Механизмы и инструменты обсе по мирному урегулированию споров 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Механизмы и инструменты обсе по мирному урегулированию споров



 

Одним из важнейших принципов деятельности ОБСЕ, зафиксированном в Декларации принципов Хельсинского заключительного акта СБСЕ 1975 г., является принцип мирного разрешения споров.

За годы существования этой авторитетной международной организации сложилась система механизмов и инструментов по мирному урегулированию споров.

ОБСЕ в своем распоряжении имеет две взаимно подкрепляющие друг друга формы деятельности в этой области: 1) принятие совместных политических решений по правилу консенсуса; 2) прямые действия с использованием согласованных механизмов, применяемых ограниченным числом государств—участников.

Имеющиеся в настоящее время механизмы используются в отношении событий в военной области (“Венский механизм по необычной военной деятельности”); человеческого измерения (“Московский механизм”); серьезных чрезвычайных ситуаций (“Берлинский механизм”). Функционирование данных механизмов основано на поэтапном подходе. На первом этапе выясняется ситуация путем проведения консультаций между непосредственно заинтересованными государствами, после чего назначаются встречи в рамках ОБСЕ в целом с возможным использованием процедур установления фактов. Указанные механизмы могут приводиться в действие по инициативе ограниченного числа государств. Наряду с этим могут предприниматься действия по оперативной инициативе Действующего председателя, а также уполномоченных им сотрудников и институтов.

ОБСЕ также имеет в своем распоряжении четыре вида инструментов по мирному урегулированию споров.

С 1994 г. действует Конвенция по примирению и арбитражу 1992 г. По положениям Конвенции в Женеве создается Суд по примирению и арбитражу.

Суд образуют примирительные комиссии и арбитражные трибуналы, а точнее мировые посредники и арбитры. Примирительная комиссия и Арбитражный трибунал создаются для каждого спора. В состав Комиссии входят мировые посредники, выбираемые из списка, составляемого государствами—участниками Конвенции. Каждое государство—участник назначает двух мировых посредников, из которых по крайней мере один должен быть гражданином этого государства. Мировые посредники назначаются на 6-летний срок с возможностью назначения на новый срок. Они должны быть лицами, которые занимают или занимали высокие государственные или международные посты и обладать признанной компетентностью в области международного права, международных отношений или урегулирования споров. Каждое государство—участник также назначает одного арбитра и одного его заместителя, которые могут быть его гражданами или гражданами других государств—членов ОБСЕ. Арбитры назначаются на 6-летний срок с возможностью назначения еще на один срок и должны обладать квалификацией, необходимой для назначения в своих странах на самые высокие должности в судебных органах, или быть юристами, обладающими признанной компетентностью в области международного права. Фамилии мировых посредников и арбитров сообщаются Секретарю, который включает их в список, передаваемый в Секретариат ОБСЕ для направления государствам—членам организации. Административное руководство Суда осуществляет Президиум, состоящий из Председателя, Вице-председателя и трех членов, избираемых из мировых посредников и арбитров.

Примирительная комиссия рассматривает дела, переданные ей по согласию двух или более государств. В Конвенции 1992 г. также предусмотрена обязательная процедура, в соответствии с которой государство—участник может в одностороннем порядке представить для примирения любой спор с другим государством, участвующим в Конвенции, если этот спор не был урегулирован “в разумный промежуток”.

Арбитражный трибунал может быть создан, если стороны договорятся об этом или если они заранее заявят, что признают обязательной юрисдикцию Трибунала на основе принципа взаимности, т. е. арбитражная процедура носит факультативный характер. Заявление о согласии на арбитражную процедуру может быть сделано без ограничения срока или на определенный срок. Данное заявление может распространяться на все споры или исключать споры, касающиеся территориальной целостности государства, его национальной обороны, права на суверенитет над территорией суши или одновременных притязаний на юрисдикцию над другими районами. Комиссия и Трибунал не могут привлекаться к рассмотрению какого-то спора, если спорящие стороны уже договорились о других средствах его урегулирования. После представления конкретного дела на рассмотрение Суда, оно рассматривается либо Примирительной комиссией, либо Арбитражным трибуналом в зависимости от характера спора.

Примирительная комиссия по окончании своих слушаний представляет спорящим сторонам доклад, с тем чтобы они в течение 30 дней решили, готовы ли они согласиться с выводами, содержащимися в нем, или нет. Если одна из сторон не соглашается с выводами доклада, другая вправе не считать себя связанной своим согласием с ними. В случае недостижения согласия в течение 30 дней, доклад направляется в Арбитражный трибунал, решение которого обязательно для сторон в споре. Решение Трибунала окончательное и обжалованию не подлежит.

Решения Примирительной комиссии и Арбитражного трибунала принимаются большинством голосов их членов. Если голоса разделяются поровну, правом решающего голоса обладает председательствующий.

Соответствующий механизм мирного разрешения споров закреплен в Валеттских положениях процедуры ОБСЕ по мирному урегулированию споров 1991 г. В них предусматривается возможность создания примирительного механизма для выработки рекомендаций, не имеющих обязательной силы.

ОБСЕ также может использовать процедуры “директивного примирения”, с помощью которых Совет министров или Руководящий совет (ранее КСДЛ) вправе директивно указать спорящим государствам на необходимость достичь примирения. Еще одним возможным вариантом мирного разрешения спора является создание примирительной комиссии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.108.168 (0.005 с.)