Правовой статус комбатантов, некомбатантов и иных участников вооруженных конфликтов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовой статус комбатантов, некомбатантов и иных участников вооруженных конфликтов



Военные действия ведутся вооруженными силами воюющих государств. В праве вооруженных конфликтов вооруженные силы делятся на две категории лиц: сражающиеся или комбатанты (от фр. combattant — боец, воин) и несражающиеся или некомбатанты.

Комбатанты — это лица, входящие в состав вооруженных сил воюющего государства, которые имеют право принимать участие в военных действиях. Правовой статус комбатанта включает: 1) право применять военное насилие; 2) быть объектом применения военного насилия вплоть до физического уничтожения; 3) право на обращение с ним как с военнопленным при попадании в руки неприятеля. Военное насилие не применяется к комбатанту в случае его ранения или попадания в плен.

По мере развития и совершенствования права вооруженных конфликтов, расширялся круг лиц, относящихся к комбатантам. Так, в соответствии с положениями Женевских конвенций 1949 г. к таким лицам относятся: личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в вооруженном конфликте; личный состав ополчения и добровольческих отрядов, входящих и не входящих в состав вооруженных сил; личный состав организованных движений сопротивления и партизанских формирований, если они отвечают следующим условиям: а) имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных; b) имеют определенный и явственно видимый издали отличительный знак; c) открыто носят оружие; d) соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны; члены экипажей торговых судов и гражданской авиации, которые непосредственно участвуют в военных действиях; население неоккупированной территории, которое берется за оружие, если оно открыто носит оружие и соблюдает законы и обычаи войны.

В ст. 43 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 г. дается развернутое определение понятия “вооруженные силы”. При этом указывается, что лица, входящие в состав вооруженных сил воюющей стороны (за исключением несражающихся), являются комбатантами, т. е. они имеют право принимать непосредственное участие в военных действиях.

Новеллой современного международного права является отнесение партизан и участников национально-освободительных войн к комбатантам. Хотя положение о том, что они должны иметь отчетливые знаки и открыто носить оружие, с тем чтобы обладать статусом комбатанта, подвергалось сомнению, поскольку специфика партизанской и национально-освободительной борьбы предполагает при проведении некоторых военных операций определенный уровень секретности. Однако неоспоримым является условие, что партизаны и лица, участвующие в национально-освободительной борьбе, должны соблюдать законы и обычаи войны.

К некомбатантам относятся лица, входящие в состав вооруженных сил воюющей стороны, оказывающие ей всемерную помощь в достижении военных успехов, но непосредственно не участвующие в военных действиях. Основная черта правового статуса некомбатанта — это неучастие в боевых действиях. Некомбатантами являются военный духовный и медицинский персонал, интенданты, военные корреспонденты и юристы и др. С одной стороны, эти лица не могут быть объектом военных действий противника, а с другой — они могут применять имеющееся у них оружие только в целях самообороны и охраны вверенного им имущества. В силу этого некомбатанты имеют право на покровительство со стороны неприятеля, если окажутся у него в руках.

Деление участников вооруженных конфликтов на комбатантов и некомбатантов связано с разным объемом прав и обязанностей у них во время военных действий, что влияет на режим военного плена.

Среди лиц, участвующих в вооруженных конфликтах, также выделяются военные разведчики и военные шпионы, добровольцы и наемники, парламентеры.

Военный шпион (лазутчик) — это лицо, которое, действуя тайным образом или под ложным предлогом, собирает или старается собрать сведения в районе действия одного из воюющих государств с намерением сообщить таковые противной стороне (ст. ХХIХ Приложения к Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г.). Согласно Дополнительному протоколу I к Женевским конвенциям 1949 г. “любое лицо из состава вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, попадающее во власть противной стороны в то время, когда оно занимается шпионажем, не имеет права на статус военнопленного, и с ним могут обращаться как со шпионом” (ст. 46). Не считается шпионом лицо из состава вооруженных сил стороны находящейся в военном конфликте, если оно собирает или пытается собирать от имени этой стороны информацию на территории, контролируемой противником, и при этом носит форменную одежду своих вооруженных сил или не действует обманным путем либо преднамеренно не прибегает к тайным методам. Такое лицо “не утрачивает свое право на статус военнопленного, и с ним не могут обращаться как со шпионом” (п. 3 ст. 46 Дополнительного протокола I). Указанное лицо признается таким образом военным разведчиком. При попадании в руки неприятеля во время собирания разведывательных сведений или попытки их собирания, на него распространяется статус военнопленного.

