Этические принципы работы психолога в организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этические принципы работы психолога в организации



Этические принципы работы психолога в организации

Билет 11 Трудовой пост как совокупность подсистем

Понятие "трудовой пост" было предложено Е. А. Климовым и является одним из ключевых компонентов, необходимо характеризующих профессиональную трудовую деятельность людей.

Трудовой пост в понимании автора — это ограниченная вследствие разделения труда и тем или иным образом зафиксированная область приложения сил человека, рассчитанная на создание чего-либо ценного для общества — материальных вещей, информации, обслуживающих действий, функциональных полезных эффектов, эстетических впечатлений, общественного настроения, упорядоченного протекания социальных процессов.

Трудовой пост в организации можно также понимать и как определенный статус, несущий в себе комплекс обязанностей и привилегий для работника. В этом плане у каждого работника в зависимости от уровня его ответственности, уровня образования, личностных и профессиональных характеристик есть реальная возможность достижения определенного трудового поста.

Трудовой пост понимается также как одна из форм существования профессии, одна из ее подсистем, одновременно являясь метасистемой по отношению к своей подсистеме — рабочему месту. В ходе реализации профессиональных функций или выполнения своих обязанностей субъект не всегда находится на рабочем месте. Рабочее место в свою очередь в некоторых случаях может перемещаться в физическом пространстве.

Смешение трудового поста с сто подсистемами, узкое понимание самого рабочего места как единственного места в физическом пространстве может привести к осложнениям и непониманию в системе профессионально-деловых отношений.

Характеристики профессии, трудового поста, рабочего места как системы определяются их функциональной динамичностью, обусловленностью как нормативными документами, так и объективными потребностями организации, индивидуальными особенностями конкретных субъектов и социально-психологическими феноменами, возникающими при взаимодействии конкретных участников совместной профессиональной деятельности.

Трудовой пост — это лишенное определенной конкретности, многомерное, разно- и многопризнаковое системное образование, основными составляющими которого являются:

- социально заданные цели и представления о результате труда;

- заданный предмет (исходные материалы, объекты, процессы — предметные, информационные, социальные, биологические);

- система средств труда (в зависимости от предмета они существенно различаются);

- система профессиональных служебных обязанностей (заданных трудовых функций);

- система прав работника (на справедливую и своевременную оплату труда, безопасные для здоровья и жизни условия работы и т.д. в соответствии с существующим трудовым законодательством);

Билет 17

Теории трудовой мотивации

К настоящему времени существует огромное количество теорий, объясняющих феномен возникновения мотивации человека к деятельности. Исследование человека в трудовом процессе позволило создать ряд теорий, которые с разных сторон объясняют причины, способы побуждения и регуляции его поведения в рабочем пространстве. Условно эти теории можно поделить на две большие группы — содержательные и процессуальные. К содержательным теориям относятся теории А. Маслоу, Ф. Герцберга, Д. Макклелланда, К. Альдефера, Д. Мактрегора и др. Эти теории базируются на изучении потребности человека, которые трактуются, как основные мотивы поведения и трудовой деятельности.

Процессуальные — это теории, которые описывают процесс достижения цели и пытаются объяснить механизмы, запускающие мотивацию посредством описания этого процесса. К таким теориям относятся теория общих ожиданий В. Врума, теория самоэффективности А. Бандуры, теории постановки целей Э. Локк и Дж. Лотэмана, А. Клугера и А. Де Низи, и др.

Содержательные теории

Теория иерархии потребности А. Маслоу, наверное, является наиболее известной теорией мотивации во многих областях человеческого знания. А. Маслоу выделяет пять основных уровней потребностей: физиологические потребности, потребности в безопасности, социальные потребности (потребности в принадлежности), потребности в уважении, потребности в самореализации как потребности роста.

К. Альдсфер доработал теорию иерархии потребностей. Он выдвинул предположение, что движение от потребности и к потребности может идти не только снизу вверх, но и с верху вниз. Если потребность более высокого уровня находит свое удовлетворение, а низкого нет, то человек может обратить внимание на последнюю. Кроме того, обобщая модель А. Маслоу, К. Альдерфер выделяет три группы потребностей: потребности существования (без удовлетворения которых невозможно само физическое существование человека), социальные потребности и потребности роста.

Интересную трактовку теории иерархии потребностей дает Дж. Уитмор. Он проводит параллель между иерархией жизненных потребностей и источниками трудовой мотивации (рис. 6.1).

Так, физиологическим потребностям соответствует такой источник мотивации, как заработная плата, крову и безопасности — жилье и уровень оснащенности рабочего места, принадлежности — группа и общество организации, в которой трудится работник (корпоративная культура, социально-психологический климат и т.п.), потребности в уважении другими — престиж (профессии, компании, места работы), потребность в самоуважении — наделение полномочиями, потребность в самореализации и росте — ценности и смысл трудовой деятельности.

