Основные изменения права в период становления конституционной монархии в России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные изменения права в период становления конституционной монархии в России.



Перед Россией на рубеже XIX—XX вв. встала проблема реформации всех сфер жизни, от экономики до государственного строя. Ее предстояло проводить на огромной территории, в стране с устойчивыми традициями и феодальными пережитками.

Возникли и получили развитие монополии в промышленной и банковской сфере. Характерной особенностью русского капитализма являлось то, что отечественное производство в значительной степени основывалось на иностранных капиталах. Крупнейшие монополистические объединения действовали при участии англо-французских финансовых кругов.

Также следует отметить сильное отставание социально-экономического развития деревни. Сохранялись полукрепостнические методы эксплуатации крестьян, непомерно высокие платежи и т. д.

Дворянство, бывшее главной опорой самодержавия, теряло монополию на власть. На ведущую политическую роль стала претендовать буржуазия.

К началу XX в. в России обострились национальные и национально-религиозные противоречия. Нарастала социальная напряженность: расширялось рабочее движение, происходили крупные крестьянские выступления. Поражение России в русско-японской войне 1904—1905 гг. способствовало нарастанию революционных настроений.

На пути конституционного строительства в России важнейшими документами стали Манифест от 6 августа 1905 г. «Об учреждении Государственной думы» и Положение о выборах в нее, Манифест 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» и Основные законы от 23 апреля 1906 г.

Согласно августовским Манифесту и Положению Государственная дума была представительным органом, избираемым на пять лет на основе цензового и сословного избирательного права. Выборы проходили по трем куриям: уездных землевладельцев, городской и крестьянской. Цензовая система лишала избирательного права рабочих, батраков, мелкую и среднюю буржуазию и другие категории населения. К компетенции Думы относились: разработка и обсуждение законов, обсуждение государственного бюджета и др. Революционные события 1905 г. сорвали созыв Государственной думы.

17 октября 1905 г. манифестом «Об усовершенствовании государственного порядка» объявлялся переход страны к новому строю — конституционной монархии. Манифест провозглашал основные гражданские права и свободы (неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний, союзов и др.), предоставил избирательные права широким слоям населения, а также расширял права Государственной думы, объявляя ее органом, ограничивавшим монархическую власть.

Основные законы устанавливали двухпалатную парламентарную систему и сохраняли достаточно широкие полномочия императорской власти.

Сделанные правительством конституционные уступки были обусловлены усилением революционного движения, а не воздействием либеральных идей и программ.

Основные государственные законы были утверждены императором Николаем II 23 апреля 1906 г.

Основные законы закрепляли такие гражданские права и свободы, как неприкосновенность жилища и собственности, свобода перемещения, выбора профессии, слова, печати, собраний, вероисповедания и др.

Из Основных законов была устранена характеристика власти императора как власти неограниченной, но все основные прерогативы императорской власти сохранились: «Императору Всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть». Власть управления принадлежала императору во всем ее объеме. В соответствии со ст. 7 законодательную власть император осуществлял «в единении с Государственным советом и Государственной думой». В целом Основные законы закрепляли принцип разделения властей.

Основные законы предоставили Государственной думе и Государственному совету право законодательной инициативы, они получили право утверждать, отклонять или перерабатывать законопроекты, представляемые правительством.

Царь имел право абсолютного вето. Однако Дума могла повторно рассматривать вопрос, отклоненный царем, и тем самым оказывать на него давление.

20 февраля 1906 г. было принято новое положение о Государственной думе. Этим актом определялась ее компетенция: предварительная разработка и обсуждение законодательных предложений, утверждение государственного бюджета, обсуждение вопросов о строительстве железных дорог и учреждении акционерных обществ. Законопроекты, принятые Думой, подлежали утверждению Государственным советом и императором.

Дума избиралась сроком на пять лет. Отстранение депутатов Государственной думы могло осуществляться сенатом. Император своим указом мог досрочно распустить Думу.

20 февраля 1906 г., одновременно с учреждением Государственной думы, было утверждено новое Положение о Государственном совете.

