Методические приемы устного изложения программного материала. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические приемы устного изложения программного материала.



I. Приемы изучения внешних признаков главных исторических фактов и явлений → формирование исторических представлений.

1. Повествование – изложение событий истории в их последовательном развитии:

а). краткое сообщение фактов без глубокого раскрытия их содержания и сущности;

б). сжатое, конспективное изложение или сообщение неглавных исторических фактов – используется для установления связи с основными, главными фактами, для создания у учащихся более цельного представления о ходе исторического процесса. (Война нач. 19в. рассматривается конспективно, а Отечественная война 1812г. – подробно).

в). рассказ – сюжетное историческое повествование, образное, эмоциональное воссоздание конкретной картины исторического события в его развитии (завязка, кульминация, развязка). Данный прием используется при изучении военных сражений, народных восстаний. Формами сюжетного повествования являются: прием персонификации (повествование о действиях вымышленного лица – о его судьбе, условиях жизни, поступках) и прием драматизации (повествование ведется в виде диалогов двух лиц, пытающихся выяснить конфликтную ситуацию). В дореволюционной школе на уроках истории ученики разыгрывали мини-постановки (Гартвиг).

2. Описание – последовательное изложение существенных признаков, важнейших черт и особенностей фактов (исторических событий и явлений).

а). картинное – воссоздание картин природы, быта людей, географической среды, общественной и хозяйственной жизни (рассказ без сюжета). Например, описание облика города, замка феодала, Олимпийских игр в Греции.

б). аналитическое описание – выделяются существенные признаки или детали. Например, описание орудий труда, оружия, военной организации, государственного устройства, памятников архитектуры (устройство пирамиды).

Разновидностью описания является образная характеристика типичных представителей общества – крестьян, ремесленников, купцов и т.д.

II. Приемы изучения сущности исторического процесса (понятия, закономерности, мировоззренческие идеи).

1. Характеристика используется для раскрытия сущности исторических событий и общественных явлений, освещение роли народных масс и личности в истории. По форме характеристика может быть сжатая и развернутая, по содержанию характеристика – образная (исторического деятеля, политической партии) и обобщающая.

а). характеристика исторического деятеля может быть дана по следующему плану:

- обрисуйте внешний облик исторического деятеля (черту лица, манеру держаться, говорить, одеваться);

- охарактеризуйте признаки личности (ум, воля, отношение к окружающим);

- приведите наиболее яркие и важные факты из жизни;

- сделайте вывод о вкладе личности в историю.

б). обобщающая характеристика – итог изучения большого фактического материала, кратко передает в виде сжатого перечисления признаки исторических фактов или явлений, их связи и закономерности. Например, характеристика 5 признаков империализма и его особенностей, характерные черты колхозного строя (директивное планирование, изъятие производственного продукта, прикрепление работника к земле, отсутствие его социальной защиты).

2. Объяснение – разъяснение сложных явлений, глубокое и детальное раскрытие важнейших причинно-следственных и других внутренних связей и закономерностей, сущности и значения исторических явлений, раскрытие исторических понятий и терминов. Например, причины феодальной раздробленности, причины мировых войн, буржуазных революций и т.д.

3. Рассуждение (вариант объяснения) - последовательное изложение доказательств, подведение учащихся к логическим выводам.

Беседа на уроках истории.

Беседа – диалогическая форма устного изложения материала; обсуждение материала с учащимися в целях его осмысления, систематизации, закрепления знаний, проверки их усвоения.

а). вводная беседа – подводит учащихся к усвоению нового материала, проводится в начале изучения курса или темы, часто практикуется особенно в младших и средних классах, способствует систематизации и обобщению знаний учащихся.

б). контрольная беседа – проверяет степень усвоения материала, выполнение домашнего задания, самостоятельной работы; проводится практически на каждом уроке и в ходе текущего опроса учащихся, и при изложении нового материала.

в). аналитическая беседа – направлена на осмысление изучаемого исторического материала на основе анализа документов или средств наглядности. Например, в 4 классе с целью подведения учащихся к пониманию того, что греческая культура была создана свободным населением за счет жесточайшего угнетения рабов можно провести следующий вариант аналитической беседы:

- кем были созданы замечательные памятники древнегреческой культуры?

- почему свободные греки могли создать эти замечательные произведения литературы, искусства?

- кто освобождал свободным грекам время для занятий наукой и искусством, выполняя тяжелый физический труд?

г). эвристическая беседа (от слова «эврика» - нашел) используется для углубления и расширения знаний школьников, подводит учащихся к необходимым выводам.

д). итоговая или повторительно-обобщающая беседа помогает подвести итоги по теме или разделу, систематизировать изученный материал, проверить степень его понимания и усвоения.

Беседа помогает активизировать познавательную деятельность учащихся. Удельный вес элементов беседы на каждом отдельном уроке зависит от содержания и цели урока, объема материала, методического замысла учителя.

Требования к формулированию вопросов беседы:

1. План беседы составляется заранее. Вопросы беседы должны быть логически взаимосвязаны и целенаправленны (подводить к выводу).

2. Точность, конкретность, доступность формулировок вопросов, их логическая однородность. В вопросе должны быть указаны место и время событий. Не ставить сдвоенных вопросов. (Например: «Кто в это время напал на Русь?», «Кто еще оказывал помощь завоевателям и в борьбе против него?»). Нецелесообразно задавать вопросы: «Ну, кто еще что-нибудь добавит?», «Ну, что ты еще знаешь?». Целесообразно поставить вопрос по той части материала, которая еще не раскрыта в ответе ученика.

3. Вопросы должны стимулировать мышление, касаться существенных сторон изучаемых событий и явлений (не только Что? Где? Когда?, но и Почему? Причины? Характер? Значение события?). Например: не «Что вы знаете о революции 1905г.?», а «Каковы причины 1 буржуазной революции в России?» или «Каковы особенности революции 1905г. в России?».

4. Нецелесообразны вопросы, требующие однозначного ответа, подсказывающие ответ. Например: «Могла ли быть предотвращена раздробленность на Руси?», «Был ли пролетариат гегемоном революции 1905г. в России?».

5. Важно, чтобы учащиеся не только воспроизводили материал, но и высказывали свои суждения, делали выводы и обобщения, анализировали исторический материал. Поэтому вопросы должны начинаться со слов: «Докажите», «Объясните», «Как вы думаете» и т.д.

6. Провести плодотворную беседу – это искусство. Необходимо помнить:

- сначала вопрос формулируется всему классу, а затем называется фамилия ученика, который будет на него отвечать;

- доброжелательно и терпеливо выслушать ответ ученика;

- целесообразно возрастание трудности вопросов беседы;

поощрять рациональные зерна в ответе ученика;

поощрять одобрением, оценивать даже за краткий ответ, но на теоретически сложный вопрос.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1459; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.166.170.195 (0.234 с.)