История формирования права вооруженных конфликтов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История формирования права вооруженных конфликтов



На современном этапе развития международного права, который начался

24 октября 1945 г., т. е. с момента вступления в силу Устава ООН, впервые в истории международных отношений агрессивная война объявлена вне закона. Однако ныне, как и в течение всей предшествующей истории человеческой цивилизации, война, к сожалению, остается неотъемлемым атрибутом межгосударственных отношений. Правда, не может не вызывать удовлетворения тот факт, что уже более 50 лет человечество не знает ужасов мировых войн.

Общепризнанно, что война — самый жестокий и варварский способ решения межгосударственных противоречий. Поэтому еще с древности народы начали предпринимать попытки внесения элементов гуманизма при ведении войн, что нашло воплощение в законах и обычаях войны. Так, по древнеиндийским Законам Ману считалось недопустимым во время войны убивать стариков, детей и женщин, а также парламентеров, лиц, сдавшихся в плен, и раненых. Не подлежали захвату и уничтожению храмы и другие культовые сооружения и их хранители. В Законах Ману (VII. 90) содержалось правило: “Когда (воин. — Л.Т.) сражается с врагами, пусть не убивает врага ни вероломным оружием, ни зубчатыми стрелами, ни ядовитыми, ни имеющими наконечники, раскаленные в огне”[153]. Однако эти правила часто нарушались.

Основатель науки международного права Гуго Гроций в своем главном труде “О праве войны и мира” (1625 г.) отмечал необходимость “смягчения” права войны. Он категорически возражал против такого способа ведения войны, как опустошение страны. В конце своей книги Гроций обращается с призывом к добросовестности и миролюбию.

Французский философ и правовед Монтескье (1689 — 1755 гг.) писал, что народы должны делать во время мира как можно больше добра друг другу, а во время войны — как можно меньше зла.

По мере совершенствования средств и методов ведения военных действий возникла необходимость разработки и принятия международно-правовых актов, регламентирующих правила войны.

К числу первых таких актов относятся Женевская конвенция о защите раненых и больных во время войны 1864 г., Петербургская декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868 г. и 13 Гаагских конвенций о законах и обычаях войны 1899 и 1907 гг. (О законах и обычаях сухопутной войны, Об открытии военных действий, О правах и обязанностях нейтральных держав в сухопутной войне, Об установке автоматических контактных подводных мин, О бомбардировке морскими силами во время войны и др.).

Имея неоспоримое прогрессивное значение, Гаагские конвенции 1899 и 1907 гг. содержали и недостаток в форме оговорки всеобщности (clausula si omnes), означавшей, что положения конвенций имели обязательную силу лишь для договаривающихся государств и только в том случае, если воюющие стороны в ней участвуют. Данная оговорка в значительной мере снижала эффективность норм, содержавшихся в Гаагских конвенциях 1899 и 1907 гг. В дальнейшем указанная оговорка в договорах подобного рода не применялась.

Вторая мировая война привела к невиданному до нее кровопролитию, горю и страданиям, что обусловило острую необходимость совершенствования законов и обычаев войны. В 1949 г. были приняты четыре Женевские конвенции о защите жертв войны: об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях; об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море; об обращении с военнопленными; о защите гражданского населения во время войны. Данные конвенции на основе опыта Второй мировой войны определили правовой режим гражданского населения в районах международных вооруженных конфликтов, признали за партизанами статус воюющей стороны (комбатантов), запретили уничтожение частной собственности, государственного и общественного имущества, не обусловленное военной необходимостью.

В 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г. были приняты два Дополнительных протокола. Протокол I касается защиты жертв международных вооруженных конфликтов, а Протокол II направлен на защиту жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера. Дополнительный протокол I расширил сферу применения положений Женевских конвенций 1949 г., распространив их на войны, посредством которых “народы ведут борьбу против колониального господства и иностранной оккупации и против расистских режимов в осуществление своего права на самоопределение...” (п. 4 ст. 1).