Государственный совет становился верхней палатой, обладавшей такими же правами, как и Государственная дума. Законопроекты, принятые Государственной думой, поступали через Государственный совет на утверждение императора.

Состав Совета формировался следующим образом: половина членов назначалась императором, другая половина избиралась дворянскими обществами, губернскими и земскими собраниями, крупными промышленниками и торговцами, синодом, Академией наук и университетов. Члены Совета избирались на 9 лет, причем каждые три года обновлялась 1/3 состава. Возглавляли Государственный совет председатель и вице-председатель, назначаемые императором.

 

 

31. Формирование многопартийной системы в России после издания манифеста 17 октября 1905 г.

В условиях Всероссийской октябрьской политической стачки, 17 октября 1905 г. Николай II подписал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка». В нем содержалось обещание "даровать населению незыблемые основы гражданской свободы»: неприкасаемость личности, свободу совести, слова, собраний и союзов, а также сознавать законодательную Думу. Манифест вызвал различные отклики в российском обществе. Буржуазия и либеральная интеллигенция встретили ею с ликованием. Вскоре были образованы две основные либеральные партии страны — «Союз 17 октября» - октябристы (лидер А. И. Гучков) и конституционно-демократическая партия - кадеты (лидер П. Н. Милюков). Либералы считали, что после Манифеста 17 октября Россия стала конституционной монархией. Октябристы выступали за единую и неделимую Россию, против предоставления каких бы то ни было свобод угнетенным нациям. Аграрный вопрос они предполагали решить путем уравнения крестьян в правах с другими сословиями, облегчить им выхода и изобщины, увеличить крестьянские наделы за счет казенных земель. Октябристы признавали свободу профессиональных союзов, экономических стачек, мо резко выступали против восьмичасового рабочего дня. Программа кадетов включала требования демократических свобод, отмены смертной кaзни. В области аграрной политики программа кадетов предусматривала наделение крестьян землей за счет государственных и монастырских земель, а также частичное отчуждение по «справедливой» цене частновладельческих земель. Кадеты выступали за развитие рабочего законодательства, культурное самоопределение наций. Либеральные партии не имели широкой социальной базы из-за экономической отсталости страны и низ | кого уровня образования большинства населения.

Экстремистские силы не удовлетворились положениями Манифеста 17 октября. В декабре 1905 г. социалистические революционные партии (со­циал-демократы и эсеры) организовали вооруженные выступления в ряде городов страны. Самое мощное из них проходило в Москве (9—18 декабря) — до 6 тыс. участников. Восстания были подавлены войсками с обыч­ной для русского царизма жестокостью.

После выхода Манифеста 17 октября в России появились силы, высту­пающие против его положений - за «исторические порядки», неограни­ченное самодержавие. В стране возникли «черносотенные организации («Союз русского народа» и др.). Их социальную базу составляли предста­вители городской мелкой буржуазии и незначительная часть рабочих и крестьян. Представители этих организаций считали происходящие собы­тия несчастьем для России, они были носителями великодержавного шо­винизма и антисемитизма, выступали также с критикой бюрократии, за сохранение общинного землевладения, за уравнение прав всех сословий, государственное страхование для рабочих. Основными формами деятель­ности черносотенцев стали погромы, террористические акты против ре­волюционеров и либералов.

В 1906 — первой половине 1907 г. революция шла на спад. Уменьша­лись численность стачек и количество их участников. Правда, продолжа­ла бурлить деревня. Основными формами крестьянского «движения» ста­ли погромы и поджоги помещичьих имений. Вспыхивали восстания в ар­мии (Свеаборг, 17—20 июля 1906 г., Кронштадт, 19—20 июля). Продолжа­лись акты революционного террора (покушение на Столыпина 12 августа 1906 г.), распространение получили экспроприации — вооруженные ог­рабления с целью пополнения касс социалистических партий. Правитель­ство оказалось неспособным к широкой реформаторской деятельности, противопоставляя революционным выступлениям усиление репрессий. В августе 1906 г. для ускорения судопроизводства были введены военно-полевые суды. За 8 месяцев их существования в стране было казнено 1102 человека.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 705; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.100.34 (0.007 с.)