Типы профессий

1. Предмет труда – природа (животный и растительный мир). К этому типу относятся профессии, связанные с сельским хозяйством, лесной отраслью, природоохранной деятельностью, биотехнологиями, метеорологией, геодезией и т.д. Этот тип профессий называется «человек–природа». Пример: эколог, микробиолог, егерь и др.

2. Предмет труда – техника. К этому типу относятся все профессии, связанные с обслуживанием техники (ремонт, наладка, установка, управление). Сюда же входят и профессии по производству и обработке металлов, их механической сборке и монтажу, а также по сборке и монтажу электрооборудования. В этот же тип включают профессии по обработке и использованию неметаллических изделий, полуфабрикатов, промышленных товаров, а также по переработке продуктов сельского хозяйства. Этот тип профессий называется «человек–техника». Пример: водитель, слесарь, инженер-электрик, строитель, тракторист и др.

3. Предмет труда – человек. К этому типу относятся профессии, направленные на воспитание, обучение, информирование, обслуживание (бытовое, торговое, медицинское) людей. В этих видах деятельности в процессе труда люди взаимодействуют между собой. Этот тип профессий называется «человек–человек». Пример: экскурсовод, учитель, продавец и др.

4. Предмет труда – схемы, знаки, устная и письменная речь, цифры, ноты, формулы, карты, рисунки, дорожные знаки. К этому типу профессий относятся умственные виды деятельности. Например: экономист, корректор, физик, кассир и др. Этот тип профессий называется «человек–знаковая система».

5. Предмет труда – изобразительная, музыкальная, литературно-художественная, актёрская деятельность. Такой тип профессий называется «человек -художественный образ». Пример: дизайнер, декоратор, журналист, вокалист и др.

 

Профессионально важные качества

Профессионально важные качества – это индивидуальные особенности человека, являющиеся условием успешности овладения профессией. Профессионально важные качества могут быть неспецифическими и специфическими.
Неспецифические профессионально важные качества – это качества человека, необходимые для овладения любой профессией. Например, трудолюбие, работоспособность, активность, добросовестное отношение к работе, ответственность.
Специфические профессионально важные качества – это такие психологические качества человека, которыми он должен обладать для овладения определённой профессией или типом профессий и которые обеспечат ему успех в этой профессии.

 

Американский психолог Дж. Холланд (Голланда) предложил классификацию типов личности исходя из того, в каких сферах профессиональной деятельности человек скорее добьётся наибольшего успеха благодаря определённым личностным особенностям. Всего им было выделено шесть типов личности:
реалистический; артистический; интеллектуальный; конвенциальный; предприимчивый; социальный.

Социальный тип

Люди социального типа ориентированы на общение и взаимодействие с людьми. Они обладают ярко выраженными коммуникативными способностями, чувствуют и понимают других людей, стремятся решать проблемы, учитывая эмоции и чувства, способны к сопереживанию и состраданию. Нередко люди этого типа любят поучать и воспитывать окружающих. Они предпочитают такие сферы деятельности, как медицина, педагогика, психология.

Артистический тип

Люди артистического типа отличаются сложным взглядом на жизнь, для них характерно глубокое эмоциональное восприятие действительности. В отношениях с окружающими они ориентируются на свои ощущения, эмоции, воображение и интуицию. Такие люди стремятся выделиться из общего окружения. Все эти особенности позволяют им выбирать творческие профессии, связанные с рисованием, музыкой, фотографией, филологией и историей.

Предприимчивый тип

Люди предприимчивого типа стремятся к лидерству, нуждаются в признании, предпочитают руководящие роли. Их энергия, энтузиазм и импульсивность позволяют решать сложные задачи, связанные с руководством и продвижением идеи. Они обладают хорошо развитыми коммуникативными способностями, но им не подходит скрупулёзная работа, требующая длительной концентрации внимания. Люди этого типа выбирают профессии, позволяющие максимально реализовать себя, удовлетворить потребность в признании (предприниматель, менеджер, артист, журналист, дипломат, брокер).

Этапы аттестации

Аттестация проводится в несколько этапов: подготовка, сама аттестация и подведение итогов.

Подготовка, осуществляемая кадровой службой, включает:

§ разработку принципов и методики проведения аттестации;

§ издание нормативных документов по подготовке и проведению аттестации (приказ, список аттестационной комиссии, методика проведения аттестации, план проведения аттестации, программа подготовки руководителей, инструкция по хранению персональной информации);

§ подготовку специальной программы по подготовке к проведению аттестационных мероприятий (при проведении аттестации в первый раз по новой методике);

§ подготовку материалов аттестации (бланки, формы и т.д.).

