Современная наука, ее характеристика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современная наука, ее характеристика.



С пятидесятых годов XX столетия, связывают с широким распространением идей и методов синергетики – теории о самоорганизации и развитии сложных систем любой природы – и появлением междисциплинарных отраслей науки.

Теория о самоорганизации сложных систем выросла на почве термодинамики, которая начала складываться с середины XIX в. в центре внимания термодинамики стоят системы, развитие которых характеризуются необратимостью. законы классической механики остаются справедливыми и для тех процессов, время которых обращено вспять. термодинамические системы всегда изменяются в сторону увеличения энтропии (меры беспорядка системы) имеют необратимый характер.

необратимость свойственна и эволюционным процессам в биосистемах, Однако если в термодинамических системах процесс идёт в сторону дезорганизации, в сторону увеличения беспорядка, то в биосистемах эволюционные процессы, напротив, сопровождаются усложнением их организации. термодинамические системы являются изолированными, замкнутыми системами, которые не обмениваются с внешней средой ни энергией, ни веществом, ни информацией (разумеется, такие системы являются научной абстракцией), в то время как биосистемы всегда являются открытыми.

С появлением синергетики ситуация в корне меняется. В центре внимания этой новой дисциплины стоят теперь открытые системы, способные обмениваться с внешней средой энергией, веществом и информацией.

Один из основоположников теории о самоорганизации стал физик Г. Хакен, Оказывается, открытые системы способны к самоорганизации, и биологические организмы тому пример. Однако и в неживой природе существует множество систем, способных к самоорганизации. Примером такой системы является лазер, Самоорганизующиеся системы, помимо того, что они должны быть открытыми характеризуются следующими особенностями:

Эти системы время от времени приходят в неравновесное, неустойчивое, нестабильное состояние, – это так называемые “точки бифуркации”.

В состоянии неустойчивости очень чувствительны к случайным отклонениям в ту или иную сторону; малое возмущение (флуктуация) способно вызвать изменение всей макроструктуры в целом.

Эти системы в состоянии неустойчивости могут сами себе задавать законы дальнейшего развития, – т.е. они располагают множеством путей развития.

Эти системы должны быть достаточно сложными для того, чтобы проявились принципы самоорганизации. Разумеется, для того, чтобы в самоорганизующейся системе образовался новый, более сложный порядок необходим постоянный приток энергии извне.

А поскольку самоорганизация свойственна как материальным, так и духовным системам, то существование общего подхода дало возможность сблизить естественные и гуманитарные дисциплины.

Огромную роль для этого сближения сыграл принцип коэволюции, который гласит, что эволюционные процессы, прослеживаемые на природном и духовном уровнях, тесно взаимосвязаны между собой.

Объектами познания классической науки были простые системы, состоящие из ограниченного набора элементов. Объектами познания неклассической науки были сложные системы (например, термодинамические системы). В постнеклассической же науке внимание учёных всё больше и больше стали привлекать исторически развивающиеся системы, которые с течением времени способны формировать всё более новые уровни своей организации. Причём возникновение каждого нового уровня сопровождается воздействием на ранее сформировавшиеся уровни, что приводит к изменению композиции их элементов.

Добавим также, что в современной науке теперь стали изучаться “человекоразмерные” системы, к которым, в частности, относятся медико-биологические системы, экологические системы или, например, система “человек-машина”.

К особенностям нынешнего этапа в развитии науки можно отнести и наметившуюся тенденцию к сближению природного, объективного мира и мира человека. широко распространившийся в естествознании ХХ в. так называемый “антропный принцип”, согласно которому вселенная, описываемая теорией, должна теперь включать в себя, хотя бы как возможность, появление человека – своего наблюдателя.

6. ПОНЯТИЕ НАУКИ. НАУКА КАК ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ, ФОРМЫ ЕЕ БЫТИЯ.

Наука – это вид деятельности человека, заключающийся в сборе данных об окружающем мире, затем в их систематизации и анализе и, на основании вышеперечисленного, синтезе новых знаний. Также в сфере науки находится выдвижение гипотез и теорий, а также их дальнейшее подтверждение или опровержение с помощью экспериментов.

Наука - специфическая форма человеческой деятельности, обеспечивающая

получение нового знания, вырабатывающая средства производства и развития

познавательного процесса, осуществляющая проверку, систематизацию и

распространение его результатов.

 

(НАУКА КАК ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ)

Рассматривая основную структуру научного знания, В.И. Вернадский считал, что "основной неоспоримый вечный остов науки" (т.е. ее твердое ядро) включает в себя следующие главные элементы (стороны):

1) Математические науки во всем их объеме.

2) Логические науки почти всецело.

3) Научные факты в их системе, классификации и сделанные из них эмпирические обобщения - научный аппарат, взятый в целом.

Все эти стороны научного знания - единой науки - находятся в бурном развитии, и область, ими охватываемая, всё увеличивается. При этом, согласно Вернадскому, во-первых, новые науки всецело проникнуты этими элементами и создаются "в их всеоружии". Во-вторых, научный аппарат фактов и обобщений растет непрерывно в результате научной работы в геометрической прогрессии. В-третьих, живой, динамичный процесс такого бытия науки, связывающий прошлое с настоящим, стихийно отражается в среде жизни человечества, является все растущей геологической силой, превращающей биосферу в ноосферу - сферу разума.

