Европейская социал-демократия после ВМв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Европейская социал-демократия после ВМв.



Становление кейнсианства и значительное огосударствление национальных экономик европейских стран значительно изменили отношение социал-демократов к проблеме трансформации экономической системы. Лейбористское правительство Клемента Эттли в Британии (1945г) провело значительную национализацию природных ресурсов и ключевых секторов промышленности, а также построило основания государства всеобщего благосостояния, но отказалось от прямого государственного контроля за экономикой (планирования), характерного для военного времени, постепенно перейдя к кейнсианскому управлению спросом. В то ж время элементы дирижизма, кейнсианства и социального государства стали популярными также и среди либеральных/консервативных партий. Фактически, в период 45-73 гг. экономическая политика социал-демократических и правоцентристских партий сблизилась до максимальной степени.

В работе «Будущее социализма» британский политик и теоретик социал-демократии Энтони Кросланд писал, что кейнсианская политика способствовала разрешению основных проблем капитализма, ослабив классовую идентичность. В данном контексте, лейбористская партия должна была (по мнению автора) отказаться от классовой политики и массовой национализации в пользу социальной и перераспределительной политики.

Со стороны либералов схожи мысли выражались теорией (гипотезой) конвергенции: сближения капиталистической и социалистической экономики, преодоления их основных противоречий. Сторонниками этой гипотезы были Дж. Гэлбрейт, нобелевский лауреат по экономике Я. Тинбрген, Р. Арон.

В Восточной Европе социал-демократические правительства, оказавшиеся в зоне влияния СССР после начала Холодной войны были свергнуты или преобразованы в большевистские партии.

В 1951г. социал-демократические и демократические социалистические партии объединились в рамках Социалистического интернационала. Франкфуртская декларация, принятая в качестве программного документа, прямо заявляла, что

11. Социализм является международным движением, которое не требует строго единых подходов. Не важно, строят ли социалисты свои убеждения на основе марксизма или других методах анализа общества, вдохновляются ли они религиозными или гуманитарными принципами, все они стремятся к достижению одной цели – к системе социальной справедливости, лучшей жизни, свободе и миру во всём мире.

Таким образом, социал-демократия окончательно порывала с ортодоксальным марксизмом. Более, того декларация выражала враждебную позицию по отношению к коммунизму:

7. В то время, как социализм достиг впечатляющих достижений в мире, новые силы создают угрозу движению к свободе и социальной справедливости. После Октябрьской революции в России коммунисты раскололи международное рабочее движение и стал на десятилетия препятствием для развития социализма во многих странах.

8. Коммунисты лгут, относя себя к социалистической традиции. На самом же дели они искажают эту традицию до неузнаваемости. Они создали жёсткую догматическую систему, которая несовместима с критическим характером марксизма.

9. В то время как социалисты добиваются свободы и справедливости через уничтожение эксплуатации, коммунисты стремятся обострить классовые противоречия в целях установления диктатуры отдельно взятой партии.

10. Международное коммунистическое движение стало инструментом империалистов. Везде, где коммунисты получили власть, они уничтожили свободу и шанс добиться свободы. Коммунизм зиждется на военной бюрократии и полицейском терроре. Через создание вопиющих контрастов богатства и привилегий он создал новое классовое общество. В его экономической организации важную роль играет принудительный труд.

В 1959г. СДПГ приняла Годесбергскую (Бад-Годесбергскую) программу, в которой партия устранила последние элементы марксизма в пользу политики freiheitlicher Sozialismus – либерального социализма. Национализация перестала восприниматься партией как центральное положение экономической политики – акцент был перенесён на кейнсианскую политику. Более того, программа признала возможность частной собственности на средства производства, - шаг неслыханный для социалистической партии. Принятие Годесбергской программы стало значительным событием в социал-демократическом сообществе: Французская секция рабочего интернационала (партия, ставшая впоследствии основой социалистической партии Франции) была разделена проблемой отношения к данной программе. Канцлер ФРГ Вилли Брандт (69-74) прямо характеризовал себя как сторонника либерального социализма.

В 60-х гг. экономический подъём послевоенных десятилетий привёл к значительным сдвигам в социальной структуре общества. Ослабление классовых барьеров, формирование значительного среднего класса, мировоззренческий сдвиг поколения бейби-бум, привели к тому, что многие традиционны ключевые вопросы (права трудящихся, экономическая политика и т.д.) начали терять свою значимость. Этот период обернулся взрывным ростом «новых социальных движений», существование которых было посвящено проблемам идентичности (сексуальности, феминизма и т.д.), экологии и др. Различия между правыми и левыми партиями в данный период стало пролегать в основном в данной плоскости: социал-демократы стали интегрировать данные позиции в свои программы, тогда как консерваторы сопротивлялись социальным изменениям.

