Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Международно-правовое регулирование выдачи преступников
Институт выдачи преступников (экстрадиции) является одним из древнейших в международном праве. Еще в ХIII в. до н. э. Египет и государство хеттов в договорном порядке устанавливали взаимные права и обязанности по выдаче преступников (см. § 5 гл. 1). Заключение международных соглашений по вопросам экстрадиции связано с тем, что государство в силу принципа суверенитета не может распространять свою судебную юрисдикцию на территорию других государств. Единственная возможность реализации принципа неотвратимости наказания в отношении преступника, оказавшегося на территории другого государства, — это обращение к такому государству с просьбой об оказании правовой помощи по уголовному делу. В процессе совершенствования, расширения и углубления международных отношений происходит совершенствование и института выдачи преступников. Так, в этой сфере сложился принцип невыдачи лиц, покинувших свою страну, где они преследуются по политическим мотивам. Нашли юридическую регламентацию в нормах международного и внутригосударственного права основания, процедуры и документальное оформление выдачи лиц, совершивших преступления. Международная нормативная база института экстрадиции в настоящее время довольно обширна. Она включает в себя многочисленные двусторонние специальные соглашения о выдаче преступников; двусторонние договоры об оказании правовой помощи, получающие все более широкое распространение; региональные соглашения о выдаче преступников и оказании правовой помощи; локальные конвенции о передаче осужденных лиц; общие международные договоры о борьбе с определенными преступлениями, содержащие положения в отношении выдачи преступников. Советский Союз в своей международной практике широко использовал двусторонние соглашения об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам. Такие договоры были заключены с Албанией, Алжиром, Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, Грецией, Ираком, Кипром, Кубой и другими государствами. Многие из них сохраняют свою силу для Украины на основании правопреемства. Ряд аналогичных соглашений Украина заключила после провозглашения государственного суверенитета, например, с Грузией (1995 г.), КНР (1992 г.), Литвой (1993 г.), Молдовой (1993 г.), Польшей (1993 г.), Эстонией (1995 г.). Украина также участвует в многосторонних конвенциях в этой области: Европейской конвенции о выдаче правонарушителей 1957 г.; Европейской конвенции о взаимной помощи в уголовных делах 1959 г.; Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г.
Положения, касающиеся оказания помощи по уголовным делам, в указанных соглашениях имеют много общего и в основном сводятся к регламентации вопросов: вручения и пересылки документов; предоставления сведений о действующем праве и судебной практике; допроса обвиняемых, подсудимых, свидетелей, экспертов; производства осмотра, обыска и других процессуальных действий; проведения экспертиз; передачи вещественных доказательств; возбуждения уголовного преследования; выдачи лиц, совершивших преступления. В соглашениях указываются государственные органы, осуществляющие правовую помощь (чаще всего это министерства юстиции и прокуратура), содержание и форма поручений об оказании правовой помощи и порядок их исполнения. Просьба об оказании правовой помощи и прилагаемые к ней документы представляются, как правило, на языке запрашиваемой стороны. При этом каждая сторона несет расходы, связанные с действиями по оказанию правовой помощи на ее территории. Центральное место в соглашениях об оказании правовой помощи занимает институт выдачи преступников. Так, в соответствии с Конвенцией СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. (в силе с 1994 г., Украина участвует) выдача лиц для привлечения к уголовной ответственности производится за такие деяния, которые по законам запрашивающей и запрашиваемой сторон являются наказуемыми и за совершение которых предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание (п. 2 ст. 56). Выдача не производится, если: а) лицо, выдача которого требуется, является гражданином запрашиваемой стороны; б) на момент получения требования уголовное преследование согласно законодательству запрашиваемой стороны не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения срока давности либо по иному законному основанию;