 

Классификация
Попыток классифицировать науки было множество. Аристотель если не первым, то одним из первых, разделил науки на теоретические знания, практические знания и творческие. Современная классификация наук также делит их на три вида:

Естественные науки, то есть науки о природных явлениях, объектах и процессах (биология, география, астрономия, физика, химия, математика, геология и т.д.). По большей части естественные науки отвечают за накопление опыта и знаний о природе и человеке. Ученых, занимавшихся сбором первичных данных, называли естествоиспытателями.
Технические науки – науки, ответственные за развитие техники и технологий, а также за применение на практике знаний, накопленных естественными науками (агрономия, информатика, архитектура, механика, электротехника).
Общественные и гуманитарные науки – науки о человеке, обществе (психология, филология, социология, политология, история, культурология, лингвистика, а также обществознание и др.).

В мире существует около 15000 наук и каждая из них имеет свой объект исследования и свои специфические методы исследования.

Некоторые исследователи подразделяют на такие виды:

Структурные науки – математика, логика – не использующие эмпирические методы научного познания. Исследуют структуры научных теорий.
Естественные науки – физика, биология, химия – ограничивают сферу научного знания областью наблюдаемого;
Гуманитарные науки – этика, эстетика, история;
Синтетические – синергетика, кибернетика, теория систем, экология.

Формы научного знания
-гипотеза (это предположение, вводимое в качестве предварительного условного объяснения некоторого явления)

-научная проблема
-научные факты (это зафиксированные в языке науки знания о действительных событиях, связях, свойствах изучаемых объектов)
-законы науки (представляет собой утверждение, фиксирующее определенную связь между явлениями и предметами)
-научная теория (представляет собой наиболее развитую форму научного знания. Научная теория дает целостное, систематическое описание соответствующей области действительности, она раскрывает существенные характеристики и закономерности, свойственные этой области. Наличие теории в составе той или иной науки свидетельствует о достижении определенной стадии зрелости.)

Формы познания.

Во-первых, наука – это область культуры. Ибо она представляет собой продукт духовной жизнедеятельности человека, воплощение его творческого порыва.
Во-вторых, наука – это способ познания мира. И, стало быть, она заключает в себе некий образ мира, его истолкование.
В-третьих, наука – это социальный институт. В общественной жизни наука представляет собой сеть взаимосвязанных учреждений. Это научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения, академии, библиотеки, издательские центры и т.п. Все эти учреждения решают специфический круг задач и выполняют определенные функции. Таким образом, наука представляет собой организованную структуру, своего рода корпорацию, которая призвана удовлетворять потребности общества.

Особенности науки:
1) Объективность, независимость научных знаний от конкретного человека или общества.
2) Обязательное экспериментальное подтверждения теоретических результатов.
3) Особый математический язык соответствующие действительности.

7. КЛАССИФИКАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ НАУК.

Попыток классифицировать науки было множество. Аристотель если не первым, то одним из первых, разделил науки на теоретические знания, практические знания и творческие.

Современная классификация наук также делит их на три вида:

Естественные науки, то есть науки о природных явлениях, объектах и процессах (биология, география, астрономия, физика, химия, математика, геология и т.д.). По большей части естественные науки отвечают за накопление опыта и знаний о природе и человеке. Ученых, занимавшихся сбором первичных данных, называли естествоиспытателями.
Технические науки – науки, ответственные за развитие техники и технологий, а также за применение на практике знаний, накопленных естественными науками (агрономия, информатика, архитектура, механика, электротехника).
Общественные и гуманитарные науки – науки о человеке, обществе (психология, филология, социология, политология, история, культурология, лингвистика, а также обществознание и др.).

В мире существует около 15000 наук и каждая из них имеет свой объект исследования и свои специфические методы исследования.

Некоторые исследователи подразделяют на такие виды:

Структурные науки – математика, логика – не использующие эмпирические методы научного познания. Исследуют структуры научных теорий.
Естественные науки – физика, биология, химия – ограничивают сферу научного знания областью наблюдаемого;
Гуманитарные науки – этика, эстетика, история;
Синтетические – синергетика, кибернетика, теория систем, экология.

 

8. НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВА

наука – это социальный институт. В общественной жизни наука представляет собой сеть взаимосвязанных учреждений. Это научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения, академии, библиотеки, издательские центры и т.п. Все эти учреждения решают специфический круг задач и выполняют определенные функции. Таким образом, наука представляет собой организованную структуру, своего рода корпорацию, которая призвана удовлетворять потребности общества.

О роли науки в развитии общества можно говорить бесконечно. Так же как общество (в особенности экономические,политические,социальные факторы) способствуют развитию науки, так и наука в свою очередь влияет на жизнь в обществе. Роль науки в обществе может быть губительной, а может быть созидательной. Мы открыли космос, создали сложные вычислительные системы, получили вещества,которых до этого не было в природе, разгадали генетическую природу наследственности, практикуем искусственное оплодотворение, все эти достижения науки помогают нам жить и совершенствовать мир вокруг себя, но не нужно забывать о вреде, который мы наносим природе, животным, себе.

