Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объект и предмет философии науки.

Поиск

Объект и предмет философии науки.

Философия науки — раздел философии, изучающий понятие, границы и методологию науки.

Философия науки как направление западной и отечественной философии представлена множеством оригинальных концепций, предлагающих ту или иную модель развития науки. Она сосредоточена на выявлении роли и значимости науки, характеристик когнитивной, теоретической деятельности.

Философия науки как философская дисциплина, наряду с философией истории, логикой, методологией, культурологией, исследующей свой срез рефлексивного отношения мышления к бытию (в данном случае к бытию науки), возникла в ответ на потребность осмыслить социокультурные функции науки в условиях НТР. Это молодая дисциплина, которая заявила о себе лишь во второй половине XX в. В то время как направление, имеющее название «философия науки», возникло столетием раньше.

Предмет философии науки – закономерности и тенденции научного познания как деятельности по производству научных знаний взятых в их историческом развитии и в исторически изменяющемся социокультурном контексте.

Философия науки имеет статус исторического социокультурного знания независимо от того, ориентирована она на изучение естествознания или социально-гуманитарных наук. Философа науки интересует научный поиск, «алгоритм открытия», динамика развития научного знания, методы исследовательской деятельности. Если основная цель науки — получение истины, то философия науки является одной из важнейших для человечества областей применения его интеллекта, в рамках которой ведется обсуждение вопроса «как возможно достижение истины?».

История философии науки.

Попытки найти ответы на вопросы связанные с пониманием науки как особой сферы человеческой деятельности, привели к возникновению в рамках аналитической философии особого направления - философии науки, которая сформировалась в XX в. на стыке трех областей: самой науки, ее истории и философии. Трудно указать тот момент, когда возникает философия науки как особая сфера философского исследования. Рассуждения о специфике научного знания и методов науки можно найти еще у Ф. Бэкона и Р. Декарта. Каждый философ нового времени, рассматривавший проблемы теории познания, так или иначе обращался к науке и ее методам. Однако долгое время наука рассматривалась в общем контексте гносеологического анализа. У О. Конта, У. Уэвелла, Д. С. Милля, Э. Маха научное познание постепенно становится главным предметом теории познания, А. Пуанкаре, П. Дюгем, Б. Рассел уже специально анализируют структуру науки и ее методы. Однако только логический позитивизм четко разделил научное и обыденное познание и провозгласил науку единственной сферой человеческой деятельности, вырабатывающей истинное знание. И вот здесь-то изучение науки впервые было четко отделено от общих гносеологических проблем.

В конце XIX-начале XX вв. широкой известностью пользовались методологические концепции, созданные австрийским физиком и философом Э. Махом, французским математиком А. Пуанкаре, французским физиком П. Дюгемом. С конца 20-х годов нынешнего столетия почти всеобщее признание получила методологическая концепция логического позитивизма. Во второй половине XX в. со своими концепциями выступили К. Поппер, Н. Хэнсон, М. Поланьи, Т. Кун, И. Лакатош, С. Тулмин и многие другие философы и ученые.

Вопрос 4. История науки

Зарождение первых форм теоретического знания (науки) традиционно связывается с античностью. Потребности развития земледелия, животноводства, условий жизни человека способствовали накоплению, а затем и обобщению опытных знаний. Формирование зачатков научных знаний, методов их приобретения связывают с культурным взлетом в древней Греции: «великая колонизация», выход из изоляции, развитие предприимчивости, изобретательность, отделение ремесла от земледелия, развитие товарно–денежных отношений. Все это породило зачатки формирования логического мышления. Появляются понятия «теорема», «аксиома» и др. Стала возникать «наука доказывающая», абстрактные формы рассуждений. Так создавались зачатки теоретических знаний.

Познание в античный период носило созерцательный характер. Но в этот период были предложены модели гелиоцентрического представления о движении небесных тел, однако они не получили развития. Утвердилась геоцентрическая система Птоломея.

Крупнейшим достижением начинающей науки был атомизм Левкиппа и Демокрита, учение о бытие Парменида (V в. до н.э.). Краеугольным положением было то, что космос образован четырьмя элементами (земля, вода, воздух, огонь) и двумя силами (любовь и вражда).

Эпоху Средневековья относят к началу II в. до н.э., а её завершение к XIV – XV вв. В истории Европы этот период называют «мрачным», имея при этом в виду общий упадок цивилизации, крушение Римской империи, нашествие варваров, проникновение религии во все сферы духовной культуры.

В науке сказывается огромное влияние религиозной идеологии: всеохватывающим знанием обладает лишь творец (Бог). Именно ему присуще универсальное, точное, абсолютное знание.