в) в отношении лица, выдача которого требуется, на территории запрашиваемой стороны за то же преступление был вынесен приговор или постановление о прекращении производства по делу, вступившие в законную силу; г) преступление в соответствии с законодательством запрашивающей или запрашиваемой стороны преследуется в порядке частного обвинения (по заявлению потерпевшего). В выдаче может быть отказано, если преступление, в связи с которым требуется выдача, совершено на территории запрашиваемой стороны. В случае отказа в выдаче запрашивающая сторона должна быть проинформирована об основаниях отказа. Если лицо, выдача которого требуется, привлечено к уголовной ответственности или осуждено за другое преступление на территории запрашиваемой стороны, его выдача может быть отсрочена до прекращения преследования, приведения приговора в исполнение или до освобождения от наказания. Если требования о выдаче поступят от нескольких государств, запрашиваемая сторона самостоятельно решает, какое из этих требований должно быть удовлетворено. Устанавливаются также пределы уголовного преследования выданного лица. К примеру, без согласия запрашиваемой стороны выданное лицо нельзя привлечь к уголовной ответственности или подвергнуть наказанию за совершенное до его выдачи преступление, за которое оно не было выдано. Без согласия запрашиваемой стороны лицо не может быть выдано также третьему государству. Вместе с тем такого согласия не требуется, если выданное лицо до истечения одного месяца после окончания уголовного производства, а в случае осуждения — до истечения одного месяца после отбытия наказания или освобождения от него не покинет территорию запрашиваемой стороны или если оно туда добровольно возвратится. В этот срок не засчитывается время, в течение которого выданное лицо не могло покинуть территорию запрашивающей стороны не по своей вине. Запрашиваемая сторона уведомляет запрашивающую о месте и времени выдачи. Если запрашивающая сторона не примет лицо, подлежащее выдаче, в течение 15 дней после установленной даты передачи, это лицо должно быть освобождено из-под стражи. Стороны информируют друг друга о результатах производства по уголовному делу против выданного им лица. По просьбе может высылаться копия окончательного решения. Положения Конвенции СНГ 1993 г. также относятся к выдаче для приведения приговора в исполнение за деяния, которые в соответствии с законодательством запрашивающей и запрашиваемой сторон являются наказуемыми и за совершение которых лицо, выдача которого требуется, было приговорено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев или к более тяжкому наказанию. Главами государств СНГ 28 марта 1997 г. был подписан протокол о дополнении этой Конвенции. Согласно его положениям правоохранительные органы государств—участников Конвенции получат возможность сноситься друг с другом не только через свои центральные органы, как это предусмотрено в нынешней редакции Конвенции, но и через территориальные органы и другие структурные подразделения. Такой порядок направлен на повышение оперативности взаимодействия правоохранительных органов государств—участников Конвенции 1993 г.
В 1983 г. была заключена в рамках СЕ Конвенция о передаче осужденных лиц. Согласно этой Конвенции лицо, осужденное на территории одной стороны, может быть передано на территорию другой стороны для отбывания назначенного ему наказания. С этой целью осужденное лицо может выразить государству вынесения приговора или государству исполнения приговора свое желание быть переданным в соответствии с положениями Конвенции. С запросом о передаче осужденного лица может обратиться как государство вынесения приговора, так и государство исполнения приговора. Конвенция регламентирует вопросы условий передачи, содержания и формы запросов и ответов, последствий передачи осужденного лица для запрашиваемого и запрашивающего государства и др. В доктрине международного права обсуждается проблема разработки специальной многосторонней конвенции о преступлениях международного характера либо создания международного уголовного кодекса. В частности, Ассоциация международного права уделяет ей много внимания[143]. Указанные международно-правовые акты призваны кодифицировать нормы по пресечению и наказанию преступлений такого рода. Параллельно с этой работой идет процесс создания Международного уголовного суда. В марте 1996 г. в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке состоялось заседание первой сессии подготовительного комитета по его созданию, в которой приняла участие и делегация Украины. Планируется, что Международный уголовный суд как постоянно действующий орган в области криминальной юстиции будет способствовать укреплению принципа неотвратимости наказания за совершенные преступления. Некоторые юристы-международники (И.П. Блищенко, Г.В. Игнатенко, И.И. Лукашук, В.П. Панов и др.) полагают, что в международном публичном праве уже сформировалась новая отрасль — международное уголовное право[144]. На самом деле международное уголовное право является пока складывающейся отраслью международного права, а не окончательно сформировавшейся. Не разработан еще кодифицирующий международно-правовой акт в этой сфере международных отношений, не функционирует Международный уголовный суд. При этом имеются необходимые предпосылки для ускоренного завершения процесса формирования новой отрасли международного права — международного уголовного права.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 436; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.63.236 (0.01 с.) |