Реализация принципа мирного разрешения международных споров посредством международных организаций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реализация принципа мирного разрешения международных споров посредством международных организаций



В ООН проблемой мирного разрешения споров занимаются прежде всего три главных органа: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности и Международный Суд.

Согласно ст. ст. 11, 12, 14 и 35 Устава ООН Генеральная Ассамблея может принимать резолюции по мирному разрешению международных споров, если они не переданы на рассмотрение Совета Безопасности ООН.

Как уже отмечалось, главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности в рамках ООН несет Совет Безопасности (п. 1 ст. 24 Устава). В связи с этим данный орган обладает наиболее широкими полномочиями по мирному урегулированию международных споров в соответствии с положениями Главы VI Устава ООН (см. § 3 наст. гл.). Необходимо отметить, что резолюции Совета Безопасности ООН по мирному разрешению международных споров носят рекомендательный характер для спорящих сторон.

Генеральный секретарь ООН также имеет определенные полномочия в рассматриваемой области. Так, в соответствии со ст. 99 Устава ООН Генеральный секретарь имеет право доводить до сведения Совета Безопасности информацию по любым вопросам, которые, по его мнению, могут представлять угрозу миру и безопасности, т. е. о международных спорах соответствующего характера. Генеральный секретарь ООН и его специальные представители неоднократно участвовали с миссией добрых услуг и посредничества в процессе мирного разрешения международных споров и конфликтных ситуаций, угрожавших международному миру и безопасности. Например, в 1962 г. Генеральный секретарь ООН У Тан оказал добрые услуги и посредничество с целью мирного разрешения Карибского кризиса, грозившего перерасти в ядерный конфликт.

Согласно Уставу ООН Совет Безопасности должен поощрять мирное разрешение международных споров посредством региональных соглашений и региональных организаций (п. 1 ст. 52).

Учредительные документы региональных организаций содержат положения по мирному разрешению споров между государствами-членами.

Так, одним из принципов деятельности Лиги арабских государств (ЛАГ) является принцип мирного урегулирования международных споров, которому посвящены ст. ст.5, 6, 7 и 19 Пакта ЛАГ. В соответствии с Пактом функции по мирному разрешению споров возлагаются на Совет Лиги — высший орган данной региональной организации. Совет может выступить с предложением оказания добрых услуг спорящим сторонам, а также осуществлять функции арбитража. Однако Совет не может принимать “обязательных и окончательных решений по таким важным спорам, которые затрагивают независимость, суверенитет и территориальную целостность государств”, т. е. в этих случаях можно обращаться к иным, помимо Совета Лиги, мирным средствам.

В Уставе Организации американских государств (ОАГ) и Боготском договоре 1948 г. предусмотрены такие средства мирного разрешения споров, как добрые услуги, посредничество, расследование, примирение и арбитражное разбирательство, а также подробно регламентирована процедура их осуществления (ст. ст. 84 — 89 Устава ОАГ). Основные полномочия в данной области принадлежат двум главным органам ОАГ: Постоянному совету и Консультативному совещанию министров иностранных дел. Постоянный совет правомочен создавать арбитражный суд без участия стороны в споре. В рамках ОАГ действует Межамериканская комиссия по урегулированию споров мирными средствами в качестве вспомогательного органа Постоянного совета.

В ст. 3 Хартии Организации африканского единства (ОАЕ) зафиксированы принципы этой региональной организации, в частности, принцип мирного урегулирования споров между государствами—членами. Средствами реализации данного принципа должны служить переговоры, посредничество, примирение и арбитраж. Проблемой мирного разрешения споров занимается высший орган ОАЕ — Ассамблея глав государств и правительств, а также Совет министров и Комиссия по посредничеству, примирению и арбитражу.

Комиссия является одним из основных уставных органов ОАЕ. В соответствии со ст. 19 Хартии ОАЕ Протокол, регламентирующий деятельность Комиссии, составляет неотъемлемую часть Хартии. Комиссия правомочна решать любые споры между государствами—членами ОАЕ при условии, что спор передан на ее рассмотрение совместно спорящими сторонами или Ассамблеей либо Советом министров. Комиссия также может выступать в качестве посредника, примирительной комиссии и арбитража.

Африканские государства используют возможности Ассамблеи и Совета министров для разрешения пограничных споров и территориальных конфликтов. Так, Совет министров выносил резолюции по мирному разрешению пограничных споров между Алжиром и Марокко, Сомали и Кенией, Эфиопией и Сомали.

В уставных документах СНГ, ОБСЕ, Совета Европы и Европейского Союза также содержатся положения по мирному разрешению международных споров, которые будут рассмотрены ниже.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.28.50 (0.004 с.)