Проведение аттестации:

§ аттестуемые и руководители самостоятельно (по разработанной кадровой службой структуре) готовят отчеты;

§ аттестуемые и не только руководители, но и сотрудники и коллеги заполняют оценочные формы;

§ анализируются результаты;

§ проводятся заседания аттестационной комиссии.

Подведение итогов аттестации:

§ анализ кадровой информации, ввод и организация использования персональной информации;

§ подготовка рекомендаций по работе с персоналом;

§ утверждение результатов аттестации.

Анализ результатов аттестации:

Оценка труда:

§ выявление работников, не удовлетворяющих стандартам труда;

§ выявление работников, удовлетворяющих стандартам труда;

§ выявление работников, существенно превышающих стандарты труда.

Оценка персонала:

§ диагностика уровня развития профессионально важных качеств;

§ сопоставление индивидуальных результатов со стандартными требованиями работы (по уровням и специфике должностей);

§ выявление сотрудников с отклоняющимися от стандартов качествами;

§ оценка перспектив эффективной деятельности;

§ оценка роста;

§ ротации.

Сведение и обработка данных, как правило, проводятся по окончании аттестации. Для подведения обобщенных итогов

§ составляются сравнительные таблицы эффективности работников;

§ выделяются группы риска (неэффективно работающих или работников с неоптимальным уровнем развития профессионально важных качеств);

§ выделяются группы роста (работников, ориентированных и способных к развитию и профессиональному проведению);

§ готовятся рекомендации по использованию данных аттестации.

 

Билет 31

Профессиональная адаптация

Данный аспект адаптации можно назвать «дообучением». Он напрямую связан с приобретением новым сотрудником недостающих знаний и навыков в профессиональной области. Когда необходима профессиональная адаптация?

1. Если новичок обладает заведомо более низкими профессиональными компетенциями, чем требуется для эффективного выполнения его должностных обязанностей. В этом случае для него разрабатывается дополнительный план развития, и он проходит обучение в первые месяцы работы.

2. В компании приняты собственные стандарты работы (профессиональные или технологические). Например, в дистрибьюторских компаниях принятый на должность супервайзера отдела продаж специалист, вне зависимости от своего предыдущего опыта, посещает тренинг «Техника продаж». Это нужно не столько для отработки непосредственно навыков продаж, сколько для ознакомления с существующими в компании профессиональными стандартами в этой области.

Еории трудовой мотивации

К настоящему времени существует огромное количество теорий, объясняющих феномен возникновения мотивации человека к деятельности. Исследование человека в трудовом процессе позволило создать ряд теорий, которые с разных сторон объясняют причины, способы побуждения и регуляции его поведения в рабочем пространстве. Условно эти теории можно поделить на две большие группы — содержательные и процессуальные. К содержательным теориям относятся теории А. Маслоу, Ф. Герцберга, Д. Макклелланда, К. Альдефера, Д. Мактрегора и др. Эти теории базируются на изучении потребности человека, которые трактуются, как основные мотивы поведения и трудовой деятельности.

Процессуальные — это теории, которые описывают процесс достижения цели и пытаются объяснить механизмы, запускающие мотивацию посредством описания этого процесса. К таким теориям относятся теория общих ожиданий В. Врума, теория самоэффективности А. Бандуры, теории постановки целей Э. Локк и Дж. Лотэмана, А. Клугера и А. Де Низи, и др.

Содержательные теории

Теория иерархии потребности А. Маслоу, наверное, является наиболее известной теорией мотивации во многих областях человеческого знания. А. Маслоу выделяет пять основных уровней потребностей: физиологические потребности, потребности в безопасности, социальные потребности (потребности в принадлежности), потребности в уважении, потребности в самореализации как потребности роста.

К. Альдсфер доработал теорию иерархии потребностей. Он выдвинул предположение, что движение от потребности и к потребности может идти не только снизу вверх, но и с верху вниз. Если потребность более высокого уровня находит свое удовлетворение, а низкого нет, то человек может обратить внимание на последнюю. Кроме того, обобщая модель А. Маслоу, К. Альдерфер выделяет три группы потребностей: потребности существования (без удовлетворения которых невозможно само физическое существование человека), социальные потребности и потребности роста.

Интересную трактовку теории иерархии потребностей дает Дж. Уитмор. Он проводит параллель между иерархией жизненных потребностей и источниками трудовой мотивации (рис. 6.1).

Билет 32

Этические принципы работы психолога в организации



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.34.146 (0.04 с.)