Во время вооруженных конфликтов на стороне воюющих держав принимают участие добровольцы. В ст. VI Гаагской конвенции о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны 1907 г. установлено, что “ответственность нейтральной державы не возникает вследствие того, что частные лица отдельно переходят границу, чтобы поступить на службу одного из воюющих”. Ввиду того, что эти частные лица из нейтральных государств добровольно вступают в состав вооруженных сил одной из воюющих держав, они, с одной стороны, становятся законными комбатантами, а с другой — утрачивают статус лица нейтрального государства. При этом ответственность за их действия несет воюющее государство, на стороне которого они сражаются.

В вооруженных конфликтах могут принимать участие и наемники. Согласно п. 2 ст. 47 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 г. наемник — это любое лицо, специально завербованное на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте, руководствуясь главным образом желанием получить личную выгоду, и которому обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, выплачиваемое комбатантам того же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны. Наемник не входит в личный состав вооруженных сил воюющей стороны. Он не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте.

Не являются наемниками военные советники, официально направляемые на службу в иностранные вооруженные силы на основе межгосударственного соглашения. Военные советники непосредственного участия в военных действиях не принимают.

Международное сообщество неоднократно осуждало практику наемничества. В 1968 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 2465 (XXIII), в которой объявлялось, что практика использования наемников против движений за национальное освобождение и независимость является уголовно наказуемым деянием, а сами наемники — преступниками.

В 1989 г. под эгидой ООН была заключена Конвенция о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наемников. В Конвенции наемничество признано серьезным преступлением, которое затрагивает интересы всех государств. Согласно данной Конвенции государства не должны осуществлять вербовку, использование, финансирование и обучение наемников, в том числе в целях, противоречащих праву народов на самоопределение, как оно толкуется международным правом. Государства обязаны запрещать и предотвращать такие действия.

Конвенция 1989 г. признает преступными действия, совершаемые не только самими наемниками, но и лицами, участвующими в их вербовке, использовании, финансировании и обучении, а также попытки совершения указанных действий и соучастие в них. Государства—участники Конвенции 1989 г. обязаны либо предать виновных суду, либо их выдать заинтересованной стороне. Наемничество является уголовно наказуемым деянием по законодательству Украины (ст. 631 УК Украины).

Особый правовой статус во время вооруженных конфликтов имеют парламентеры, т. е. лица специально уполномоченные военным командованием воюющей стороны на ведение переговоров с военным командованием неприятеля. По положениям Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г. парламентер и сопровождающие его трубач, горнист или барабанщик, лицо, несущее флаг, и переводчик пользуются правом неприкосновенности. Отличительный знак парламентера — белый флаг. Парламентер может быть принят военным командованием неприятеля либо отослан обратно, однако в любом случае ему должна быть обеспечена безопасность возвращения в расположение своих войск. Во время Второй мировой войны германское военное командование не всегда обеспечивало неприкосновенность парламентеров, нарушая тем самым законы и обычаи войны.

 

Нейтралитет во время войны

В период вооруженных конфликтов некоторые государства отказываются участвовать в них и оказывать помощь воюющим сторонам в силу своего нейтрального (от лат. neutralis — не принадлежащий ни тому, ни другому) статуса. Нейтралитет во время войны бывает двух видов: постоянный (на случай любой войны) или временный (только в отношении конкретной войны), о чем государство официально заявляет. Например, Швейцария с 1815 г. является постоянно нейтральной страной. Украина в Декларации о государственном суверенитете Украины 1990 г. заявила о своей решимости стать в будущем постоянно нейтральным государством. Норвегия во время Первой и Второй мировых войн заявляла о временном нейтралитете, однако Германия в годы Второй мировой войны оккупировала Норвегию, грубо нарушив ее статус временно нейтральной державы. И это был не единичный пример нарушения Германией законов и обычаев войны в отношении нейтральных государств в период 1939 — 1945 гг.