Ученые специалисты подводя итоги средневековой науки, отмечают такие её особенности:

а) совокупность правил в форме комментариев;

б) тенденция к систематизации и классификации знаний;

в) компеляция как характерная черта той науки;

г) продолжение традиций античности, склонность к созерцательности и к абстрактному умозрительному теоретизированию;

д) признание превосходства универсального над уникальным.

Вклад ученых Возрождения в науку создал фундамент для великих открытий Нового времени, которые окончательно перевернули научную картину мира. Успехи в развитии естествознания в значительной степени определили и характер философских размышлений. Переход от представлений о замкнутом мире к концепции бесконечной Вселенной означал радикальный пересмотр всей системы онтологических воззрений.

Основное внимание в науке в этот период было уделено физике. В качестве первого этапа можно назвать механистическое естествознание. Галилей и Ньютон (1643 - 1727) – две крупнейшие фигуры, создавшие основы классической механики. Галилей, не будучи философом, был представителем механистической картины мира, высказал идею о том, что книга природы закрыта для нас, но для её прочтения нужна математика, ибо эта книга написана её языком. Галилей вводит в обращение два метода экспериментального исследования природы: аналитический – прогнозирование чувственного опыта посредством математики и синтетический-дедуктивный метод – состоящий в выработке теоретических схем на базе опытного материала. Как позднее отмечал В.Гейзенберг, Галилей стремился не к описанию наблюдаемых фактов, а скорее к проектированию экспериментов и к расчету наблюдаемых явлений на базе математических теорий. А.Эйнштейн считал, что применение Галилеем методов научного рассуждения – одно из самых важных достижений в истории человеческой мысли.

Большой вклад в классическую механику сделал И.Кеплер, который открыл законы движения планет вокруг Солнца.

Очень глубоко и разнообразно научное наследие И.Ньютона. В своем основном научном труде «Математические начала натуральной философии» онсформулировал понятия и законы классической механики, дал математическую формулировку закона всемирного тяготения, обосновал механическую причинность и завершил построение механической картины мира, которая положительно сказалась на развитии многих областей знания (химии, биологии).

Новый этап в развитии науки (неклассической) и её методологии наступает с появлением теории электромагнитных явлений Д.Максвелла (1831 - 1879). Создание электромагнитной картины мира ограничивало механическую картину познания, что позволило объяснить более широкий круг явлений и глубже выразить единство мира.

XIX век был полон новых открытий природы. Ж.Б.Ламарк разработал концепцию эволюции живой природы.

Особую роль для развития науки в этот период сыграли три великих открытия:

1. Открытие в 40 –х годах XIX в. закона сохранения и превращения энергии (Ю.Майер, Д.Джоуль, Э.Ленц). Была доказана взаимосвязь всех сил в природе: теплоты, света, электричества, магнетизма, подтверждена идея неуничтожимости и несотворимости энергии как меры движения материи.

2. Создание немецкими учеными М.Шлейденом и Т.Шванном в 1838 – 1839 гг. клеточной теории живых организмов позволило доказать единство всего живого мира, на научной основе проанализировать вопросы происхождения и развития живых организмов.

3. Теория эволюционного развития Ч.Дарвина показала, что живые организмы (включая человека) являются результатом длительного и естественного эволюционного развития, были найдены и материальные причины этого процесса – наследственность и изменчивость. Дарвиновскую теорию впоследствии подтвердила генетика, показав механизм изменений, на основе которых и способна действовать теория естественного отбора.

Открытия неуклонно продолжались: в 1895 – 1896 гг. были открыты лучи Рентгена, радиоактивность (Беккерель), химический элемент радий (М. и П. Кюри). В 1897 г. Томсоном открыт электрон. В 1911 г. Резерфорд открыл ядро атома, а к 1900 г. немецкий ученый М.Планк разработал теорию квантов.

Кардинальные изменения в характере физической науки произвел А.Эйнштейн созданием теории относительности (1905; 1916): было доказано единство материи, пространства и времени. По его утверждению, если бы из Вселенной каким – то образом исчезла вся материя, то вместе с ней исчезло бы пространство и время.

В 20-е годы формируется квантовая механика как дисциплина физики (Луи де Бройль, В.Гейзенберг и др.). Гейзенберг доказал, что в силу противоречивой корпускулярно – волновой природы микрообъектов невозможно точно определить их координаты и импульс (количество движения). Следовательно, утверждает ученый, законы движения микрообъектов носят не динамический, а статистический (ансамблевой) характер. Такое явление он назвал соотношением неопределенностей.

Признаки научного знания

1. доказательность;

2. логическая непротиворечивость;

3. подтверждаемость опытом;

4. системность;

5. минимум оснований (простота), чтобы объяснить самый широкий круг явлений, так называемая «бритва Оккама»;

6. воспроизводимость - возможность повторить методы и результаты научного исследования;

7. предсказательная сила - гипотезы и теории должны не только объяснять факты, для объяснения которых они созданы, но и предсказывать новые;

8. преемственность - из новых идей, конкурирующих друг с другом, предпочтительнее та, которая "наименее агрессивна" по отношению к предшествующему знанию;

9. наличие методологии – обоснования применяемых приёмов;

10. формализация, выражающаяся, в первую очередь, в формализации языка науки, т.е. научные знания фиксируются в виде точных понятий, принципов, законов.

