретного класса, учитель на базе тематического планирования составляет поурочные планы. Подготовка к новому уроку включает анализ домашнего задания предыдущего урока. Именно по нему будет строиться опрос учащихся. Вопросы и задания рассчитаны на осмысление, углубление и систематизацию знаний. Вопросы по предыдущему материалу должны быть связаны с материалом опроса или с содержанием нового материала. На первом этапе учитель для каждого класса подготавливает свой вариант урока. Он продумывает, как будет объяснять новое и что в это время будут делать ученики; планируется ли опрос, если да, то как и в какой части урока; составляются или подбираются познавательные задания в зависимости от уровня обучаемости учеников класса; какая будет организация повторения; что и как задать на дом. Учитель заранее намечает, кого надо опросить, какие вопросы поставить с учетом предыдущих знаний, каков будет ход беседы. Требования к уроку истории. Требования к уроку истории заключаются в следующем: · полноценность исторического содержания, педагогического замысла урока, его соответствие поставленным задачам; · научность знаний; · достоверность исторических фактов; · применение разнообразных источников знаний; · отбор главного для формирования базовых знаний, ключевых проблем; · мотивация и дифференцированность обучения; · высокая степень самостоятельной мыслительной деятельности учащихся, их познавательной активности; · охват работой всех учащихся; · воспитание интереса к истории; · правильный выбор типа урока, средств и методов его проведения; · соответствие приемов учебной работы педагогическому замыслу, содержанию и познавательным возможностям учащихся; · единство деятельности учителя и учащихся.
Образовательно-воспитательные и развивающие задачи школьных курсов истории. Образовательные задачи – это овладение глубокими и прочными знаниями основ наук, формирование научного мировоззрения; образовательные задачи каждого курса конкретны и обусловлены содержанием программного материала. Развивающие задачи – формирование умений учащихся в соответствии с программой, а также развитие творческого и логического мышления, способностей учащихся, культуры речи. Воспитательные задачи – вытекают из содержания каждой темы урока и обусловлены социальным заказом. Основные направления воспитательной работы на уроках истории: · формирование научного мировоззрения, убеждений, ценностных ориентаций личности; · патриотическое, эстетическое, нравственное воспитание; · экономическое воспитание; · правовое воспитание; · экологическое воспитание.
Методы и методические приемы обучения истории в школе, критерии их отбора для работы. Методы обучения – это способы организации учебного материала и взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения. Методы дают ответ на вопрос «Как учить?». Любой метод обучения предполагает цель и систему действий, средства обучения по ее достижению, намеченный результат. Объектом и субъектом метода обучения является ученик. Очень редко бывает использование какого-либо одного метода в чистом виде. Обычно преподаватель в своей работе сочетает различные методы обучения. Классификация методов: 1. По дидактическим целям: методы изучения материала, закрепления, проверки знаний. 2. По источникам знаний: словесные, наглядные, практические. 3. По степени взаимодействия учителя и учащихся: изложение, беседа, самостоятельная работа. 4. По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский. 5. По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный. Составной частью методов являются приемы учебной деятельности учителя и учащихся. Методические приемы – это действия, направленные на решение конкретной задачи. Это способы работы, которые выполняются для достижения конкретных результатов и которые можно выразить в виде перечня действий. К письменно-графическим приемам относятся составление календарей событий, таблиц, словарей новых слов, планов, логических схем, выполнение рисунков, заполнение контурных карт. Существуют приемы работы с учебником, с различными печатно-словесными текстами. Например, учащиеся анализируют документы в хрестоматии или в учебнике, составляя синхронистическую таблицу.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 6107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.245.179 (0.014 с.) |