Понятие диагностики организационного поведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие диагностики организационного поведения



Диагностика организационного поведения — научная и учебная дисциплина, занимающаяся разработкой и внедрением стандартизованных диагностических методов оценки состояний развития человеческих ресурсов организаций. Содержательно предметная область диагностики организационного поведения задается перечислением трех сфер знаний:

1) о законах и закономерностях, определяющих природу различных аспектов организационного поведения;

2) о методах и методиках измерения и оценки межгрупповых различий и индивидуальных особенностей людей, включенных в совместную деятельность по достижению общих целей организации;

3) практикой применения этих знаний для управления организационным поведением и развития человеческих ресурсов.

 

Билет 37

Традиционно в психологии труда выделяют следующие основные методы профессиографирования (Е. М. Иванова):

1) организационные методы, целью которых является планирование, построение самого исследования трудовой деятельности. Среди организационных методов выделяются:

- сравнительный метод (исследуются проблемы формирования профессионала при выполнении конкретных видов труда в разных возрастных группах для "сравнения");

- лонгитюдный метод ("срезовый", часто многолетнее исследование, которое проводится с целью выявления динамики развития субъекта труда; используется при прогнозировании эффективности труда данных людей, в решении кадровых вопросов и др.);

- комплексный подход, объединяющий различные междисциплинарные исследования;

2) методы сбора эмпирических данных, среди которых выделяют:

- изучение документации по данной профессии;

— наблюдение за работой специалистов;

— опрос специалистов (экспертный метод);

- изучение продуктов (результатов) данного труда, анализ ошибок;

- трудовой метод (метод "включенного эксперимента", который называют иногда "методом Петра I"), предполагающий работу исследователя по данной профессии с целью лучшего ее познания и даже "прочувствования" изнутри;

- метод искусственной деавтоматизации. Суть метода — исследовать не столько сформированные — автоматизированные -навыки работника, сколько саму трудовую деятельность, которую осваивает обучающийся рабочий. Этот метод может быть положен в основу более тонкого профотбора;

- биографический метод, позволяющий исследовать профессиональный путь данного профессионала (профессионалов) на основании опроса и изучения документации;

- метод эксперимента, где сам эксперимент понимается как исследование влияния на трудовой процесс (влияния естественных факторов или влияния, специально организованного);

— метод моделирования трудового процесса, позволяющий выделить и анализировать наиболее существенные характеристики данного труда;

3) методы обработки эмпирических данных:

— качественные методы анализа: экспертная оценка, сравнительный анализ эмпирических данных, анализ ошибок, различные процедуры описания наблюдаемых трудовых процессов или своих впечатлений от выполняемой работы;

- количественные методы анализа: статистический анализ; графический анализ (часто позволяет выстроить визуальный образ изменений);

4) интерпретационные методы, позволяющие осмыслить полученные результаты и выявить определенные закономерности трудового процесса. Среди этих методов условно выделяют:

- структурно-системный анализ, который предполагает психологический анализ операционно-технологической структуры труда, в результате которого можно строить гипотетические модели конкретной трудовой деятельности;

— функционально-структурный анализ, предполагающий психологический анализ функциональной структуры трудовой деятельности (на основе предшествующего структурно-системного анализа выявляются мотивационные, когнитивные, операторные и эмоционально-волевые процессы, актуализируемые у человека в процессе формирования и исполнения трудовой деятельности на макро- и микроструктурном уровнях, т.е. выявляются психологические функции, обеспечивающие данный трудовой процесс).

Также предлагается использовать следующую классификацию методов:

1) методы анализа документов:

— изучение монографий и периодических изданий;

— анализ руководств, инструкций, отчетов, актов;

2) методы опроса:

— индивидуальное интервью;

— групповое интервью и дискуссии (фокус-группы);

— анкетирование;

— экспертные оценки;

3) методы наблюдения:

— наблюдение за поведением работников;

— регистрация процесса и результатов трудовой деятельности с использованием технических средств (видеосъемка, хронометраж);

4) методы самонаблюдения:

— самонаблюдение и самоотчет специалиста в процессе деятельности;

— самонаблюдение психолога в процессе освоения деятельности и решения несложных задач (трудовой метод);

5) методы эксперимента (экспериментальное моделирование трудовых ситуаций и измерение показателей деятельности, контроль факторов);

6) методы анализа деятельности:

— эргономический анализ рабочего места, инструментов и оборудования, условий деятельности;

— алгоритмический анализ выполнения отдельных заданий и трудовых операций;

— анализ приема и переработки информации в процессе деятельности;

— анализ формирования профессиональных знаний и навыков;

— анализ ошибок в процессе деятельности;

— анализ рекордов и изучение высших достижений в профессиональной деятельности;

— анализ чрезвычайных происшествий (метод критических инцидентов);

- изучение профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях;

Билет 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.174.168 (0.008 с.)