Нормы международного права регламентируют права и обязанности нейтральных государств и воюющих сторон в отношении них в случае вооруженного конфликта. Данные нормы закреплены в Гаагских конвенциях 1907 г.: о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны и о правах и обязанностях нейтральных держав в случае морской войны, а также в других международно-правовых актах. Основное положение этих норм сводится к тому, что территория нейтрального государства не может превращаться в театр военных действий.

Воюющим сторонам запрещено проводить через территорию нейтрального государства войска и военный транспорт. Нейтральное государство обязано интернировать войска воюющего государства, если они окажутся на его территории. На территории нейтрального государства не допускается открытие и функционирование вербовочных пунктов воюющих держав; размещение радиостанций и других средств связи воюющих сторон. Запрещается оказание помощи воюющим государствам оружием и другими военными материалами со стороны нейтрального государства.

В случае покушения на статус нейтрального государства оно может использовать вооруженные силы для защиты своего нейтралитета. Однако провоз больных и раненых воюющих сторон через территорию нейтрального государства допускается.

Граждане нейтральных государств могут в качестве добровольцев сражаться на стороне воюющего государства. При этом они становятся комбатантами и теряют статус нейтрального лица.

Имеется своя специфика нейтралитета в морской и воздушной войне. Так, воюющим государствам запрещается производить военные действия в территориальных водах нейтрального государства: захватывать торговые суда другой воюющей стороны; создавать в этих и внутренних морских водах базы для военно-морских операций; устанавливать радиостанции для связи со своими вооруженными силами. Нейтральное государство не может участвовать в снабжении воюющих сторон военными судами, боеприпасами и другими военными материалами, а также оборудовать и вооружать какое-либо судно, если имеются основания полагать, что оно примет участие после выхода из его территориальных вод в боевых действиях на стороне одной из воюющих держав.

Вместе с тем воюющие стороны могут использовать территориальные воды и порты нейтрального государства на определенных им условиях, одинаковых для всех воюющих держав. Так, военные корабли воюющего государства могут получить топливо в порту нейтрального государства, однако повторно эту операцию они могут осуществить не ранее чем через три месяца. Обычно время пребывания военных кораблей воюющих держав в территориальных водах нейтрального государства ограничивается. Торговые же суда воюющих сторон имеют право свободно посещать или проходить транзитом воды нейтральных государств, открытые для мирного торгового мореплавания. Время пребывания их в таких водах не ограничивается.

Режим нейтралитета в морской войне охватывает также борьбу воющих сторон с военной контрабандой. Последняя означает перевозку нейтральным государством запрещенных воюющей стороной предметов и материалов с целью снабжения ими противоположной воюющей стороны. Военная контрабанда бывает двух видов: абсолютная и относительная (условная). Абсолютная контрабанда имеет место в случае перевозки материалов исключительно военного предназначения (оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, амуниция и т. п.). Относительную контрабанду составляют перевозки предметов двойного назначения, использование которых может осуществляться как в мирных, так и в военных целях (золото, ценные бумаги, средства связи, топливо, продукты питания, одежда и т. п.). Однако ни при каких условиях перевозки медикаментов не рассматриваются как военная контрабанда. Предметы, признанные военной контрабандой, конфискуются, если будет доказано, что они направлялись на территорию неприятеля или оккупированные им территории. В 1909 г. была принята Лондонская декларация о праве морской войны, урегулировавшая в числе прочих и вопросы военной контрабанды. И хотя Декларация не вступила в силу, многие ее положения используются, так как приобрели характер обычных норм.

Нейтралитет в воздушной войне не регламентируется конвенционными нормами. Общие правила нейтралитета, установленные в законах и обычаях войны, применяются также и к воздушной войне: воздушное пространство над территорией нейтрального государства неприкосновенно; запрещен пролет летательных аппаратов воюющих сторон через воздушное пространство нейтрального государства, преследование летательных аппаратов противника в нем и вступление с ними в бой; военные самолеты воюющих сторон, приземлившиеся в нейтральном государстве, задерживаются, а экипажи интернируются до конца войны; воюющим сторонам запрещается воздушная транспортировка своих войск и вооружений через территорию нейтрального государства; транспортировка раненых и больных допускается с разрешения нейтральной державы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 570; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.96.159 (0.016 с.)