Тем не менее, в 50-60 гг. консенсус в экономической науке стал постепенно переходить к сторонникам неоклассического подхода, критикующего научные положения кейнсианства. В политическую плоскость такая смена парадигмы перетекла в 70-е гг. после начала экономического кризиса (73г.): кейнсианская теория в тот момент не могла объяснить феномен стагфляции; кроме того, крушение бреттон-вудской валютной системы привело к фактической невозможности контроля за движением капитала, критически важного для кейнсианской политики. Эти годы были отмечены реформами Рейгана и Тэтчер, направленными на либерализацию, дерегуляцию и приватизацию экономики. Хотя реформы Тэтчер в Европе представляли наиболее радикальный вариант изменений в политике и экономике, практически все европейский страны (в том числе соц-демократические правительства) последовали политике значительной либерализации экономики. Социал-демократические партии, которые отказались приспосабливаться к новым реалиям (Лейбористская партия, к примеру) на десятилетие оказались за политическим бортом.

Выходом для социал-демократических партий в условиях резко сдвинувшегося вправо политического центра стала идеология «Третьего пути». Наиболее известным идеологом данного направления стал знаменитый социолог Энтони Гидденс. Приверженцы данной идеологии отказались от идеи рабочего управления, социализации или национализации экономики в пользу свободного рынка, конкуренции, предпринимательства и экономического развития. Социал-демократическая часть платформы заключалась в сохранении (формировании) щедрого социального государства, гарантий, трудовых и социальных прав, справедливости, снижения экономического неравенства и т.д. Ярчайшими представителями направления в 90-е гг. стали Новые Лейбористы, возглавляемые Тони Блэром. Схожие позиции в 90-е постепенно стали разделять большинство (мейнстримных!) социал-демократических партий в Европе (СДПГ при Шрёдере, скандинавские партии, недерландские лейбористы, австрийские социал-демократы и т.д.).

 

12. Фашизм как идеологический феномен + 13. Генезис идеологии фашизма в Западной Европе (синее – Интернет, остальное - лекция)

Источником фашизма является социал-дарвинизм. Важные произведения социал-дарвинистов: де Гобино «Эссе о неравенстве человеческих рас» 1853; 1935 г. - расистско-евгенические законы; Мёллер «Выход из ночи: взгляд биолога на будущее» («Out of the Night: A Biologist's View of the Future», 1935).

Положения социал-дарвинизма: монизм ( сведение к материи ), редукционизм (сведение сложного к простому), детерминизм (определенность сложных феноменов составляющими их простыми элементами), неравенство (физических и умственных признаков), наследственность, отбор (эволюция происходит через умирание наименее приспособленных и борьбу за существование).

Эволюция социал-дарвинизма (СД):

1. 1853-1883 – от первоначально либеральных идей СД к социалистическим и дирижистским;

2. 1884-1904 – евгенические, расистсике и/или эмпириалистические;

3. 1905-1935 – отсутствие теоретических новаций, но вдохновение политических идеологов.

Гобино: расы и наследственность – причина возвышения и упадка обществ, смешение рас – неизбежно и смертоносно; смещение рас – принижает, обезглавливает → ничтожество без исцеления.

У. Бэджгот «Физика и политика» 1872: война как оружие естественного отбора.

Г. Спенсер: индустриализация и культура способствуют выживанию неспособных.

Ф. Гальтон (кузен Дарвина) «Исследование о человеческих способностях»: ввел термин «евгеника» + развивал идеи о наследственности признаков.

Лебон «Психология народов и масс»: наследственность определяет характер (специфика чувств и верований) и интеллект. Бороться с наследственностью через воздействие на характер и через избегание «плохих» идей. Из чистых рас остались только дикари, остальные расы смешивались. Формирование расовой души происходит медленно, в то время как упадок расовой души происходит быстро. Причины упадка: иностранцы (из-за них потер способности нации защищать характер и историю). Можно привить новую идею, сделать ее верованием: несколько апостолов продвинут идею через сопротивление масс (неважно насколько идеи абсурдны, необходимы лишь фанатики).

Де Лапуж «Виды социального отбора»: разрушение породы людей, неблагородно рожденные поглощают благородно рожденных. Прогресс – созданная человеком концепция. Виды отбора, ведущих к деградации: военный (войны устраняют лучших), политический (политические группировки благоприятствуют посредственности), религиозный (целибат, религиозные преследования), моральный (благотворительность дает преимущество неблагородно рожденным), законный (заперт полигамии), экономический (финансовые браки не учитывают интеллект и др. качества), профессиональный, городской. Систематический отбор позволит переплавить человеческую природу. Установить иерархию каст.