Дополнительный протокол II касается защиты жертв вооруженных конфликтов, происходящих на территории какого-либо государства—участника между его вооруженными силами и антиправительственными вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью его территории, что позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия и применять данный Протокол (п. 1 ст. 1). Другими словами, положения этого Протокола распространяются на внутренние вооруженные конфликты.

Дополнительный протокол II не применяется к случаям нарушения внутреннего порядка и возникновения обстановки внутренней напряженности таким, как беспорядки, отдельные и спорадические акты насилия и иные акты аналогичного характера, поскольку таковые не являются вооруженными конфликтами (п. 2 ст. 1).

Важными международными соглашениями в этой области также являются Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г.; Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 г.; Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г.; Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие, 1981 г. и три протокола к ней; Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 г.

Важную роль в деле ограничения и запрещения недозволенных методов ведения войны играют Уставы Международных военных трибуналов в Нюрнберге и Токио 1945 г. и Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г.

В развитии законов и обычаев ведения войны активно участвовали и продолжают участвовать международные организации как межправительственные, так и неправительственные: Лига Наций, ООН, Международный Комитет Красного Креста, Лига обществ Красного Креста, Институт международного права, Ассоциация международного права и др.

В доктрине международного права сложилось мнение, что международно-правовые нормы, устанавливающие законы и обычаи войны, образуют самостоятельную отрасль международного права — право вооруженных конфликтов[154]. Ее базис составляют как основные принципы международного права, так и отраслевые принципы гуманности; ограничения средств и методов ведения войны; защиты прав участников вооруженных конфликтов, а также гражданского населения; уважения нейтралитета.

Отраслевые принципы права вооруженных конфликтов представляют собой основополагающие правила поведения воюющих сторон. Они имеют общий характер и распространяются на всю область вооруженной борьбы, а также образуют морально-правовую основу для конкретных норм данной отрасли. Последние направлены на регулирование поведения воюющих сторон в конкретных ситуациях.

В доктрине международного права встречается понятие “международное гуманитарное право” в качестве названия данной отрасли международного права. Однако более целесообразной представляется классификация международного гуманитарного права как подотрасли права международных конфликтов, чьи нормы призваны защищать права и интересы в период военных действий. Доктрина и практика современного международного права свидетельствуют о том, что рассматриваемую отрасль правильнее именовать “правом вооруженных конфликтов”, поскольку она включает в себя не только гуманитарные нормы, но и общие правила ведения военных действий, имеющих существенное значение в военное время.

Объектом регулирования данной отрасли международного права выступают отношения, складывающиеся между субъектами международного права в ходе вооруженных конфликтов.

В связи с тем, что современное международное право — это право мира, термин “война” используется в доктрине и международной практике редко. Вместо него употребляется понятие “вооруженный конфликт”. Так, в Женевских конвенциях 1949 г. используются преимущественно термины “международный вооруженный конфликт” и “немеждународный вооруженный конфликт”.

Под первым термином понимается вооруженное столкновение между субъектами международного права, например, государствами или государством (метрополией) и национально-освободительным движением. Немеждународный вооруженный конфликт означает столкновение с применением оружия между организованными антиправительственными группами и вооруженными силами правительства в пределах определенного государства. Иногда вооруженные столкновения такого рода перерастают в международный вооруженный конфликт, т. е. происходит интернационализация внутреннего вооруженного конфликта. В публицистике немеждународные вооруженные конфликты именуются гражданскими войнами.

Проблема классификации вооруженных конфликтов на международные и немеждународного характера имеет немало теоретических и практических вопросов, связанных с распространением на них норм международного права. Многие юристы-международники отмечают необходимость выработки единообразных подходов к решению этой проблемы с целью обеспечения эффективной защиты прав воюющих сторон и гражданского населения во время вооруженных конфликтов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.20.56 (0.008 с.)