Черты

Непосредственная цель и высшая ценность научного познания — объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания. Активность субъекта — важнейшее условие и предпосылка научного познания. Но приоритет в нем отдается объективности. Объективность — характерная черта научного познания.

10. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА ИХ СООТНОШЕНИЕ

как соотносятся философия и наука
- Философия не может быть наукой всех наук, т. е. стоять над частными дисциплинами, равно как она не может быть одной из частных наук в ряду прочих. Многолетний спор философии и науки о том, в чем больше нуждается общество — в философии или науке, какова их действительная взаимосвязь, породил множество позиций и интерпретаций этой проблемы. Каково же соотношение науки и философии?
- Специальные науки служат отдельным конкретным потребностям общества: технике, экономике, обучению, законодательству и пр. Они изучают свой специфический срез действительности, свой фрагмент бытия, ограничиваются отдельными частями мира. Философию же интересует мир в целом, она устремлена к целостному постижению универсума. Она задумывается о всеохватывающем единстве всего сущего, ищет ответ на вопрос: «Что есть сущее, поскольку оно есть». В этом смысле справедливо определение философии как науки «о первоначалах и первопричинах».
- Частные науки обращены к явлениям, существующим объективно, т.е. вне человека, независимо ни от человека, ни от человечества. Свои выводы наука формулирует в теориях, законах и формулах, вынося за скобки личностное, эмоциональное отношение ученого к изучаемым явлениям и тем социальным последствиям, к которым может привести то или иное открытие. Фигура ученого, строй его мыслей и темперамент, характер исповеданий и жизненных предпочтений также не вызывает особого интереса. Закон тяготения, квадратные уравнения, система Менделеева, законы термодинамики объективны. Их действие реально и не зависит от мнений, настроений и личности ученого.

 

Философские основания

естествознания подразделяются на ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ, ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ, МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ.

Онтологические включают гипотезы существования, назначение которых – задание фундаментальных допущений, схем, принципов строения действительности (например, понятие электромагнитного поля как среды, передающей пространственные взаимодействия), (принятые в той или иной науке представления о картине мира, типах материальных систем, законах функционирования и развития и т. д)

Гносеологические основания включают множество допущений о природе познавательного процесса. Является ли естественнонаучное знание систематизацией субъективного опыта или фиксирует закономерные связи объективной действительности,(принимаемые в рамках определенной науки положения о характере процесса научного познания, соотношения чувственного и рационального, теории и опыта и т. п).

Методологические основания включают комплекс нормативных представлений, позволяющих оценивать продукты естественнонаучной деятельности по принципу предпочтительности. Является ли несогласие теорий с данными опыта достаточным условием их фальсификации? Возможен ли решающий эксперимент? Каковы основания сравнения конкурирующих теорий?

Логические основания науки - принятые в науке правила абстрагирования, образования понятий и утверждений и т. п.

Ценностные или аксиологические основания науки - принятые представления о практической и теоретической значимости науки в целом или отдельных наук в общей системе науки, о целях науки, научном прогрессе и т. д.

Отсутствует прямой логической мост между теорией и экспериментом. Для сопоставления теории с экспериментом следует: из теории дедуцировать утверждение о потенциальном состоянии исследуемого объекта, а из эксперимента получить утверждение о фактическом состоянии объекта. Если они совпадают, это является одним подтверждений теории, в противном случае получаем предлог для ревизии теории (отрицательный результат еще не является опровержением теории). Возможно добавление новой гипотезы (компенсирующей корректировки или допущения), позволяющей согласовать теорию с экспериментом.

Сциентизм и антисциентизм.

Сциентизм (от лат. scientia - знание, наука), мировоззренческая позиция, в основе к-рой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире.

Идеалом для сциентизма выступает не всякое научное знание, а прежде всего результаты и методы естественнонаучного познания. Представители сциентизма исходят из того, что именно этот тип знания аккумулирует в себе наиболее значимые достижения всей культуры, что он достаточен для обоснования и оценки всех фундаментальных проблем человеческого бытия, для выработки эффективных программ деятельности.

В качестве осознанной ориентации сциентизм утверждается в бурж. культуре в кон. 19 в., причём одновременно возникает и противоположная мировоззренческая позиция - антисциентизм. Последний подчёркивает ограниченность возможностей науки, а в своих крайних формах толкует её как силу, чуждую и враждебную подлинной сущности человека.

