Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемность в обучении истории.

Поиск

Начальным моментом мыслительного процесса обычно служит проблемная ситуация. Элементы проблемности учитель включает во многие уроки. Перед изучением нового материала он ставит интересные, неожиданные вопросы, на которые ученикам надо дать ответы в конце объяснения нового.

Иное дело проблемные уроки, когда изучение теоретического содержания урока полностью проходит на поисковом уровне познавательной деятельности. Начиная изучение нового, учитель выдвигает проблему, дает учебный материал и ориентиры для ее решения, сопровождая объяснение вопросами и заданиями поискового характера.

Изложение является проблемным, если оно всем своим содержанием и способом раскрытия ставит какой-то вопрос, требующий решения, но прямого решения не дает и побуждает учащихся искать ответ. В этом случае возникает проблемная ситуация. она создается также при изложении различных мнений, с тем, чтобы учащиеся сами их разобрали, оценили, либо при указании на противоречие, конфликт, с тем чтобы учащиеся сами нашли пути его решения.

Каким же образом создается проблемная ситуация? Это может быть противоречие, содержащееся в учебном материале, или введение в урок фрагмента документа противоречивого характера, или изложение противоречивых взглядов на один и тот же вопрос. То, что учитель излагает проблемно, ученики должны с помощью ранее приобретенных знаний выделить из фактов и сформулировать решение проблемы самостоятельно.

Проблемно-поисковый метод обучения нецелесообразно применять при изучении изобилующего фактами или нового сложного для учеников материала или при недостатке времени на уроке. Он не приведет к успеху и при слабом контакте учителя с учениками.

12. Основные требования к устному изложению программного исторического материала.

Устная и письменная речь – главный источник познания. Слово обучает (несет всю информацию, передает знания, описывает, рассказывает, характеризует), развивает (мышление, воображение, речь; совместно с практическими методами формирует умения и навыки), воспитывает (чувства, убеждает).

1. Соответствие содержания изучаемого и излагаемого материала требованиям программы средней школы на текущий учебный год обучения. (Важен наиболее рациональный отбор материала по теме).

2. Полноценность научного содержания материала, высокий теоретический уровень его рассмотрения (не должно быть ни одной ошибки ни в объяснении учителя, ни в ответах учащихся).

3. Последовательное соблюдение принципов научной методологии при анализе и оценке явлений общественной жизни (принципы историзма, объективности и др.).

4. Соблюдение логической последовательности в изложении содержания темы с выделением главного и существенного. (Главное и существенное в содержании темы должно быть усвоено учащимися на самом уроке).

5. Конкретность, доступность изложения материала для учащихся соответствующего возраста. (Приводить яркие примеры, вызывающие интерес учащихся, убедительные аргументы).

6. Изложение исторического материала должно вызывать интерес учащихся, чувство сопереживания. (Важно сформировать личностное отношение учащихся к изучаемым историческим событиям, формировать у них оценочные суждения. При изложении материала особое внимание следует уделять яркой характеристике исторической личности).

7. Широко использовать различные варианты проблемного обучения (эвристическую беседу, познавательные задачи).

8. Характер изложения материала учителем должен быть не объяснительно-иллюстративный (бесстрастно информативный), а проблемный, рассуждающий.

9. Необходим не монолог, а прежде всего диалог, разбор, анализ, обсуждение материала самими учащимися. (Педагогика сотрудничества).

10. Высокая культура речи учителя (стилистически и грамматически правильное построение фразы, правильная интонация; темп изложения должен обеспечивать напряженный ритм работы; необходимо уметь варьировать силу голоса; следить за ударениями; владеть искусством паузы в речи; речь должна быть выразительной, эмоциональной).

11. Связь исторического прошлого с современностью, актуализация исторических событий.

12. Изучение программного материала при использовании устного метода (т.е. изложение новой темы учителем) обязательно требует организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроке (предусматривается одна из форм работы с учебником, историческим документом, заслушиваются сообщения и доклады учащихся по теме урока).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1002; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.235.177 (0.006 с.)