Международно-правовые последствия начала войны 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международно-правовые последствия начала войны



В соответствии с Гаагской конвенцией об открытии военных действий 1907 г. такие действия не должны начинаться без предварительного и недвусмысленного предупреждения, которое имеет форму мотивированного объявления войны или ультиматума с условным объявлением войны. Это положение Гаагской конвенции сохраняет свою юридическую силу и ныне. Однако согласно Определению агрессии, принятому на XXIX сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1974 г., объявление войны не может считаться фактом, превращающим незаконную войну в правомерную. Начало же агрессивных военных действий без объявления войны будет рассматриваться как квалифицирующее обстоятельство при определении ответственности за них. Объявление войны относится к компетенции высших органов государственной власти. Согласно п. 19 ст. 106 Конституции Украины Президент Украины вносит в Верховную Раду Украины представление об объявлении состояния войны, а Верховная Рада Украины на основании данного представления объявляет состояние войны (п. 9 ст. 85 Конституции Украины).

С началом военных действий воюющие стороны обязаны выполнять законы и обычаи войны.

Однако объявление войны не всегда сопровождается началом военных действий. Например, Великобритания объявила войну Германии 3 сентября 1939 г., а начала военные операции против нее лишь в мае 1940 г. Но объявление войны автоматически влечет за собой юридическое состояние войны. Следует помнить, что война — это прежде всего политико-юридическое состояние, сопровождаемое вооруженным противостоянием воюющих сторон.

Начало состояния войны влечет прекращение мирных отношений между воюющими государствами. При этом дипломатические и консульские отношения прерываются. Персонал дипломатических представительств и консульских учреждений должен покинуть территорию неприятельского государства. Согласно ст. 44 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. государство пребывания должно, даже в случае вооруженного конфликта, оказать содействие для скорейшего выезда пользующихся привилегиями и иммунитетами лиц, не являющихся гражданами государства пребывания, и членов их семей, независимо от их гражданства. Государство пребывания также должно уважать и охранять помещения дипломатического представительства вместе с его имуществом и архивами в случае вооруженного конфликта. Аналогичные положения содержатся и в Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г.

На время вооруженного конфликта интересы одного воюющего государства на территории другого представляет обычно нейтральное третье государство, имеющее дипломатические отношения с обеими воюющими сторонами. Во время Второй мировой войны, например, таким государством была нейтральная Швеция, представлявшая интересы СССР и Германии.

Начало вооруженного конфликта оказывает влияние на правовое положение граждан воюющих государств, оказавшихся на территории противника. Эти граждане могут при желании покинуть территорию неприятельского государства в начале или в период конфликта, если их выезд не противоречит интересам государства пребывания. К ним может применяться специальный режим, в частности, надзор со стороны местных властей либо ограничения права выбора места жительства. Воюющее государство также имеет право применить к неприятельским гражданам интернирование или принудительное поселение в определенном месте (ст. ст. 41, 42 Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны 1949 г.).

Имущество, являющееся собственностью неприятельского государства (кроме имущества дипломатических представительств и консульских учреждений), подлежит конфискации. Торговые суда, находящиеся в портах неприятельского государства, могут быть задержаны до конца войны или реквизированы. Вместе с тем в соответствии с Гаагской конвенцией о положении неприятельских торговых судов при начале военных действий 1907 г., торговым судам, застигнутым войной в неприятельских портах, может быть дан разумный срок для свободного выхода из территориальных вод неприятельского государства.

Известно, что война ведется в определенных пространственных пределах. В международном праве принято дифференцировать театр войны и театр военных действий. Первое понятие означает сухопутную, морскую и воздушную территорию воюющих государств, на которой они могут вести военные действия, а театр военных действий — это те части сухопутных, морских и воздушных пространств воюющих держав, на которых фактически разворачиваются военные операции. Нормы права вооруженных конфликтов направлены на предельно возможное ограничение театра военных действий. Не могут быть театром военных действий территории нейтральных государств, а также нейтрализованные согласно международному праву территории, независимо находятся ли последние в пределах воюющих государств или нет. К нейтрализованным территориям относятся Суэцкий и Панамский каналы, архипелаг Свальбард (Шпицберген), Аландские острова (Финляндия), Антарктика, небесные тела и др.

Не могут быть также театром военных действий определенные участки территории воюющих государств, например, санитарные зоны и местности. Согласно Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г. запрещается превращать в театр военных действий центры сосредоточения культурных ценностей (ст. 9).

Начало вооруженного конфликта влияет и на действие международных договоров, заключенных между воюющими государствами. Так, политические договоры (о ненападении, о мире, о дружбе и сотрудничестве и т. д.), экономические и иные соглашения, рассчитанные на мирные условия, прекращают свое действие или приостанавливаются. Соглашения же о законах и обычаях войны должны применяться и добросовестно выполняться. До начала же вооруженного конфликта такие соглашения действуют, но не применяются. С началом войны они вступают в активную фазу, чтобы минимизировать вредоносный эффект военных действий.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 442; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.193.174 (0.006 с.)