Противоборство сциентизма и антисциентизма принимает особенно острый характер в условиях совр. научно-технической революции и в целом отражает сложный характер воздействия науки на общественную жизнь. С одной стороны, науч. прогресс открывает всё более широкие возможности преобразования природной и социальной действительности, с др. стороны - социальные последствия развития науки оказываются далеко не однозначными, а в совр. обществе нередко ведут к обострению коренных противоречий общественного развития. Именно противоречивый характер социальной роли науки и создаёт питательную почву для сциентизма и антисциентизма. При этом сциентизм выдвигает науку в качестве абсолютного эталона всей культуры, тогда как антисциентизм всячески третирует научное знание, возлагая на него ответственность за различные социальные антагонизмы.

Конкретными проявлениями сциентизма служат концепция науки, развиваемая в рамках совр. школ неопозитивизма, технократич. тенденции, свойственные нек-рым слоям бюрократии и науч.-технич. интеллигенции в совр. обществе, а также устремления ряда представителей гуманитарного знания, пытающихся развивать социальное познание строго по образцу естественных наук. Позиции антисциентизма защищают нек-рые направления современной философии (прежде всего экзистенциализм), а также представители гуманитарной интеллигенции.

Марксистская философия отвергает обе эти формы абсолютизации социальной роли науки. Подчёркивая исключит, роль науки в обществ, жизни, марксизм-ленинизм рассматривает её в связи с др. формами обществ, сознания и показывает сложный, многосторонний характер этой связи.

С этой точки зрения, наука выступает как необходимый продукт развития человеческой культуры и вместе с тем - как один из гл. источников и стимуляторов ист. прогресса самой культуры, материальной и духовной. Отсюда глубокая взаимосвязь науки с мировоззрением, огромное влияние, к-рое оказывают обществ, науки на весь ход обществ, развития, на борьбу идей в совр. мире.

Объект и предмет философии науки.

Философия науки — раздел философии, изучающий понятие, границы и методологию науки.

Философия науки как направление западной и отечественной философии представлена множеством оригинальных концепций, предлагающих ту или иную модель развития науки. Она сосредоточена на выявлении роли и значимости науки, характеристик когнитивной, теоретической деятельности.

Философия науки как философская дисциплина, наряду с философией истории, логикой, методологией, культурологией, исследующей свой срез рефлексивного отношения мышления к бытию (в данном случае к бытию науки), возникла в ответ на потребность осмыслить социокультурные функции науки в условиях НТР. Это молодая дисциплина, которая заявила о себе лишь во второй половине XX в. В то время как направление, имеющее название «философия науки», возникло столетием раньше.

Предмет философии науки – закономерности и тенденции научного познания как деятельности по производству научных знаний взятых в их историческом развитии и в исторически изменяющемся социокультурном контексте.

Философия науки имеет статус исторического социокультурного знания независимо от того, ориентирована она на изучение естествознания или социально-гуманитарных наук. Философа науки интересует научный поиск, «алгоритм открытия», динамика развития научного знания, методы исследовательской деятельности. Если основная цель науки — получение истины, то философия науки является одной из важнейших для человечества областей применения его интеллекта, в рамках которой ведется обсуждение вопроса «как возможно достижение истины?».

История философии науки.

Попытки найти ответы на вопросы связанные с пониманием науки как особой сферы человеческой деятельности, привели к возникновению в рамках аналитической философии особого направления - философии науки, которая сформировалась в XX в. на стыке трех областей: самой науки, ее истории и философии. Трудно указать тот момент, когда возникает философия науки как особая сфера философского исследования. Рассуждения о специфике научного знания и методов науки можно найти еще у Ф. Бэкона и Р. Декарта. Каждый философ нового времени, рассматривавший проблемы теории познания, так или иначе обращался к науке и ее методам. Однако долгое время наука рассматривалась в общем контексте гносеологического анализа. У О. Конта, У. Уэвелла, Д. С. Милля, Э. Маха научное познание постепенно становится главным предметом теории познания, А. Пуанкаре, П. Дюгем, Б. Рассел уже специально анализируют структуру науки и ее методы. Однако только логический позитивизм четко разделил научное и обыденное познание и провозгласил науку единственной сферой человеческой деятельности, вырабатывающей истинное знание. И вот здесь-то изучение науки впервые было четко отделено от общих гносеологических проблем.

В конце XIX-начале XX вв. широкой известностью пользовались методологические концепции, созданные австрийским физиком и философом Э. Махом, французским математиком А. Пуанкаре, французским физиком П. Дюгемом. С конца 20-х годов нынешнего столетия почти всеобщее признание получила методологическая концепция логического позитивизма. Во второй половине XX в. со своими концепциями выступили К. Поппер, Н. Хэнсон, М. Поланьи, Т. Кун, И. Лакатош, С. Тулмин и многие другие философы и ученые.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 2351; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.89.181 (0.011 с.)