 

9. ПРИЗНАКИ И ЧЕРТЫ, СПЕЦИФИКА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Научное знание – это специальный вид знания, который согласно современным взглядам ученых характеризуется, прежде всего, возможностью сопоставления с некоторой объективной реальностью.

Основная задача научного знания - обнаружение объективных законов действительности - природных, социальных общественных, законов самого познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования главным образом на общие, существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракций.

Необходимость в научном знании появляется в обществе тогда, когда обнаруживается недостаточность представлений, возникших в рамках повседневного мышления и обыденного знания, а также данных невооруженных органов чувств, понятий, здравого смысла и опыта.

Признаки научного знания

1. доказательность;

2. логическая непротиворечивость;

3. подтверждаемость опытом;

4. системность;

5. минимум оснований (простота), чтобы объяснить самый широкий круг явлений, так называемая «бритва Оккама»;

6. воспроизводимость - возможность повторить методы и результаты научного исследования;

7. предсказательная сила - гипотезы и теории должны не только объяснять факты, для объяснения которых они созданы, но и предсказывать новые;

8. преемственность - из новых идей, конкурирующих друг с другом, предпочтительнее та, которая "наименее агрессивна" по отношению к предшествующему знанию;

9. наличие методологии – обоснования применяемых приёмов;

10. формализация, выражающаяся, в первую очередь, в формализации языка науки, т.е. научные знания фиксируются в виде точных понятий, принципов, законов.

Черты

Непосредственная цель и высшая ценность научного познания — объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания. Активность субъекта — важнейшее условие и предпосылка научного познания. Но приоритет в нем отдается объективности. Объективность — характерная черта научного познания.

10. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА ИХ СООТНОШЕНИЕ

как соотносятся философия и наука
- Философия не может быть наукой всех наук, т. е. стоять над частными дисциплинами, равно как она не может быть одной из частных наук в ряду прочих. Многолетний спор философии и науки о том, в чем больше нуждается общество — в философии или науке, какова их действительная взаимосвязь, породил множество позиций и интерпретаций этой проблемы. Каково же соотношение науки и философии?
- Специальные науки служат отдельным конкретным потребностям общества: технике, экономике, обучению, законодательству и пр. Они изучают свой специфический срез действительности, свой фрагмент бытия, ограничиваются отдельными частями мира. Философию же интересует мир в целом, она устремлена к целостному постижению универсума. Она задумывается о всеохватывающем единстве всего сущего, ищет ответ на вопрос: «Что есть сущее, поскольку оно есть». В этом смысле справедливо определение философии как науки «о первоначалах и первопричинах».
- Частные науки обращены к явлениям, существующим объективно, т.е. вне человека, независимо ни от человека, ни от человечества. Свои выводы наука формулирует в теориях, законах и формулах, вынося за скобки личностное, эмоциональное отношение ученого к изучаемым явлениям и тем социальным последствиям, к которым может привести то или иное открытие. Фигура ученого, строй его мыслей и темперамент, характер исповеданий и жизненных предпочтений также не вызывает особого интереса. Закон тяготения, квадратные уравнения, система Менделеева, законы термодинамики объективны. Их действие реально и не зависит от мнений, настроений и личности ученого.

 

Философские основания

естествознания подразделяются на ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ, ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ, МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ.

Онтологические включают гипотезы существования, назначение которых – задание фундаментальных допущений, схем, принципов строения действительности (например, понятие электромагнитного поля как среды, передающей пространственные взаимодействия), (принятые в той или иной науке представления о картине мира, типах материальных систем, законах функционирования и развития и т. д)

Гносеологические основания включают множество допущений о природе познавательного процесса. Является ли естественнонаучное знание систематизацией субъективного опыта или фиксирует закономерные связи объективной действительности,(принимаемые в рамках определенной науки положения о характере процесса научного познания, соотношения чувственного и рационального, теории и опыта и т. п).

Методологические основания включают комплекс нормативных представлений, позволяющих оценивать продукты естественнонаучной деятельности по принципу предпочтительности. Является ли несогласие теорий с данными опыта достаточным условием их фальсификации? Возможен ли решающий эксперимент? Каковы основания сравнения конкурирующих теорий?

Логические основания науки - принятые в науке правила абстрагирования, образования понятий и утверждений и т. п.

Ценностные или аксиологические основания науки - принятые представления о практической и теоретической значимости науки в целом или отдельных наук в общей системе науки, о целях науки, научном прогрессе и т. д.

Отсутствует прямой логической мост между теорией и экспериментом. Для сопоставления теории с экспериментом следует: из теории дедуцировать утверждение о потенциальном состоянии исследуемого объекта, а из эксперимента получить утверждение о фактическом состоянии объекта. Если они совпадают, это является одним подтверждений теории, в противном случае получаем предлог для ревизии теории (отрицательный результат еще не является опровержением теории). Возможно добавление новой гипотезы (компенсирующей корректировки или допущения), позволяющей согласовать теорию с экспериментом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1396; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.031 с.)