Международно-правовое регулирование выдачи преступников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международно-правовое регулирование выдачи преступников



Институт выдачи преступников (экстрадиции) является одним из древнейших в международном праве. Еще в ХIII в. до н. э. Египет и государство хеттов в договорном порядке устанавливали взаимные права и обязанности по выдаче преступников (см. § 5 гл. 1). Заключение международных соглашений по вопросам экстрадиции связано с тем, что государство в силу принципа суверенитета не может распространять свою судебную юрисдикцию на территорию других государств. Единственная возможность реализации принципа неотвратимости наказания в отношении преступника, оказавшегося на территории другого государства, — это обращение к такому государству с просьбой об оказании правовой помощи по уголовному делу.

В процессе совершенствования, расширения и углубления международных отношений происходит совершенствование и института выдачи преступников. Так, в этой сфере сложился принцип невыдачи лиц, покинувших свою страну, где они преследуются по политическим мотивам. Нашли юридическую регламентацию в нормах международного и внутригосударственного права основания, процедуры и документальное оформление выдачи лиц, совершивших преступления. Международная нормативная база института экстрадиции в настоящее время довольно обширна. Она включает в себя многочисленные двусторонние специальные соглашения о выдаче преступников; двусторонние договоры об оказании правовой помощи, получающие все более широкое распространение; региональные соглашения о выдаче преступников и оказании правовой помощи; локальные конвенции о передаче осужденных лиц; общие международные договоры о борьбе с определенными преступлениями, содержащие положения в отношении выдачи преступников.

Советский Союз в своей международной практике широко использовал двусторонние соглашения об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам. Такие договоры были заключены с Албанией, Алжиром, Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, Грецией, Ираком, Кипром, Кубой и другими государствами. Многие из них сохраняют свою силу для Украины на основании правопреемства. Ряд аналогичных соглашений Украина заключила после провозглашения государственного суверенитета, например, с Грузией (1995 г.), КНР (1992 г.), Литвой (1993 г.), Молдовой (1993 г.), Польшей (1993 г.), Эстонией (1995 г.). Украина также участвует в многосторонних конвенциях в этой области: Европейской конвенции о выдаче правонарушителей 1957 г.; Европейской конвенции о взаимной помощи в уголовных делах 1959 г.; Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г.

Положения, касающиеся оказания помощи по уголовным делам, в указанных соглашениях имеют много общего и в основном сводятся к регламентации вопросов: вручения и пересылки документов; предоставления сведений о действующем праве и судебной практике; допроса обвиняемых, подсудимых, свидетелей, экспертов; производства осмотра, обыска и других процессуальных действий; проведения экспертиз; передачи вещественных доказательств; возбуждения уголовного преследования; выдачи лиц, совершивших преступления. В соглашениях указываются государственные органы, осуществляющие правовую помощь (чаще всего это министерства юстиции и прокуратура), содержание и форма поручений об оказании правовой помощи и порядок их исполнения. Просьба об оказании правовой помощи и прилагаемые к ней документы представляются, как правило, на языке запрашиваемой стороны. При этом каждая сторона несет расходы, связанные с действиями по оказанию правовой помощи на ее территории.

Центральное место в соглашениях об оказании правовой помощи занимает институт выдачи преступников. Так, в соответствии с Конвенцией СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. (в силе с 1994 г., Украина участвует) выдача лиц для привлечения к уголовной ответственности производится за такие деяния, которые по законам запрашивающей и запрашиваемой сторон являются наказуемыми и за совершение которых предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание (п. 2 ст. 56).

Выдача не производится, если:

а) лицо, выдача которого требуется, является гражданином запрашиваемой стороны;

б) на момент получения требования уголовное преследование согласно законодательству запрашиваемой стороны не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения срока давности либо по иному законному основанию;

в) в отношении лица, выдача которого требуется, на территории запрашиваемой стороны за то же преступление был вынесен приговор или постановление о прекращении производства по делу, вступившие в законную силу;

г) преступление в соответствии с законодательством запрашивающей или запрашиваемой стороны преследуется в порядке частного обвинения (по заявлению потерпевшего).

В выдаче может быть отказано, если преступление, в связи с которым требуется выдача, совершено на территории запрашиваемой стороны. В случае отказа в выдаче запрашивающая сторона должна быть проинформирована об основаниях отказа.

