Американская революция и её роль в формировании идеологии раннего либерализма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Американская революция и её роль в формировании идеологии раннего либерализма



В рамках наследия американской революции важно знать:

ü Идею об неотчуждаемых правах (Декларация прав человека);

ü Конституционализм (Иногда либерализм=конституционализм). Вообще-то Конституция США – старейшая, писаная из ныне существующих, действующая.

·

· 1787, 17 сентября — Конституционным Конвентом, созванном в Филадельфии, принята Конституция США.

· 1789 — Первые выборы президента США. Первым президентом США становится Джордж Вашингтон, получивший 100 % голосов выборщиков.

Идеология Американской революции.

1. Бенджамин Франклин

a. Идея гомруля – самоуправления и политического самоопределения североамериканских провинций;

b. Признание североамериканских провинций штатами (1769 г.);

c. Идея развития США как «страны труда», в которой отсутствует резкая поляризация между богатыми и бедными, между роскошью одних и аскетизмом других, где люди живут в состоянии «счастливой умеренности», где простота республиканских нравов определяет все материальные предпочтения и политические навыки;

d. При известии о начале революционных действий во Франции он высказывал большое беспокойство в связи с тем, что «огонь свободы может не только очищать, но и разрушать»;

e. «Владение собственностью, необходимой человеку для сохранения своей жизни и продолжения человеческого рода, составляет его естественное право, которого никто не может лишить его, оставаясь на почве справедливости. Всякая собственность помимо этого есть собственность общества, которое создало ее посредством законов и потому может с помощью других законов распорядиться ею (собственностью) по своему усмотрению, если благо этого потребует».

2. Томас Пейн

a. Памфлет «Здравый смысл» (январь 1776)

i. Подзаголовок – «О происхождении и назначении правительственной власти с краткими замечаниями по поводу английской конституции»;

ii. Вопрос о независимости Америки есть всего лишь вопрос целесообразности и экономической выгоды, а не вопрос для судебного разбирательства;

iii. Дело Америки в значительной мере является делом всего человечества. Пейн сочувствует тем, кто борется с врагами естественных прав всего человечества;

iv. Различие между обществом и государством – по их происхождению, роли и назначению. «Общество создается нашими потребностями, а правительство – нашими пороками: первое способствует нашему счастью, положительно объединяя наши благие порывы, второе же – отрицательно, обуздывая наши пороки; одно поощряет сближение, другое поощряет рознь»;

v. В споре о природе власти и прав человека с Э. Бёрком, либеральным защитником независимости американских колоний и в то же самое время консервативным критиком идей и практики французской революции, Пейн резонно фиксирует внимание на том, что критик смешивает право делегированное с правом присвоенным. Для Э. Бёрка государство есть не что иное, как изобретение человеческой мудрости, а права человека — разумные требования, которые люди выдвигают при выборе между добром и злом. Пейн, в свою очередь, утверждал, что зарождение и существование власти строится исключительно на согласии управляемых.

vi. Все формы правления он делит на два вида: выборно-представительное и наследственное правление. Первое известно под именем республики, второе — монархии и аристократии. Поскольку правительственная власть требует таланта и способностей и поскольку таланты и способности не могут переходить по наследству, то очевидно, заключал Пейн, что наиболее невежественная страна лучше всего подходит не для республиканского, а для монархического и аристократического правления.

vii. Права человека – это некие свойства социального бытия человека и одновременно «принцип правительственной власти».

viii. Права делятся на естественные и гражданские, причем «одни» вытекают из других. «Человек вступил в общество не затем, чтобы стать хуже, чем он был до этого, или иметь меньше прав, чем прежде, а затем, чтобы лучше обеспечить эти права. В основе всех его гражданских прав лежат права естественные».

3. Томас Джефферсон

A. Декларация независимости

i. Начинается с обоснования причин и правовых оснований для обособления колоний и смены формы правительственной власти: «Когда по ходу человеческих событий одному народу становится необходимым расторгнуть политические узы, связывающие его с другим народом, и занять среди держав мира обособленное и равное положение, на которое он имеет право согласно законам природы и ее Творца, то общепринятое уважение к мнению человечества требует изложения причин, побуждающих его к отделению».

ii. Неотчуждаемые права: «Жизнь, свобода, право быть счастливым» (не как у Локка). Это, с одной стороны, соответствовало аристотелевскому понимаю одной из важнейших целей объединения и общения людей в государстве и вместе с тем было в духе просветительского понимания значения свободы для самосовершенствования человека и полного развития его способностей. Известно также, что Т. Джефферсон не советовал своему другу генералу М.Ж. Лафайету включать право собственности во французскую Декларацию прав человека и гражданина 1789 г.

iii. Обоснование неотчуждаемых прав Т. Джефферсоном: «Мы считаем самоочевидными следующие истины: все люди созданы равными; они наделены их Творцом определенными (прирожденными) неотчуждаемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, свободу и стремление к счастью; для обеспечения этих прав люди создают правительства, берущие на себя отправление справедливой власти с согласия управляемых; если какая-либо форма правления разрушает эти принципы, то право народа состоит в том, чтобы изменить или упразднить ее и установить новую правительственную власть, заключающую в свое основание такие принципы и организующую свои полномочия в такой форме, какие, по мнению народа, кажутся более всего подходящими для обеспечения его безопасности и счастья».

B. Работа над Конституцией

i. Пишет письмо к Дж. Мэдисону с предложением дополнить Конституцию перечнем прав и свобод, где практически предрешает основной перечень Билля о правах 1791 г. и где уже надежно фиксируется локковская триада прав человека (поправка 5);

ii. Уточняет свое понимание других естественных прав. Он считает неосновательной восходящую к Т. Гоббсу и Дж. Локку идею о том, что, вступая в общество, мы якобы отказываемся от каких-либо естественных прав. Право на собственность основано на природных потребностях людей и на средствах, с помощью которых они наделены способностью удовлетворять свои нужды. Каждый человек и любая общность людей имеют право на самоуправление, которое они получают из рук природы. Существуют такие права, которые бесполезно и бессмысленно передоверять государственной власти, поскольку все государственные власти всегда стремятся их нарушать. Это право мыслить и передавать свои мысли устно или письменно, это право свободной торговли, право на личную свободу и неприкосновенность,

4. Джон Адамс



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.73.35 (0.005 с.)