Чемберлен: раса – понятие гибкое и эластичное; две расы – раса избранных (германцы, кельты, славяне) и антигерманцы (евреи). Расы могут меняться местами = динамическое определение расы. Раса становится благородной шаг за шагом; возрождение расы в благородную возможно, но не обязательно. Интуиция – судья в расовых вопросах. Эндогамия (пара – из определенной социальной и др. группы) рас способствует облагораживанию. Подбор состава нации, против бастардизации рас.

 

Фашизм – более широк, чем только проект Муссолини (Салазар, Перон); нет единого концепта фашизма, есть основные элементы. Нацизм как крайний вариант фашизма (оба – без единого доктринального текста; Н – расовый аспект, Ф – тоталитарное государство, сохранил традиции монархии).

Фашизм – идеи, ближайшие к Первой мировой войне; синтез 3 течений:

· Контрреволюционна мысль: реакция на Великую французскую революцию; основа – авторитет и порядок (порядок как божественная воля); неравенство и обязанности по отношению к обществу; греховная природа человека; природное превосходство властей и уважительное подчинение;

· Политический иррационализм: человеческое сообщество невозможно постичь разумом, отвергаем руссоизм (согласие индивидуальных воль); витализм (мощь жизненных начал??); расизм; судьба и раса – определяют характер человека; чувства.

· Национализм крайнеправого толка: характерен для второй половины XIX века; национальна независимость и народный суверенитет; антидемократизм, популизм (сплоченность и единство нации); неприятие чужеземцев, отпор внешнему влиянию.

 

1. Исходная точка фашизма – контрреволюция справа (единая партия, авторитет, иерархия).

2. Тотальное сплочение нации; нетерпимость к идеологическим различиям, преодоление кризисов через народное единство.

3. Антиэгалитаризм.

4. Создание нового порядка, близкого к военной организации. Задача - создание народа по подобию партии. Единая иерархизированная партия с вождем во главе. Вождь – ведет к цели, персонифицирует народ.

5. Идеал гражданина – солдат. Военное единообразие, подчинение власти, готовность служить партии и вождю = жертвенность, слепая вера.

6. Иррационализм (фанатизм, приверженность, эмоциональная мобилизация?, сила и борьба)

7. Империализм: создать народ воинов для завоевания слабых народов. Война как воля народа к господству и доказательство жизни народа.

Фашизм – создание сообщества, объединенного и мобилизованного такими целями, как вера, сила и борьба (не уверена); - антиэгалитаризм, тоталитарное единство, вера в вождя; - тип военизированного сообщества для завоевания господства.

Причины поддержки со стороны народа: сильное государство, отказ от индивидуализма, порядок, отказ от разума и совести, чувства, самоидентификация с государством и нацией.

 

Режим Б. Муссолини – наиболее действенная альтернатива либерализму.

Предфашизмы:

· Кризис перенаселения в городах (уход крестьян в город; разрыв традиционных связей);

· Неспособность правящей элиты интегрировать новые слои общества (пролетариат и буржуазия) в социально-экономическую систему;

· Массовое отчуждение от государства (социалистические настроения, идеология третьего пути – осуждение буржуазии и социализма);

· Интеллектуальный кризис (кризис позитивизма, культ науки под вопросом, реванш иррационального, мистицизм), ренессанс народных культур.

Фашизм – парафраз социал-демократии, поиск третьего пути + иррациональная традиция (глубинное Я (Ницше, Бергсон), психоанализ Фрейда, региональные традиции) + национализм + анархо-синдикализм.

 

В любых разновидностях фашизм противопоставляет институтам и ценностям демократии так называемый «новый порядок» и жесткие средства его утверждения. Фашизм опирается на массовую тоталитарную политическую партию, которая, приходя к власти, становится государственно-монопольной организацией и на личный авторитет своего лидера («дуче», «фюрер», «каудильо»).

Элементами фашистской идеологии и политики являются использование государственных методов регулирования экономики, тоталитарный контроль над проявлениями общественной и личной жизни граждан, способность путем националистической и социальной демагогии мобилизовать и политически активизировать народные массы, воинствующий антикоммунизм, массовый террор, шовинизм, переходящая в геноцид ксенофобия по отношению к чужим этническим группам, неприятие ценностей цивилизации (демократия, терпимость, свобода слова). Фашистские движения охотно используют демагогию, популизм, социалистические и националистические лозунги, апологетику войны. Фашизм находит опору преимущественно в социально обездоленных группах в условиях общенациональных кризисов и катаклизмов модернизации. Слабость демократических институтов позволяет фашистским движениям захватить власть.

Фашистская идеология в значительной мере восприняла расистские идеи Ж.А. де Гобино, Ж.В. де Лапужа, Х. Чемберлена; антидемократические концепции Ф. Ницше и О. Шпенглера. В ее центре — идеи военной экспансии, расового неравенства, классовой гармонии (теория «народного сообщества» и «корпоративности»), вождизма, всевластия государственной машины (теория «тотального государства»).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.79.70 (0.073 с.)