Мирное урегулирование споров в рамках Совета Европы и Европейского союза 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мирное урегулирование споров в рамках Совета Европы и Европейского союза



 

Совет Европы (СЕ), будучи старейшей европейской межправительственной организацией, накопил определенный опыт мирного урегулирования споров.

Комитет министров СЕ, проводящий заседания на уровне министров иностранных дел государств—членов не реже двух раз в год, является форумом, где обсуждаются проблемы сотрудничества и политические вопросы, имеющие общий интерес. Комитет также принимает решения о том, какие действия должны быть предприняты относительно предложений Парламентской Ассамблеи, Конгресса местных и региональных властей Европы и конференций различных министров, регулярно проводимых СЕ. Указанная деятельность, несомненно, способствует предупреждению и мирному урегулированию конфликтов и споров в рамках СЕ.

Парламентская Ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) как консультативный орган этой организации является своеобразной политической трибуной для публичных прений и выдвижения инициатив, призванных содействовать стабильному, бесконфликтному сотрудничеству европейских государств. Так, в апреле 1998 г. на заседаниях ПАСЕ прошло обсуждение ситуации в Косово (Югославия), которая представляет угрозу стабильности и миру на Балканах. В результате обсуждения Ассамблея приняла рекомендации с целью предупреждения и недопущения вооруженных столкновений в этом крае Союзной Республики Югославии.

Одна из главных целей СЕ — защита прав человека. Эти права закреплены в документе СЕ основополагающей важности — Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. В соответствии с положениями Конвенции в 1959 г. был создан Европейский суд по правам человека. Данный международный судебный орган правомочен рассматривать споры между государствами—участниками Конвенции 1950 г. по поводу толкования и применения положений Конвенции и Протоколов к ней. Суд также обладает обязательной юрисдикцией в отношении дел, инициированных физическим лицом, группой лиц или неправительственной организацией, в соответствии с установленными правилами процедуры (Протокол № 9 к Конвенции).

В современных условиях характерен рост активности и авторитета Европейского суда по правам человека. Однако прежние громоздкие механизмы его деятельности с трудом справляются с возрастающими нагрузками, что вызвало необходимость реформирования данных механизмов согласно Протоколу № 11 к Конвенции 1950 г., принятому в 1994 г. (см. § 4 гл. 7).

Суд Европейского Союза — один из главных органов его институционной системы. Государства—учредители Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) сочли необходимым создать специальный судебный орган, который бы рассматривал все споры, связанные с предметом учредительного договора (1951 г.) и правильным его толкованием. Опыт данного судебного органа оказался полезным при создании в 1957 г. Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратома). В соответствии с Маастрихстским соглашением 1992 г. (в силе с 1993 г.) Европейские Сообщества были трансформированы в политическое объединение, получившее название Европейский Союз (ЕС).

Ныне в ЕС функционирует единый Суд, состоящий из 13 судей и 6 генеральных адвокатов. Судьи и адвокаты назначаются из лиц, чья независимость не вызывает сомнений и которые соответствуют требованиям, предъявляемым в их странах для занятия самых высоких судебных должностей, либо являются юристами, обладающими признанной квалификацией. Назначение осуществляется правительствами государств—членов ЕС на 6-летний срок с возможностью переизбрания на новый срок. Судьи из своего состава избирают Председателя Суда и Первого генерального адвоката сроком на три года, причем возможно переизбрание Председателя на новый срок. Председатель является руководителем Суда.

Основная функция генеральных адвокатов состоит в выработке мотивированных заключений, представляемых Суду после заслушивания сторон. В них уточняется существо спора, рассматриваются нормы, которые могут быть положены в основу решения, а также предлагается решение спорного вопроса.

Дело может слушаться Судом в полном составе, а может для определенных категорий дел в созданных Судом палатах (камерах), состоящих из трех или пяти судей. Решения же по делам, инициированным каким-либо государством или учреждением Союза, Суд всегда принимает на пленарных заседаниях. Для принятия решений Судом в полном составе требуется кворум — семь судей и три судьи для вынесения решения палатой.

Организация работы Суда ЕС имеет немало сходных черт с организационно-правовым механизмом Международного Суда ООН.

В соответствии с учредительными документами ЕС государства—члены не будут использовать для разрешения споров, относящихся к толкованию и применению договоров, иные средства, чем те, которые зафиксированы в самом договоре. В большинстве случаев Суд ЕС обладает юрисдикцией по таким спорам. Суд не может начать рассмотрение дела по собственной инициативе, а правомочен выносить решение только по делам, переданным на его рассмотрение спорящими сторонами и в рамках конкретного спора. Обжалованию решения Суда не подлежат.

Суд призван главным образом обеспечивать правильность толкования договоров и их выполнение (ст. 164 Договора о ЕЭС 1957 г.), а также контролировать законность обязательных решений ЕС, принятых согласно договорам (ст. 31 Договора о ЕОУС 1951 г. и ст. 173 Договора о ЕЭС 1957 г.).

Особенностью Суда ЕС является то обстоятельство, что истцами в нем могут выступать все субъекты права ЕС, т. е. органы Союза, государства—члены ЕС, а также их физические и юридические лица и национальные судебные органы.

 

Глава 21. Право вооруженных конфликтов [152]

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.194.25 (0.007 с.)