Если лицо, выдача которого требуется, привлечено к уголовной ответственности или осуждено за другое преступление на территории запрашиваемой стороны, его выдача может быть отсрочена до прекращения преследования, приведения приговора в исполнение или до освобождения от наказания.

Если требования о выдаче поступят от нескольких государств, запрашиваемая сторона самостоятельно решает, какое из этих требований должно быть удовлетворено.

Устанавливаются также пределы уголовного преследования выданного лица. К примеру, без согласия запрашиваемой стороны выданное лицо нельзя привлечь к уголовной ответственности или подвергнуть наказанию за совершенное до его выдачи преступление, за которое оно не было выдано. Без согласия запрашиваемой стороны лицо не может быть выдано также третьему государству. Вместе с тем такого согласия не требуется, если выданное лицо до истечения одного месяца после окончания уголовного производства, а в случае осуждения — до истечения одного месяца после отбытия наказания или освобождения от него не покинет территорию запрашиваемой стороны или если оно туда добровольно возвратится. В этот срок не засчитывается время, в течение которого выданное лицо не могло покинуть территорию запрашивающей стороны не по своей вине.

Запрашиваемая сторона уведомляет запрашивающую о месте и времени выдачи. Если запрашивающая сторона не примет лицо, подлежащее выдаче, в течение 15 дней после установленной даты передачи, это лицо должно быть освобождено из-под стражи.

Стороны информируют друг друга о результатах производства по уголовному делу против выданного им лица. По просьбе может высылаться копия окончательного решения.

Положения Конвенции СНГ 1993 г. также относятся к выдаче для приведения приговора в исполнение за деяния, которые в соответствии с законодательством запрашивающей и запрашиваемой сторон являются наказуемыми и за совершение которых лицо, выдача которого требуется, было приговорено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев или к более тяжкому наказанию.

Главами государств СНГ 28 марта 1997 г. был подписан протокол о дополнении этой Конвенции. Согласно его положениям правоохранительные органы государств—участников Конвенции получат возможность сноситься друг с другом не только через свои центральные органы, как это предусмотрено в нынешней редакции Конвенции, но и через территориальные органы и другие структурные подразделения. Такой порядок направлен на повышение оперативности взаимодействия правоохранительных органов государств—участников Конвенции 1993 г.

В 1983 г. была заключена в рамках СЕ Конвенция о передаче осужденных лиц. Согласно этой Конвенции лицо, осужденное на территории одной стороны, может быть передано на территорию другой стороны для отбывания назначенного ему наказания. С этой целью осужденное лицо может выразить государству вынесения приговора или государству исполнения приговора свое желание быть переданным в соответствии с положениями Конвенции. С запросом о передаче осужденного лица может обратиться как государство вынесения приговора, так и государство исполнения приговора. Конвенция регламентирует вопросы условий передачи, содержания и формы запросов и ответов, последствий передачи осужденного лица для запрашиваемого и запрашивающего государства и др.

В доктрине международного права обсуждается проблема разработки специальной многосторонней конвенции о преступлениях международного характера либо создания международного уголовного кодекса. В частности, Ассоциация международного права уделяет ей много внимания[143]. Указанные международно-правовые акты призваны кодифицировать нормы по пресечению и наказанию преступлений такого рода.

Параллельно с этой работой идет процесс создания Международного уголовного суда. В марте 1996 г. в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке состоялось заседание первой сессии подготовительного комитета по его созданию, в которой приняла участие и делегация Украины. Планируется, что Международный уголовный суд как постоянно действующий орган в области криминальной юстиции будет способствовать укреплению принципа неотвратимости наказания за совершенные преступления.

Некоторые юристы-международники (И.П. Блищенко, Г.В. Игнатенко, И.И. Лукашук, В.П. Панов и др.) полагают, что в международном публичном праве уже сформировалась новая отрасль — международное уголовное право[144]. На самом деле международное уголовное право является пока складывающейся отраслью международного права, а не окончательно сформировавшейся. Не разработан еще кодифицирующий международно-правовой акт в этой сфере международных отношений, не функционирует Международный уголовный суд. При этом имеются необходимые предпосылки для ускоренного завершения процесса формирования новой отрасли международного права — международного уголовного права.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 436; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.63.236 (0.01 с.)